Научная статья на тему 'Зземская школа Псковской губернии в начале XX В. '

Зземская школа Псковской губернии в начале XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зземская школа Псковской губернии в начале XX В. »

В. В. Карпова

Земская школа Псковской губернии в начале XX в.

НАЧАЛО XX века Псковское о земство

ознаменовало наибольшей активностью в деле создания и функционирования земских школ. Земская начальная школа состоялась. Она сыграла видную роль в смене настроения крестьянства по отношению к образованию.

Земство прошло трудный и поучительный путь освоения всего механизма управления просветительной деятельностью: от сочувствия и отдельных материальных пожертвований начальной школе до выплаты жалованья учителям, снабжения школ учебными принадлежностями, обеспечения хозяйственных расходов. В начале XX в. губернские земства, в том числе и Псковское, предоставлявшие до тех пор почти всю школьную работу уездным земствам, не просто признали общественное и государственное значение школы, но начали ставить на очередь вопросы всеобщего образования, разрабатывали типы школьной сети для реализации названной цели. Губернские земства принимали участие в школьном строительстве, разрабатывали расширенные программы для обучения в высших начальных училищах (школах).

В рамках журнальной статьи невозможно отразить все проблемы деятельности начальной земской школы Псковской губернии. Поэтому целесообразно остановиться на следующих вопросах:

1) условия функционирования земских начальных школ;

2) содержание обучения в названных школах;

3) влияние земских начальных школ на рост грамотности населения.

Наибольшее количество школ, в том числе земских, открывалось в Псковской губернии с 1901 по 1911 гг., в среднем по 31

Карпова Валентина Васильевна - кандидат исторических наук, директор Опочецкого педагогического колледжа

школе в год. В 1908 г. в Псковской губернии насчитывалось 348 земских школ, в т.ч. в Псковском уезде - 95, Островском - 60, Опочецком - 60, Новоржевском - 23, Великолукском - 14, Торопецком - 14, Холмском

- 23, Порховском - 54.1

Соотношение школ разных ведомств менялось. В 1898 г. в Псковской губернии из всех существовавших начальных школ 1,5% составили министерские, 40% - земские, 51% - школы епархиального ведомства. В 1909 г. соотношение изменилось: 6% - министерские школы, 45% - земские, 47% - школы епархиального ведомства. В четыре раза выросло количество министерских школ, на 4% сократилось количество церковных школ и на 5% выросло количество земских школ в 1909 г. по сравнению с 1898 г.2 В 1911 г. земские школы от общего числа начальных школ составляли 43%.3 Это уменьшение по сравнению с 1909 г. связано с несколькими факторами. Во-первых, опасаясь усиления влияния земства на развитие образования в России, прежде всего начального, правительство форсировало создание министерских школ. Во-вторых, существовала определенная путаница в классификации школ, одна и та же школа могла быть причислена к разным ведомствам, т.к. земства оказывали поддержку многим школам.

В каких помещениях существовала земская школа к началу XX века?

Первоначально обязанность выделять помещения для земских школ была возложена на сельские общества. Впоследствии уездные земства выделяли средства на наем помещений для школ или строительство собственных. Характеризуя школьные помещения, земства группировали их на наемные и свои, удобные и неудобные. О качестве помещений можно судить по сведениям уездных управ 1898 г. 36% помещений признавались неудовлетворительными. Наибольший процент таковых оказался в Опочецком и Псков-

ской уездах, которые в значительно большей степени, чем другие, применяли систему найма помещений. Удовлетворительными признавались помещения земских школ Новоржевского уезда, где, кроме Оршанской школы, училищные здания строились по одному плану. В просторных собственных домах находились школы Великолукского земства. В Порховском уезде 52% всех школ имели помещения в своих домах, но половина этих зданий принадлежала не земству, а сельским обществам. Качество этих зданий определялось как невысокое.4

Критерии качества школьных помещений были очень расплывчатыми, единые требования отсутствовали. Однако отдельные показатели все-таки указываются в земских отчетах. Так, по губернии 41% помещений земских школ были признаны тесными, 6% - темными и тесными, 11% - тесными и холодными, 22% -холодными, в 20% отмечены сырость, темнота, отсутствие вентиляции. В докладе Псковской уездной управы за 1898 г. говорится, что из 52 помещений, нанимаемых земством для школ, «едва ли половина может быть признана вполне отвечающей своему назначению». Значительная их часть требовала капитального ремонта, расширения, чтобы вмешать от 40 до 50 учащихся.5 Все наемные помещения для школ уезда признавались неудовлетворительными. Псковская уездная земская управа делила все помещения на три категории:

1) приспособленные под школу с платой хозяевам от 150 до 220 руб. в год (таковых было 33);

2) не вполне удовлетворительные или неудовлетворительные с платою 100 руб. в год, таковых было 22 помещения, большинство из них представляли собой более или менее просторные избы с плохим ремонтом;

3) 26 помещений, нанимаемых сельскими обществами с платой от 50 до 100 руб. в год, признавались совершенно непригодными для учения.

Приводя данную характеристику школьных помещений, Псковское уездное земство, несмотря на неблагоприятную картину, принимает решение о продолжении практики найма помещений, лишь оговорив определенные требования к ним (по площади, по плану управы и др.). Эти требования включа-

ли также необходимую квартиру для учителя, состоящую из комнаты 9x7 аршин (6,4x5м) с двумя окнами и кухни (9x5 аршин).6

Опочецкая уездная управа, характеризуя школьные помещения, отмечала их тесноту, недостаток света, тепла. В трех начальных земских училищах комнатой для учителя служила перегороженная часть хозяйственного помещения. Стремясь улучшить ситуацию с помещениями в новых школах и в связи с нехваткой средств, Опочецкое земство предложило обратиться в губернское земское собрание с ходатайством об образовании особого губернск ого шк ольног о капитала, который можно было бы использовать для постройки и капитального ремонта школьных зданий.7 К началу XX в. Псковская губернская управа разработала программу развития шк ольног о дела, г де одним пунктом значилось образование особого капитала для выдачи беспроцентных ссу д на постройку зданий.8 Однак о претворение в жизнь данной программы оставалось проблематичным.

Существовали определенные нормы для школьных помещений, выработанные земствами семи губерний России. По этим нормам на одного учащегося полагалось от

1,5 до 2,75 квадратного аршина пола при высоте классной комнаты от 4 до 5 аршин.9 При этом классная комната на 40 - 50 чел. должна была быть следующих размеров: 15x9x4 аршина или 12x9x5 аршина при 6 - 7 окнах и хорошей вентиляции. Большинство школьных помещений земских школ Псковской губернии не отвечало этим требованиям. Их можно было соблюсти лишь при строительстве зданий специально под школы.

К сожалению, положение дел в этом вопросе практически мало менялось. В докладе Островской уездной земской управы в 1907 г. говорилось о недостатках школьных помещений. Так, Владимирская школа находилась в здании церковной сторожки, разделяясь на две половины: в одной жил сторож, в другой - велись занятия, а за тесовой перегородкой была крохотная квартира учительницы.10 Из 60 земских школ Опочецкого уезда в 1907 г. только 11 имели собственные помещения. Половина наемных помещений плохо отапливалась. В Новоржевском уезде в 1907 г. из 23 земских школ только 16 располагались в специально построенных домах.11

Школьные помещения были переполнены из-за наплыва учащихся в школы. Местные жители, понимая важность образования детей, соглашались на паях с земством строить улучшенные помещения.12 Однако постройка школьных зданий в Псковской губернии отставала от быстро развертывающегося открытия новых школ.

Количество наемных зданий в 1911 г. значительно увеличилось, и вместе с тем ухудшились санитарно-гигиенические условия школьных помещений. 66% министерских и земских школ располагалось в наемных помещениях, в то время как церковноприходских только 17%.13 Объяснялось это, по нашему мнению, стремлением снизить роль земских школ, которые составляли большинство, а также недостатком средств у земств для строительства новых школьных помещений. Наиболее благоприятная ситуация наблюдалась в Порховском уезде, где равное количество школ имело собственные и наемные помещения, а в Холмском, Великолукском и Новоржевском - собственных школьных зданий было больше, чем наемных.

По состоянию школьных зданий Псковская губерния занимала последнее место в ряду соседних губерний. Так, площадь пола на одного ученика в 1911 г. составляла в Псковской губернии 2,2 кв. аршина, в то время как в Новгородской и Санкт-Петербургской - по 2,5; 72,4 % школ Псковской губернии имело всего одну классную комнату, в Санкт-Петербургской - 67,7 %. Что касается собственно земских школ, то, по данным 1909 г., большинство из них (309 из 396) было лишено собственных помещений и вынуждено было ютиться в наемных помещениях, часто в крестьянских избах, без самых элементарных удобств.14

Стоимость найма помещений для школ представляла значительную часть расходов земств. Эти расходы, по подсчетам уездных земств, были выше, чем содержание собственных школьных помещений. Если взять среднее количество детей, обучающихся в школах, то на одного ученика, обучающегося в наемных зданиях, приходилось: в Псковском уезде

- около 3 руб., в Островском - 1,20 руб. в Опо-чецком - в старых школах - 3,64 руб., в новых - 2,10 руб. В школах со своими помеще-

ниями один ученик обходился Опочецкому земству в 2 руб. 4 коп., Новоржевскому земству - 2 руб. 28 коп.15 Таким образом, налицо преимущество собственных помещений. К сожалению, как уже было сказано, не все земства могли иметь такие помещения из-за нехватки средств на строительство.

Особенность проживания населения Псковской губернии в мелких населенных пунктах ставила школы перед необходимостью организовывать (особенно зимой) ночлежные приюты и общежития для детей из отдаленных селений. По мнению граждан, школы с ночлежными приютами должны были иметь более высокий уровень успешности школьных занятий. Ребенок не уставал от ходьбы за 4 - 6 верст и сберегал таким образом время и силы. Кроме того он мог участвовать в вечерних занятиях с учителем, в чтениях с туманными картинками и т.д.16

По сведениям уездных земских управ, такие приюты имелись в 1898 г. в Новоржевском уезде при всех школах, причем детям готовили еще и бесплатный «приварок».

8 Великолукском уезде общежития имели

9 школ (из 11), в Опочецком - 15 (из 41), в Островском - одна Выборская земская шко ла. В Псковском уезде, по отчетам управы, не было ночлежных приютов, а при необхо димости дети ночевали в классных комнатах. Такая же ситуация существовала в Холмском, Торопецком и Порховском уездах.17 К сожалению, не представляется возможным проследить в целом по губернии, насколь ко изменилась данная ситуация. По докладу Опочецкой уездной земской управы, в 1904 г. 47% мальчиков и 27% девочек пользовались ночлежными приютами в земских школах уезда.18 49 земских школ Опочецкого уезда в 1910 г. имели такие приюты, это больше по

19

ловины школ.

Важным моментом в развитии земской школы России был закон, принятый 3 мая 1908 г., по которому в земских школах вводилось бесплатное обучение. Земство приступило к созданию планов всеобщего начального обучения. Опочецкое земство приняло решение о переходе к всеобщему начальному образованию в 1909 г.20 Ещё ранее, в 1907 г. для Холмского уезда была спроектирована школьная сеть для этих же целей. О расту-

щей тяге крестьянского населения к образованию свидетельствовали ходатайства крестьян Холмского уезда в уездную земскую управу в 1906 - 1907 гг. Они обязывались «доставлять для школы дрова, исходя из числа учащихся».21 Этот факт подстёгивал земство к активным действиям. С 1906 по 1913 гг. число земских школ в уезде возросло с 8 до 105. В 1910 году от Министерства народного просвещения был назначен ежегодный отпуск пособия на содержание 66 классов-комплексов по 300 руб. Одновременно были ассигнованы значительные средства на постройку школьных зданий. По договору с Министерством народного просвещения расходование этого кредита было обусловлено ассигнованием равных сумм на постройку и из земских смет. Однако Холм-ское земство с этим не справилось. Свыше 20 тыс. руб., выделенных Министерством, было возвращено в казну, а большинство вновь открытых школ было размещено в случайных, малоприспособленных помещениях.22

В 1904 г. Псковской и Островской уездными земскими управами были разработаны проекты перехода к всеобщему обучению. Псковское уездное земское собрание ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об ассигновании на содержание 95 земских школ по 420 руб. на каждую. Это позволило бы в ближайшем будущем открыть до 70 новых школ и осуществить всеобщее обучение в течение 5 лет.23

Школьная сеть по введению всеобщего начального обучения была образована в Великолукском уезде в 1912 г., но лишь в 1917 году была утверждена Министерством народного просвещения. В процессе работы в уезде по подготовке к введению всеобщего начального обучения уже к марту 1918 г. в ведении Великолукского уездного земства находилось 150 учителей с тремя запасными учительницами и числилось 95 начальных школ: (для сравнения: в 1907 г. в уезде было 14 земских школ).24 В 1913 г. 7 уездных земств Псковской губернии получили пособия в общей сумме 262000 руб. для подготовки к всеобщему обучению.25

В начале XX в. земская школа сливалась с министерской, и ее можно определить как земско-государственную, в отличие от земско-общественной в 80 - 90-е годы XIX в.26 Эти

изменения проявились в том, что в земских школах изучали предметы в том же объеме, что и в министерских. Земская школа, сформировавшаяся во второй половине XIX в., оказалась очень жизнеспособной и с успехом конкурировала с другими учебными заведениями начального образования. Формирование земской школы происходило не сверху, а снизу. Этот тип был более свободным в отношении содержания обучения, т.к. до 1897 г. не было для земских начальных училищ утвержденной министерством программы. С

1897 г. «Примерные программы предметов, преподаваемых в училищах ведомства Министерства народного просвещения», которым руководствовались и земские школы, определили преподавание следующих учебных предметов и их почасовую разработку (см. табл. 1).

Таблица 1

Учебный план народных училищ (1897 г.)27

Учебные" предметы "ГЧис~ло~часов~ I в неделю

Закон Божий 6

Церковнославянская

грамота 3

Русский язык 8

Чистописание 2

Арифметика 5

[Итого 24

Распределение учебного материала по годам было примерным. Педагоги имели право переносить часть содержания по предмету из одного года в другой, но в целом должны были пройти весь материал. Три часа в неделю выделялось также на церковное пение. При изучении предметов по министерской программе учебное время между отделениями распределялось по-разному. Так, на изучение Закона Божьего - поровну между отделениями, при обучении церковнославянской грамоте можно было соединить второе и третье отделения и читать с учащимися ежедневно по 0,5 часа, а во вторую половину учебного года по 2 получаса в неделю следовало заниматься с младшим отделением. Для обучения грамоте учитель должен был

больше времени уделять младшему отделению на уроках русского языка. Больше времени рекомендовалось уделять младшему и среднему отделению на чистописании. Уроки арифметики распределялись поровну по годам обучения.

В объяснительной записке программы по русскому языку предлагалось обращать особое внимание на чтение статей религиозно-нравственного и патриотического содержания, а также «деловых статей» (по ремеслу, сельскому хозяйству, гигиене и т.п.). Объяснительная записка к программе по арифметике требовала, чтобы учащиеся приобрели твердые навыки устного счета, обращения с мерами веса, навыки измерения площадей, времени и т.д.28 В учебных планах земских школ не были обязательными черчение, география, история. Педагоги земских школ вводили их самостоятельно.

Из второстепенных предметов в Псковской губернии преподавались: пение, гимнастика, рукоделие, садоводство и др. В земских школах в среднем 5 часов в неделю уходило

на названные предметы. Преподавание второстепенных предметов наиболее сильно было распространено в школах Псковского ( занимались 80% педагогов) и Новоржевского (более 50%) земств, наименее - Порховского (около 20%) и Островского (около 20%) земств.29

Время шло вперед. И земские деятели все чаще задумывались о повышении уровня существующей начальной школы. С этой целью в 1910 - 1912 гг. Псковским губернским и уездными земствами разрабатывались свои учебные планы, в которых нашла отражение передовая педагогическая мысль. Так, в учебный план школ Опочецкого уезда наряду с общепринятыми предметами был включен целый ряд новых предметов: история, география, мироведение (естествознание), гимнастика, рукоделие. Занятия по истории и географии планировались с 3 класса, по естествознанию - с 1 класса. На русский язык было запланировано 35% учебного времени.30 Преподавание Закона Божьего и церковнославянского языка было значительно сужено (см. таблицу 2).

Таблица 2

Учебный план четырехлетней земской школы Опочецкого уезда, 1912 г.

Предметы Классы Всего

1 2 3 4

Закон Божий 2 2 2 2 8

Церковнославянский язык 1 1 1 4 7

Русское чтение 6 6 4 4 20

Русское письмо 6 6 4 4 20

Арифметика 6 6 5 5 22

Предметные беседы 2 - - - 2

Русская история - - 2 2 4

Русская география - - 2 2 4

Мироведение - 2 3 3 8

Рисование и черчение 2 2 2 2 8

Пение 2 2 2 2 8

Гимнастика (рукоделие для девочек) 2 2 2 2 8

ИТОГО 29 29 29 29

Введение по учебному плану земской школы Опочецкого уезда таких самостоятельных предметов, как русская история, география и мироведение, повышало общеобразовательное значение начальной школы на пути к всеобщему образованию, а также создавало лучшие условия для творчества народного учителя.

Четырехлетний курс обучения способствовал повышению качества обучения и воспитания в начальной школе. В начале XX в. на основе Положения о высших начальных народных училищах 1912 г. стали появляться такие учебные заведения в России, в том числе и в Псковской губернии. Вопрос о расширении курса начальной школы поднимало Опочецкое земство. Для этого оно ввело 4-е отделение (т.е. дополнительный год обучения) в 1908 г. в Горайской и Макушинской школах. Все поступившие в 4-е отделение в возрасте от 12 до 14 лет были выходцами из бедных семей, а поэтому расширить свои познания в других учебных заведениях не имели возможностей. Новоржевское земство в 1907 г. открыло 4-е отделение в двух своих школах.32 Опочецкое земство утвердило программу для 4го отделения, в которой значились: Закон Божий, русский язык, арифметика, история, география, естествознание, основы сельского хозяйства.33 Таким образом на практике происходило увеличение срока обучения в начальных школах. Кроме того земства стремились углубить содержание обучения.

Однако рост количества школ не сопровождался значительным ростом грамотности населения. Одним из распространенных способов определения уровня образованности населения была грамотность новобранцев. К началу XX века грамотных новобранцев насчитывалось в Псковской области лишь 39,6%.34 Наиболее грамотными (по новобранцам) являлись Псковский, Опочецкий, Порховский, Великолукский уезды, наименее

- Холмский уезд. Показатель неграмотных призывников был в Псковской губернии в 1,5 раза хуже, чем у самой отсталой в названном плане стране Европы Италии (42%).35 Лишь в 1907г. Псковская губерния сравнялась по указанному процентному соотношению с Италией конца XIX - начала XX вв.36

К началу XX в. 60% деревень Великолукского, Новоржевского и Холмского уездов не имели ни одного учащегося, 20% - не имели ни грамотных, ни учащихся. В особенности тяжелое впечатление производят данные по Холмскому уезду, где треть всех деревень оставалась в стороне от просвещения. Средний размер деревни по трем названным уездам составлял 10 дворов. Из них 6,2 двора не имели ни грамотных, ни учащихся.37

Для решения вопроса об увеличении школьной сети земства должны были знать число детей школьного возраста, и, соответственно, для этого надо было определить, какой возраст детей считать школьным и сколько таких детей не училось. Школьным возрастом для детей начальной школы считались годы от 8 до 11. В 1911 г. в губернии насчитывалось 134412 детей возраста от 8 до 11 лет, а обучалось в школе 37146, т.е. около 30%, в то время, как в Санкт-Петербургской губернии - 60%, в Новгородской - 47,7%.38

Реально ли было в тех условиях увеличить количество школ в необходимом объеме? Псковское уездное земство, ходатайствуя в 1906 г. перед правительством о субсидии для открытия новых школ в целях достижения всеобщего обучения, сделало вывод о необходимости 450 таких школ (при 95 имеющихся). Таким образом, количество школ должно было быть увеличено в 4,7 раза.39 В Опочецком уезде, по докладу управы земскому собранию за 1900 г., число обучающихся составляло 4873, вне школы оставались 6613, т.е. обучались только 2/5 детей школьного возраста. Чтобы ввести в уезде всеобщее начальное обучение, нужно было удвоить коли-

40

чество школ.

В 1907 г. не было охвачено образованием в Псковской губернии 81 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет, а обучалось всего 33 тыс. Одна школа приходилась на 32 селения. Этого было явно недостаточно. В целом для решения задачи всеобщего обучения, по данным на 1907 г., в губернии нужно было создать 2000 начальных школ.41

Таким образом, земство, в том числе Псковское, рассматривало работу в системе начального народного образования в качестве приоритетной. Развитие земской школы шло в соответствии с существовавшим законо-

дательством, общественными настроениями, в земских школах соответствующей учебносоциальным заказом на образование. Однак о в материальной базы.

этой деятельности выявились противоречия: Земские учреждения, стремясь к раз-

1) между возрастающими потребностями населения и реальными возможностями земской школы в их удовлетворении;

2) между ограниченными возможностями в финансировании школы земством и необходимостью реализации социального заказа на образование;

3) между возраставшими требования-

решению указанных противоречии, увеличивали финансирование школы. Соответствующие статьи земского бюджета были стабильным источником содержания школ и повышения их роли в народном образовании. Однако, несмотря на увеличение расходов на народные школы, средств не хватало. Поэтому перейти к всеобщему начальному обра

ми к содержанию образования и отсутствием зованию земству так и не удалось.

Примечания

1. Вестник Псковского губернского земства. 1908, № 43. С.9.

2. Проценты высчитаны по: Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального народного образования. Вып. 2. Псков, 1899. С. 13-14; Псковский край. Краеведный сборник. Псков, 1927. С.190.

3. Псковский край. Краеведный сборник. Псков, 1927. С. 180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып. 2. Псков, 1899. С. 54.

5. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып.2.Псков,1899.С 54-55.

6. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып. 2. Псков, 1899. С. 54-55.

7. Там же. С. 56.

8. Доклад Псковской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию сессии

1898 года. По вопросу об участии губернского земства в деле начального народного образования. Псков, 1898 год. С. 12.

9. Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. СПб., 1910. С. 79-80.

10. Вестник Псковского губернского земства. 1908. № 44. С.8.

11. Там же. С. 9.

12. Вестник Псковского губернского земства. 1902. № 2. С.45.

13. ШишовМ.Н. Народное образование // Краеведный сборник. Псков, 1927. С. 194.

14. Там же. С. 195.

15. Материалы по вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып. 2. Псков, 1899. С. 60.

16. Вестник Псковского губернского земства. 1902. № 1. С. 23.

17. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып. 2. Псков, 1899. С.60.

18. ГАВЛ. Ф.154. Оп.1. Д.8. Л.55 об.

19. ГАПО. Ф.21. Оп.1. Д.9. Л.1-189.

20. Софийский Л. Город Опочка в прошлом и настоящем (1414-1914). Опочка, 1912. С. 133.

21. ГИАНО. Ф.816. Оп.1. Д.16. Л.42.

22. Холмский уезд Псковской губернии. Сборник краеведческих материалов. Вып.2. Холм, 1927. С.28-29.

23. Вестник Псковского губернского земства. 1907. №4. Псков. 1907. С.2.

24. ГАВЛ. Ф.426. Оп.1. Д.12. Л.3, 3 об.

25. Вестник Псковского губернского земства. 1908. №43. Псков, 1908. С.9.

26. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998.№8.С.51.

27. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - нач. XX вв.) / Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1991. С.101.

28. Там же. С.102.

29. Положение народных учителей Псковской губернии // Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земствав развитии начального народного образования. Вып. 2. Псков, 1899. С. 14-15.

30. Новикова А.Г. Традиции сельской школы Псковской губернии (XIX - начала XX вв.) Псков, 2003. С. 64.

31. Там же. С. 95.

32. Вестник Псковского губернского земства. 1908. № 24. С. 11.

33. Там же. С.12.

34. Материалы к вопросу об участи Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып. 2. Псков, 1899. С. 39,42.

35. Там же. С. 39-40.

36. Статистический обзор Псковской губернии за 1907 год. Псков, 1908. С.38.

37. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып.2. Псков, 1899. С.41.

38. Псковский край. Краеведный сборник. Псков, 1927. С. 193.

39. Вестник Псковского губернского земства. 1908. №42. Псков, 1908. С.1.

40. Вестник Псковского губернского земства. 1902. № 1. С.20.

41. Вестник Псковского губернского земства. 1907. № 18. Псков, 1907. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.