Научная статья на тему 'Звук, смысл, язык'

Звук, смысл, язык Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOVEMENT / SOUND / INFORMATION CONTENT / ORIGIN OF LANGUAGE / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кадимов Р.Г.

Статья посвящена рассмотрению естественного языка и его звуковой фактуры. Феномен звучания рассматривается как природное явление, обладающее уникальным свойством нести объективную информацию о своем источнике, которое и легло в основу появления членораздельной речи и мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND, MEANING, LANGUAGE

The article is devoted to the consideration of natural language and its sound texture. The phenomenon of sounding is considered as a natural phenomenon with a unique property to carry objective information about its source, which formed the basis for the emergence of articulate speech and thinking.

Текст научной работы на тему «Звук, смысл, язык»

членами общества, о блатных, хозяевах жизни и смерти в лагере, короче, о растлевающем духе блатарей, пронизывающем всю колымскую жизнь, пишет Шаламов прямо и откровенно. «Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром», поэтому, по мнению Ша-ламова, многолетнее «цацканье» с блатными принесло обществу не только в лагере, но и вне лагеря большой вред. Однако наши условия для блатарей всегда, по мнению Шаламова, были благоприятнее, чем в европейских странах, условия, в которых «так много далеко идущего доверия и неистребимых многократных «перековок». В эту благоприятность внесли, к сожалению, свою лепту поэзия и искусство в целом.

Если лагерь - дно жизни, то «преступный мир - это не дно дна. Это совсем, совсем другое, нечеловеческое». Шаламов постоянно говорит о театральности этого мира, дурной, насквозь фальшивой театральности, откровенно иронизирует над спектаклем по «Аристократам» Погодина: «Блатной мир любит театральность в жизни, и знай Н.Н.Ев-рейнов или Пиранделло это обстоятельство - они не преминули бы обогатить аргументами свои сценические теории» [1,с.24].

Так называемые «романы» («тискать» их - как бы устный оттиск повествования) - излюбленное эстетическое предпочтение блатных, это театрализованное представление несчастного, ослабевшего фраера за ничтожную подачку, а то и дарованную жизнь перед ломающимся «королем» Сенечкой, Федечкой и им подобными. Но что примечательно: потребности блатных не только в скульптуре, живописи, но и в театре равны нулю. Они устраивают

кровавые спектакли в жизни: украли шприц, ибо прослышали от одного фельдшера, что, если ввести в вену воздух, человек погибнет, проверили на живом человеке, он, естественно, скончался.

Так называемые романы - мемуары, кинофильмы, рассказы, повести, исторические работы, романы, которые «тискают» по их грозному приказу «Иваны Ивановичи» за корку хлеба, за супчик, слитый из консервной банки, за благоволение, пусть временное, - все это окружено трагическим и зловещим отблеском, ибо становится блатным «университетом», «кафедрой» их страшной науки. Ими преподносится все то, что может укреплять, бодрить, освежать преступную блатарскую кровь. А чем это оборачивается для «романиста», мы узнали из новеллы «Боль». Шаламов пишет, что романисту после работы хочется сесть, лечь, спать, тепла и покоя, а блатные, не работающие весь день, требуют «роман». Бывший доцент рассказывает, что за работу его угостят супчиком, а при успехе -табаком. Иногда романист чувствует себя культработником, как Шелгунов, при воровском троне. «Есть и такие, которые чувствуют себя заклинателями змей, флейтистами, поющими перед крутящимся клубком ядовитых змей...» [1,с.32].

Так В.Шаламов развенчивает прочно утвердившуюся романтизированную традицию в изображении преступного мира, обнажая вину и трагическую ошибку искусства перед жизнью, перед человеком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варлам Шаламов. Очерки преступного мира. - Вологда: «Грифон», 2000.

SOUND, MEANING, LANGUAGE

Kadimov R.

Doctor of Philology, professor, Dean of the Faculty of Philology Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia

ЗВУК, СМЫСЛ, ЯЗЫК

Кадимов Р.Г.

д.ф.н., профессор, декан филологического факультета Дагестанского государственного педагогического университета

Махачкала, Россия

Abstract

The article is devoted to the consideration of natural language and its sound texture. The phenomenon of sounding is considered as a natural phenomenon with a unique property to carry objective information about its source, which formed the basis for the emergence of articulate speech and thinking. Аннотация

Статья посвящена рассмотрению естественного языка и его звуковой фактуры. Феномен звучания рассматривается как природное явление, обладающее уникальным свойством нести объективную информацию о своем источнике, которое и легло в основу появления членораздельной речи и мышления.

Keywords: movement, sound, information content, origin of language, consciousness. Ключевые слова: движение, звучание, информативность, происхождение языка, сознание.

Роль и значение языка в жизни человека трудно переоценить, поскольку это сущность, которая формирует у человека сознание и составляет базу его духовности. Язык закрепляет все достижения народа и создаёт в словах и в устойчивых выражениях языковую картину мира, которая отражает психологию, философию и мировоззрение конкретного социума.

Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решённых: «...до недавних времен эта проблема считалась (а многими и поныне считается) неразрешимой» [1, с. 4]. Имеющиеся же теории - эволюционная, междометная, теория «божественного откровения» [2, с. 4], трудовых команд, звукоподражательная - в известной мере гипотетичны. Последняя содержит долю рациональности, однако остаётся достаточно поверхностной. По нашему мнению, происхождение языка имело в своей основе глубокие и содержательные особенности физического мироустройства.

Известно, что в материальном мире нет ничего, что бы находилось в состоянии абсолютного покоя. Любой покой только относителен, всё в мире находится в движении, которое есть форма существования материи: это касается всех уровней микро- и макромира - от молекул и атомов до планет и иных космических тел. В качестве непреложного следует отметить закон природы, в соответствии с которым мы можем наблюдать удивительную особенность мироустройства: ничему сущему не позволено двигаться и «не говорить» об этом, т.е. любое движение сопровождается звучанием. И что особенно важно - это является абсолютным правилом существования всего материального.

Отмеченная особенность принимает характер закона, накладывающего табу на допустимость действия без оповещения о нём. Таким образом, это лишает всё сущее возможности жить «скрытно». Другое дело, что человеческому уху доступно лишь звучание определённого, сравнительно небольшого частотного диапазона, поэтому человек прибегает к различного рода технологиям. Иные движения, к примеру рост растений, могут воспринимать и записывать только особо чувствительные микрофоны (здесь можно удивиться гениальности А. С. Пушкина, пишущего в своём программном стихотворении «Пророк» о способности услышать «дольней лозы прозябанье» (прозябать имело значение «произрастать»)). Согласно сообщению NASA, в космосе существует звук, который представляет собой электромагнитные колебания. Спроектированы инструменты, трансформирующие электромагнитные колебания в воспринимаемый человеком звук. «В то время как мы воспринимаем пространство как визуально мистическую среду и наслаждаемся удивительными снимками планет, галактик и солнечной системы, [мы] не обращаем внимания на звуковой аспект космоса» [5].

Особо важное значение для нашей темы имеет то обстоятельство, что любой звук информативен. Он несёт полную информацию об источнике звука: о материале, его параметрах, составе и состоянии, а

также о характере движения. По каждому звуку можно определить все данные о его носителе. Например, звук гитарной струны зависит от того, из какого материала сделана струна, какова её длина, толщина, что собой представляет сама гитара, какой она формы и из какого материала изготовлена, какой силы воздействие оказано на струну и так далее. То же самое можно сказать о других телах, механизмах и агрегатах. Двигатель автомобиля выдаёт всю информацию о своей работе: если он работает отлаженно, то извещает именно об этом; если же появляется какая неисправность - тут же сообщает о ней. В отличие от обывателя, для разбирающегося человека определённый звук может говорить не просто о каком-то явлении, но и о смысле происходящего. Таким образом, всё, что существует, - движется. Всё, что движется, - звучит, т.е. возвещает о себе.

В природе ничему не позволено двигаться (а значит - существовать) «молча». Поскольку человек не может слышать все звуки (в зависимости как от частоты, так и от громкости), он иногда может прибегнуть к некоторым примитивным уловкам и «снабдить» звучанием те или иные объекты. Так человек привязывает к шее животных колокольчик для облегчения их поиска, может привязать его к шее кошки - чтобы она не могла незаметно подкрасться к птицам.

Для непосредственного восприятия человеческим ухом информация, получаемая через звук, неизменно остаётся актуальной, поскольку она имеет практически сиюминутный характер: человек воспринимает лишь те звуки, которые доходят до него за небольшой промежуток времени. Если человек слышит звук, значит, он произведён относительно недавно и источник находится сравнительно недалеко (на расстоянии до нескольких десятков километров).

Если человек осязанием и вкусом может воспринимать объект лишь при непосредственном соприкосновении, а обонянием слышать запах источника, находящегося на сравнительно небольшом расстоянии, то зрение и слух имеют более широкие возможности. Но даже по сравнению со зрением слух обладает рядом преимуществ: 1) слышать человек может как в светлое, так и в тёмное время суток; 2) глаза закрываются, а уши - никогда: они открыты днём и ночью, даже тогда, когда человек спит; 3) если зрением можно увидеть только то, на что направлены глаза, то звук воспринимается со всех сторон; 4) глазами можно воспринимать только объекты, находящиеся в зоне прямой видимости, не отгороженные другими объектами, а слышать можно и то, что находится за различными перегородками и барьерами; 5) в отличие от света, звук распространяется в газообразной, жидкой и даже в твердой средах; 6) если зрением воспринимается только поверхность объекта, то посредством слуха можно получить информацию и о том, что происходит внутри некоторых объектов.

Свойство звука жить практически в одном с нами времени и быть постоянно актуальным спо-

собствует тому, что голос человека и его фотография производят на нас разное впечатление. К примеру, если мы потеряли близкого человека, голос напоминает его более живо, нежели безмолвное изображение на фотографии. Мир звуков, в отличие от беззвучного, воспринимается как живой мир (неслучайно в мифологии мёртвый мир - мир без звуков).

Каждый звук несёт в себе безусловную информацию о содержании звучащего объекта. Не нести эту информацию звук не может, потому что он весь и есть эта информация. Особенный характер звука и есть особые характеристики источника звучания. А раз звук несет информацию, значит, ее можно извлечь, распознать и осмыслить. То есть информацию о мире можно узнать исходя из звуков, каждый из которых всегда имеет своего носителя - источник, который его порождает. Общеизвестно, что у птиц и многих других животных голос является приманкой, которая появляется именно в пору полового развития и привлекает особей противоположного пола для вступления в брачную связь. В животном мире голос является фактором, определяющим, какой особи продолжить род, а какой -нет: звук передаёт всю необходимую для естественного отбора информацию о субъекте. По мнению Журавлёва, «звуки - живые клетки единого организма. В них уходит корнями самая сущность языка - значение. Оно отнюдь не возникает неизвестно откуда на уровне слова, его истоки - в звуках речи, и глубже - в звуках природы» [3, с. 5].

Любое звучание содержательно. Естественная артикуляционно-звуковая форма речи стала обладать смыслом и явилась основой мышления именно благодаря природной содержательности звуков и их способности нести информацию. Ребёнок сначала учится читать вслух, артикулируя всё произносимое, потом может перейти к шёпоту (редукция артикулирования), далее возможна минимализация артикуляции до внутренней речи или чтения про себя. Когда что-то сложно понять или запомнить, человек произносит вслух трудно поддающееся пониманию, тем самым производя действия артикуляционного аппарата в полной мере. Он интуитивно чувствует, что сокращенного артикулирования в данном случае недостаточно. Этот факт также доказывает, что понимание (и запоминание) связано с артикулированием. При переходе от говорения (мыслей вслух) к шепоту и к размышлению (мыслям про себя) степень артикуляции уменьшается и редуцируется настолько, что для глаза становится незаметной. Но полностью артикуляция не исчезает. При чтении вслух воспринимаемые зрением слова превращаются нашим артикуляционным аппаратом в звуковые колебания.

При чтении про себя зрительные образы слов и предложений читающий также переводит в моторные, однако проговаривание сокращается до совершенной «незаметности»: специальный аппарат (пневмограф) фиксирует сокращение диафрагмы, происходящее у человека, который читает «глазами» (оперные певцы в течение нескольких дней

перед выступлением не позволяют себе читать, потому что при чтении, даже при чтении про себя, голосовые связки находятся в работе и могут устать). Если бы не нужно было проговаривать читаемый текст, то человек просто смотрел бы на страницу и, подобно видеокамере, моментально фиксировал бы представленную на ней информацию. Таким образом, для полноценного восприятия слова и языка в его живой и естественной форме зрительные образы должны быть переведены им в звуковую форму, для создания которой естественным является задействование артикуляционного аппарата. То же самое, как было отмечено, происходит, когда человек думает: он в очень сокращенной форме «проговаривает» все те слова, из которых складывается и состоит его мысль.

Всю воспринимаемую человеком информацию сознание превращает в смысл, т.е. переводит её на свой язык. Для этого человек находит конкретному смыслу (явлению, предмету или чувству) некоторое сочетание звуков, колебания которых запечатлеваются в мозговом веществе - таким образом за словом закрепляется определённое значение. Совокупное содержание известных человеку смыслов, которыми он владеет и оперативно пользуется, и составляет основу сознания. Всё это становится возможным только потому, что звук изначально обладал способностью содержать информацию о своём источнике.

Речь возникла посредством подражания звуковому выражению явлений природы: подражание и игра актуализировали символичность (вторич-ность) используемых звуков, тем самым подняв на порядок возможности человека. Сначала он научился с помощью звуков искусно передавать воспринятые им смыслы, а со временем, усвоив возможность передачи смысла определённым звуковым сочетанием, стал искусственно связывать любой смысл с произвольным набором звуков, чем, собственно, и являются современные языки. Именно в процессе длительного становления языка слова обретают роль условных обозначений.

Итак, звучание не может не иметь значение: каждый звук постоянно носит с собой свой смысл, заключающийся в характеристике им своего источника. Стихия звука - это стихия смысла. Звучание, которым вещь возвещает о себе и о своём содержании, представляется инобытием материального объекта, т.е. бытием в ином плане - содержательно -смысловом. Если бы у самих вещей не было смысловой сущности (инобытия), то она не могла бы возникнуть и у человека в виде членораздельной (осмысленной) речи, ибо вся его деятельность сводится к открыванию явлений природы и пользованию ими. Человек стал человеком благодаря тому, что в некоторой степени приобщился к смысловой сущности мира, которая положена в основу вселенной и является «разумом» природы. Материальное (звуковое) выражение смысловой сущности вещей и стало основой языка и сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель, 2011. 458 с.

2. Донских О. А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука, 1984. 128 с.

3. Журавлёв А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 177 с.

4. Кадимов Р. Г. Язык и поэтическая семантика. М.: Парнас, 2015. 268 с.

5. Полотняная Л. Музыка планет: NASA показал звуки солнечной системы [Электронный ресурс]. URL: http://update.com. ua/likbez_tag925/muzyka-planet-nasa-pokazal-zvuki-solnechnoi-sistemy_n1389 (дата обращения: 11.08.2018).

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE PRACTICAL SKILLS OF STUDENTS IN HIGHER

EDUCATION

Mustagaliyeva G.

Senior teacher Translation and Foreign Languages Department, Kh.Dosmukhamedov Atyrau State University, Kazakhstan

Tilegenova T.

Master, teacher Translation and Foreign Languages Department, Kh.Dosmukhamedov Atyrau State University, Kazakhstan

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Мустагалиева Г.С.

старший преподаватель Атырауский государственный университет имХДосмухамедова.

г.Атырау, Казахстан ТЫегенова Т.Т. магистр, преподаватель Атырауский государственный университет им.Х.Досмухамедова.

г.Атырау, Казахстан

Abstract

This article considered the ways of development of the practical skills of students in higher education to use public speaking tasks in English language teaching. Аннотация

В этой статье рассматривается способы развития практических навыков у студентов высших учебных заведений и использование публичных выступлений, заданий в преподавании английского языка

Keywords: communication, presentation, debate, integrated skills

Ключевые слова: коммуникация, презентация, дебат, интегрированные навыки

Одним из способов развития практических навыков у студентов высших учебных заведений является использование публичных выступлений заданий в преподавании английского языка.

Позвольте нам сначала описать, что мы имеем в виду под публичными выступлениями: они включают любое задание, когда участник обращается к аудитории устно. Мы сосредоточились на двух типах этих задач: студенческие презентации и дебаты. Студенческие презентации могут состоять из индивидуальных или групповых выступлений, основанных на уроках в классе или вне проектов. Дебаты являются интерактивными задачами, и обычно требуют большей степени организации. Они могут проводиться с двумя или более студентами, которые по очереди говорят по обе стороны вопроса. Предлагаемые здесь задачи публичных выступлений основаны на аутентичном использовании языка и общении с аудиторией.

Есть несколько явных преимуществ использования публичных выступлений в преподавании английского языка. Мы выделили три, которые мы считаем наиболее примечательными: практика со всеми четырьмя языковыми навыками (аудирование, говорение, чтение и письмо), развитие навыков критического мышления и улучшение обучения. Задачи презентации и обсуждения используют и укрепляют навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Естественно, сильный акцент делается на разговоре; разговорный язык жизненно важен для обеспечения четкой, связной речи. Экспертная оценка может способствовать внимательному слушанию, что становится особенно значимым во время дебатов, если участники должны делать заметки и отвечать на выступления своих одногрупп-ников. Кроме того, студенты будут развивать сильные навыки чтения и письма во время подготовки к заданию. Студенты должны просмотреть и отсканировать широкий спектр источников и подробно прочитать ключевые материалы, когда они ищут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.