Научная статья на тему '96 01. 025. Финансовые ресурсы сектора университетских исследований и разработок в США. Academic research and development: financial resources. . . // science a Engineering indicators- 1993 rep. / nat. Science Board. -Wash. , 1993 - P. 131-143, 387-405'

96 01. 025. Финансовые ресурсы сектора университетских исследований и разработок в США. Academic research and development: financial resources. . . // science a Engineering indicators- 1993 rep. / nat. Science Board. -Wash. , 1993 - P. 131-143, 387-405 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР {{-}}МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА -США / ИР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96 01. 025. Финансовые ресурсы сектора университетских исследований и разработок в США. Academic research and development: financial resources. . . // science a Engineering indicators- 1993 rep. / nat. Science Board. -Wash. , 1993 - P. 131-143, 387-405»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.01.001-96.01.033

МОСКВА 1996

96 01.025. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ СЕКТОРА УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В США. ACADEMIC research and development: financial resources... // Science a engineering indicators— 1993 rep. / Nat. science board.-Wash., 1993 — P. 131-143, 387-405.

Реферируемый материал — специальный раздел пятой главы доклада "Показатели науки и техники в США", подготовленного экспертами Национального научного совета при ННФ США. Материал раздела составители группируют по следующим рубрикам: университетские ИР в национальном контексте; источники фондов; распределение фондов на ЙР между университетами; промышленное субсидирование ИР в отдельных вузовских подразделениях; университетские затраты на ИР по областям и источникам финансирования; поддержка университетских ИР федеральными агентствами; расширение институциональной базы федерально финансируемых университетских ИР; федеральное финансирование университетских ИР в разрезе форм поддержки; материально-техническая база университетских ИР.

Университетские ИР в национальном контексте. По оценочным данным за 1993 год, в университетских исследовательских подразделениях было истрачено на ИР 20,6 млрд. долл. На протяжении последних десятилетий, отмечают составители, наблюдается отчетливая тенденция — рост роли университетского сектора в исполнении национальных программ ИР. Так, за 1970-1993 гг. доля национальных исследовательских затрат (без учета затрат на разработки), приходящаяся на университеты, выросла с 24 до 28,6%. Показатели динамики среднегодового роста затрат в данном секторе за 1980-1993 гг. являются более высокими, чем у других секторов — исполнителей ИР — 5,2% (для сравнения — в федерально финансируемых центрах ИР — 3,1%; в промышленных лабораториях — 3,0 и в федеральных лабораториях — 1,7% (с. 135)).

Доля затрат на университетские ИР в ВВП увеличилась за 1980-1993 гг. с 0,22 до 0,33%. Соотношение затрат по типу исследовательских работ выглядит следующим образом: фундаментальные исследования — 66%; прикладные исследования — 26 и разработки —18% (с. 135). Общее представление об объеме и динамике университетских затрат на ИР можно получить из данных таблицы 1.

Источники фонде». Основным источником фондов для университетских ИР является федеральное правительство. Правда, отмечают составители, в последние годь| растет роль нефедеральных источников финансирования. Так, если в 1970 г. правительство покрывало 70,5% исследовательских затрат вузов, то в 1993 г. соответствующий показатель снизился до 55,5%.

13 Зак 3888

9601.025

98

Таблица 1 (с. 387) Расходы на университетские исследования

Годы Затраты иа ИР в млн. неизм. долл. 1987 г.

Всего Фундаментальные исслед. Приклади. исслед. Разработки

1960 2475 1659 686 130

1970 6749 5191 1234 323

1980 8608 5725 2176 707

1990 14 502 9477 3871 1154

1991 15 086 9878 3913 1295

1992*^ 15 862 10 325 4097 1440

1993*^ 16 707 10 976 4358 1374

''оценка

Еще одним источником средств для финансирования университетских ИР являются так называемые институциональные фонды. По данной категории проходят поступления из собственных университетских бюджетов. За 1980-1993 гг. доля данного источника в общем объеме университетских исследовательских затрат выросла с 13,8 до 20,2%. Характеризуя каналы поступлений в университетские фонды, составители выделяют четыре основных источника: 1) ассигнования общего характера, полученные по бюджету центральных или местных властей; 2) гранты общего назначения, предоставляемые промышленными фирмами; 3) поступления в университетский бюджет в виде платы за обучение; 4) доходы от дарственных фондов.

В докладе отмечается, что на протяжении двух последних десятилетий средства, предоставляемые промышленностью на проведение университетских ИР, росли более быстрыми темпами, чем поступления из прочих источников. За 1980-1993 гг. доля промышленности в финансовом обеспечении данного сектора выросла с 3,9 до 7,3% (с. 136). Сводные данные о динамике доли различных источников финансирования университетских ИР представлены в таблице 2.

Таблица 2 (с. 389)

Поддержка университетских ИР по секторам — источникам финансирования, 1960-1993 фин. гг. (млн. долл., неиэм. цены 1987 г.)

Сектор финансирования 1960 1970 1980 1990 1993

Федеральное правительство 1552 4760 5813 8550 9268

Местная администрация 326 633 704 1188 1504

Промышленность 153 176 334 1006 1220

Университеты 245 702 1186 2677 3374

Прочие 199 477 571 1081 1341

Доля различных источников финансирования университетских ИР в государственных и в частных университетах — неодинакова. По данным за 1991 год, государственные университеты покрывали до 11% своих исследовательских затрат за счет поступлений из бюджета местной администрации, для частных вузов соответствующий показатель равен 2,5% (с. 136).

Распределение фондов на ИР между университетами. В докладе отмечается, что большая часть университетских ИР сосредоточена в сравнительно немногих из 3600 вузов США. По состоянию на 1991 год, 96% исследовательских затрат данного сектора приходилось на 200 вузов, в том числе: 18% — на первые 10 вузов; 32 — на первые 20; 57 — на первые 50 и 81% — на первые 100 вузов (с. 136).

Промышленное субсидирование ИР в отдельных университетских подразделениях. В целом промышленность финансирует более 7% валовых университетских ИР. Большая часть таг ких поступлений попадает крупным, признанным исследовательским университетам: 33% всех фондов, предоставляемых промышленностью, поступили в распоряжение 25 вузов. Средний объем таких средств, приходящийся на каждый университет данной группы, равен 16,4 млн. долл. Для сравнения: 25 последних вузов из 200 получили от промышленности в среднем по 1,6 млн. долл. каждый

96.01.025

100

(с. 136). Обычно университеты последней группы финансируются местной промышленностью, выполняя для нее конкретные специальные ИР.

Университетские затраты на ИР по областям и источникам финансирования. Анализ вузовских затрат по тематике ИР свидетельствует, что лидирующие позиции принадлежат наукам о жизни: на долю ИР данного направления в 1991 г. приходилось 54% всех университетских исследовательских затрат; 16% фондов получили технические ИР. По среднегодовым темпам роста университетских исследовательских затрат лидером являются компьютерные ИР — рост в 1981-1991 гг. составил здесь 9,7% (в неизменных ценах). На втором и третьем местах — технические науки и математика (соответственно 7,1 и 5,8%). Самые медленные темпы роста отмечены в социальных науках — 3,1% (с. 137— 138).

Поддержка университетских ИР федеральными агентствами. Основной объем средств для университетских ИР проходит по бюджетам трех федеральных ведомств: НИЗ, ННФ и министерства обороны (МО). Эти три ведомства обеспечивают 73% валового федерального финансирования университетских ИР (оценочные данные за 1993 год). В 1971 г. данный показатель был равен 66% (с. 138). Представление о динамике затрат дает таблица 3.

Таблица 3 (с. 400)

Федеральные обязательства на университетские ИР в 1971-1993 гг., по ведомствам — источникам средств (млн. неиэм. долл. 1987 г.)

Ведомства 1971 1980 1990 1991 1993

НИЗ 1662 2674 3820 3992 4212

ННФ 734 970 1172 1229 1494

Мин. обороны 581 702 1076 986 1267

HACA 369 223 418 457 549

Мин. энергетики 259 404 444 531 468

Относительные параметры участия каждого из трех названных ведомств выглядят следующим образом: на долю НИЗ приходится 44% федеральной поддержки вузовских ИР, на ННФ — 16 и на МО — 13% (оценочные данные 1993 года). По темпам прироста ассигнований за последние десять лет на первое место выдвинулось HACA: среднегодовой прирост ассигнований этого ведомства на университетские ИР в неизменных ценах 1987 г. составил 9,7%; на втором месте по темпам роста — ННФ (5,2%) и на третьем — НИЗ (4,5%) (с. 138).

Расширение институциональной базы федеральнофинан-сируемых университетских ИР. Общее число университетских учреждений, получающих федеральную помощь на проведение ИР, в 1991 г. равнялось 759, в 1971 и 1981 гг. соответствующие показатели — 565 и 618. Составители обращают в этой связи внимание на то обстоятельство, что отмеченный количественный рост происходил главным образом за счет подразделений гуманитарных наук, двухгодичных профессиональных колледжей и т. п. учреждений. Таким образом, большая часть новых получателей государственной помощи — это учебные заведения, не присуждающие докторских степеней (с. 139). Если учитывать лишь университеты, пользующиеся правом присуждать докторскую степень, то картина выглядит следующим образом (см. таблицу 4).

Таблица 4 (с. 402)

Университеты — получатели правительственной поддержки на проведение ИР, 1971-1991 гг.

Область исследований 1971 1981 1991

Естественные и технические науки в целой 207 203 204

В том числе:

Физические науки 178 181 189

Математика 140 144 164

Информатика н. д.') 102 181

Экология 137 152 174

*) н. д. — нет данных

96.01.025

102

Формы финансовой поддержки университетских ИР. Составители подчеркивают, что до последнего времени такого рода информация была весьма неполной. Изменение ситуации связано с докладом "Тенденции в структуре федеральной поддержки науки", который был подготовлен FCCSET (Федеральный координационный совет по науке, технике и технологии) и обнародован в 1992 г. В этом докладе идентифицированы четыре основные категории получателей федеральных фондов в сфере гражданских ИР: 1) отдельные исследователи (individual investigators); 2) исследовательские группы (research teams); 3) исследовательские центры (research centers); 4) крупные установки или лаборатории (major facilities).

Обследование, проведенное FCCSET, показало, что наращивание финансовой поддержки университетской науки за 1980-1989 гг. по-разному распространилось на разные категории получателей. Так, доля отдельных исследователей в общем объеме затрат шести ведущих ведомств сократилась в указанные годы с 56 до 50,7%; аналогичное сокращение отмечено и для исследовательских центров (соответственно — 13,5 и 12,7%); параллельно вырос удельный вес исследовательских групп (с 27 до 30,6%) и крупных установок/лабораторий (с 3,5 до 6%) (с. 140).

Анализ показателей удельного веса различных категорий получателей в разрезе отдельных ведомств дает неоднозначную картину. Так, в ННФ и МО доля отдельных исследователей составляет до 80%, в НИЗ — до 50%, в министерствах энергетики и сельского хозяйства — от 35 до 40% (с. 140).

Материально-техническая база университетских ИР. Представленные в реферируемом докладе данные составители классифицировали по трем направлениям: затраты на здания и на сооружение и эксплуатацию крупных исследовательских установок; затраты на оборудование; характеристика инструментальной базы университетских ИР.

По оценке, расходы на строительство исследовательских лабораторий и крупных установок в 1992-1993 фин. г. составляют 3,2 млрд. долл. Ожидается, что, когда будут завершены проекты, начатые в 1986-1991 гг., университеты получат свыше 32 млн. кв. футов новых исследовательских площадей, что эквивалентно 26% имеющихся площадей ИР. Правда, подчеркивается в докладе, состояние действующих исследовательских площадей таковомчто новые сооружения "скорее заменят устаревшие или неадекватные помещения, нежели расширят существующие площади для проведения ИР". По расчетам, новые строительные проекты, к реализации которых приступили в 1992-1993 гг., должны по завершении дать дополнительно 12 млн. кв. футов исследовательских помещений. Затраты на капитальный ремонт или рекон-

струкцню в 1992-1993 фин. г. составили, по оценкам, 895 млн. долл. В целом завершение ремонтных работ, начатых в 1986-1993 гг., позволит обновить до 28% существующих площадей (с. 141).

Обеспеченность помещениями ИР в различных научных дисциплинах неодинакова: свыше 85% площадей сосредоточено в пяти областях — биологические науки (23%), медицина (18%), сельскохозяйственные науки (16%), технические науки (15%), физические науки (13%). Обследования, проведенные в 1988-1992 гг., показали, что от 34 до 42% университете» не удовлетворены обеспеченностью исследовательскими помещениями (с. 141).

Оснащение оборудованием. Статистика затрат по данной статье свидетельствует: тенденция роста, характерная для 1982-1989 гг., сменилась тенденцией к снижению реальных затрат. Динамика вложений в исследовательское оборудование представлена в данных таблицы 5.

Таблица 5 (с. 405)

Расходы на оборудование в университетских исследовательских подразделениях (млн. неиэм. долл. в ценах 1987 г.), 1981-1991 гг.

Области ИР 1981 1985 1990 1991

Всего 530,2 711,9 905,4 878,7

В т. ч.:

Физические науки 99,2 150,4 168,8 162,2

Математические науки 3,4 6,4 8,8 9,4

Информатика 19,3 37,6 42,5 49,7

Экология 39,1 50,7 64,6 59,8

Биологические науки 251,4 299,5 376,4 3^1,9

Психология 7,3 9,2 9,5 9,6

Социальные науки 10,0 10,6 13,4 12,2

Прочие ест. науки 9,4 15,6 23,6 23,7

Технические науки 91,1 131,9 197,7 200,0

96 01 025

104

В 1982-1991 гг. темпы роста федеральных затрат по данной расходной статье отставали от соответствующего показателя для нефедеральных источников: в первом случае среднегодовой прирост был равен 5,2%; во втором —7,8% (с. 142).

Характеристика инструментальной базы университетских ИР. В 1982-1983 гг. 62% всего оборудования данного сектора ИР имело эксплуатационный возраст, не превышавший пяти лет, к 1988-1989 фин. г. указанный показатель составил 69%. Статистика свидетельствует, что за последнее десятилетие реальные ежегодные расходы университетов на приобретение научного оборудования, на его ремонт и эксплуатацию постоянно растут. Об этом говорят данные, представленные в таблице 6.

Таблица 6 (с. 143)

Среднегодовые затраты на приобретение, ремонт и техническое обслуживание научного оборудования в университетском секторе ИР в 1983-1992 гг. (неизм. цены 1987 г.)

Расходные статьи 1983-1984 1992

Приобретение исслед. оборудования длит, пользования, млн. долл. 470 1138

Ремонт и техническое обслуживание научного оборудов., млн. долл. 118 253

Затраты на ремонт и технич. обслужив. оборудов. по отношению к 1 долл. затрат на новое оборудование 0,25 0,22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперты отмечают, что приобретение университетами нового оборудования в течение 1980-х начала 1990-х годов привело к значительному укреплению инструментальной базы исследовательских подразделений данного сектора ИР. В ходе специального обследования 34% руководителей научно-технических факультетов вузов и директоров исследовательских университетских лабораторий сообщили, что в целом состояние дел в данной облает^ не ухудшилось; по мнению 48% руководителей, обеспеченность оборудованием даже улучшилась. Кроме того, 15% руководителей факультетов считают, что количество используемого оборудования в их подразделениях выросло на 50% и выше (с. 143) Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.