Научная статья на тему 'Различные подходы к составлению бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам'

Различные подходы к составлению бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КРИТЕРИИ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободняк И.А.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам организации системы внутреннего бухгалтерского управленческого учета. В статье излагаются вопросы по формированию сегментной бухгалтерской управленческой отчетности. Рассматриваются различные критерии сегментирования и форматы сегментной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различные подходы к составлению бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам»

УДК 657.3

различные подходы к составлению бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам

И. А. СЛОБОДНЯК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, докторант

E-mail: slob. irk@mail. ru Байкальский государственный университет экономики и права

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам организации системы внутреннего бухгалтерского управленческого учета. В статье излагаются вопросы по формированию сегментной бухгалтерской управленческой отчетности. Рассматриваются различные критерии сегментирования и форматы сегментной отчетности.

Ключевые слова: внутренняя бухгалтерская отчетность; сегментная отчетность; критерии сегментирования.

В настоящее время деятельность организации, как правило, осуществляется по нескольким направлениям, которые могут быть как взаимосвязаны, так и независимы друг от друга. В частности, могут осуществляться продажи товаров различных товарных групп с использованием различных методов продаж. Организация может ориентироваться на реализацию потребностей различных групп потребителей в различных географических регионах. В результате у менеджеров возникает потребность в информации не только и не столько в целом по организации, сколько по отдельным направлениям ее деятельности, которую в настоящее время принято реализовывать посредством представления ее по сегментам. Однако методика составления сегментной отчетности (в том числе и внутренней

сегментной отчетности) до сих пор недостаточно разработана, и на практике учетные работники сталкиваются с определенными трудностями при выборе критериев сегментирования, а также при составлении отчетности (например, при распределении косвенных показателей между сегментами). Это требует углубленного изучения соответствующих вопросов.

В 1990-х гг. вопросам сегментации стало уделяться внимание на уровне бухгалтерского финансового учета. В частности, было разработано Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н, которое устанавливало правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. В соответствии с данным ПБУ информация по сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации1. При этом на уровне ПБУ 12/2000 были закреплены следующие виды информации по сегментам:

1 Пункт 5 ПБУ 12/2000.

— информация по операционному сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг;

— информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

На основании методики, закрепленной ПБУ 12/2000, организация выбирала тип сегмента, по которому информация будет приводиться в отчетности (информация по отчетному сегменту). При этом ПБУ 12/2000 требовало раскрытия информации по всем основным элементам бухгалтерской отчетности в разрезе каждого из сегментов:

— о выручке (доходах) сегмента — информация о выручке от продажи определенных товаров, от выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, а также части общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент;

— о расходах сегмента — информация о расходах по производству определенных товаров, выполнению определенных работ, оказанию определенных услуг или по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, а также части общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент;

— о финансовом результате сегмента — информация о разнице между выручкой (доходами) и расходами сегмента;

— об активах сегмента — информация об активах, которые используются для производства определенных товаров, выполнения определен-

ных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации;

— об обязательствах сегмента — информация об обязательствах, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельности организации.

В настоящее время ПБУ 12/2000 утратило силу и заменено на ПБУ 12/2010, утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н. В пункте 6 ПБУ 12/2010 указано, что в зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть:

— производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

— основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

— географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

— структурные подразделения организации.

Однако представляется, что на уровне формирования учетно-аналитической информации внутренней бухгалтерской отчетности нецелесообразно определять, какие показатели по каждому сегменту должны приводиться в соответствующих формах внутренней отчетности. Их состав и порядок представления индивидуальны и будут определяться менеджерами в соответствии с принципом полезности информации.

В международных стандартах финансовой отчетности долгое время существовал стандарт МБС (IAS) 14 «Сегментная отчетность», который устанавливал принципы представления в отчетах финансовой информации по сегментам, касающейся различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает. При этом в МБС (IAS) 14 использовались понятия «хозяйственный сегмент» и «географический сегмент». В настоящее время данный стандарт заменен стандартом МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

С точки зрения формирования учетно-анали-тической информации бухгалтерской управленческой отчетности дискуссия о необходимости составления сегментной отчетности, например по географическим сегментам, представляется нецелесообразной в свете сразу нескольких принципов формирования учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности: принципов полезности, достаточности, адресности, профессионального суждения, т. е., если для принятия решения необходимо будет использование учетно-аналитической информации, сгруппированной по географическим сегментам, то это должно быть реализовано именно на уровне бухгалтерской управленческой отчетности.

Таким образом, по мнению автора, нецелесообразно определение количественных критериев выделения отчетных сегментов, как это сделано на уровне ПБУ 12/2010 и ранее в ПБУ 12/2000, и МСФО (IFRS) 8. Менеджеры, использующие информацию бухгалтерской управленческой отчетности, самостоятельно должны определить, в разрезе каких сегментов целесообразно формирование учетно-аналитической информации внутренней отчетности. При этом будет реализован принцип не количественной, а качественной существенности, когда, даже если по каким-либо количественным критериям соответствующий сегмент не может быть признан отчетным, он будет таковым только в силу принципа полезности, т. е. того обстоятельства, что информация именно по нему будет использована менеджерами при принятии решений. Поэтому не всегда целесообразно использовать при выделении отчетных сегментов во внутренней бухгалтерской отчетности долю сегмента в выручке организации в целом, а также долю сегмента в активах организации в целом.

Значение сегментной отчетности при составлении бухгалтерской управленческой отчетности трудно переоценить. Ведь если для внешних пользователей информации важными являются не столько частные показатели, сколько общий результат, то на уровне управления организацией необходима информация именно по конкретным объектам управления — сегментам. Связано это с тем, что тенденции изменения показателей, свойственные целому, могут не подтверждаться частными тенденциями. Например, существуют

следующие данные об основных показателях, приводимых в отчете о прибылях и убытках (табл. 1).

Таблица 1

Информация о доходах и расходах по основной деятельности без разделения информации по сегментам, тыс. руб.

Показатель 2008 2009 А

Объем продаж 120 150 + 30

Себестоимость продаж 100 120 + 20

Прибыль от продаж 20 30 + 10

На основании этих данных можно сделать вывод, что предприятие успешно функционирует, поскольку возросли суммарная величина объема продаж и суммарная величина прибыли от продаж, при этом объем продаж увеличивался более быстрыми темпами (темп прироста +25 %), нежели себестоимость продаж (темп прироста +20 %), в результате чего возросла рентабельность продаж (с 16,7 до 20 %). Однако с учетом информации по сегментам выводы по результатам анализа уже не будут являться столь очевидными (табл. 2).

Таблица 2 Информация о доходах и расходах

по основной деятельности с учетом разделения информации по сегментам, тыс. руб.

Показатель 2008 2009 А

Выручка «А» 60 110 + 50

Себестоимость продаж «А» 50 70 + 20

Прибыль от продаж «А» + 10 + 40 + 30

Выручка «Б» 60 40 — 20

Себестоимость продаж «Б» 50 50 + 0

Прибыль от продаж «Б» + 10 — 10 — 20

В данном случае налицо значительное улучшение результатов функционирования по сегменту «А», которое выражается в увеличении объема продаж большими темпами, нежели увеличение себестоимости. В результате значительно увеличилась рентабельность продаж по сегменту «А» (16,7 % в 2008 г. и 36,4 % в 2009 г.). Однако по сегменту «Б» следует отметить прямо противоположные тенденции: происходит снижение объема продаж при сохранении на прежнем уровне себестоимости продаж. В результате рентабельность сократилась, и организация получила убытки по сегменту «Б». В таких условиях признать управление сегментом «Б» и

организацией в целом, эффективным вряд ли возможно. И, несмотря на то, что по двум сегментам рентабельность продаж возросла с 16,7 до 20 %, когда по одному сегменту рентабельность составляет 36,4 %, а по другому (— 25) %, то либо управление не может быть признано успешным, либо неверным является распределение показателей между сегментами.

При разработке формата бухгалтерской управленческой отчетности с учетом информации по сегментам следует помнить, что представление информации по сегментам — это всегда усложнение отчетности, снижение ее наглядности и оперативности.

Формирование сегментной бухгалтерской управленческой отчетности включает в себя несколько этапов, существование каждого из которых предопределено соответствующими принципами формирования учетно-аналити-ческой информации внутренней отчетности. Основными этапами формирования внутренней сегментной отчетности являются:

— выделение признаков, которые находятся в основе проводимого сегментирования (данный этап предопределен существованием принципов количественной оценки, качественной существенности, понятности, наглядности и аналитичности, профессионального суждения и полезности);

— сбор информации по показателям, положенным в основу проводимого сегментирования, и определение критериев сегментирования — выделение групп по значению критерия сегментирования (принципы документальности, собственной информационной базы, законченности, оперативности и технологичности);

— выделение отчетных сегментов в соответствии с выбранными критериями сегментирования (принципы законченности, понятности, наглядности и аналитичности, краткости, полезности, рациональности, принцип гибкой, но единообразной структуры);

— определение состава показателей внутренней бухгалтерской отчетности по сегменту (принципы полезности, достаточности, законченности, адресности, краткости, понятности, наглядности и аналитичности, технологичности, преемственности и сопоставимости данных, принцип гибкой, но единообразной структуры);

— классификация показателей, включенных в состав внутренней бухгалтерской сегментной отчетности: выделение прямых показателей по сегменту, которые можно непосредственно соотнести с соответствующим сегментом, и косвенных показателей по сегменту, которые должны быть распределены между сегментами в соответствии с каким-либо алгоритмом в зависимости от типа показателя (принципы оценки, технологичности, обязательной автоматизации, рациональности, профессионального суждения, собственной информационной базы);

— составление внутренней бухгалтерской сегментной отчетности в соответствии с выбранным критерием сегментирования и разработанным составом показателей по сегменту (принципы полезности, законченности, адресности, технологичности, обязательной автоматизации, оперативности, рациональности).

Основной проблемой при составлении внутренней бухгалтерской сегментной отчетности является повышение трудоемкости процесса ее формирования, что снижает оперативность формирования отчетности. Для устранения противоречия между оперативностью, стоимостью и полезностью информации предлагается формирование многоуровневой бухгалтерской управленческой отчетности. Сводная отчетность должна содержать набор показателей в целом по хозяйствующему субъекту (табл. 3).

Таблица 3

Сводная отчетность о доходах и расходах

по основному виду деятельности, тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Объем продаж 12 560 13 454 894 1,071

Себестоимость продаж 11 452 11 987 535 1,047

Валовая прибыль 1 108 1 467 359 1,324

Коммерческие расходы 232 377 145 1,625

Управленческие расходы 677 811 134 1,198

Прибыль от продаж 199 279 80 1,402

Далее выделяются сегменты, по которым формируется отчетность первого, второго и последующих уровней:

— первый уровень — сегменты являются наиболее значимыми с точки зрения возмож-

ности управляющего воздействия на них. Автор, выражая свое мнение, принципиально против случайного подхода к выделению сегментов первого уровня и случайной их последовательности. Определяющим должен быть не какой-то количественный уровень или легкость, с которой можно разделить показатели между сегментами, а возможность управляющего воздействия на сегмент. Если невозможно оказывать влияние на какой-либо сегмент или в данный момент времени основное внимание менеджеров направлено на управление иными сегментами, то приведение информации по нему нецелесообразно в бухгалтерской управленческой отчетности, составленной по сегментам2;

— второй уровень — возможность управляющего воздействия на сегменты, которые менее значимы, нежели на сегменты первого уровня и т. д.

Рассмотрим фрагмент сегментной отчетности о доходах и расходах по основному виду деятельности на примере предприятия, занимающегося розничной торговлей газетно-журналь-ной и сопутствующей продукцией. В таблицах 4 и 5 приведена сегментная отчетность первого уровня, где в качестве критерия сегментирования выбран географический признак. При этом существуют два формата подготовки такой сегментной отчетности:

— представление каждого показателя формы бухгалтерской управленческой отчетности по выбранному для сегментирования признаку, т. е. в данном случае строки табличной части отчетной формы группируются именно в разрезе определенных показателей (например, У1, V2,..., V, затем Z1, Z2,..., Т,1 и т. д., где V, Z и т. д. — это соответствующие показатели отчета о прибылях и убытках (выручка, себестоимость продаж), а 1, 2, I — это виды соответствующего признака сегментирования);

— представление полного набора показателей бухгалтерской управленческой отчетности по выбранному для сегментирования признаку, т. е. в данном случае формат информации будет следующим 1у, 1ги т. д., 2у, 22и т. д.

2 В соответствии с принципом полноты информация по соответствующему сегменту должна приводиться, но это может быть сделано в общих суммах по всем незначимым сегментам.

Таблица 4 Сегментная отчетность о доходах и расходах (первый формат), тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Объем продаж Иркутск 8 943 9 045 102 1,011

Объем продаж Братск 3 617 4 409 792 1,219

Себестоимость продаж Иркутск 7 986 8 011 25 1,003

Себестоимость продаж Братск 2 904 3 265 361 1,124

Валовая прибыль Иркутск 957 1 034 77 1,080

Валовая прибыль Братск 713 1 144 431 1,604

Таблица 5 Сегментная отчетность о доходах и расходах (второй формат), тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Иркутский филиал

Объем продаж 8 943 9 045 102 1,011

Себестоимость продаж 7 986 8 011 25 1,003

Валовая прибыль 957 1 034 77 1,080

Коммерческие расходы 131 177 46 1,351

Управленческие расходы 512 520 8 1,016

Прибыль от продаж 314 337 23 1,073

Братский филиал

Объем продаж 3 617 4 409 792 1,219

Выбор конкретного формата сегментной бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам первого уровня зависит от того, какая цель преследуется при анализе соответствующей информации.

Первый вариант используется для более наглядного представления информации, используемой при проведении сравнительного анализа по признаку сегментирования, т. е. в данном случае непосредственно друг за другом располагаются показатели выручки по первому сегменту, второму сегменту и т. д. В этом случае однородные показатели по сегментам располагаются в отчетности в непосредственной близости друг от друга.

Второй вариант используется для более наглядного представления информации, исполь-

зуемой для анализа деятельности по отдельному признаку сегментирования. В данном случае сопоставить результаты деятельности различных сегментов по какому-либо признаку сложнее, однако более наглядно представляются факторы, влияющие на прибыль от продаж по конкретному сегменту.

Сегментная бухгалтерская управленческая отчетность третьего уровня включает в себя показатели, сгруппированные одновременно по двум признакам сегментирования (например, географическому и операционному). При этом возможны несколько форматов бухгалтерской управленческой отчетности по сегментам второго уровня, которые проиллюстрируем на примере продуктовых сегментов в организации, занимающейся торговлей газетно-журнальной продукцией.

В первом формате (табл. 6) приводится законченная информация (набор показателей) сначала по одному географическому сегменту (признаку сегментирования первого порядка), затем по второму географическому сегменту и т. д. При этом данный формат оказывается более удобным для того, чтобы проанализировать структуру продаж по видовому признаку в разрезе каждого филиала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Сегментная отчетность о доходах и расходах с учетом двух признаков сегментирования, тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Иркутский филиал

Объем продаж 8 943 9 045 102 1,011

В том числе:

газеты 4 099 4 501 402 1,098

сопутствующая продукция 289 315 26 1,090

карты экспресс-оплаты 3 591 3 673 82 1,023

абонементы 512 211 — 301 0,412

табак 452 345 — 107 0,763

Себестоимость продаж 7 986 8 011 25 1,003

В том числе:

газеты 3 715 3 811 96 1,026

сопутствующая продукция 211 233 22 1,104

карты экспресс-оплаты 3 299 3 431 132 1,040

абонементы 432 287 — 145 0,664

Окончание табл.6

Показатель Январь Февраль А Темп роста

табак 329 249 — 80 0,757

Братский ф илиал

... 1 ... | ... 1 ... | ...

Во втором формате (табл. 7) один показатель отчетности первого уровня — объем продаж — представляется по двум признакам сегментирования (по географическому и продуктовому), и только затем приводится следующий показатель отчетности первого уровня — себестоимость продаж. Данный формат удобен в целом для оценки структуры продаж по хозяйствующему субъекту.

Таблица 7

Сегментная отчетность о доходах и расходах с учетом двух признаков сегментирования, тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Иркутский ф Ьилиал

Объем продаж 12 560 13 454 894 1,071

В том числе: 8 943 9 045 102 1,011

газеты 4 099 4 501 402 1,098

сопутствующая продукция 289 315 26 1,090

карты экспресс-оплаты 3 591 3 673 82 1,023

абонементы 512 211 — 301 0,412

табак 452 345 — 107 0,763

Братский филиал

Объем продаж 3 617 4 409 792 1,219

В том числе:

газеты 1 789 2 018 229 1,128

сопутствующая продукция 213 390 177 1,831

карты экспресс-оплаты 899 1 005 106 1,118

абонементы 431 509 78 1,181

табак 285 487 202 1,709

Себестоимость продаж

Третий формат (табл. 8) целесообразно использовать тогда, когда необходимо получить информацию в целом о функционировании направления бизнеса в каком-либо географическом сегменте, т. е. когда необходимо определить прибыль от продажи газет, абонементов, сопутствующей продукции и т. п. по конкретному филиалу.

Таблица 8

Сегментная отчетность о доходах и расходах с учетом двух признаков сегментирования, тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Иркутский ф Ьилиал

Объем продаж газет 4 099 4 501 402 1,098

Себестоимость продаж газет 3 715 3 811 96 1,026

Прибыль от продаж газет 384 690 306 1,797

Объем продаж абонементов 289 315 26 1,090

Себестоимость продаж абонементов 211 233 22 1,104

Прибыль от продаж абонементов 78 82 4 1,051

Четвертый формат предполагает, что каждый продаваемый вид товара представляется в группировке по конкретному показателю по всем географическим сегментам (табл. 9).

Таблица 9

Сегментная отчетность о доходах и расходах по основному виду деятельности с учетом двух признаков сегментирования, тыс. руб.

Показатель Январь Февраль А Темп роста

Объем продаж газет, Иркутск 4 099 4 501 402 1,098

Объем продаж газет, Братск 1 789 2 018 229 1,128

Себестоимость продаж газет, Иркутск 3 715 3 811 96 1,026

Себестоимость продаж газет, Братск 3214 3 451 237 1,074

В этом случае информация представляется наиболее наглядно с точки зрения сравнения результатов деятельности по какому-либо показателю (выручке, себестоимости продаж) между географическими сегментами.

Таким образом, каждый из предлагаемых форматов отчетности имеет свою направленность, что согласуется с принципом адресности бухгалтерской управленческой отчетности. При

этом во внутренних регламентах должны быть четко определены:

— сроки формирования соответствующих форм бухгалтерской управленческой отчетности каждого уровня;

— форматы бухгалтерской управленческой отчетности каждого уровня, а также направления представления соответствующих форматов;

— критерии сегментирования, положенные в основу бухгалтерской управленческой отчетности второго, третьего и т. д. уровня. При этом в качестве основных критериев представляются географические, продуктовые, организационные сегменты (сегменты по центрам ответственности, прибыли, центрам); абстрактные сегменты, представляющие сегментирование данных с использованием каких-либо абстрактных показателей, например, сегментирование с использованием результатов АВС-анализа по какому-либо параметру. Именно сегментирование с использованием результатов ЛВС-группировки, по мнению автора, представляется одним из наиболее предпочтительных вариантов сегментирования.

Важность сегментирования с использованием результатов АВС-группировки объясняется тем, что оно учитывает не просто видовые характеристики товара, но и производит структурирование с учетом определенных числовых параметров, что позволяет:

— сгруппировать активы, товары или продукцию (или иной объект, по которому приводится информация в бухгалтерской управленческой отчетности) с учетом не просто вида, но и определенных количественных характеристик, присущих соответствующему объекту и важных с точки зрения управления. Это позволит все многообразие объектов свести в несколько групп и учесть количественные характеристики, свойственные каждому объекту;

— устанавливая границы каждой из групп, определять целевые уровни, при которых объект попадет в ту или иную группу; на уровне формирования показателей отчетности учитывать цели, к которым необходимо стремиться в целях облегчения процесса принятия управленческих решений по конкретным группам.

Смысл предлагаемой схемы АВС-группиров-ки проиллюстрируем на примере информации об уровне доходов от основной деятельности — объеме продаж товаров. Суть метода состоит в том,

что все реализованные товары показываются в отчетности не по их группам, сформированным по видовому признаку, а по группам, сформированным по какому-либо одному абстрактному (реальному) наиболее важному показателю, в качестве которого могут выступать:

— абсолютные показатели, в том числе объем продаж конкретного товара в натуральном или стоимостном выражении, прибыль от продажи конкретного товара;

— относительные показатели, в том числе рентабельность продаж, затраты на 1 руб. объема продаж, доли в общем объеме продаж и в общем объеме прибыли от продаж.

Выбор показателя определяется спецификой целей и задач, стоящих на конкретном этапе перед управленческим персоналом организации.

На втором этапе выбранный абстрактный (реальный) показатель рассчитывается по каждому объекту, информация о котором должна приводиться в бухгалтерской управленческой отчетности.

На третьем этапе устанавливаются границы групп «А», «В» и «С», причем основой для их установления являются какие-либо значения абс-

трактного (реального) показателя, положенного в основу всей схемы, например:

— товары, попадающие в группу «А», должны иметь рентабельность продаж (рентабельность продукции, товара) 25 %;

— товары, попадающие в группу «В», должны иметь рентабельность продаж (рентабельность продукции, товара) 10 %, но <25 %;

— товары, попадающие в группу «С», должны иметь рентабельность продаж (рентабельность продукции, товара) <10 %.

Конкретные виды товаров группируются в указанные группы «А», «В» или «С» с учетом конкретного уровня показателя, положенного в основу АВС-анализа, в результате чего в отчетности показывается информация уже не по конкретному виду товара, а по группе товаров, объединенных одним признаком. Это сужает рамки информации бухгалтерской управленческой отчетности и ее полезность, но одновременно заставляет аналитика абстрагироваться от мелких несущественных особенностей, присущих каждому конкретному товару, а также обращать внимание на общие закономерности.

Таблица 10

Исходные данные об уровнях объема продаж, прибыли от продаж и рентабельности продаж товаров

Вид товара Объем продаж, Прибыль от продаж, Рентабельность

тыс. руб. тыс. руб. продажи продукции, %

Предшествую- Отчетный Предшествую- Отчетный Предшествую- Отчетный

щий период период щий период период щий период период

Товар-1 238 304 39 34 16,4 11,2

Товар-2 188 179 26 22 13,8 12,3

Товар-3 209 232 24 19 11,5 8,2

Товар-4 122 145 27 38 22,1 26,2

Товар-5 184 177 37 41 20,1 23,1

Товар-6 238 273 53 51 22,3 18,7

Товар-7 96 99 30 34 31,3 34,5

Товар-8 518 917 29 22 5,6 2,4

Товар-9 275 303 25 23 9,1 7,6

Товар-10 418 322 41 47 9,8 14,6

Товар-11 313 302 36 42 11,5 13,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товар-12 365 421 58 51 15,9 12,1

Товар-13 271 299 64 58 23,6 19,4

Товар-14 136 140 35 32 25,8 22,9

Товар-15 92 96 26 30 28,3 31,4

Товар-16 32 39 11 14 34,5 36,2

Товар-17 101 104 26 25 25,7 24,1

Товар-18 170 162 38 33 22,3 20,4

Товар-19 297 270 33 37 11,1 13,7

Товар-20 286 290 44 49 15,4 16,9

%

40 35 30 25 20 15 10 5 0

ф Рентабельность продаж товара —в—Нижняя граница группы «А»

Ъ Нижняя граница группы «В»

Рис. 1. АВС-сегментирование по уровню рентабельности продаж товара в предыдущем периоде

%

40 35 30 25 20 15 10 5 0

■ Рентабельность продаж товара

-Нижняя граница группы «А»

-д— Нижняя граница группы «В»

Рис. 2. АВС-сегментирование по уровню рентабельности продаж товара в отчетном периоде

Например, по результатам учета соответствующих хозяйственных операций в организации сформировался следующий массив данных об уровнях объема продаж, прибыли от продаж и рентабельности продаж конкретных товаров (табл. 10).

Если по данной организации в качестве отчетного сегмента первого уровня будет выбран вид конкретного товара, то по каждому показа-

телю отчета о прибылях и убытках необходимо будет приводить информацию по всем товарам. Поэтому только на три показателя данной формы бухгалтерской управленческой отчетности (объем продаж, себестоимость продаж и прибыль от продаж) будет приходиться по 20 строк. В таких условиях вычленить объекты, по которым необходимо в первую очередь предпринимать какое-либо управленческое воздействие, затруднительно. Представление данных в АВС-группировке позволит решить эту проблему.

Данная информация представляет собой исходный массив данных, который необходимо подвергнуть обработке. Распределим товары по группам в зависимости от уровня их рентабельности в соответствии с приведенными интервалами рентабельности (рис. 1 и 2). В данном случае максимальное управляющее воздействие должно быть направлено на группу «С», в которую в предшествующем периоде попали товары-3, 8—10, а в отчетном периоде только товары-3, 8 и 9, так как по этим товарам наблюдается наименьший уровень рентабельности.

Затем управляющее воздействие переносится на товары, отнесенные в группу «В» и т. д.

В таблице 11 представлена сегментная отчетность о доходах и прибыли по основному виду деятельности (продаже товаров), где критерием сегментирования выбрано деление товаров на группы «А», «В» и «С».

Данный формат отчетности имеет следующие преимущества:

— все три представленных в нем показателя взаимосвязаны, т. е. построение отчета с позиции

Таблица 11

Отчет о доходах и прибыли по основному виду деятельности с учетом АВС-группировки

Вид товара Объем продаж, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб. Рентабельность продажи по группе товара, %

Предшествующий период Отчетный период Предшествующий период Отчетный период Предшествующий период Отчетный период

Группа «А» 456 378 128 116 28,04 30,70

Группа «В» 2 881 3 242 479 522 16,62 16,10

Группа «С» 1 211 1 451 95 64 7,85 4,41

набора его показателей представляется теоретически обоснованным;

— данный отчет достаточно наглядно представляет не только динамику каждого показателя (объем продаж, прибыль от продаж и рентабельность продаж) по каждой группе товаров, но и наглядно представляет информацию о структуре результатов деятельности организации;

— поскольку показатель рентабельности продаж по группе товара может быть представлен мультипликативной моделью вида, то на основании этой таблицы можно провести факторный анализ влияния каких-либо двух факторов на результирующий показатель, что будет верно не для какого-либо случайного товара (может содержать в себе элемент случайности), а для целой группы, где риск случайного изменения снижается.

Однако при подобном проведении АВС-ана-лиза и сегментировании отчетности по соответствующему признаку учитываются установленные абсолютные значения того или иного показателя, в то время как важнейшим принципом формирования учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности является принцип качественной существенности, когда во главу угла ставится не какой-либо количественный параметр, а качественная характеристика. Полностью устранить количественный характер признака при проведении АВС-группировки вряд ли возможно, поскольку экономические показатели, положенные в основу подобной группировки, имеют количественное выражение. Поэтому автором предлагается для проведения АВС-сегментирования использовать не только абсолютные уровни показателя, но и установить интервалы в процентном отношении от максимально достигнутого уровня показателя.

Например, можно предложить следующие интервалы групп «А», «В» и «С»:

— товары, попадающие в группу «А», должны иметь рентабельность >80 % от уровня максимальной рентабельности, рассчитанной по всем видам товаров, реализуемых организацией;

— товары, попадающие в группу «В», должны иметь рентабельность продаж е [50 %; 80 %) от уровня максимальной рентабельности, рассчитанной по всем видам реализуемых товаров;

— товары, попадающие в группу «С», должны иметь рентабельность продаж <50 % от уровня

максимальной рентабельности, рассчитанной по всем видам реализуемых товаров.

В данном случае предлагается установление плавающих границ каждой группы, которые будут не просто зафиксированы на каком-либо уровне, но и будут учитывать результаты, достигнутые конкретной организацией в каком-либо из периодов. Если максимальная рентабельность продаж товара, рассчитанная по определенной совокупности товаров, составила 25 %, то границы каждой из групп при АВС-сегментировании будут представлены следующими значениями:

— группа «А» — Яг> 20 % (25 % х 0,8);

— группа «В» — Яге (12,5 %, 20 %);

— группа «С» — Яг< 12,5 %.

Подобная группировка позволит учесть колебания конъюнктуры рынка и не потребует частого пересмотра интервальных границ соответствующих групп. Например, в данном случае нижняя граница группы «А» в предшествующем периоде составляла 27,6 %, а нижняя граница группы «В» — 17,25 %. В отчетном периоде в связи с увеличением максимального уровня рентабельности по анализируемому массиву товаров нижняя граница группы «А» составила 28,96 %, а нижняя граница группы «В» — 18,1 %.

Выбор критерия, который может быть положен в основу АВС-сегментирования, относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. В качестве возможных вариантов можно предложить:

— абсолютные границы интервалов соответствующих групп «А», «В», «С»;

— определение нижних (верхних) границ интервала групп «А», «В», «С» с учетом максимально достигнутого уровня показателя, положенного в основу сегментирования;

— определение нижних (верхних) границ интервала группа «А», «В», «С» с учетом среднего уровня показателя, положенного в основу сегментирования.

Например, достаточно интересными представляются границы, определенные с учетом среднего значения показателя и стандартного отклонения по показателю, т. е. меры того, насколько фактические значения наблюдаемого показателя отклоняются от их среднего уровня.

ст =

ТХГХ)2

г=1

П

где ст — стандартное отклонение по выборке;

п — размер выборки;

х1 — конкретное значение г'-й переменной из

выборки;

—— среднее значение по выборке.

При этом можно предложить следующие границы интервалов:

— группа «А» включает в себя товары, у которых Яу > (Яу +ст);

— группа «В» включает в себя товары, у которых Яу е [Я -ст; Яу +ст);

— группа «С» включает в себя товары, у

которых Яу< (Яу -ст), где Л — средний уровень рентабельности продаж по совокупности.

Одним из основных недостатков подобного подхода будет являться то, что большая часть товаров попадет в группу «В», поскольку рентабельность их продаж будет принадлежать

интервалу RV е [Яу - ст; Яу +ст). Однако подобную схему формирования интервалов для сегментирования можно также модифицировать, принимая во внимание не полный уровень стандартного отклонения ст , а только какую-то его часть, на-

2 1 пример — х ст или даже — х ст , сузив тем самым

3 2 _ 2

границы группы «В» до интервала Яу е [Яу - —ст;

— 2 3 Яу + — ст) и расширив соответственно границы

групп «А» и «С». В любом случае это решение должно быть принято совместно работником, формирующим соответствующую информацию бухгалтерской управленческой отчетности, и тем, кто будет принимать решение, основанное на этой информации.

Дальнейшее развитие методики сегментирования основано не на значениях показателей, положенных в основу сегментирования, а на их динамике. Данная схема получила название XYZ-сегментирование, при этом:

— в группу «Х» должны попадать товары, отличающиеся положительной динамикой изменения показателя, положенного в основу сегментирования;

— в группу «У» должны попадать товары, отличающиеся стабильным уровнем показателя, положенного в основу сегментирования;

— в группу «2» должны попадать товары, отличающиеся отрицательной динамикой показателя, положенного в основу сегментирования.

Например, можно предложить следующие интервалы формирования групп «X», «У» и «2»:

— группа «Х» включает в себя товары, темп роста продаж которых Т > 1,2;

— группа «У» включает в себя товары, темп роста продаж которых Т е [1; 1,2);

— группа «2» включает в себя товары, темп роста продаж которых Т < 1.

Выбор границ интервалов в данном случае субъективен и зависит от конкретных условий, в которых принимается управленческое решение. Однако по данному варианту сегментирования, по мнению автора, необходимо ввести одно жесткое ограничение: в том случае, если положительным является увеличение показателя, то представляется логичным, что группа «2» должна включать в себя все товары, по которым темпы роста соответствующего показателя <1, т. е. показатель снижается. В данной ситуации при использовании ХУ2-сегментирования важным является не достигнутый уровень рентабельности, а его динамика. При этом внимание менеджера будет концентрироваться на тех товарах, по которым отмечена нежелательная динамика. Данный вариант сегментирования представляется интересным также с точки зрения того, что при этом будет существовать возможность проведения группировки с учетом динамики не одного, а нескольких показателей за один и тот же период. Для этого необходимо рассчитать интегральный индекс (темп роста), характеризующий динамику изменения нескольких показателей. Результаты расчета представлены в табл. 12.

Данные, представленные в табл. 12, позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев три достаточно важных показателя, характеризующих эффективность функционирования организации, изменялись в различных направлениях. Лишь по товарам-4, 15, 16, 20 темп роста >1, а по товарам-2, 18 темп роста <1. По всем другим товарам отмечается определенное сочетание значений, по которым были рассчитаны среднее арифметическое между индексами и среднее геометрическое между индексами.

В качестве уровней определяющих границ групп «X», «У» и «2» возьмем следующие значения:

— группа «Х» включает в себя товары, средний темп роста (Тр) трех наблюдаемых показателей по которым > 1,2;

Таблица 12

Темпы изменения показателей, принимаемых во внимание при сегментировании с учетом результатов ХК2-анализа

Вид товара Темп роста рентабельности Темп роста объема продаж Темп роста прибыли от продаж Среднее арифметическое между темпами роста Среднее геометрическое между темпами роста

Товар-1 0,683 1,277 0,872 0,944 0,913

Товар-2 0,891 0,949 0,846 0,896 0,895

Товар-3 0,713 1,110 0,792 0,872 0,856

Товар-4 1,186 1,187 1,407 1,260 1,256

Товар-5 1,149 0,964 1,108 1,074 1,071

Товар-6 0,839 1,148 0,962 0,983 0,975

Товар-7 1,102 1,028 1,133 1,088 1,087

Товар-8 0,429 1,770 0,759 0,986 0,832

Товар-9 0,835 1,102 0,920 0,952 0,946

Товар-10 1,490 0,769 1,146 1,135 1,095

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товар-11 1,209 0,965 1,167 1,114 1,108

Товар-12 0,761 1,155 0,879 0,932 0,918

Товар-13 0,822 1,102 0,906 0,944 0,936

Товар-14 0,888 1,030 0,914 0,944 0,942

Товар-15 1,110 1,040 1,154 1,101 1,100

Товар-16 1,049 1,213 1,273 1,178 1,174

Товар-17 0,938 1,025 0,962 0,975 0,974

Товар-18 0,915 0,949 0,868 0,911 0,910

Товар-19 1,234 0,908 1,121 1,088 1,079

Товар-20 1,097 1,015 1,114 1,075 1,074

— группа «Y» включает в себя товары, средний темп роста трех наблюдаемых показателей по которым е [1; 1,2);

— группа «Z» включает в себя товары, средний темп роста трех наблюдаемых показателей по которым < 1.

Установление границ при сегментировании по результатам XYZ-анализа также является субъективным. Для этого могут быть использованы те же варианты оценки границ групп, которые были использованы при сегментировании по результатам АВС-анализа, т. е. возможным является установление границ с учетом среднего значения и стандартного отклонения, с учетом доли от максимального среднего темпа роста показателя.

Результаты ABC- и XYZ-сегментирования могут быть объединены в единой табличной форме, которая представляет матрицу товаров, распределенных по соответствующим ячейкам таблицы в зависимости от сочетания группы из результатов первого сегментирования с группой, определенной по результатам сегментирования второго типа. Пример такой матрицы дан в табл. 13.

Меньше всего внимания со стороны менеджеров потребуют товары, попавшие в группу AX, а

больше всего — товары, попавшие соответственно в группу С2.

Таким образом, отчетность второго или третьего уровней, составленная с использованием для представления данных результатов сегментирования, представляется наглядной, аналитичной и достаточно простой, соответствующей всем требованиям (принципам), предъявляемым к бухгалтерской управленческой отчетности.

В качестве сегментов, информация по которым также может приводиться в различных формах бухгалтерской управленческой отчетности, являются сегменты, представляющие собой соответствующие центры ответственности. При этом сегментная отчетность разных центров ответственности может быть составлена с учетом различных признаков сегментирования. Например, сегментная отчетность, характеризующая эффективность центров затрат, может быть составлена в разрезе структурных подразделений организации, сегментная отчетность, характеризующая эффективность центров доходов — в разрезе групп товаров и т. д. Это объясняется различным набором показателей, с помощью

Таблица 13

Матрица распределения товаров с учетом сегментирования с использованием двух подходов

Группы Группа «А» Группа «В» Группа «С»

Группа «X» АХ ВХ СХ

Группа «У» AY BY CY

Группа «2» А/ В/ С/

которых оценивается эффективность различных уровней центров ответственности.

В соответствии с принципами полезности, адресности, краткости и достаточности менеджерам должен представляться не избыточный, но достаточный объем информации, которая будет использоваться при принятии управленческих решений по соответствующим центрам ответственности.

Таким образом, важным является не только то, какие показатели представляются в соответствующей форме бухгалтерской управленческой отчетности, но и как они группируются, какой формат выбран для представления соответствующей информации. При этом одной из особенностей бухгалтерской управленческой отчетности должно быть то, что она включает в себя не только абсолютные показатели, с помощью которых оцениваются различные элементы отчетности, но и относительные показатели, придающие отчетности статус аналитического

отчета. При этом каждый формат соответствующей отчетной формы должен включать в себя систему показателей, которые дают всестороннюю характеристику целого посредством раскрытия информации о его частях, взаимосвязи этих частей.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

2. Слободняк И. А Учет оборотных и внеоборотных активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

3. Толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. М.: Слово, 2007. 814 с.

4. Щукин А Л. Управленческий учет для многофилиальных лизинговых компаний на основе МСФО // Управление финансами и рисками в лизинговой компании. 2010. № 1.

X

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.