Научная статья на тему 'Роль музыкальных конкурсов в профессиональном образовании Республики Мордовия'

Роль музыкальных конкурсов в профессиональном образовании Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Ю.Л.

Музыкальные конкурсы в Мордовии рассматриваются с позиций образовательной ценности и профессиональной ориентированности. Концертно-исполнительская деятельность учащихся выступает одним из аспектов приобщения к традиционной и классической музыкальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музыкальных конкурсов в профессиональном образовании Республики Мордовия»

деятельности педагога профессионального обучения и соответствие её инновационным процессам в обществе.

Таким образом, перечисленные подходы и принципы раскрывают основополагающие идеи социально-экономически обусловленного, комплексного, практикоориентированного, гибкого, универсального процесса подготовки студентов-будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности.

Список использоанной литературы:

1. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Высш.школа, 1970. - 215 с.

2. Блаубер, И.В., Юдин, Э.Г.Становление и сущность системного подхода / И.В. Блаубер., Э.Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. - 270 с.

3. Добров, Г.М. Актуальные проблемы науковедния / Г.М. Добров. - М.: Знание, 1968. - 45 с.

4. Колдина М.И. Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения (статья ВАК, Минобрнауки РФ, №686 Перечня ВАК,) // Инициативы XXI века. 2015. № 4. - 0,3 п.л.

5. Полонский, В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики / В.М. Полонский // Педагогика. - 1997. - № 1. - С.15-20.

6. Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения / П.Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1991. - 92 с.

© Колдина М. И., 2016

УДК 78(470.345)

Ю. Л. Колесникова

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, РФ

E-mail: yukolesnikova@mail.ru

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация

Музыкальные конкурсы в Мордовии рассматриваются с позиций образовательной ценности и профессиональной ориентированности. Концертно-исполнительская деятельность учащихся выступает одним из аспектов приобщения к традиционной и классической музыкальной культуре.

Ключевые слова Музыкальное образование, творческий потенциал личности, исполнительская деятельность, традиционная культура.

Задачей музыкально-образовательной деятельности является поиск технологий, направленных на развитие творческого потенциала студентов, воспитание всесторонне развитой и высокообразованной личности, способной на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию и самореализацию в области исполнения высокохудожественных образцов традиционной финно-угорской и мировой профессиональной культуры.

В последнее время в Мордовии возрос интерес к фольклорным фестивалям и конкурсам разного уровня («Живи, народная душа», «Звонкие голоса», «Мир творчества», «Олимпиада искусств», «Открытый конкурс Гавриила Вдовина» и др.), нацеленных на пропаганду аутентичной и профессиональной мордовской музыки. Целью конкурсов является воспитание личности студента на высокохудожественных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

произведениях мордовской музыки, которые являются частью финно-угорской и мировой музыкальной культуры.

Любому концертному исполнению предшествует серьезный творческий процесс обучения, на котором учащийся получает глубокое понимание стиля композитора, развивает способность выражать свое отношение к незнакомой музыке.

Кроме того, конкурсные выступления во много раз увеличивают силу эмоционально-выразительного воздействия музыки, так как во время исполнения подключаются волевые качества и артистичность конкурсанта, движимого идеей соревновательности и поддерживаемого слушателями.

В соответствии с приоритетным направлением развития «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» (ПНР-2) кафедра народной музыки института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» ведет значительную научно-исследовательскую, методическую и творческую работу. Важнейшими ее частями являются накопление научного материала по финно-угорскому, в том числе мордовскому музыкальному фольклору, разработка методов и технологий использования духовного наследия этносов в образовательной деятельности. Один из приоритетов деятельности кафедры - всестороннее изучение традиционного и профессионального мордовского музыкального искусства, а также воспитание специалистов по их грамотному освоению в современных концертно-исполнительских формах. Репертуар творческих коллективов кафедры народной музыки (Народно-хоровой капеллы, фольклорного ансамбля «Гайги моро», ансамбля народной песни «Сюлгамо»), а также солистов состоит из аутентичных произведений мордовской, финской, эстонской, марийской, удмуртской, карельской, коми, венгерской и др. народной музыки, их обработок и авторских сочинений финно-угорских композиторов.

Практические занятия по профильным дисциплинам нацелены на получение знаний в области вокально-хорового и сольного исполнительства, приобретение навыков работы с традиционной мордовской и русской песенной культурой на территории Мордовии во всем ее жанрово-тематическом составе и композиторскими сочинениями, созданными на материале мордовского народного мелоса, овладение способами раскрытия образного содержания музыкального произведения и средствами художественной выразительности, а также на совершенствование и профессионализацию музыкального слуха. Анализируя творческую активность студентов, можно сделать вывод, что личностно-профессиональным достижениям способствуют продуктивные способы деятельности и целостная оценка актуализации творческого потенциала в единстве с результативностью этих достижений.

В статье А. Ф. Генераловой «Открытый конкурс юных музыкантов Гавриила Вдовина - важное направление регионализации музыкального образования» отмечено, что «региональная ориентация образования - залог разностороннего развития личности в условиях современного социума» [1, с. 139]. Содержание «регионализации» музыкального образования реализуется лишь в том случае, когда «в основе образовательной деятельности лежит установка на развитие творческих способностей учащихся, опора на вариативность педагогических моделей в процессе занятий музыкой - в плане методики обучения, содержания музыкального материала, форм учебной деятельности в освоении специфических особенностей национальной культуры» [1, с. 140].

Учебные дисциплины, направленные на получение студентами специальных музыкальных теоретических и практических знаний, имеют своей целью обязательный результат музыкально-творческой деятельности - «продукт творчества». Применяемая педагогами образовательная технология «портфолио» характеризуется Н. В. Бордовской [2], как своего рода фиксатор личных достижений студента. Автор этой технологии демонстрирует те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значительными для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Деятельность студентов в рамках технологий «портфолио» и «метода проектов» активно задействует творческий и интеллектуальный потенциал студентов, а также дает возможность решения практических задач, актуальных проблем, вызывая чувство ответственности и заинтересованности в конечном результате [2, с. 212]. Результаты творческой деятельности студентов-музыкантов имеют всегда продуктивный

характер. Однако часто возникает несоответствие, а порой даже противоречие между личностным аспектом достижений в учебно-творческой деятельности студента и уровнем его профессионализма.

Безусловно, высокая степень мастерства достигается в учебном процессе, но, учитывая специфику музыкального образования, судить об уровне результативности в профессиональной деятельности возможно только по творческим выступлениям на хоровых и сольных концертах, фестивалях и конкурсах. Независимое и беспристрастное мнение жюри конкурса может представляться оценкой уровня профессионализма студента-музыканта.

Музыкальные конкурсы решают главную задачу - профессиональную ориентацию образования. Они активизируют национально-музыкальное образование студентов через творческую исполнительскую активность, направленную на достижение успеха. Список использованной литературы:

1. Генералова А. Ф. Открытый конкурс юных музыкантов Гавриила Вдовина - важное направление регионализации музыкального образования // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (к 65-летию композитора) / М-во культуры РМ, союз композиторов РМ; [авт.-сост. и отв. ред. Н. М. Ситникова]. - Саранск: Респ. тип. «Крас. Окт.», 2006. - С. 139-146.

2. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / кол. авторов; под ред. Н. В. Бордовской. -М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

© Колесникова Ю.Л., 2016

УДК 37.0

Лазарева Ольга Вячеславовна

ст. преподаватель ВолгГТУ, г.Волгоград, РФ E-mail: olylazarev@yandex.ru

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В СТАНОВЛЕНИИ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ

Аннотация

В статье представлена история становления американской семьи с начала XVII века. На определенном этапе развития объективно изменяется баланс социальных ролей женщины, соответственно меняется и место семьи в обществе.

Ключевые слова

Американская семья, нуклеарная семья, семейные ценности, функции семьи, образование, женщина-мать.

Последние десятилетия ХХ века и начало XXI отмечены небывалым ростом интереса к изучению институтов семьи и брака в США. Изучение истории семьи и положения женщин в обществе утвердилось о как реакция на кризисные проблемы, с которыми сталкивается современная семья в обществе.

Американская семья начала XVII- середины XVIII веков

В это время американская семья имела четко выраженный облик, причем ее фундаментом служила европейская и, прежде всего, английская семья.

Социальный статус жительниц колоний был максимально приближен к статусу англичанок. Они были уважаемы, свободны, находились в безопасности, но в полном невежестве. Получая статус замужней женщины, женщина лишалась юридической самостоятельности. Социальное положение жены определялось социальным положением мужа.

Тип семьи в США, получивший распространение в колониальный период, основывался на "семейной экономике"и имел нуклеарную структуру, то есть состоял из супругов и их детей. Семья, помимо экономических функций и функций воспроизводства, исполняла роль социального регулятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.