Научная статья на тему 'Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение'

Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СЕГМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушина М.А.

Современные нестабильные экономические условия, нарождающаяся в отдельных отраслях экономики конкуренция, финансовый кризис вынуждают коммерческие организации обращаться к новым технологиям управления. Целью составления и анализа сегментной отчетности становится удовлетворение информационных запросов как внутренних, так и внешних пользователей, в первую очередь потенциальных инвесторов. В статье, учитывая требования Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), раскрыты методические аспекты формирования сегментной отчетности, а также основные этапы ее анализа. Сделан вывод о том, что анализ отчетной информации, подготовленный по сегментам бизнеса, способствует принятию потенциальным инвестором адекватных текущему моменту инвестиционных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание анализа сегментной отчетности и его информационное значение»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.1

СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ

зНАЧЕНИЕ

М. А. БАХРУШИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: vakhrushina@mail. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Современные нестабильные экономические условия, нарождающаяся в отдельных отраслях экономики конкуренция, финансовый кризис вынуждают коммерческие организации обращаться к новым технологиям управления. Целью составления и анализа сегментной отчетности становится удовлетворение информационных запросов как внутренних, так и внешних пользователей, в первую очередь — потенциальных инвесторов.

В статье, учитывая требования Положения по бухгалтерскомуучету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), раскрыты методические аспекты формирования сегментной отчетности, а также основные этапы ее анализа. Сделан вывод о том, что анализ отчетной информации, подготовленный по сегментам бизнеса, способствует принятию потенциальным инвестором адекватных текущему моменту инвестиционных решений.

Ключевые слова: финансовая отчетность, бухгалтерский учет, сегмент.

Внешняя сегментная финансовая отчетность формируется публичными компаниями, чьи акции или долговые ценные бумаги находятся в свободном обращении, а также компаниями, находящимися в процессе выпуска

в обращение своих акций или долговых ценных бумаг. В первую очередь речь идет о диверсифицированных компаниях, характеризующихся разнообразием видов деятельности, отдельные подразделения которых функционируют в различных географических регионах. Финансовые результаты деятельности, инвестиционные риски, степень монополизации рынка и уровень конкурентной борьбы могут значительно различаться в зависимости от того, в какой сфере бизнеса и в каком географическом регионе функционирует данный сегмент.

Финансовому аналитику требуется как можно больше детализированной информации о различных сегментах бизнеса компании. Анализ, расчет, прогнозирование и оценка прибыли требуют, чтобы она была разбита на отдельные слагаемые, которые имеют сходные характеристики изменчивости, потенциала роста и риска. Прогнозирование прибыли требует формирования дополнительной информации о подразделениях и изделиях, ее формирующих.

С учетом названных обстоятельств для оценки рисков предпринимательской деятельности, будущих экономических выгод, а также перспектив

развития диверсифицированных компаний пользователям финансовой отчетности помимо информации, содержащейся в формах финансовой отчетности (балансе, отчете о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств и об изменениях капитала), необходимы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям.

В российском учете порядок формирования сегментарной отчетности регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденным приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н. В международной практике в настоящее время действует МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Заменив собой МБС (IAS) 14 «Сегментная отчетность», МСФО (IFRS) 8 практически полностью повторяет требования аналогичного американского стандарта, что создает предпосылки пересмотра российского ПБУ 12/2000.

Детализируя финансовую отчетность по сегментам, компания раскрывает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых ею, и различных географических районов, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

— лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;

— точнее оценить риски и прибыли компании;

— принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.

Сегментация информации означает детализацию, разбивку информации, представленной в финансовой отчетности:

— по различным типам товаров и услуг (хозяйственным сегментам);

— по различным географическим регионам, в которых работает компания (географическим сегментам).

Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в про-

ФАКТОРЫ

I_

Географические сегменты

I

Сходство экономических и политических условий.

Сходство выполняемых операций. Особые риски, связанные с операциями в данном географическом регионе; Особые правила валютного контроля. Валютные риски

Рис. 1. Факторы, учитываемые при выделении хозяйственных и географических сегментов

изводстве отдельного товара или услуги (или группы связанных товаров и услуг), подверженный рискам и прибылям, отличным от рисков и прибылей других хозяйственных сегментов.

Географический сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в производстве товаров или услуг в конкретной экономической среде и который подвержен рискам и прибылям, отличным от прибылей и рисков сегментов, действующих в других экономических условиях. Географическим сегментом могут быть экономический регион внутри страны, страна, группа стран. Факторы, учитываемые компаниями при выделении хозяйственных и географических сегментов, представлены на рис. 1. Если большинство из перечисленных на рисунке факторов идентично для группы товаров (услуг), такие товары (услуги) выделяются в самостоятельный сегмент.

При этом географическая сегментация может осуществляться двумя методами, исходя из места расположения активов или клиентов.

В сегментной отчетности раскрывается информация о доходах, расходах, активах, обязательствах и результатах сегмента.

Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:

1) определение отчетных сегментов, отдельных операционных или географических сегментов, информация о которых является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности;

I

Хозяйственные сегменты

_I_

Характер товаров или услуг (например, сельскохозяйственные, промышленные и т.п.).

Характер производственных процессов (вид применяемых технологий). Тип или класс клиента, потребляющего данные товары (услуги) (физические лица, корпоративные клиенты). Методы, использованные для распространения товаров или предоставления услуг (прямые продажи, через Интернет и т.д.). Если это применимо, характер регулирующей среды (например, банковский, страховой, коммунальный секторы)

2) выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;

3) сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета;

4) раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.

Сегмент признается отчетным, если он удовлетворяет следующим критериям признания отчетного сегмента, сформулированным в МСФО (IFRS) 8 и ПБУ 12/2000:

1) значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям;

2) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % от общей суммы выручки;

3) финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 % от финансового результата всех сегментов;

4) активы данного сегмента составляют не менее 10 % суммы активов всех сегментов;

5) на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75 % выручки организации, если получено менее 75 %, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют «правилу 10 %».

В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования, а также одно из тех, что определены в ранее перечисленных пп. 2, 3 и 4.

Таким образом, сегментная отчетность организации представляет собой часть внешней финансовой отчетности, раскрывающую информацию по отчетным сегментам организации:

— выделенным в соответствии с орга-низационно-управлен-ческой структурой и системой внутренней отчетности организации;

— удовлетворяющим критериям, определенным в ПБУ 12/2000.

После выделения отчетных сегментов решается вопрос о том, в каком формате представлять информацию об их деятельности? Стандартом вводятся два понятия о форме представления отчетной информации по сегментам — «первичная» и «вторичная». Этот выбор зависит от основных источников и характера рисков и прибыльности компании:

— если риски и прибыли компании определяются, главным образом, различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признается раскрытие информации по хозяйственным сегментам, при этом вторичная информация раскрывается по географическим сегментам. На практике такой подход применяется чаще;

— если риски и прибыли организации определяются, главным образом, различиями в географических регионах деятельности, то первичным признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным — по хозяйственным сегментам.

Возможны следующие комбинации первичного и вторичного форматов представления сегментной отчетности (рис. 2).

В любом случае в составе первичной информации по отчетному сегменту раскрываются показатели, представленные на рис. 3. Учитывая управленческую структуру анализируемого акционерного общества, в качестве первичного формата отчетности целесообразно признать

Рис. 2. Возможные комбинации первичного и вторичного форматов представления сегментной отчетности

Рис. 3. Порядок раскрытия первичной информации в формах финансовой отчетности

сегментацию на основе хозяйственных (операционных) сегментов.

Для проведения анализа деятельности операционных сегментов обратимся к ОАО «Кондитер», производящему широкий ассортимент кондитерских изделий: карамель, конфеты, шоколад и шоколадные изделия; мягкие конфеты, глазированные шоколадной и шоколадно-молочной глазурью; ирис; мармеладно-пастильные изделия; восточные сладости и др. Свою продукцию общество реализует на внутреннем российском

рынке, главным образом, в трех регионах — Центральном, Западном, Поволжском.

Направления деятельности, отвечающие названным ранее критериям (доля выручки от продаж и финансового результата превышает 10 % от общей величины соответствующих показателей по организации в целом), в соответствии с ПБУ 12/2000 могут быть определены в качестве операционных сегментов. Согласно выполненным расчетам ими могут стать производство карамельной продукции, конфет, шоколада и шоколадных изделий, восточных сладостей (табл. 1).

На выделенные сегменты приходится более 75 % всей выручки организации: 93 % в отчетном году и 85,2 % в предыдущем году. Доминируют в выручке каждого сегмента доходы, полученные от продажи внешним покупателям. Приведенные обстоятельства позволяют признать выделенные

Таблица 1

Расчет финансовых результатов деятельности операционных сегментов (данные отчетного года), тыс. руб.

Показатели деятельности Операционные сегменты Не распределено По обществу в целом

Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости

Продажи: — отчетный год — предыдущий год 960 000 679 010 2 980 940 2 164 300 1 815 300 1 756 800 900 560 853 679 580 900 590 100 7237700 6 043 889

Доля выручки сегментов в общей выручке, %: — отчетный год — предыдущий год 13,3 11,2 42,2 30,8 25,1 32,4 12,4 10,8 7,0 14,8 100,0 100,0

Себестоимость продаж: — отчетный год — предыдущий год (520 380) (451 900) (2 444 800) (1 730 800) (1 516 788) (1 451 980) (654 120) (645 115) — (5 136 088) (4 279 795)

Валовая прибыль: — отчетный год — предыдущий год 439 620 227 110 536 140 433 500 298 512 304 820 246 440 208 564 580 900 590 100 2101612 1 764 094

Доля прибыли сегмента в общей сумме прибыли, %: — отчетный год — предыдущий год 20,9 12,9 25.5 24.6 14.2 17.3 11.7 11.8 27,7 33,4 100,0 100,о

Таблица 2

Динамика доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов общества

Операционные сегменты

Показатель Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости Не распределено По обществу в целом

Выручка от продаж сегмента,

тыс. руб.:

— отчетный год 960 000 2 980 940 1 815 300 900 560 580 900 7 237 700

— предыдущий год 679 010 2 164 300 1 756 800 853 679 590 100 6 043 889

Изменение (+, —) + 280 990 + 816 640 + 58 500 + 46 881 — 9200 + 1193 811

Темп роста, % 141,4 137,8 103,3 105,5 98,4 119,7

Расходы сегмента, тыс. руб.:

— отчетный год (520 380) (2 444 800) (1 516 788) (654 120) — (5 136 088)

—предыдущий год (451 900) (1 730 800) (1 451 980) (645 115) — (4 279 795)

Изменение (+, —) + 68 480 + 714 000 + 64 808 + 9 005 — + 856 293

Темп роста, % 115,2 141,3 104,5 101,4 — 120,0

Прибыль от продаж сегмен-

та, тыс. руб.:

— отчетный год 439 620 536 140 298 512 246 440 580 900 2 101 612

— предыдущий год 227 110 433500 304 820 208 564 590 100 1 764 094

Изменение (+, —) + 212 510 + 102 640 — 6308 + 37 876 — 9200 + 337 548

Темп роста, % 193,6 123,7 97,9 118,2 98,4 119,1

Рентабельность сегмента, %:

— отчетный год 84,5 21,9 19,7 37,7 — 40,9

— предыдущий год 50,3 25,0 21,0 32,3 — 41,2

Изменение (+, —) + 34,2 — 3,1 — 1,3 + 4,3 — — 0,3

Расходы на один рубль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выручки от продаж, коп.:

—отчетный год 54,2 82,0 83,6 72,6 — 71,0

—предыдущий год 66,6 80,0 82,4 75,6 — 70,8

Изменение (+, —) — 12,4 + 2,0 + 1,2 — 3,0 — + 0,2

сегменты деятельности акционерного общества как отчетные. Для анализа использованы данные 2010 г. (отчетный год) и 2009 г. (предыдущий год).

Проанализируем динамику доходов, расходов и финансовых результатов отчетных операционных сегментов общества (табл. 2).

Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж возросла по всем операционным сегментам. Наиболее высокий темп роста отмечен по шоколадным изделиям (141,4 %) и производству конфет (137,8 %). Опережающими темпами в сравнении с выручкой росли расходы производства конфет и карамели. Следствием подобного негативного соотношения стало замедление темпов роста прибыли. По сегменту «Карамельная продукция» этот показатель даже сократился на 2,1 %. Полученные результаты ухудшатся, если принять во внимание факт роста

цен на кондитерские изделия. Так, по официальным данным, ежегодный прирост средневзвешенных отпускных цен на конфеты российского производства составил 17 %, что ниже темпов прироста себестоимости (18,7 %) 1.

Выявленная негативная тенденция отрицательно сказалась и на показателе рентабельности. Несмотря на то, что все производственные позиции на протяжении рассматриваемого периода были рентабельны, по сегментам «Конфеты» и «Карамельная продукция» показатель рентабельности имеет отрицательную динамику. В первом случае рентабельность сократилась на 3,1 пункта, во втором — на 1,3 пункта. Самым рентабельным является сегмент «Шоколад и шоколадные изделия», при этом за два года рентабельность шоколада выросла на 34,2 пункта (с 50,3 до 84,5 %). Столь благоприятная тенденция объясняется

1 См. Экономика и жизнь. 2010. № 10. С. 20.

заметным опережением выручки от продаж над расходами (141,4 % и 115,2 % соответственно).

Теми же причинами объясняется и динамика показателя расходов на рубль выручки. Операционные сегменты «Конфеты» и «Карамельная продукция» демонстрируют негативную динамику этого показателя — рост на 2 и 1,2 коп. Сегменты «Шоколад и шоколадные изделия» и «Восточные сладости», напротив, добились снижения этого показателя, причем наиболее существенным оно стало в сегменте «Шоколад и шоколадные изделия». Расходы на рубль выручки сократились при этом на 12,4 коп.

Проанализируем долю выделенных операционных сегментов в показателях выручки, расходов и прибыли акционерного общества, воспользовавшись данными табл. 2. Результаты выполненных расчетов представлены в табл. 3. Анализ данных, представленных в таблице показывает, что наибольший удельный вес по всем показателям занимает сегмент «Конфеты», причем его позиции в акционерном обществе с течением времени лишь укрепляются. По данным предыдущего года, доля выручки, полученной от реализации конфет, в общей ее сумме составила 35,8 %, в отчетном году этот показатель вырос до 41,2 %. Такая же тенденция наблюдается по расходам и финансовым результатам, связанным с деятельностью сегмента. Негативным здесь следует признать факт опережения удельного

роста расходов сегмента над удельным ростом выручки от продаж: + 7,2 % и +5,4 % соответственно. Следствием такого соотношения стал незначительный рост доли прибыли, заработанной сегментом: + 0,9 %.

Отрицательная динамика анализируемых показателей наблюдается по сегментам «Карамельная продукция» и «Восточные сладости». В первом случае она проявляется наиболее существенно. Доля выручки, полученной от продажи карамельной продукции, в общей ее сумме сократилась за два анализируемых года на 4 %. Отрицательное воздействие такой тенденции отчасти нивелируется относительно низкой рентабельностью карамели (20 %). Более существенно (в сравнении с долей выручки) сократилась доля расходов, приходящаяся на данный сегмент (— 4,4 %), что также следует оценить позитивно.

Для проведения дальнейшего анализа сегментной отчетности важно также распределить между выделенными сегментами активы и обязательства акционерного общества. Важнейшим принципом такого распределения должна стать их контролируемость. Поэтому те активы и обязательства, которые не могут быть напрямую увязаны с деятельностью подразделений (например стоимость административных помещений, нематериальных активов, используемых в общекорпоративных целях и др.), между ними не распределяются (табл. 4).

Таблица 3

Анализ доли отчетных операционных сегментов в общих результатах деятельности акционерного общества

Доля операционных сегментов, %

Показатель Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости Не распределено По обществу в целом

Выручка от продаж сегмента,

тыс. руб.:

— отчетный год 13,3 41,2 25,1 12,4 8,1 100,0

— предыдущий год 11,2 35,8 29,1 14,1 9,8 100,0

Изменение (+, —) + 2,1 + 5,4 — 4,0 — 1,7 — 1,7 —

Расходы сегмента, тыс. руб.:

— отчетный год 10,1 47,6 29,5 12,7 — 100,0

— предыдущий год 10,6 40,4 33,9 15,1 — 100,0

Изменение (+, —) — 0,5 + 7,2 — 4,4 — 2,4 — —

Прибыль от продаж

сегмента, тыс. руб.:

— отчетный год 20,9 25,5 14,2 11,7 27,7 100,0

— предыдущий год 12,9 24,6 17,3 11,8 33,4 100,0

Изменение (+, —) + 8,0 + 0,9 — 3,1 — 0,1 — 5,7 —

Таблица 4

Стоимость и динамика активов и обязательств операционных сегментов ОАО «Кондитер»

Показатель Операционные сегменты Не распределено По обществу в целом

Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости

Активы

Оборотные активы: — отчетный год — предыдущий год 630 100 600 340 890 050 650 789 590 213 400 970 290 818 542 380 — 2401181 2 194 479

Изменение (+, —) + 29 760 + 239 261 + 189 243 — 251 565 — + 206 702

Темп роста, % 105,0 136,8 147,2 53,6 — 109,4

Внеоборотные активы: — отчетный год — предыдущий год 583 170 359 780 220 689 220 689 672 199 510 987 122 678 117 946 203 000 1 801736 1 209 402

Изменение (+, —) + 223 390 — + 161212 + 4732 — + 592 334

Темп роста, % 137,2 100,0 131,5 104,0 — 149,0

Итого активы: — отчетный год — предыдущий год 1 213 270 960 120 1 110 739 871 478 1 262 412 911 957 413 497 660 326 203 000 4 202 918 3 403 881

Изменение (+, —) + 223 390 + 239 261 + 350 455 — 246 829 203 000 + 799 037

Темп роста, % 123,3 127,5 138,4 62,6 — 123,5

Обязательства

Текущие обязательства: — отчетный год — предыдущий год 115 762 100 340 64 820 45 657 100 000 100 150 148 516 256 638 — 429 098 502 785

Изменение (+, —) + 15 422 + 19163 — 150 — 108122 — — 73 687

Темп роста, % 115,4 142,0 99,9 57,9 — 85,3

Долгосрочные обязательства: — отчетный год — предыдущий год — — — — 14 635 4 752 14 635 4 752

Изменение (+, —) — — — — + 9 883 +9 883

Темп роста, % — — — — 207,9 207,9

Итого обязательств: — отчетный год — предыдущий год 115 762 100 340 64 820 45 657 100 000 100 150 148 516 256 638 14 635 4 752 443 733 507 537

Изменение (+, —) + 15 422 + 19163 — 150 — 108122 + 9 883 — 63 804

Темп роста, % 115,4 142,0 99,9 57,9 207,9 87,4

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет заключить следующее. Наибольшая сумма активов акционерного общества принадлежит сегменту «Карамельная продукция». По данным отчетного года, она составляет 1 262 412 тыс. руб., по данным предыдущего года, — 911 957 тыс. руб.

Анализ распределения обязательств общества формирует иную картину. Отстающий по стоимости активов сегмент «Восточные сладости» обременен наибольшими (по сравнению с другими подразделениями) обязательствами: в предыдущем году их сумма составила 256 638 тыс. руб., в отчетном году — 148 516 тыс. руб. В целом

по акционерному обществу рост активов сопровождается снижением размера обязательств, что является благоприятной тенденцией.

Определенный интерес представляет анализ удельного веса рассмотренных показателей в общей их сумме по всему акционерному обществу (табл. 5).

Данные табл. 5 позволяют заключить следующее: в анализируемом периоде существенно выросла доля текущих активов в общей их стоимости по двум сегментам — «Конфеты» и «Карамельная продукция». В первом случае прирост составил 7,1 %, во втором — 6,3 %. По двум другим сегментам наблюдается снижение доли

Таблица 5

Анализ доли отчетных операционных сегментов в общей стоимости активов и обязательств ОАО «Кондитер», %

Доля операционных сегментов в соответствующем

показателе деятельности общества Не распределено По обществу в целом

Показатель Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости

Активы

Текущие активы:

— отчетный год 26,2 37,1 24,6 12,1 — 100,0

—предыдущий год 27,4 30,0 18,3 24,3 — 100,0

Изменение (+, —) — 1,2 + 7,1 + 6,3 — 12,2 — —

Долгосрочные активы:

— отчетный год 32,4 18,4 37,3 6,8 11,3 100,0

— предыдущий год 29,7 18,2 42,2 9,9 — 100,0

Изменение (+, —) + 2,7 + 0,2 — 4,9 — 3,1 — —

Итого активы:

— отчетный год 28,9 26,4 30,0 9,8 4,9 100,0

— предыдущий год 28,2 25,6 26,8 19,4 — 100,0

Изменение (+, —) + 0,7 + 0,8 +3,2 — 9,6 — —

Обязательства

Текущие обязательства:

— отчетный год 27,0 15,1 23,3 34,6 — 100,0

— предыдущий год 20,0 9,0 20,0 51,0 — 100,0

Изменение (+, —) + 7,0 + 6,1 + 3,3 — 16,4 — —

Долгосрочные обязательства:

— отчетный год — — — — 100,0 100,0

— предыдущий год — — — — 100,0 100,0

Изменение (+, —) — — — — — —

Итого обязательств:

— отчетный год 27,0 15,1 23,3 34,6 100,0 100,0

—предыдущий год 20,0 9,0 20,0 51,0 100,0 100,0

Изменение (+, —) + 7,0 + 6,1 + 3,3 — 16,4 — —

оборотных активов. Наиболее существенным оно оказалось по сегменту «Восточные сладости» — 12,2 %. Причина подобных тенденций может быть в изменениях, связанных с условиями осуществления технологического процесса, заменой используемого сырья или изменением цен на него.

Доля долгосрочных активов, идентифицируемых с деятельностью сегмента, в общей их стоимости по акционерному обществу может зависеть от проводимой им инвестиционной или амортизационной политики. За два года значение этого показателя увеличилось в производстве шоколада и конфет на 2,7 и 0,2 %. По двум другим сегментам доля долгосрочных активов снизилась.

Доля текущих обязательств, идентифицированных с деятельностью операционных сегментов, в общей их сумме возросла во всех производствах, за исключением сегмента

«Восточные сладости». В этом подразделении анализируемый показатель снизился почти на треть — на 16,4 %. Напомним, что снижение обязательств сопровождалось и снижением доли активов, приходящихся на сегмент «Восточные сладости».

Методические подходы к проведению дальнейшего анализа сегментной финансовой отчетности, а также формируемые в процессе этого анализа показатели предопределяются целями его проведения.

Рассмотрим возможности анализа отчетности, сформированной по сегментам бизнеса, для удовлетворения информационных запросов внешних пользователей. Одной из важнейших задач, решаемых в процессе этого анализа, является поиск ответа на вопрос: в какой сегмент выгоднее инвестировать денежные средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Ранжирование операционных сегментов по показателю рентабельности продаж

Показатель Операционные сегменты Не распределено По обществу в целом

Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости

Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.: — отчетный год — предыдущий год 439 620 227 110 536 140 433 500 298 512 304 820 246 440 208 564 580 900 590 100 2 101 612 1 764 094

Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.: — отчетный год — предыдущий год 960 000 679 010 2 980 940 2 164 300 1 15 300 1 756 800 900 560 853 679 580 900 590 100 7237700 6 043 889

Рентабельность продаж, %• — отчетный год — предыдущий год 45,8 33,4 17,9 20,0 16,4 17,3 27,4 24,4 — 29,3 29,2

Ранжирование сегмента (номер присвоенного места) 1 3 4 2

•Определяется путем деления показателя прибыли на соответствующий показатель выручки, умноженного на 100 %.

Получить ответ на него можно, воспользовавшись анализом финансовых коэффициентов по отдельным подразделениям холдинга, рассчитанных на базе сформированной сегментарной отчетности.

Остановимся, прежде всего, на показателе «нормы прибыли (рентабельности продаж)» (Return on Sales, ROS). Рентабельность продаж представляет собой отношение величины прибыли от продаж к полученной выручке. Рентабельность продаж характеризует величину прибыли от продаж, приходящуюся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке). Чем выше этот показатель, тем большими возможностями располагает сегмент бизнеса для финансирования своего развития за счет внутренних источников. При его росте расширяются возможности подразделения самостоятельно финансировать свой оборотный капитал, не привлекая для этого внешние источники и не отвлекая финансовые ресурсы для выплаты процентов по кредитам. Если же динамика рентабельности продаж имеет тенденцию к убыванию, то со временем сегмент лишится возможности самостоятельно финансировать свою деятельность и получать прибыль. Для оценки деятельности сегментов бизнеса показатель ROS предпочитают предприятия с относительно низким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж).

Расчет показателя рентабельности продаж по выделенным операционным сегментам представлен в табл. 6.

В заключительной четвертой строке выполнено ранжирование операционных сегментов в зависимости от достигнутого ими уровня показателя рентабельности продаж. Видно, что лидером здесь стал сегмент «Шоколад и шоколадные изделия» (значение показателя в отчетном периоде — 45,8 %). Ему присвоено первое место. Вторую позицию занял сегмент «Восточные сладости» со значением показателя рентабельности, равным 27,4 %. Аутсайдером, по данным отчетного года, стал сегмент «Карамельная продукция» (16,4 %). В последней графе таблицы представлены результаты расчета показателя рентабельности продаж по акционерному обществу в целом (29,3 %).

Список литературы

1. Вахрушина М. А Новые ориентиры формирования корпоративной отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2009. № 6 (34). С. 34—43.

2. Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 8 «Операционные сегменты». URL: http://allmsfo. ra/msfo-ifrs-8.html.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000): приказ Минфина России от 27.01.2000 № 11н.

Окончание следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.