Научная статья на тему 'ЗВЁЗДНАЯ ФЛОТИЛИЯ. ВОЕННО-МОРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА'

ЗВЁЗДНАЯ ФЛОТИЛИЯ. ВОЕННО-МОРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЦК КПСС / СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / МОРСКОЙ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МОРСКИЕ СУДА / ЭКСПЕДИЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА / КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ / USSR / CPSU CENTRAL COMMITTEE / USSR COUNCIL OF MINISTERS / ROCKET-AND-SPACE TECHNOLOGY / MARITIME COMMAND-MEASURING COMPLEX / SEA VESSELS / EXPEDITION / RESEARCH VESSELS / SPACESHIPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федулов Сергей Валентинович, Конеев Алексей Николаевич, Барбанель Борис Аронович

Статья посвящена истории создания, становления, развития и драматической судьбе морского командно-измерительного комплекса.The article is devoted to the history of creation, formation, development and dramatic fortune of the maritime command-measuring complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗВЁЗДНАЯ ФЛОТИЛИЯ. ВОЕННО-МОРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА»

тш

ш

C.B. ФЕДУЛОВ, А.Н. КОНЕЕВ, Б.А. БАРБАНЕЛЬ

S.V. FEDULOV, A.N. KONEYEV, В.А. BAR BAN EL

ЗВЁЗДНАЯ ФЛОТИЛИЯ

Военно-морская составляющая освоения космоса

STARRY FLOTILLA

Naval component of space exploration

Сведения об авторах. Федулов Сергей Валентинович — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);

Конеев Алексей Николаевич — заведующий кафедрой истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», контр-адмирал запаса, кандидат военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);

Барбанель Борис Аронович — вице-президент Российского научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова, академик РАЕН, Заслуженный изобретатель РФ, кандидат технических наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. Статья посвящена истории создания, становления, развития и драматической судьбе морского командно-измерительного комплекса.

Ключевые слова: СССР; ЦК КПСС; Совет министров СССР; ракетно-космическая техника; морской контрольно-измерительный комплекс; морские суда; экспедиция; научно-исследовательские суда; космические корабли.

Information about authors. Sergey Fedulov - Associate Professor of the Subdepartment of Socio-Economic Disciplines of the Military Space Academy named after A. F. Mozhaysky, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Associate Professor (St Petersburg. E-mail: serg. vat. fed. 661000@yandex. ru);

Aleksey Koneyev - Head of the Subdepartment of History of Wars and Military Art of the Navy's Military Educational Scientific Centre «Naval Academy named after Admiral of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Rear-Admiral (res.), Cand. Sc. (Mil.), Associate Professor (St Petersburg. E-mail: [email protected]);

Boris Barbanel — Vice-President of the Russian Federation. NTO shipbuilders named after academician A.N. Krylov, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Honored Inventor of the Russian Federation, Cand. Sc. (Tech.) (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).

Summary. The article is devoted to the history of creation, formation, development and dramatic fortune of the maritime command-measuring complex.

Keywords: USSR; CPSU Central Committee; USSR Council of Ministers; rocket-and-space technology; maritime command-measuring complex; sea vessels; expedition; research vessels; spaceships.

В ходе ракетно-космической деятельности важная роль отводится контролю измерения полётных параметров и управлению космическими аппаратами. С первых шагов создания Ракетных войск стратегического назначения и освоения космоса приходилось решать эти задачи.

СССР ракетно-космической техникой и связанными с ней вопросами занимался выдающийся учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. На стадии разработки баллистической ракеты Р-7 ему пришлось решать проблемы: в какую точку нашей страны можно запускать ракеты на максимальную дальность и как можно контролировать их полёт и точку падения. Ведь в отличие от Великобритании, Франции и США у СССР не было заморских территорий, где удалось бы разместить береговые посты наблюдения. Тогда-то и было решено строить плавучие лаборатории1.

5 января 1959 года на основании ходатайства Министерства обо-

роны (МО) СССР, Совета министров РСФСР, Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике, Государственного комитета Совета министров СССР по радиоэлектронике, Государственного комитета Совета министров СССР по судостроению и Министерства морского флота о создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 18-6 «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7»2. Данным постановлением на МО СССР возлагались следую-

щие обязанности: разработать в I квартале 1959 года и согласовать с заинтересованными организациями программу и методику проведения измерений на плавучих измерительных пунктах; произвести окончательное уточнение трасс стрельбы изделиями типа Р-7 и района падения головных частей; руководить работами по созданию плавучего измерительного комплекса; укомплектовать плавучие измерительные пункты необходимым личным составом, включая и расчёты для обслуживания измерительной аппаратуры, средств связи и аппаратуры единого времени; сформировать отдельный отряд вертолётов в составе четырёх машин Ка-15 с

_

Научно-исследовательское судно «Краснодар»

Научно-исследовательское судно «Долинск»

размещением на плавучих пунктах, обеспечив его необходимым материально-техническим оборудованием; определить место дислокации плавучих измерительных пунктов и обеспечить плавучий измерительный комплекс береговой базой; обеспечить организацию системы связи плавучего измерительного комплекса.

Постановлением также были утверждены головные исполнители работ, а именно:

а) по разработке проектов, оснащению и вводу в эксплуатацию плавучего измерительного комплекса в целом — НИИ-4 МО СССР;

б) по разработке проекта переоборудования кораблей под плавучие измерительные комплексы в целом — ЦКБ-17 Государственного комитета Совета министров СССР по судостроению;

в) по переоборудованию кораблей под плавучие измерительные пункты — Балтийский завод Ленинградского совнархоза.

Вместе с тем Министерство морского флота и Совет министров РСФСР обязывались передать безвозмездно МО СССР по два корабля типа «Донбасс» на твёрдом топливе, а Совет министров Литовской ССР — передать безвозмездно в распоряжение Совета министров РСФСР один корабль данного типа.

Помимо перечисленных министерств к выполнению работ по созданию плавучего измерительного комплекса привлекались: Государственный комитет Совета министров СССР по авиационной технике, Государственный комитет Совета министров СССР по оборонной технике, Государственный комитет Совета министров СССР по радиоэлектронике, Государственный комитет Совета министров СССР по судостроению, Министерство высшего образования СССР, Совет министров Украинской ССР и

Совет министров Грузинской ССР. Одновременно с этим МО СССР и Комитету государственной безопасности при Совете министров СССР с привлечением Государственного комитета Совета министров СССР по судостроению было поручено разработать в 3-месячный срок мероприятия по обеспечению скрытности и безопасности работы плавучих измерительных пунктов при проведении измерений в акватории Тихого океана, а также при передислокации их в порты Тихого океана и представить предложения по этим мероприятиям в Совет министров СССР.

Необходимость контроля точности полёта и падения головных частей появилась при испытаниях баллистических ракет в акватории Тихого океана и особенно после успешного запуска в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Достигнутые результаты запусков первых спутников подсказали целесообразность использования больших возможностей созданной ракеты Р-7А для расширения научных исследований космоса и осуществления запуска в космическое пространство человека. Весной 1957 года в ОКБ-1 был организован отдел пилотируемых полётов под руководством М.К. Тихонравова. Подготовка к пилотируемому полёту потребовала развития средств управления и создания Центра по руководству и координации работ комплекса измерительных средств... (с 1962 г. — Центр КИК ИСЗ и КО), который был подчинён Главному штабу Ракетных войск стратегического назначения и Генеральному штабу ВС СССР. С 1959 года центр возглавил генерал-майор А.Г. Карась, уже имевший опыт руководства космическими частями. Для расширения зоны радиовидимости командно-измерительного ком-

плекса (КИК) были необходимы новые научно-измерительные пункты. В 1959 году в связи с намечавшимся запуском первой межпланетной станции в НИИ-4 МО была образована группа научных сотрудников, которой поручили разработать план создания таких измерительных пунктов. Проект развития командно-измерительного комплекса для управления полётом кораблей-спутников, а затем и первыми обитаемыми космическими кораблями серии «Восток» был разработан в НИИ-4 МО под руководством полковника Ю.А. Мозжорина. Для обоснования состава радиотелеметрических средств и способов организации измерений в институте в период с июня 1960 по август 1963 года была проведена специальная научно-исследовательская работа «Подготовка плавучего радиотелеметрического комплекса к работе и участие в проведении измерений при запусках космических объектов "Восток", МВ, Е-6, "Зенит"». Научным руководителем этой работы был назначен Е.В. Яковлев, а ответственным исполнителем — В.И. Гришаков3.

Все связанные с решением этой задачи многочисленные вопросы ставились впервые. В результате проведённых исследований с участием моряков, баллистиков, специалистов по радиотехническим, траекторным и телеметрическим измерениям, связистов, представителей других специальностей после рассмотрения многих проектов было обосновано создание измерительных пунктов на океанских судах. Прошедшие годы полностью подтвердили правильность и предусмотрительность такого решения. Оно оправдалось и с научной, и с экономической точек зрения. Космический аппарат с момента старта и до окончания полёта должен находиться под

Научно-исследовательское судно «Ильичёвск» Научно-исследовательское судно «Бежица»

наблюдением и управлением. С этой целью начиная с 1956 года на территории СССР начала развёртываться сеть наземных командно-измерительных пунктов. Позднее их стали называть научными измерительными пунктами (НИП). Однако из 16 суточных витков 6 были «глухими», находились вне радиовидимости с территории СССР. Не была «видна» НИПам и большая часть траектории над Атлантикой, где должны были выполняться ответственные операции: стыковки-расстыковки космических аппаратов, торможение и спуск космических кораблей, а также второй старт — вывод межпланетных космических станций с промежуточной орбиты на заданную траекторию. К началу 1960-х годов стала понятна необходимость присутствия измерительных пунктов в океане. Назрел вопрос о создании специализированных судов, способных поддерживать радиосвязь с экипажами космических кораблей, выполнять наблюдение и управление космическими аппаратами.

Таким образом, к уже существовавшим наземным измерительным пунктам добавились измерительные пункты, созданные на судах, которые оказались наилучшим средством для выполнения космических измерений в тех районах земли, в которых измерения не должны вестись постоянно. Подвижность научно-исследовательских судов, т.е. их способность работать именно там, где это нужно для очередного космического эксперимента, относится к их наиболее важным и незаменимым свойствам. Воплощением этого решения стало строительство экспедиционного флота для исследования космоса.

В 1959 году на проектирование и строительство специальных научно-исследовательских судов

времени не оставалось. Поэтому было решено переоборудовать под плавучие измерительные пункты сухогрузные суда торгового флота. В послевоенный период морской торговый флот быстро развивался, возрастал объём перевозок. Современные морские суда были очень нужны. Поэтому, выполняя Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18 июня 1960 года № 1797, Черноморское пароходство смогло выделить для переоборудования теплоходы «Краснодар» и «Ильичёвск», построенные ещё до Великой Отечественной войны. Балтийское морское пароходство решило использовать под плавучий измерительный пункт недавно построенный теплоход «Долинск». Эти три судна сняли с перевозки грузов и передали в распоряжение научно-исследовательского института.

Переоборудование судов осуществлялось у причалов морских торговых портов Ленинграда и Одессы. На судах установили радиотелеметрическую аппаратуру. Был взят подвижный автомобильный вариант телеметрической станции. Кузовы станций вместе с размещённой в них аппаратурой снимались с шасси автомобилей, опускались в грузовой трюм и крепились там по-походному. В соседнем трюме размещались бензоэлектрические агрегаты питания. На верхнем мостике каждого судна были установлены кронштейны для крепления телеметрических антенн, чтобы вести приём научной информации. Аппаратуру единого времени разместили в надстройках рядом с радиорубкой. Отдельные помещения были оборудованы под фотолаборатории. Радиосвязь с наземными службами управления космическим полётом осуществлялась через корабельные

радиостанции. Для обслуживания аппаратуры и проведения запланированных работ для каждого из трёх судов сформировали экспедицию в составе 8—10 человек из персонала наземных измерительных пунктов, имевших опыт работы на телеметрических станциях, и сотрудников научно-исследовательского института. Руководили экспедициями офицеры — специалисты НИИ-4 МО В.В. Быструшкин, В.Г. Фомин и И.А. Соснин4.

В первый рейс теплоходы «Краснодар» и «Ильичёвск» вышли из Одессы 1 августа 1960 года. «Долинск» ушёл из Ленинграда позже — 30 августа, т.к. его скорость в полтора раза превышала скорости двух других судов. 19 сентября суда прибыли в точки, назначенные для проведения сеансов связи, и приступили к тренировкам. На первых же порах возникли большие трудности в поддержании радиосвязи с наземной службой управления космическим полётом. В отдельные периоды связь полностью нарушалась из-за условий прохождения радиоволн. Пришлось в качестве ретрансляторов использовать различные радиостанции, в т.ч. радиостанцию пос. Мирный в Антарктиде. Наземная телеметрическая аппаратура, установленная на судах, не была предназначена для работы в тропиках, в условиях высокой температуры и влажности. Она часто выходила из строя. Трудно было проявлять без специального оборудования, рассчитанного на условия тропиков, большое количество фотоплёнки. В процессе тренировок приобретались необходимый опыт и навыки в быстрой выдаче экспресс-информации, вырабатывались рекомендации для последующего более основательного переоборудования судов.

Первый экспедиционный рейс продолжался до ноября 1960 года. В процессе тренировок была отработана технология подготовки и проведения телеметрических измерений в океане, однако сеансы связи с реальными объектами не состоялись. Все три судна возвратились на Чёрное море: «Долинск» — в Новороссийск, «Краснодар» и «Ильичёвск» — в Одессу5.

Второй экспедиционный рейс начался в январе 1961 года. Предстоял запуск первой в мире автоматической межпланетной станции в направлении Венеры. Теплоход «Долинск» вышел в исходную точку недалеко от острова Фернандо-По в Гвинейском заливе, «Краснодар» и «Ильичёвск» расположились по трассе полёта космической станции «Венера-1» в районе экватора (3—7° южной широты). Работа в океане состоялась 12 февраля 1961 года. Измерительные пункты приняли телеметрическую информацию с межпланетной станции. Возможность успешной работы измерительных пунктов, расположенных на судах, по космическим объектам была подтверждена на практике. После успешного проведения сеансов связи с межпланетной станцией суда заходили в африканские порты для пополнения запасов продовольствия и пресной воды, а также для отдыха участников экспедиции6.

В это время завершалась подготовка к запуску первого в мире космического корабля с человеком на борту. В Центре управления было принято решение значительно увеличить зону радиовзаимодействия (видимости) летящего космического аппарата с командно-измерительным комплексом, использовать для приёма телеметрических сигналов с космического корабля три морских измерительных пункта, расположенных в Тихом океане, и

три морских измерительных пункта в Атлантическом океане. Особенно важно было получить оперативную телеметрическую информацию о времени включения и выключения тормозной двигательной установки и о работе бортовых систем на участке торможения. Экспедиции на теплоходах «Краснодар», «Ильичёвск» и «Долинск» провели работу с беспилотными космическими кораблями серии «Восток», запуск которых предшествовал историческому полёту Юрия Алексеевича Гагарина. Во время этих запусков детально проверялись все звенья, участвовавшие в выведении космических кораблей на орбиту, в управлении их орбитальным полётом и посадке на Землю7.

12 апреля 1961 года корабельные измерительные пункты, расположенные на трассе космического полёта в Атлантическом и Тихом океанах, успешно приняли телеметрическую информацию о работе бортовых систем космического корабля «Восток» и научную информацию о жизнедеятельности космонавта. Информация была передана в центр в установленные сроки. Так впервые в мире был совершён полёт человека в космос. Первым космонавтом стал наш соотечественник майор Юрий Алексеевич Гагарин. В течение 108 мин он облетел земной шар, полностью выполнил программу полёта и благополучно возвратился. С этого памятного дня уже ни один запуск межпланетных станций и пилотируемых космических кораблей не проводился без участия измерительных пунктов морского командно-измерительного комплекса.

После работы по контролю полёта космического корабля «Восток» теплоходы «Долинск», «Краснодар», «Ильичёвск» возвратились в свои порты. Из этих трёх судов наиболее долго плавал в качестве подвижного измерительного

пункта «Долинск». Его экспедиционное оборудование между научными рейсами подвергалось модернизации и было для того периода развития космической техники вполне современным.

Корабельные измерительные пункты работали напряжённо. Часто у них даже не оставалось времени для захода в порты, чтобы пополнить запасы. Поэтому в июне

1962 года было принято решение о выделении в распоряжение научно-исследовательского института ещё одного судна — танкера «Аксай». Его основная задача состояла в снабжении топливом и пресной водой находившихся для проведения сеансов связи в океане корабельных измерительных пунктов8.

После первого пилотируемого космического полёта Ю.А. Гагарина темпы исследования космического пространства продолжали нарастать. Готовились старты космического корабля «Восток-2», автоматических станций для облёта и фотографирования Луны. Экспедиции «Краснодара», «Ильи-чёвска», «Долинска» и «Аксая» до

1963 года формировались из числа сотрудников НИИ-4 МО. Рост объёмов испытаний космических аппаратов требовал совершенствования организации работ.

В соответствии с директивой ГШ от 26 ноября 1962 года в 1963 году все работы, связанные с формированием экспедиций, организацией и проведением измерений, были переданы командно-измерительному комплексу (КИК — войсковая часть 32103), в составе которого была сформирована специальная войсковая часть 26179, которая позже стала называться 9-м Отдельным морским командно-измерительным комплексом. Командиром этой части 26 апреля 1963 года был назначен капитан 1 ранга В.Г. Безбородов, который работал в этой должности по 1983 год9.

Положительный опыт, полученный при использовании корабельных измерительных комплексов, послужил основанием для дальнейшего развития этих средств. В 1965—1966 гг. «Краснодар» и «Ильичёвск» были заменены новыми экспедиционными судами. На смену пришли «Бежица» и «Рист-на». Работы по переоборудованию этих судов возглавляли уже офицеры войсковой части 26179. «Бежица» — судно водоизмещением 17 тыс. т. Его длина — 155,7 м, ширина — 20,6 м, осадка с полным грузом — 8,4 м. Скорость 15,5 узла обеспечивалась дизелем мощностью 8750 л.с. Дальность плавания — 16 тыс. миль. Экипаж —44 человека, экспедиция — 16 человек. Основные размеры «Ристны»: длина — 105,8 м, ширина — 14,6 м. При полном водоизмещении 6680 т судно имело осадку 6,5 м. Главная энергетическая установка — дизель мощностью 3250 л .с. Скорость — 13,5 узла, дальность плавания — 8600 миль. Экипаж судна — 32 человека, экспедиция —12 человек. Космические и обеспечивающие системы на «Бежице» и «Ристне» включали в себя аппаратуру для приёма, регистрации, обработки телеметрической и научной информации и аппаратуру единого времени. Это были более совершенные станции по сравнению с приборами, применявшимися на прежних судах. Были установлены новые, более мощные передатчики для связи с Центром управления полётом. Новые теплоходы были оборудованы установками для кондиционирования воздуха в жилых помещениях и лабораториях экспедиции. Улучшились условия вентиляции и охлаждения размещённой там аппаратуры. Стали более удобными служебные помещения экспедиции и значительно улучшены условия обитаемости10.

После первых удачных работ на море С.П. Королёв принял ре-

шение о создании «космического флота», который обеспечивал бы выполнение задач космическими аппаратами. С этим предложением он обратился к руководству МО СССР и страны. 25 ноября 1966 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса Министерства обороны СССР». На Балтийском судостроительном заводе теплоход «Геничевск» был переоборудован в плавучий контрольно-измерительный пункт — научно-испытательное судно «Космонавт Владимир Комаров». На Выборгском судостроительном заводе теплоходы «Кегостров» и «Моржовец» были переоборудованы в телеметрические суда-измерители с комплексом технических средств. На верфях Ленинградского судостроительного завода теплоходы «Невель» и «Боровичи» также были переоборудованы в радиотелеметрические корабли. В марте—июне 1967 года эти плавучие суда были приняты в эксплуатацию. В прессе они именовались научно-исследовательскими судами АН СССР, поэтому на кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР. Принадлежность к Академии наук СССР была одной из особенностей службы офицеров Отдельного морского командно-измерительного комплекса (ОМ КИК) и накладывала на каждого сотрудника экспедиций повышенную ответственность11.

Вместе с тем руководство Советского Союза осуществляло мероприятия по материальному обеспечению экипажей и сотрудников экспедиций ОМ КИК. Так, 7 июня 1967 года Совет министров СССР издал Постановление № 519 «Об упорядочении выплаты иностранной валюты членам экипажей и другим работникам экспедиционных судов» (корабельные изме-

рительные комплексы были отнесены к ним). Данным документом с 1 июля 1967 года устанавливались единые нормы выплаты иностранной валюты (взамен суточных) сверх заработной платы в советской валюте членам экипажей и другим работникам экспедиционных судов за всё время нахождения их в заграничном плавании с заходами в иностранные порты независимо от водоизмещения и ведомственной принадлежности судов (кроме судов Министерства рыбного хозяйства и Антарктической экспедиции) в следующих размерах (в инвалютных рублях в сутки по официальному курсу Госбанка СССР):

— капитану, начальнику экспедиции — 1,20;

— старшему штурману (старшему помощнику, заместителю начальника экспедиции, учёному секретарю, главному (старшему) механику— 0,90;

— второму, третьему и четвёртому штурману (помощнику капитана); второму, третьему и четвёртому механику; электромеханику первого, второго и третьего разрядов; научному и инженерно-техническому составу экспедиции, врачу, боцману, мастеру, лаборанту, фельдшеру, заведующему радиотехнической мастерской — 0,65;

— старшему мотористу, электрику, рулевому, матросам всех классов и остальным членам экипажа и экспедиционного состава -0,50;

— курсантам мореходных училищ (школ), практикантам — 0,2312.

В 1968 году вступили в строй ещё два корабельных измерительных комплекса — «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Юрий Гагарин». Судно «Космонавт Юрий Гагарин» было уникально. Оно имело водоизмещение 45 тыс. т и было одним из самых больших в мире кораблей. Этим судам пред-

стояло стать украшением всего морского космического флота, его флагманами. Они могли находиться в автономном плавании, не заходя в порты, до 11 месяцев и управлять полётами любых космических аппаратов. Научно-исследовательские суда составляли особый класс океанских судов. Они были оснащены передовыми по тем временам радиотехническими системами. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приёмные и передающие антенны (25-метровые зеркала «Космонавта Юрия Гагарина», 18-метровые белоснежные шары на «Космонавте Владимире Комарове»). Значительно выросло число лабораторий, численность экспедиции составляла 180—200 человек. Сотрудники экспедиции и экипажа размещались в одноместных и двухместных каютах с душем и системой кондиционирования воздуха. На судах были салоны отдыха, спортзалы и плавательные бассейны,библиотеки и кинозалы. Медицинский блок состоял из операционной, лазарета, амбулатории, рентгеновского, физиотерапевтического и зубоврачебного кабинетов. В экспедициях создавался работоспособный, сплочённый коллектив. Это было особенно важно в связи с тем, что на судах работали смешанные экипажи, подчинённые пароходству и экспедиции АН СССР13.

Несмотря на космические задачи, офицерам ОМ КИК приходилось работать в экстремальных условиях морской стихии. Так, 20 декабря 1977 года «Космонавт Юрий Гагарин» должен был передавать команды ЦУПа на борт орбитальной станции «Салют-6» для обеспечения работы космонавтов Ю. Романенко и Г. Гречко в

открытом космосе. Но в это время разбушевался шторм, который вскоре превратился в ураган. Тысячетонную громадину-лайнер бросало как щепку. Нелегко было испытателям и учёным. В лабораториях и аппаратных залах закрепили всё, что можно было закрепить. Но необходимо было ещё и следить за тем, что делается на палубах и платформах, не повреждены ли антенны. Их зеркала по инструкции должны немедленно стопориться при порыве ветра 20 м/с, а синоптики сообщили: «40 м/с. Ураганный ветер». Центр предложил кораблю «выключиться» на время урагана, но уверенные в технике и себе испытатели отказались от предложения, не отступили перед стихией и выстояли, проявив выдержку, самоотверженность и сугубо испытательскую смекалку. Задачи управления по «Салюту-6» были выполнены14.

В 1969 году для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве была создана Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, которой руководил доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин — бывший начальник первой полярной станции «Северный полюс-1».

В 1974—1978 гг. были построены и вошли в состав морского командно-измерительного комплекса суда: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев». Общее количество новейших научно-исследовательских судов достигло одиннадцати15.

К концу 1970-х годов впервые было заявлено через средства

массовой информации, что в Советском Союзе есть морская флотилия, которая выполняет космическую программу. Отдельному морскому измерительному комплексу пришлось работать во всех океанах. Но основной район работы по пилотируемым объектам — Атлантический океан. По военным спутникам работали в основном в акватории Индийского океана. Поскольку эти корабли плавали под флагом Академии наук, то имели право заходить в любые порты мира, где они пополняли запасы продовольствия и пресной воды.

За время своего существования научно-исследовательскими судами ОМ КИК было выполнено большое количество сложных задач по управлению различными космическими аппаратами. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль выполнения ответственных операций: стыковка кораблей типа «Союз», «Прогресс» с орбитальными станциями «Салют» и «Мир». Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спуском космических аппаратов с орбиты и посадкой, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами. Контролировали работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций «Марс», «Венера», «Вега», «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос» с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Во время первого полёта орбитального корабля многоразового использования «Буран» 15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три корабля: «Космонавт Павел Беляев»,

«Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Георгий Добровольский». Экспедиции 9-го ОМ КИК принимали участие во всех важнейших технических экспериментах по освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и орбитальными станциями. Корабли звездной флотилии несли свою службу в океане до начала девяностых годов. С 1963 по 1995 год начальниками морского КИК были В. Безбородое, В. Феоктистов, С. Серпиков и С. Монаков16.

Последующая судьба входившего в состав КИКа Отдельного морского командно-измерительного комплекса сложилась драматично. В 1989—1990 гг. были выведены из эксплуатации пять его КИПов (контрольно-измерительных пунктов) — «Космонавт Владимир Комаров», «Кегостров», «Моржовец», «Боровичи» и «Не-вель», поскольку их технические средства выработали свой ресурс и морально устарели. Морские КИПы «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв», приписанные к Одесскому порту, стали собственностью Украины. Впоследствии уникальные научно-исследовательские суда там были варварски разграблены и проданы за бесценок на металлолом по 170 долларов за тонну!

Морские пункты «Космонавт Владимир Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев» начиная с 1992 и до середины 1993 года по назначению не использовались. В марте—июне 1994 года эти четыре морских КИПа, совершив свои последние рейсы, были списаны17.

Удалось спасти только научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев». С 1979 по

1994 год оно совершило 14 рейсов в Центральной и Южной Атлантике. Обеспечивало связь с экипажами орбитальной станции «Мир», космическими аппаратами «Союз», «Прогресс», «Молния», а также выполняло работы по космическому комплексу «Энергия-Буран». В

2000 году судно пришло из Санкт-Петербурга в Калининград, где с

2001 года ошвартовано у причала Музея Мирового океана на Набережной исторического флота.

Сегодня ветеран космической флотилии исполняет роль пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления спутниками и межпланетными станциями, для приёма и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. Судно оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенны, аппаратуры приёма, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации. В 2006—2008 гг. на нём провели опытно-конструкторские работы по модернизации радиотехнического комплекса, проложили оптико-волоконную линию связи, соединившую судно с Центром управления полётами в подмосковном Королёве. Сегодня основную часть задач морской флотилии выполняет научно-исследовательское судно «Маршал Крылов» — единственное в своём классе выполняющее задачи по обеспечению лётно-конструктор-ских испытаний и отработке новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.)18.

Таким образом, на протяжении 30 лет суда ОМ КИК внесли большой вклад в освоение космоса, обеспечивали приём телеметри-

ческой информации и управление космическими аппаратами различного назначения. Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спусками космических аппаратов с орбиты и их посадке, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных блоков ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами. Контролировали работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ковалёв С. Их создали для полёта Гагарина и его последователей // Морской сборник. 2008. № U.C. 16.

2 Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР № 18-6 «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7» // Интернет-ресурс: http://rvsn.info (дата обращения: 26 июня 2017 г.).

3 Страницы истории морского команд но-измерительного комплекса // Интернет-ресурс: http://niskgd.ru (дата обращения: 18 июня 2017 г.).

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Развитие корабельных измерительных комплексов, 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс // Интернет-ресурс: http://cosmosinter.ru (дата обращения: 18 июня 2017 г.).

10 Там же.

11 ПотехинаА. Корабли звёздной флотилии // Красная звезда. 2009. 9 ноября.

12 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 14. Оп. 82. Д. 2. Л. 33.

13 Потехина А. Указ. соч.

14 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.