Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании 261
ролевые, народные, театральные игры и сказки содержат яркий материал для развивающей работы с детьми, где в мире образов и чувств созданы условия для понимания эмоционально-ценностного смысла общекультурных норм и правил. Таким образом, объединяясь с элементами театра, фольклор становится не только средством воздействия, но и воспитания подрастающего поколения.
Ю. Л. Колесникова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Актуализация музыкально-творческого потенциала студентов в процессе изучения культуры финно-угорских народов
В эпоху инноваций главная задача образовательного процесса — подготовка творчески мыслящей личности, стремящейся к совершенству и способной принимать нестандартные решения, выходить за рамки традиционных подходов. В связи с этим появляются новые образовательные технологии и модернизируются существующие.
Поступая в университет, человек имеет определенные возможности для овладения культурой музыкального творчества. В современных условиях главной проблемой музыкально-профессионального обучения становится поиск, изучение, разработка и организация такого образовательного процесса, педагогическая система которого отвечала бы логике развития потенциально имеющихся возможностей и способностей студентов до уровня музыкально-творческой профессиональной деятельности. Образовательные технологии такой педагогической системы были бы технологиями качественного преобразования личностно-творческого потенциала студента, основанного на логике профессионального роста и самосовершенствования.
Проблема творчества личности интересует исследователей со времен античности до настоящего времени. Бытует мнение, что до XX в. этой проблемой занимались преимущественно философы. XX в. характеризуется появлением большого количества крупных исследований в области творчества
262
Материалы семинара
(Дж. Гилфорд, П. Ф. Кравчук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Торранс). Разрабатываются педагогические и психологические методики диагностического характера по выявлению и развитию творчества личности, формируются различные подходы к изучению этой проблемы.
Образовательная деятельность студентов по специальности «музыкальное искусство» Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета связана с изучением музыкальной культуры народов финно-угорского мира. Студенты принимают участие в полевых экспедициях, знакомятся с бытом и традициями финно-угорских народов. В составе концертных коллективов они исполняют как авторские, так и оригинальные произведения традиционной культуры.
Основная проблема заключается в том, какими образовательными технологиями обеспечить продуктивный характер музыкально-творческой деятельности студентов, каким образом способствовать актуализации их музыкально-творческого потенциала. Задачей преподавателя является не только выявление исходного творческого потенциала студента, но и создание благоприятных условий для формирования творческого подхода в образовательной деятельности.
Т. В. Тюрина, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Творчество С. Я. Терханова: традиции и новаторство в композиторской и исполнительской практике
Творчество композитора Республики Мордовия С. Я. Тер-ханова — яркий образец органичного синтеза традиций и новаторства, творческого преобразования и переосмысления стилевых исканий, характерных для музыки XX в. Личностные свойства творческого мышления композитора предопределили систему выразительных средств музыкальной мысли и композиционных приемов, направленных на проникновение в тончайшие сферы психологии человека.
Произведения С. Я. Терханова, исполняемые на фестивалях, конкурсах, авторских и студенческих концертах, представляют интерес с позиции сложного эмоционального