Научная статья на тему 'Звуковые корреляции согласных и гласных в хаттском и абхазо-адыгских языках'

Звуковые корреляции согласных и гласных в хаттском и абхазо-адыгских языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ЗВУКОВЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ / УДАРЕНИЕ / GENETIC RELATIONSHIPS / SOUND CORRELATIONS / ACCENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихонова Аза Петровна

Доказывается генетическое родство хаттского и абхазо-адыгских языков на фонетическом и лексическом уровнях. Выявляются звуковые соответствия согласных и гласных в исследуемых языках и их диалектах по звонкости глухости, мягкости твердости, силе слабости (придыхательные непридыхательные), описывается чередование гласных и отпадение конечных гласных в зависимости от фразового ударения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sound correlations of consonants and vowels in Hattian and Abkhaz-Adyghe languages

The genetic relationship of Hattian and Abkhaz-Adyghe languages is proved at phonetic and lexical levels. The author reveals sound compliances of consonants and vowels in the languages under study and their dialects by sonority dullness, softness hardness and force weakness (aspirate unaspirated). An alternation of vowels and falling away of final vowels depending on a phrase accent are described.

Текст научной работы на тему «Звуковые корреляции согласных и гласных в хаттском и абхазо-адыгских языках»

УДК 81'246

ББК 81.002.1

Т 46

Тихонова А.П.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Звуковые корреляции согласных и гласных в хаттском и абхазо-адыгских языках

(Рецензирована)

Аннотация:

Доказывается генетическое родство хаттского и абхазо-адыгских языков на фонетическом и лексическом уровнях. Выявляются звуковые соответствия согласных и гласных в исследуемых языках и их диалектах по звонкости - глухости, мягкости -твердости, силе - слабости (придыхательные - непридыхательные), описывается чередование гласных и отпадение конечных гласных в зависимости от фразового ударения.

Ключевые слова:

Генетические связи, звуковые корреляции, ударение

Tikhonova A.P.

Candidate of Philology, Associate Professor of English Philology Department, Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Sound correlations of consonants and vowels in Hattian and Abkhaz-Adyghe languages

Abstract:

The genetic relationship of Hattian and Abkhaz-Adyghe languages is proved at phonetic and lexical levels. The author reveals sound compliances of consonants and vowels in the languages under study and their dialects by sonority - dullness, softness - hardness and force - weakness (aspirate - unaspirated). An alternation of vowels and falling away of final vowels depending on a phrase accent are described.

Keywords:

Genetic relationships, sound correlations, accent.

Изучение системы хаттского вокализма и консонантизма является одной из важнейших и ключевых задач хаттологии. База для исследования звукового строя хаттского языка пока еще не создана. О его звуковом составе приходится судить лишь по графическим вариантам, встречающимся в хаттских текстах, и чаще на основе вариантов, которые заимствованы хеттским языком.

Первыми, кто письменно зафиксировал хаттский язык, были хеттские писцы. В связи с этим все, что нам неясно в хеттской (палайской, лувийской) графике, остается неясным и

применительно к хаттскому языку [1: 38].

Для передачи слов хетты пользовались набором клинописных слоговых фонетических знаков (силлабарием), практически совпадающим (если не считать небольших отклонений в употреблении отдельных знаков) со староаккадским. Естественно, что эта чужая система письма была совершенно не приспособлена для передачи хеттских фонем. Приспособление же ее для передачи хаттских фонем можно считать лишь относительным.

По данным И.М. Дьяконова, хаттский вариант аккадской клинописи, которой записаны хаттские тексты, позволяет различать всего 13 согласных - т, р, п, t, §, с, к, h, I, г, f и j - последний не во всех случаях и 4 гласных - а, г, и, е - последний не во всех случаях. Между тем, колебания в написании некоторых слов позволяют подозревать также существование фонем, не получивших своего графического обозначения [2: 169].

Другой особенностью хеттской клинописи является использование знаков для обозначения глухих и звонких смычных согласных, например, ка - ga. Однако это различие не имело фонетического значения, так как смычные согласные противопоставлялись не по признаку глухости - звонкости, а по другому признаку (можно думать, что различались сильные и слабые смычные или придыхательные и непридыхательные) [3: 63]. На примере графических вариантов хаттских богов можно показать, что этот закон действовал неукоснительно и для хаттской графики.

Сравните разные наименования главных хаттских богов: ТаЬагпа - Тарагпа, Та^арипа - Dashapuna.

При этом, однако, возникает вопрос, было ли различие согласных по признаку силы -слабости или придыхательности - непридыхательности свойством самого хаттского языка.

Сопоставление хаттских и абхазо-адыгских графических знаков позволит дать ответ на ряд неясных вопросов о звуковом составе хаттского языка. На материале установленных данных разных исследователей можно уже считать доказанным генетическую связь хаттского и абхазо-адыгских языков [4].

Так как генетическое родство обязательно предполагает соответствие формы и значения сравниваемых элементов, для выявления корреляций гласных и согласных в хаттском и абхазо-адыгских языках нами рассматривались родственные слова или их компоненты, если совпадало их графическое написание и значение, взятое из хаттско-хеттской билингвы и из словарей современных абхазо-адыгских языков и их диалектов. Лексические единицы хаттского языка извлечены из текстов, приводимых А. Камменхубер и Э. Форером [5].

При совпадении написания и отсутствии перевода значение слова или его компонентов восстанавливалось через исследование адыгских языков. Хаттские слова даются в латинской транскрипции, их абхазо-адыгские соответствия - в кириллице.

При отборе слов для сопоставления согласных во внимание принимались закономерные звуковые соответствия согласных в адыгских (кабардинский, адыгейский) и абхазском языках и их диалектах по звонкости - глухости, мягкости - твердости и т.п. [6: 2425].

Сравните: адыгей. тыгъэ - каб. дыгъэ «солнце», адыгейск. ку - каб. гу «подвода, повозка». В современных адыгских языках различие согласных по мягкости - твердости также не имеет фонематического значения: адыгейск. ч1э, убых. ц1э, каб. шъ1э «дно»; темирг. шы, шапсуг. щы «лошадь». Таким образом, можно считать родственными такие хаттско-

адыгские соответствия как каб. бын «дитя», быны «дети», хатт. pin «сын, ребенок», pinu «дети»; адыг. гъучЫ «железо», гъучЪ «кузнец»; хатт. huzza «железо», huzzassa «кузнец».

Соответственно, в абхазо-адыгских языках, как в хеттском и хаттском, противопоставление взрывных согласных идет не по признаку звонкости - глухости, а по признаку силы - слабости (придыхательные - непридыхательные), и различие между, скажем, к - g, p - b не имеет фонематического значения.

Анализ практического материала позволил установить, что одному хаттскому согласному могут соответствовать несколько адыгских или абхазских звуков. Ниже приводится таблица хаттских и абхазо-адыгских соответствий в области согласных.

Хаттский язык Абхазо-адыгские языки

d du «большой» д абхаз. а-ду, абаз. ду «большой»

t ta «отец» uittanu «вторая жена» г адыгейск. атэ, ты «отец» г1 адыгейск., каб. т^анэ «вторая жена»

p nape «фасад» pala «затем» п адыгейск. напэ «лицо» п1 адыгейск. пЫлъэ «срок»

b bar «большой» б бэ «много»

k ku «душа» akkatuh « взял, отнял» takkehal «герой, победитель» букв.. 'труднопобедимый' к каб. ку «сердце, душа» къ адыгейск. къытехын «брать, отнять» к1 адыг./каб. те^он «побеждать»

l li «кровь» лъ адыгейск. лъы «кровь»

h ha «ячмень» tuh(i) «жертвоприношение» uaha «небо» kaher «управлять» uahtu «смертный»= «человек» uaha «небо» хь адыгейск., каб. хьэ «ячмень»; каб. тыхь «жертвоприношение» х каб..къэхун = адыгейск. гъэхун «пасти» хъ каб. уахъты «смертный» ф каб.уафэ «небо»

z zehar «дерево» tetekuzzan «очаг» (досл. ставить в середину огня) zintuh(i) «молодая жрица» zzi «жена»; ua-zzu «дикая птица» букв. 'небесная, божественная птица' ua-zar «овца» zu «земля» ц а-цэхар «лубяная часть коры дерева» абх. а-мца, абаз.мца, убых. мыджьэ «огонь» ц1 каб. ц^гнэ «молодой, не достигший зрелости» бзы адыгейск./каб. «самка»; бзыу адыгейск., каб. «птица» с абх. а-уаса «овца» ц, ч1 убых. цуэ, адыгейск. ч1ы «земля»

§ uahis(i) божества дома ^ (букв. божества, которые сидят в доме) asah «злой» иа-Шар «верховный бог» huzzassa «кузнец» (суффикс -§§а, означающий деятеля: «тот, кто знает железо) tasteh «(вы) опасайтесь, бойтесь» с адыгей. исын «сидеть ш абх. а-ша «горький» шъ адыгейск. шъхьап «верхушка» ш1 пхъаш1э «плотник» от пхъэ «дерево», (суффикс -ш1э со значением деятеля) щ адыгейск. щтен «испугаться»

Приведенные примеры, хотя и в неполной мере, подтверждают, что в хеттской графике в интервокальном положении фонемы, передававшиеся посредством удвоения согласного, отличались от фонем, передававшихся в том же положении посредством неудвоенного согласного [7: 63].

Интересно отметить, что среди хаттских и абхазо-адыгских соответствий практически не встречаются соответствия со звуком f - ф. Предположительно, этот звук более позднего происхождения. По мнению К.В. Ломтатидзе, ф, ф1 образованы из шъу, шъ1у [8: 866].

В хаттских текстах встречаются оба варианта написания слов, как со звонкими, так и с глухими согласными. Например: bala - pala «затем»; hanuasuit - hanuasuidd «трон».

Так как различие между t - d, p - b не имеет фонематической силы, следует признать правомерными варианты написания в хаттском и заимствованиях из хаттского через t - d, p -b, как в слове bar - par «большой», pala - bala «затем». Сравните имена богов: Tabarna (ta «отец», bar «большой», na «око»), Taparuasu (ta «отец», par «большой», uasu «небо») -Палайское божество неба; Tashapuna - Dashapuna (ta - da «отец», shapu - «верхушка», na «око, глаз»).

Смычный t и аффриката z [ts] были также взаимозаменяемыми в заимствованиях из хаттского: Zaparua (Za «отец», par «большой», ua «небо»). Предположительно замена t на z [ts] связана с усилением аспирации.

Для передачи отдельных хаттских гласных использовались всего четыре знака хеттского силлабария: a, e, i, u. Все остальные знаки использовались для передачи сочетаний фонем трех типов: «гласный + согласный, согласный + гласный, согласный + гласный + согласный. Сочетания фонем других типов должны были передаваться посредством весьма сложных комбинаций знаков, часто лишь приближенно соответствующих произношению [8: 63].

Как показывают выше приведенные соответствия, в хаттском также имели место сочетания двух согласных + гласный, таких как ua-shap «верховный бог», tasteh «(вы) опасайтесь, бойтесь».

При отборе слов для сопоставления гласных во внимание принимались возможные соответствия гласных в абхазо-адыгских языках в зависимости от языковой группы и диалекта. Наиболее частотны соответствия: а - э; а - э - ы; у - ы - а. Сравните: адыгей., каб. сэ, абх., абаз. са, убых. сы «местоимение я»; адыгей./каб. бгъу, убых. бгъы, абазин. бгъа «спина». Таким образом, следует признать правомерными следующие хаттско-адыгские соответствия, как хатт. na - адыгей. нэ «глаз», хатт. tuh(i) - каб. тыхь «жертвоприношение». Однако при сопоставлении хаттских и адыгских слов следует также принимать во внимание, что в ряде

случаев в современном адыгейском языке ы - э имеют смыслоразличительную функцию. Сравните: мыЛы «лед» - мэ'лы «овца», но, как правило, при определении значения слова решающую роль играет контекст.

Сопоставление хаттских и адыгских слов, близких по написанию и значению наводит на мысль, что за хаттским символом г стоит гласный звук близкий к адыгскому иррациональному ы. Сравните: хатт. ШтИ(г) «дождь» - адыг. мыЛы «лед»; хатт. ргпи «сын» -каб. быны «дети»; хатт. И «кровь» в составе имени божества крови ТеИрти - адыгейск. лъы «кровь».

В адыгских языках также существуют корреляции и чередование гласных в зависимости от ударения внутри одного языка. Современным адыгским языкам присуще фразовое ударение, которое объединяет несколько слов с тесной смысловой связью. А.Н. Абрегов отмечает чередование гласных а и э в атрибутивных фразах: пшъашъэ «девушка», но пшъэшъэ орэд «девичья песня», к1алэ «юноша» но к1элэ дах «красивый юноша» [9: 124].

Предположительно фразовое ударение выполняет ритмическую функцию и нередко сопровождается выпадением безударного гласного. Сравните: к1ал'э «мальчик - к1элэ 7уш «умный мальчик» - си'к1ал «мой мальчик».

В хаттском языке также допускается колебание гласных а - е, е - г, как, например, в слове «отец» ta, te (в составе сложных слов), в слове zehar, zihar «дерево».

Как показало изучение текстов, в хаттском, как и в современных адыгских языках, существуют неслоговые гласные [и] и Ц], которые встречаются в комплексе с основными гласными и образуют дифтонги. Ниже приводится таблица хаттских и абхазо-адыгских соответствий в области гласных.

Хаттский язык Абхазо-адыгские языки

a na «глаз, око» э нэ «глаз»

a-e ta, te «отец» ы ты «отец»

u tuh(i) «жертвоприношение» ы каб. тыхь «жертвоприношение»

ua [wa] ua «орудие» уа ^а] уатэ «молоток»

ui [wi] uittanu «вторая жена» уи [то] уиунэ «твой дом»

uu [wu] uur «страна» у [wu] унэ «дом»

ue [we] uel - жилье, дом уэ ^е] уэ «небо, бог (убых.)»

ja [ja] -имеет я []а] ябгэ - злой

Написание ШтШ вместо ШтИ «дождь» в хаттских именных основах А. Камменхубер трактует как результат бессознательной хеттизации. Однако, как показал анализ практического материала, существуют два варианта написания и других хаттских слов: takkihala - takkehal «герой», хет. ТаЫгр - Шапи «бог солнца из Тахурпы» - хатт. Е^ап «бог

солнца».

Предположительно в хаттском, как и в современных адыгских языках (по данным Г.В. Рогава и З.И. Керашевой) [10: 25], ударение было на последнем или предпоследнем слоге. Это позволяет утверждать, что отпадение безударного гласного в абсолютном исходе слов связано с чисто хаттским фонетическим процессом передвижения ударения с конечного открытого слога на предшествующий слог, что всегда сопровождается утратой конечных безударных гласных. Так как сдвиг ударения в хаттском не приводил к появлению новых слов, как в современном абхазском и абазинском (alra «собака»; ala «глаз»), можно сделать вывод, что ударение в хаттском языке, хотя и было подвижным, не имело фонематического значения, как и в современном адыгейском и кабардино-черкесском языках [11: 138].

В современном адыгейском языке, где имеет место процесс передвижения ударения, такие пары не редкость. Сравните: уцы «трава», уцыпэ «верхушка травинки» - Гэзэгъу уц «лекарство (букв. «целебная трава»)», чэ'ты «курица» - щагу 'чэт («букв. «домашняя курица»), мэз 'чэт « фазан» (букв. «лесная курица»), мэлы «овца» - Алый имэл «овца Алия».

Результаты исследования подтверждают, что с типологической точки зрения фонетический строй хаттского языка, как и современные абхазо-адыгские языки, относится к консонантному типу, а вокализм хаттского языка характеризуется малочисленностью гласных фонем. Эти выводы свидетельствуют в пользу принадлежности хаттского и абхазо-адыгских языков к одной языковой группе. Общность данных языков также подтверждается и общностью лексики.

Примечания:

1. Камменхубер А. Хаттский язык // Древние языки Малой Азии. М.: Прогресс, 1980. C. 23-98.

2. Дьяконов И.М. Языки древней передней Азии. М.: Наука, 1967. 492 с.

3. Иванов Вяч.Вс. Хеттский язык. М.: УРСС, 2001. 294 с.

4. Керашева З.И. Язык - ценный источник для познания истории народа // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 2. С. 93-97.

5. Kammenbuber A. Die protohattisch-hethittische Bilinguis vom Mond, der vom Himmel gefallen ist // ZA, N.F. 1955. XVII (51). S. 102-123. Forrer E. Die Inschriften und Sprachen des Hatti-Reiches // APAW K. Bittel und R. Nauman, Bogaszkoy II Adhd.d. PREUSS, Akad. D. Wissensch. 1938. Phil.-Hist. Kl. Nr 1. S. 228-242.

6. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. М.: Наука, 1977. Т. 1. 290 с.; Т. 2. 224 с.

7. Иванов Вяч.Вс. Хеттский язык. М.: УРСС, 2001. 294 с.

8. Ломтатидзе К.В. Об одной фонетической закономерности в абхазо-абадзинском диалекте // Сообщения АН Груз. ССР. 1942. Т. III. № 8.

9. Абрегов А.Н. О трансформации финального гласного именных основ [э] в грамматикализованный суффигированный формант-суффикс относительных прилагательных в адыгских языках // Филологический вестник. Майкоп, 2005. № 7. С. 120-128.

10. Рогава Г.В, Керашева З.И., Грамматика адыгейского языка. Краснодар; Майкоп: Краснодар. кн. изд-во, 1966. - 462 с.

11. Кумахов М.А., Шагиров А.К. Абхазо-адыгские языка // Языки древней передней Азии. Т. III. Несемитские. Иберийско-кавказские языки. Палеоазиатские языки. М.: Гл. ред. Восточ. лит., 1979. С. 133- 160.

References:

1. Kammenhuber A. The Hattian Language // Classic Languages of Asia Minor. M.: Progress, 1980. P.23-98

2. Dyakonov I.M. Languages of the Ancient Western Asia. V.: Nauka, 1967, 492 pp.

3. Ivanov Vyach. Vs. The Hittite Language. M.: URSS, 2001. 294 pp.

4. Kerasheva Z.I. Language is a Valuable Source for Understanding the History of People // Bulle-tin of Adyghe State University. No 2. Maikop, 2008. P. 93-97.

5. Kammenhuber A. Die protohattisch-hethittische Bilinguis vom Mond, der vom Himmel gefallen ist, ZA, N.F., XVII (51), 1955, s.102-123. E. Forrer, Die Inschriften und Sprachen des Hatti-Reiches, APAW K.Bittel und R. Nauman, Bogaszkoy II Adhd.d. PREUSS, Akad. D. Wissensch., 1938, Phil.-Hist. Kl. Nr 1, S. 228-242

6. Shagirov A.K. Etymological dictionary of the Adyghe (Circassian) languages. M.: Nauka, 1977. V.1. 290 pp; V. 2. 224 pp.

7. Ivanov Vyach. The Hittite language. M.: URSS, 2001, 294 pp.

8. Lomtatidze K.V. About a phonetic regularity in Abkhazo-Abadzin dialect // News of AS of the Georg. SSR, 1942, V. III, No. 8.

9. Abregov A.N. About the transformation of a final vowel of nominal stems into a grammatical formant-suffix of relative adjectives in Adyghe languages // Philological bulletin, Maikop, 2005. - No. 7. P. 120-128.

10. Rogava G.V., Kerasheva Z.I. Grammar of the Adyghe Language. Krasnodar - Maikop: Krasno-dar Publishing House. 1966. 462 pp.

11. Kumakhov M.A., Shagirov A.K. The Abkhaz-Adyghe Languages // Languages of Ancient Asian Near East. V. III. Non-Semitic languages. Iberian-Caucasian languages. Paleo-Asian languages. M., The Head publishing house of the Eastern Literature, 1979. V.3 P. 133-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.