Научная статья на тему 'Анализ сегментной отчетности'

Анализ сегментной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / АНАЛИЗ / РЕЙТИНГ / МЕТОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Н.А., Шарипова Л.И.

Статья посвящена сегментному анализу как составной части управленческого анализа. В статье рассматривается информационная база анализа деятельности сегментов, выявляются проблемы по ее формированию и даются предложения по совершенствованию показателей сегментной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ сегментной отчетности»

УДК 657 (07)

анализ сегментной отчетности*

Н. А. ЕРМАКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета Е-mail: naermakova@yandex. ru Камская государственная инженерно-экономическая академия

Л. И ШАРИПОВА,

ведущий специалист Е-mail: nuriahmetovali@mail. ru Финансово-бюджетная палата Сармановского муниципального района, Республика Татарстан

Статья посвящена сегментному анализу как составной части управленческого анализа. В статье рассматривается информационная база анализа деятельности сегментов, выявляются проблемы по ее формированию, и даются предложения по совершенствованию показателей сегментной отчетности.

Ключевые слова: сегмент, анализ, рейтинг, метод, эффективность, деятельность, показатель, отчетность.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью управленческого анализа изучаются тенденции развития, вырабатывается экономическая стратегия, исследуются факторы изменения результатов деятельности организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства и продаж.

*Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2011. № 6 (213).

Пользователи отчетности диверсифицированных, многоотраслевых предприятий, имеющих широкую географию рынков сбыта, сталкиваются с проблемой оценки влияния отдельных направлений бизнеса на результаты деятельности организации в целом. Поэтому в международной и отечественной практике учета предусмотрены требования по раскрытию информации в разрезе отдельных сегментов. Значимость такой информации определяется тем, что уровень риска по различным видам продуктов, географическим зонам или наиболее крупным покупателям может значительно различаться.

Зачастую руководство компании стремится скрыть неэффективные или убыточные направления деятельности за счет прибыли, получаемой от других структур или подразделений предприятия. Акционеры, не участвующие в процессе управления, не получают полной информации, а следовательно, отсутствует уверенность в эффективном управлении компанией.

Благодаря внешней сегментарной отчетности можно определить, насколько разумно управляющие распределяют доступные ресурсы по хозяйс-

Таблица 6

Анализ структуры выручки предприятия по географическим сегментам

Отчетный сегмент Хгод Угод Структурные изменения,%

Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

Казань 188 756,08 14,51 191 962,04 13,95 -0,56

Москва 126 988,87 9,76 130 912,67 9,51 -0,25

Набережные Челны 298 945,07 22,98 314 968,1 22,89 -0,09

Оренбург 127 832,98 9,83 134 023,46 9,74 -0,09

Пермь 130 121,65 10 130 912,67 9,51 -0,49

Уфа 125 208,34 9,62 132 208,83 9,61 -0,02

По предприятию, всего 1 300 981 100 1 375 986 100 0

реализации продукции в городах Москва и Пермь

— 9,51 %, прич ем наметилась тенденция снижения этого показателя по сравнению с предыдущим годом.

Анализ эффективности деятельности каждого сегмента следует проводить на основе расчета следующих показателей:

— рентабельность продаж по чистой прибыли;

— коэффициент оборачиваемости активов;

— рентабельность активов;

— фондоотдача и фондорентабельность, т. д. По этим показателям можно провести факторный анализ для установления влияния факторов на результаты деятельности предприятия.

Для оценки эффективности функционирования сегментов предприятия предлагаем использование комплексного рейтингового показателя, рассчитываемого методом расстояний на основе приведенных коэффициентов. Основой метода расстояний является учет близости объектов по сравниваемым показателям к объекту-эталону. Расчет рейтинга сегментов обобщил бы результаты проведенного анализа и помог бы определить, для какого сегмента характерна наибольшая эффективность. Для расчета используем методику, которую предложил профессор А. Д. Шеремет [3].

Предположим, предприятие имеет три операционных сегмента: ОС1, ОС2 и ОС3. По данным аналитического учета получены данные, которые приведены в табл. 7.

Таблица 7

Исходные данные для расчета показателей, тыс. руб.

Показатель ОС1 ОС2 ОС3 Итого по предприятию

Доходы от продажи продукции 1 000 2 000 3 000 6 100

Чистая прибыль 500 1 200 1 600 3 100

Общая величина активов 5 000 11 000 15 100 35 200

Общая стоимость основных средств 1 500 3 100 4 700 12 000

Формулы для расчета этих показателей имеют вид:

Р= П, п В

где Рп - рентабельность продаж; Пч - чистая прибыль; В - выручка.

к = В

об.а ^ ' а

где Коб - коэффициент оборачиваемости активов;

С - стоимость активов.

а

р= П,

а Са ,

где Ра — рентабельность активов.

ФР = П,

Со.с

где ФР - фондорентабельность;

Со с — стоимость основных средств.

ФО = -*-,

Со.с

где ФО - фондоотдача.

Основываясь на имеющейся информации, произведем расчет фактических показателей анализируемого предприятия (табл. 8).

Расчет рейтинга производится в виде последовательности следующих действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (ау), т. е. таблицы, где по строкам запи-

Таблица 8

Результаты расчетов показателей по сегментам

Показатель ОС1 ОС2 ОС3 Итого по предприятию

Рентабельность продаж 50 60 50,82 50,82

Коэффициент оборачиваемости активов 0,2 0,18 0,2 0,17

Рентабельность активов 10 10,91 10,6 8,81

Фондорентабельность 33,33 38,71 34,04 25,83

Фондоотдача 0,67 0,65 0,64 0,51

Таблица 9

Матрица исходных данных для расчета комплексной оценки

Показатель ОС1 ОС2 ОС3 Эталонный сегмент

Рентабельность продаж 50 60 50,8197 60

Коэффициент оборачиваемости активов 0,2 0,1818 0,1987 0,2

Рентабельность активов 10 10,9091 10,596 10,9091

Фондорентабельность 33,33 38,7097 34,0426 38,7097

Фондоотдача 0,67 0,6452 0,6383 0,67

саны номера показателей (г = 1, 2, 3,..., п), а по столбцам — номера сегментов (/ = 1, 2, 3,., т).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного сегмента (т + 1).

3. Исходные показа-

Произведем расчет значения рейтинговой оценки каждого сегмента по формуле (2).

Значение рейтинговой оценки первого сегмента равно

ЯОС1 =7 (1 - 0,83)2 + (1 -1)2 + (1 - 0,92)2 + (1 - 0,86)2 + (1 -1)2 = 0,0549. Значение рейтинговой оценки второго сегмента равно

ЯОС 2 =7(1 -1)2 + (1 - 0,91)2 + (1 -1)2 + (1 -1)2 + (1 - 0,96)2 = 0,0097.

Значение рейтинговой оценки третьего сегмента равно

тели матрицы стандар- (1 - о,85)2 + (1 - о,99)2 + (1 - о,97)2 + (1 - о,88)2 + (1 - о,95)2 = 0,0404.

тизируются в отношении

соответствующего показателя эталонного сегмента по формуле

X =

тах а..

(1)

где X/ — стандартизированные показатели г-го сегмента.

4. Для каждого анализируемого сегмента значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

я =7 (1 - X. )2 + (1 - Х2. )2 +... + (1 - х..)2, (2) где R/. — рейтинговая оценка для/-го сегмента; х1 , х2 ,..., х. — стандартизированные показатели /-го анализируемого сегмента.

5. Предприятия упорядочиваются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет сегмент с минимальным значением рейтинговой оценки [3].

Исходные данные для расчета приведены в табл. 9.

Стандартизированные показатели сегментов, рассчитанные по формуле (1), приведены в табл. 10.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что наивысший рейтинг имеет второй сегмент, а наименьший — первый сегмент. Следовательно, определяем, что для второго сегмента характерна наибольшая эффективность.

Для проведения анализа по вышеприведенной методике необходимо наличие ряда показателей, таких как чистая прибыль сегмента, активы, стоимость основных средств. На взгляд авторов, существуют два метода определения этих показателей: метод распределения по единой базе и ведение детального учета на аналитических счетах. Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами зависят от ряда факторов: природы этих статей;

Таблица 10

Стандартизированные показатели сегментов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель ОС1 ОС2 ОС3

Рентабельность продаж 0,83 1 0,85

Коэффициент оборачиваемости активов 1 0,91 0,99

Рентабельность активов 0,92 1 0,97

Фондорентабельность 0,86 1 0,88

Фондоотдача 1 0,96 0,95

а

деятельности, осуществляемой сегментом; относительной автономности данного сегмента. По мнению авторов, невозможно определить единый базис распределения общих показателей по всем сегментам, который должен быть принят всеми предприятиями. Полагаем, что наиболее приемлемой базой для распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами могла бы считаться выручка от реализации. На взгляд авторов, используя этот метод, невозможно получить точные значения приведенных показателей, так как имеется зависимость от базы распределения - изменив базу, мы получим иной результат.

Второй предложенный метод предполагает совершенствование бухгалтерского учета на предприятии, а именно, использование аналитических счетов, которые обеспечили бы ведение более детального учета. Для отражения выручки от реализации продукции каждым сегментом в рабочем плане счетов к субсчету 1 «Выручка» счета 90 «Продажи» предлагаем открыть следующие аналитические счета: 90-1-Х. У., где Х -аналитика сегмента первого уровня, У - аналитика сегмента второго уровня. Налог на добавленную стоимость предлагаем учитывать на аналитических счетах 90-3-Х. У., где Х и У определяются аналогично первому случаю. Для отражения финансового результата, полученного каждым сегментом от реализации готовой продукции в рабочем плане счетов, к счету 99-1 «Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль) предлагаем открыть аналитический счет 99-1 -Х. У. Активы сегмента включают в себя запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, основные средства, нематериальные активы, задолженность по займам, инвестиции и другие доходные статьи.

Для сбора информации по этим объектам учета предлагаем открыть аналогичную приведенной аналитику к следующим счетам: 10-01 «Сырье и материалы», 62-01 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 62-01 «Расчеты по авансам полученным», 50-01-1 «Касса БКК», 50-01-1 «Касса хлебокомбината», 01-01 «Основные средства в организации», 04-01 «Нематериальные активы в организации» и др. Обязательства отчетного сегмента состоят из кредиторской задолжен-

ности поставщикам, авансовых поступлений, начисленных обязательств. Для отражения этой информации следует открыть аналитику к счетам 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 60-01 «Расчеты по авансам выданным» и др. Вложения во внеоборотные активы по каждому сегменту предлагаем учитывать на счетах 08-4-Х. У. Для сбора информации о величине амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам предлагаем открыть следующие аналитические счета: 02-01-Х. У (к счету 02-01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01»), 05 -Х. У к счету «Амортизация нематериальных активов».

Источниками анализа также могут явиться документы, где накапливается первичная информация: накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры, товаро-транспортые накладные, платежные поручения, карточки учета материалов, лимитно-заборные карты, акты приема-передачи основных средств, акты о приеме оборудования, карточки учета нематериальных активов, регистры учета амортизационной премии и др.

Несмотря на то, что анализ деятельности сегмента необходим для принятия управленческих решений, немаловажным является и тот факт, что некоторыми российскими специалистами [1] сегментарная отчетность рассматривается как отрицательный фактор, способный раскрыть секретную экономическую информацию об организации, существенно повлияв, таким образом, на ее конкурентное положение на рынке. Поэтому особую актуальность приобретает определение целей и задач составления сегментарной отчетности, которые могли бы наглядно продемонстрировать реальные возможности анализа информации по сегментам, ее ценности как для внешних, так и для внутренних пользователей.

Список литературы

1. Кутепов А С. Сегментарная отчетность в условиях рынка: сходства и различия требований ПБУ и МСФО // Управленческий учет. 2008. № 10.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000: приказ Минфина России от 27.01.2000 № 11н.

3. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.