Научная статья на тему 'Анализ сегментной отчетности'

Анализ сегментной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / АНАЛИЗ / РЕЙТИНГ / МЕТОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Н.А., Шарипова Л.И.

Статья посвящена сегментному анализу как составной части управленческого анализа. В статье рассматривается информационная база анализа деятельности сегментов, выявляются проблемы по ее формированию и даются предложения по совершенствованию показателей сегментной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ сегментной отчетности»

УДК 657 (07)

АНАЛИЗ СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Н. А. ЕРМАКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: naermakova@yandex. ru Камская государственная инженерно-экономическая академия

Л. И. ШАРИПОВА,

ведущий специалист E-mail: nuriahmetovali@mail. ru Финансово-бюджетная палата Сармановского муниципалъногорайона, Республика Татарстан

Статья посвящена сегментному анализу как составной части управленческого анализа. В статье рассматривается информационная база анализа деятельности сегментов, выявляются проблемы по ее формированию, и даются предложения по совершенствованию показателей сегментной отчетности.

Ключевые слова: сегмент, анализ, рейтинг, метод, эффективность, деятельность, показатель, отчетность.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью управленческого анализа изучаются тенденции развития, вырабатывается экономическая стратегия, исследуются факторы изменения результатов деятельности организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства и продаж.

Пользователи отчетности диверсифицированных, многоотраслевых предприятий, имеющих

широкую географию рынков сбыта, сталкиваются с проблемой оценки влияния отдельных направлений бизнеса на результаты деятельности организации в целом. Поэтому в международной и отечественной практике учета предусмотрены требования по раскрытию информации в разрезе отдельных сегментов. Значимость такой информации определяется тем, что уровень риска по различным видам продуктов, географическим зонам или наиболее крупным покупателям может значительно различаться.

Зачастую руководство компании стремится скрыть неэффективные или убыточные направления деятельности за счет прибыли, получаемой от других структур или подразделений предприятия. Акционеры, не участвующие в процессе управления, не получают полной информации, а следовательно, отсутствует уверенность в эффективном управлении компанией.

Благодаря внешней сегментарной отчетности можно определить, насколько разумно управляющие распределяют доступные ресурсы по хозяйственным или географическим сегментам. В связи с этим появляется необходимость в анализе доходов и расходов,

финансовых результатов, денежных потоков, рентабельности в разрезе отдельных сегментов.

Авторам представляется, что анализ деятельности сегментов является составной частью управленческого анализа. Однако общепринятой, устоявшейся методики анализа сегментной отчетности не существует. Предлагается алгоритм сегментного анализа, информационной базой которого должна выступать сегментная отчетность.

Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить два направления:

- анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации;

- анализ отчетной информации в разрезе географических сегментов деятельности организации.

Задачами анализа отчетности по сегментам являются:

- оценка количественных критериев признания отчетных операционных и географических сегментов;

- предоставление аналитической информации для внешних пользователей об активах, доходах и расходах, финансовых результатах сегментов организации;

- предоставление аналитической информации об эффективности, рентабельности деятельности исследуемого сегмента и изменениях за определенные периоды времени;

- предоставление сравнительной аналитической информации по сегментам, выявление рейтинга и приоритетности сегментов;

- анализ влияния показателей деятельности сегментов на результативные показатели компании в целом;

- оценка различных рисков деятельности сегментов и прогнозирование будущих результатов деятельности сегментов и компании в целом.

Расчет количественных критериев для идеи

Анализ отчетной информации в разрезе операционных и географических сегментов деятельности организации проводится на основе учетно-отчетных данных о доходах от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Однако большинство российских предприятий не публикуют данные по своим сегментам, считая это конфиденциальной информацией. Поэтому основным показателем для сегментного анализа является учетный показатель выручки от продаж.

Рассмотрим методику анализа деятельности сегментов на примере предприятия, специализирующегося на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий. Такой анализ следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

Оценку количественных критериев признания отчетных операционных сегментов произведем по выручке. Расчет приведен в табл. 1.

Из анализа данных табл. 1 следует, что выделенные ранее все сегменты по качественным критериям соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10 % от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75 % всей выручки организации. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.

Для большинства предприятий имеется возможность по учетным данным идентифицировать для каждого операционного сегмента только выручку от продаж, поэтому становится возможным провести динамический и структурный анализ и рассчитать следующие основные показатели де-

Таблица 1

|)икации отчетных операционных сегментов

Отчетный сегмент Выручка от продаж Соответствие критерию отбора

Ткс. руб. %

Хгод Угод Хгод Угод Хгод Угод

Хлебобулочные изделия 382 689,74 401 811,27 29,42 29,2 + +

Кондитерские изделия 703 655,34 738 814,28 54,09 53,69 + +

Продукты из зерна 148 137,97 155 539,85 11,39 11,3 + +

Выручка по сегментам, всего 1 234 483,05 1 296 165,4 94,9 94,19 + +

Выручка по предприятию, всего 1 300 981 1 375 986 100 100 - -

ятельности сегмента: динамику выручки от продаж сегмента; удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом. Динамика выручки от продаж сегментов предприятия приведена в табл. 2.

По данным анализа видно, что выручка по продаже хлебобулочных и кондитерских изделий, а также по продаже продуктов из зерна в У году возросла по сравнению с X годом, причем в одинаковом размере.

Удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом приведен в табл. 3.

Из анализа данных табл. 3 видно, что по сегментам первого уровня наибольший удельный вес в У году в структуре выручки принадлежит кондитерским изделиям, он составляет 53,69%, а наименьший удельный вес составляют продукты ихзерна— 11,3%.

При возможности идентификации в разрезе сегментов расходов, балансовой стоимости активов, общей величине капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационных отчислений по ним и обязательств организации становится возможным рассчитать следующие показатели:

— динамику абсолютных показателей расходов и финансового результата сегмента;

— удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом и его изменение;

— рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее изменение;

— динамику изменения относительного показателя сегмента: расходов на один рубль выручки. На взгляд авторов, если в отчетности по каждому операционному сегменту выделить величину активов, обязательств и других показателей, имеется возможность в дополнение к ранее перечисленным показателям рассчитать и проанализировать в динамике следующие показатели:

— удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации и распределенных между сегментами активов;

— аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;

— оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);

— рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетныхгеографическихсегментов [2].

Оценка количественных критериев признания отчетных географических сегментов приведена в табл. 4.

Таблица 2

Динамика выручки от продаж сегментов предприятия, тыс. руб.

Операционный сегмент Сумма выручки, Абсолютное изменение Темп роста, %

Хгод Угод

Хлебобулочные изделия 382 689,74 401 811,27 19 121,53 105

Кондитерские изделия 703 655,34 738 814,28 35 158,94 105

Продукты из зерна 148 137,97 155 539,85 7 401,88 105

Выручка по предприятию, всего 1 300 981 1 375 986 75 005 105,77

Анализ структуры выручки предприятия

Операционный сегмент Хгод Угод Структурные изменения

Сумма, тыс. руб. Цельный вес, % Сумма, тыс. руб. ЭДельныйвес, %

Хлебобулочные изделия 382 689,74 29,42 401 811,27 29,2 -0,21

Кондитерские изделия 703 655,34 54,09 738 814,28 53,69 -0,39

Продукты из зерна 148 137,97 11,39 155 539,85 11,3 -0,08

Выручка по предприятию, всего 1 300 981 100 1 375 986 100 0

Таблица 3

Таблица 4

Расчет количественных критериев для идентификации отчетных географических сегментов

Отчетный сегмент Выручка от продаж Соответствие критерию отбора

Ткс. руб. %

Хгод Угод Хгод Угод Хгод Угод

Казань 188 756,08 191 962,04 15,09 14,81 + +

Москва 126 988,87 130 912,67 10,15 10,1 + +

Набережные Челны 298 945,07 314 968,1 23,89 24,3 + +

Оренбург 127 832,98 134 023,46 10,22 10,34 + +

Пермь 130 121,65 130 912,67 10,4 10,1 + +

Уфа 125 208,34 132 208,83 10,01 10,2 + +

По всем сегментам, всего 1251219 1 296 165 96,18 94,2 + +

По предприятию, всего 1 300 981 1 375 986 100 100 + +

Анализ данных табл. 4 показывает, что доля выручки от продаж каждого географического сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом. Таким образом, выделенные сегменты деятельности организации следует признать как отчетные.

По мнению авторов, анализ географических сегментов сводится к динамической и структурной оценке показателей, определенных для операционных сегментов. Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого географического сегмента в общие результаты деятельности организации. Приведем пример анализа динамики и структуры выручки от продаж географических

сегментов исследуемого предприятия. Динамика выручки от продаж географических сегментов предприятия приведена в табл. 5.

Данные анализа по темпам роста продаж на географических сегментах позволяют выявить активно растущие рынки: г. Набережные Челны, г. Уфа; и медленно растущие — г. Казань.

Удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом приведен в табл. 6.

Анализ данных табл. 6 свидетельствует о том, что по сегментам первого уровня наибольший удельный вес в У году в структуре выручки принадлежит городам Набережные Челны и Казань, он составляет 22,89 % и 13,95 соответственно, а наименьший

Таблица 5

Динамика выручки от продаж географических сегментов предприятия

Операционный сегмент Сумма выручки, тыс. руб. Абсолютное изменение Темп роста, %

Хгод Угод

Казань 188 756,08 191 962,04 3 205,96 101,7

Москва 126 988,87 130 912,67 3 923,8 103,09

Набережные Челны 298 945,07 314 968,1 16 023,03 105,36

Оренбург 127 832,98 134 023,46 6 190,48 104,84

Пермь 130 121,65 130 912,67 791,02 100,61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уфа 125 208,34 132 208,83 7 000,49 105,59

По всем сегментам, всего 1251219 1 296 165 4 4946 103,59

По предприятию, всего 1 300 981 1 375 986 75 005 105,77

Анализ структуры выручки предприятия по географическим сегментам

Отчетный сегмент Хгод Угод Структурные изменения,%

Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

Казань 188 756,08 14,51 191 962,04 13,95 -0,56

Москва 126 988,87 9,76 130 912,67 9,51 -0,25

Набережные Челны 298 945,07 22,98 314 968,1 22,89 -0,09

Оренбург 127 832,98 9,83 134 023,46 9,74 -0,09

Пермь 130 121,65 10 130 912,67 9,51 -0,49

Уфа 125 208,34 9,62 132 208,83 9,61 -0,02

По предприятию, всего 1 300 981 100 1 375 986 100 0

Таблица 6

удельный вес составила выручка от реализации продукции в городах Москва и Пермь— 9,51 %,причем наметилась тенденция снижения этого показателя по сравнению с предыдущим годом.

Анализ эффективности деятельности каждого сегмента следует проводить на основе расчета следующих показателей:

— рентабельность продаж по чистой прибыли;

— коэффициент оборачиваемости активов;

— рентабельность активов;

— фондоотдача и фондорентабельность, т. д. По этим показателям можно провести факторный анализ для установления влияния факторов на результаты деятельности предприятия.

Для оценки эффективности функционирования сегментов предприятия предлагаем использование комплексного рейтингового показателя, рассчитываемого методом расстояний на основе приведенных коэффициентов. Основой метода расстояний является учет близости объектов по сравниваемым показателям к объекту-эталону. Расчет рейтинга сегментов обобщил бы результаты проведенного анализа и помог бы определить, для какого сегмента характерна наибольшая эффективность. Для расчета используем методику, которую предложил профессор А. Д. Шеремет [3].

Предположим, предприятие имеет три операционных сегмента: ОС 1, ОС2 и ОСЪ. По данным аналитического учета получены данные, которые приведены в табл. 7.

Формулы для расчета этих показателей имеют

вид:

Л = ^,

п В

где Рп — рентабельность продаж; Пч — чистая прибыль; В — выручка.

К -

лоб.а _ ^ ■>

Ц

где Коб а — коэффициент оборачиваемости активов;

С — стоимость активов.

л = ^,

' с,

где Ра — рентабельность активов.

П

ФР =

С '

где ФР—фондорентабельность;

Сос — стоимость основных средств.

ФО = —,

где ФО — фондоотдача.

Основываясь на имеющейся информации, произведем расчет фактических показателей анализируемого предприятия (табл. 8).

Расчет рейтинга производится в виде последовательности следующихдействий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (ау), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (/ = 1, 2, 3,..., я), а по столбцам — номерасегментов (/= 1, 2, 3,..., т).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного сегмента (т + 1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного сегмента по формуле

x =

тах а..

(1)

где х.. — стандартизированные показатели г-го

сегмента.

Исходные данные для расчета показателей, тыс. руб.

Таблица 7

a

Показатель ОС1 ОС! осз Итого по предприятию

Доходы от продажи продукции 1 ООО 2 000 3 000 6 100

Чистая прибыль 500 1200 1 600 3 100

Общая величина активов 5 000 11 000 15 100 35 200

Общая стоимость основных средств 1 500 3 100 4 700 12 000

Таблица 8

Результаты расчетов показателей по сегментам

Показатель ОС1 ОС! ОСЗ Итого по предприятию

Рентабельность продаж 50 60 50,82 50,82

Коэффициент оборачиваемости активов 0,2 0,18 0,2 0,17

Рентабельность активов 10 10,91 10,6 8,81

Фондорентабельность 33,33 38,71 34,04 25,83

Фондоотдача 0,67 0,65 0,64 0,51

4. Для каждого анализируемого сегмента значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

R =

_ Х[ ^ )2 + (1 _ Х2 ^ )2 +... + (1 _ Xnj )2 s (2)

где R. — рейтинговая оценка дляу-го сегмента;

Xlj , X2 j >

..,x — стандартизированные показа-

телиу-го анализируемого сегмента.

5. Предприятия упорядочиваются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет сегмент с минимальным значением рейтинговой оценки [3].

Исходные данные для расчета приведены в табл. 9.

Стандартизированные показатели сегментов, рассчитанные по формуле (1), приведены в табл. 10.

Произведем расчет значения рейтинговой оценки каждого сегмента по формуле (2).

Значение рейтинговой оценки первого сегмента равно

R0Cl =yj (1 - 0,83)2 + (1 -1)2 + (1 - 0,92)2 + (1 - 0,86)2 + (1 -1)2 = 0,0549.

Значение рейтинговой оценки второго сегмента равно

Roc 2 (1 -1)2 + (1 - 0,91)2 + (1 -1)2 + (1 -1)2 + (1 - 0,96)2 = 0,0097.

Значение рейтинговой оценки третьего сегмента равно

Roc 3 = л/ (1 - 0,85)2 + (1 - 0,99)2 + (1 - 0,97)2 + (1 - 0,88)2 + (1 - 0,95)2 = 0,0404.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что наивысший рейтинг имеет второй сегмент, а наименьший — первый сегмент. Следовательно, определяем, что для второго сегмента характерна наибольшая эффективность.

Для проведения анализа по вышеприведенной методике необходимо наличие ряда показателей, таких как чистая прибыль сегмента, активы, стоимость основных средств. На взгляд авторов, существуют два метода определения этих показателей: метод распределения по единой базе и ведение

детального учета на аналитических счетах. Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами зависят от ряда факторов: природы этих статей; деятельности, осуществляемой сегментом; относительной автономности данного сегмента. По мнению авторов, невозможно определить единый базис распределения общих показателей по всем сегментам, который должен быть принят всеми предприятиями. Полагаем, что наиболее приемлемой базой для распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами могла бы считаться выручка от реализации. На взгляд авторов, используя этот метод, невозможно получить точные значения приведенных показателей, так как имеется зависимость от базы распределения — изменив базу, мы получим иной результат.

Второй предложенный метод предполагает совершенствование бухгалтерского учета на предприятии, а именно, использование аналитических счетов, которые обеспечили бы ведение более детального учета. Для отражения выручки от реализации продукции каждым сегментом в рабочем плане счетов к субсчету 1 «Выручка» счета 90 «Продажи» предлагаем открыть следующие аналитические счета: 90-1-Х. У., где X — аналитика сегмента первого уровня, У — аналитика сегмента второго уровня. Налог на добавленную стоимость предлагаем учитывать на аналитических счетах 90-3-Х. У., где X и У определяются аналогично первому случаю. Для отражения финансового результата, полученного каждым сегментом от реализации готовой продукции в рабочем плане

Таблица 9

Матрица исходных данных для расчета комплексной оценки

Показатель ОС1 ОС! ось Эталонный сегмент

Рентабельность продаж 50 60 50,8197 60

Коэффициент оборачиваемости активов 0,2 0,1818 0,1987 0,2

Рентабельность активов 10 10,9091 10,596 10,9091

Фондорентабельность 33,33 38,7097 34,0426 38,7097

Фондоотдача 0,67 0,6452 0,6383 0,67

Таблица 10

Стандартизированные показатели сегментов

Показатель ОС1 ОС! ОСЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельность продаж 0,83 1 0,85

Коэффициент оборачиваемости активов 1 0,91 0,99

Рентабельность активов 0,92 1 0,97

Фондорентабельность 0,86 1 0,88

Фондоотдача 1 0,96 0,95

счетов, к счету 99-1 «Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль) предлагаем открыть аналитический счет 99-1-Х. У. Активы сегмента включают в себя запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, основные средства, нематериальные активы, задолженность по займам, инвестиции и другие доходные статьи.

Для сбора информации по этим объектам учета предлагаем открыть аналогичную приведенной аналитику к следующим счетам: 10-01 «Сырье и материалы», 62-01 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 62-01 «Расчеты по авансам полученным», 50-01-1 «Касса БКК», 50-01-1 «Касса хлебокомбината», 01-01 «Основные средства в организации», 04-01 «Нематериальные активы в организации» и др. Обязательства отчетного сегмента состоят из кредиторской задолженности поставщикам, авансовых поступлений, начисленных обязательств. Для отражения этой информации следует открыть аналитику к счетам 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 60-01 «Расчеты по авансам выданным» и др. Вложения во внеоборотные активы по каждому сегменту предлагаем учитывать на счетах 08-4-Х. У. Для сбора информации о величине амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам предлагаем открыть следующие аналитические счета: 02-01-Х.

Список литературы

У (к счету 02-01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01»), 05-Х. У к счету «Амортизация нематериальных активов».

Источниками анализа также могут явиться документы, где накапливается первичная информация: накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры, товаро-транспортые накладные, платежные поручения, карточки учета материалов, лимитно-заборные карты, акты приема-передачи основных средств, акты о приеме оборудования, карточки учета нематериальных активов, регистры учета амортизационной премии и др.

Несмотря на то, что анализ деятельности сегмента необходим для принятия управленческих решений, немаловажным является и тот факт, что некоторыми российскими специалистами [1] сегментарная отчетность рассматривается как отрицательный фактор, способный раскрыть секретную экономическую информацию об организации, существенно повлияв, таким образом, на ее конкурентное положение на рынке. Поэтому особую актуальность приобретает определение целей и задач составления сегментарной отчетности, которые могли бы наглядно продемонстрировать реальные возможности анализа информации по сегментам, ее ценности как для внешних, так и для внутренних пользователей.

1. Кутепов А. С. Сегментарная отчетность в условиях рынка: сходства и различия требований ПБУ и МСФО//Управленческийучет. 2008. № 10.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000: приказ Минфина России от 27.01.2000 № 11н.

3. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.