Логинова Марина Васильевна
ЗВУЧАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА
В статье исследуется феномен звучания в аспекте философии искусства. Определяется онтологический характер философии искусства; обосновываются в историко-философском и онтоэстетическом плане эволюционные моменты звучания (немецкие романтики, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, М. Хайдеггер и др.); дается характеристика авангардистским новациям В. Кандинского; определяется метафизический смысл звучания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-1/28.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 101-103. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
LOCAL SELF-GOVERNMENT IN NALCHIK DISTRICT IN THE POST-REFORM PERIOD
Kushkhov Islam Admirovich Kochesokov Islam Galievich
Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov Vip. kushkhov@bk. ru
The article analyzes the formation of local self-government in Nalchik district as a result of the reforms of the 60-70s of the XIX century. In Nalchik district the two-level system of local self-government was formed. The basic level of local self-government was represented by the rural (aul) gathering and the elected by it rural government headed by the rural chairman. The higher level in the system of local self-government was represented by the congresses of the deputies of the rural communities of Big and Small Kabarda and five mountain communities where they solved issues on Nalchik district scale.
Key words and phrases: Nalchik district; local self-government; rural gathering; rural (aul) court; reforms of the 60-70s of the XIX century in the Caucasus region; congress of deputies of rural communities of Big and Small Kabarda and five mountain communities.
УДК 130.2
Философские науки
В статье исследуется феномен звучания в аспекте философии искусства. Определяется онтологический характер философии искусства; обосновываются в историко-философском и онтоэстетическом плане эволюционные моменты звучания (немецкие романтики, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, М. Хайдеггер и др.); дается характеристика авангардистским новациям В. Кандинского; определяется метафизический смысл звучания.
Ключевые слова и фразы: звучание; онтология; философия искусства; музыка; экзистенциальное звучание; музыкальность звучания; метафизика звучания.
Логинова Марина Васильевна, д. филос. н., профессор
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева marina919@mail.ru
ЗВУЧАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА
Цель данной статьи - рассмотреть звучание как феномен философии искусства, связанный с современным культурным контекстом. Отметим, что в ХХ в. взаимодействие между философией и искусством приобрело сложный и противоречивый характер, предполагающий множество вариантов решения (см. [5]). Если философские исследования Нового времени ориентировались на гносеологическую проблематику, в рамках которой и возникла эстетика, то в эпоху «незавершенного проекта модерна» (Ю. Хабермас) интерес сместился в сторону онтологической проблематики. Философия искусства объединила в себе онтологию художественного творчества и его философскую интерпретацию.
Для нашего исследования важным является понимание бытия не как статичного, а изменяющегося, способного на выработку особых способов выражения как «звучащего» бытия. Следует отметить, что в философии искусства звучание имеет, скорее всего, характер «паракатегории» (терминология В. В. Бычкова), то есть неких, временных симулякров категорий [2, с. 469], которые активно входят в научный категориальный аппарат гуманитаристики XXI в. Для философии искусства обращение к «паракатегориям» обусловлено самим характером трансформирующего бытия и способов его объяснения. Звучание, связанное с онтологической проблематикой, открывает человеку возможность их соприкосновения.
Подход автора данной статьи основывается на некоторых принципах, которые целесообразно обсудить.
Содержание первого принципа заключается в том, что понятие звучания связано с проблемой языка, осознание которой во всей полноте и значимости произошло в ХХ столетии; построение «лингвистической теории относительности» способствует «онтологии языка» (М. Хайдеггер). Следствием этого процесса является необходимость многообразия новых художественных и культурных форм выражения. Поэтому процесс смыслопорождения в искусстве составляет второй принцип, суть которого заключается в новом толковании бытия философии искусства как становящегося и изменяющегося. Решить эти задачи в контексте данного исследования возможно через определение философских оснований звучания.
«Если в языке раскрывается разум, то чем же обеспечивается жизненное соответствие всему нашему существу», - спрашивал П. А. Флоренский [10, с. 159]. Жизненное соотношение устанавливает «яснослышание» как смена «безличного» и «вещного» языка «звукоречью», превращение звуковой энергии в звучание бытия.
Экзистенциальное понимание звучания состоит в рассмотрении его в качестве актуального знака и живого символа присутствия человека в мире, не связанного по смыслу с фактом нахождения в определенном месте и в определенное время. Звучание есть образ открытости человеческого «вот-бытия», его разомкнутости в горизонте сущего.
102
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Ж. Делез, характеризуя современную культуру, считает, что «образ звуковой, музыкальный сменяет образ визуальный и возвещает пустоту и молчание небытия» [Цит. по: 9, с. 190]. В этой фразе содержится важное указание на изменение господствующей картины мира в искусстве. Классические концепции мимезиса не только наполняются новым смыслом, но и преодолеваются «антимиметическим искусством». В результате искусство выступает «обнажает» действительность, освобождает художественный прием от других функций, кроме смыс-лообразования, в результате которого внимание приковано не к предмету, а к тому, как сделана форма. «В этом смысле Малевич характеризует беспредметность как остраняюшую ликвидацию целесообразного мира, или предметно-практического мира, в котором бытие господствует как практическая идея, воплощенная в разуме и утилитарном принципе экономии» [11, с. 169]. Многих художников ХХ в. объединяло углубление «мощности» художественного языка, интерпретации художественного текста как особого символического знака.
На связь слова и музыки указывает П. А. Флоренский: «Мелодия почти опережает слово, почти поет. Почти... Но в том-то и дело, что ищется слово, слово именно, или - нечто ему подобное. В том-то и мука, что у поэта музыкальность есть музыкальность членораздельного слова, а не вообще звука, поэзия, а не чистая музыка. В том-то и трудность, что хочется не воспеть, а именно высказать несказанное» [10, с. 162].
Звучание получает у немецких романтиков философско-музыкальный смысл как «беспокойство духа», находящее свое выражение в создании художественных форм. Ф. Шеллинг в «Философии искусства» подчеркивал, что «звучание» - это возможность распознания единства в многообразии. Звук есть не что иное, как созерцание души тела, непосредственно связанной с миром [12, с. 192-209]. Романтики видели в музыке особое искусство, способное оторваться от реальной действительности и психологически воздействовать на внутренний мир человека. Особую музыкальную форму звучания выделяет М. М. Бахтин: «Музыка лишена предметной определенности и познавательной дифференцированности, но она глубоко содержательна: ее форма выводит нас за пределы акустического звучания, и отнюдь не в ценностную пустоту, - содержание здесь в основе своей этично.» [1, с. 35]. Критерий музыкальности звучания встречается в творчестве философов и художников Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Бергсона, В. Кандинского, П. Филонова, М. Шагала и др.
Глубокими рассуждениями пронизана философия искусства Кандинского. Идеи духовности искусства, поиска «нового» искусства, содержание и форма «чистого» искусства вписывают его творчество в контекст мирового авангарда и русской традиции всеединства. «Мир звучит. Он - космос духовно воздействующей сущности. Такова мертвая материя живого духа» [3, с. 225]. Для художника важны и необходимы «внутреннее звучание» и «внутренняя вибрация», так как они определяют сокровенное начало духовной правды. Созвучие двух миров (абстрактного и конкретного, внутреннего и внешнего), которое провозгласил Кандинский, имеет точку схождения - идею положительного всеединства земного и космического бытия. Еще раз подчеркнем значение звучания как проявления духовного в искусстве. Поискам духовно-художественных оснований музыки и живописи будут посвящены великие эксперименты нач. ХХ в. А. Скрябина, Л. Сабанеева, А. Шенберга и др.
Отметим, что звучание может характеризовать не только музыкальное произведение. В сфере философии искусства звучание представляет и модифицирует первично ощущаемое бытие, и, наконец, оформляет его. Подчеркнем процессуальность звучания как динамизм состояний мира и человека. Музыкальность звучания способна «скрепить» расколотость бытия.
А. Ф. Лосев в работе «Музыка как предмет логики» доказывает, что музыка является наилучшей моделью процессуальности (становления), так как музыка не определима логическими понятиями. В ней есть выход в высшее «экстатичное» состояние (творчество композитора, исполнителя, слушателя, интерпретатора). Иными словами, философско-музыкальная онтология Лосева обозначает не только эволюцию языка в культуре ХХ в., но и возможность через звучание обращения к бытию.
Используя понятие алогичности, Лосев рассматривает музыкальное звучание как несущее в себе молчание, уход в тишину небытия при помощи пауз и остановок. Человек приходит в мир из молчания и уходит в него, отвечая на звук-зов бытия (см. [4]). С. Ю. Румянцев удивительно точно передает ощущение тишины как гармонии мира: «Внезапное смолканье (затишье, затуханье звука, смерть звука) - пугает. Ощутить Тишину - нужно прервать внешнюю музыку, То есть - остановиться, прекратить бег. То есть - выключить себя (свою шумодея-тельность). И обратиться вовне - в Мир и через Мир - к Богу; и внутрь - к душе, к Духу - к Богу же» [7, с. 187].
Подчеркнем, что феномен звучание имеет отношение не только к физическому миру (материя звука), но и к метафизическому измерению («говорящий» смысл). Звучание невозможно без звука, но звука недостаточно, необходим артикулированный человеческий голос, включенный в контекст своего языка и культуры.
В философии М. Хайдеггера бытие имеет объективный характер, но человеку дано свойство «экзистиро-вания», вопрошание о смысле своего существования. Поэтому и человек - нечто иное, как осуществление бытия в их со-звучаях друг другу. Человек должен услышать «зов бытия» через простые вещи, которые находятся у него под руками (через знакомый ландшафт и извилистость проселочной дороги). Поэтому, с точки зрения Хайдеггера, необходимо «слушание» бытия как «устремленность» к бытию, которое может осуществиться только через человека.
Метафизика звучания - это экзистенциально пережитая встреча бытия и человека, особое состояние человеческого сознания, настроенного на бытие и наполненное смыслом, которое в искусстве представлено образно.
Итальянский футурист Л. Руссоло отмечает, что в звучании современного мира произошли кардинальные изменения. «Музыкальное искусство, - пишет он, - прежде искало прозрачной чистоты и сладкости звука. Сегодня оно ищет смещение звуков наиболее диссонирующих, наиболее странных и резких. Так мы приближаемся к звуко-шуму» [8]. Эта эволюция шла параллельно увеличивающемуся росту машин, городов. Наш
слух требует все новых, более обширных акустических восприятий. Человеку XXI в. следует разомкнуть этот круг чистых звуков и завоевать бесконечное разнообразие «звуко-шумов». Вызовом классическому звучанию являются слова Ф. Т. Маринетти: «Мы превозносим пестрые и полифонические волны шума в современных городах: ночную вибрацию арсеналов и строек под гигантскими электролунами» [6, с. 62].
Таким образом, звучание как проблема философии искусства определяет: вектор изменения современной парадигмы культуры и искусства, направленный к неклассическим формам; обращение к онтологической проблематике в искусстве, так как онтология вопрошает о главном - смысле бытия; «отклик» современного человека на зов изменившегося бытия, необходимого с точки зрения сохранения культуры.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит-ра, 1986. 543 с.
2. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 556 с.
3. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. М.: Гилея, 2001. Т. 1. 391 с.
4. Логинова М. В. Выразительность молчания в культуре XX века // Обсерватория культуры. 2006. № 5. С. 29-34.
5. Логинова М. В. Неклассическое искусство XX века. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1997. 20 с.
6. Маринетти Ф. Т. Манифесты итальянского футуризма // Собрание манифестов Маринетти, Биччьони, Капа, Руссоло, Балла, Северини, Прателла, Сен-Пуан / пер. и предисл. В. Шершеевича. М.: Тип. Русского т-ва, 1914. С. 59-66.
7. Румянцев С. Ю. Книга тишины. Звуковой образ города. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 247 с.
8. Руссоло Л. Искусство шумов [Электронный ресурс]. URL: http://monoskop.org/images/c/c2/Russolo_Luigi_Искусство_ шумов.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
9. Токарев Д. В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Xармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 336 с.
10. Флоренский П. А. Имена: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Xарьков: Фолио, 1998. 912 с.
11. Ханзен-Леве Оге А. Русский формализм: методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001. 672 с.
12. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
SOUNDING AS A PROBLEM OF THE PHILOSOPHY OF ART
Loginova Marina Vasil'evna, Doctor in Philosophy, Professor Ogarev Mordovia State University marina919@mail. ru
The article examines the phenomenon of sounding in the aspect of the philosophy of art. The ontological character of the philosophy of art is determined; the evolutional moments of sounding (the German romantics, A. F. Losev, M. M. Bakhtin, M. Heidegger and others) are substantiated in historical-philosophical and onto-esthetic aspects; the characteristic of the avantgarde innovations of W. Kandinsky is given; the metaphysical meaning of sounding is determined.
Key words and phrases: sounding; ontology; philosophy of art; music; existential sounding; musicality of sounding; metaphysics of sounding.
УДК 008
Искусствоведение
В статье впервые представлена история развития национальной тувинской хореографии. Обсуждаются проблемы модификации народных игр тувинцев в танцевальных композициях, национальных балетах, музыкально-драматических спектаклях. Авторы приходят к выводу, что народные игры тувинского этноса, являясь неотъемлемой частью традиционной праздничной культуры, трансформировавшись, сохранились до наших дней, а также способствуют поиску теоретических путей и практическому возрождению и популяризации ряда видов национального искусства.
Ключевые слова и фразы: народная игра; трансформация; модификация; национальная хореография; Тыва.
Майны Шенне Борисовна, к. культурологии Хомушку Владислав Владимирович
Тувинский государственный университет Shenne85@mail. ru
МОДИФИКАЦИЯ НАРОДНЫХ ИГР ТУВИНЦЕВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ
На современном этапе, в период глобализации, народные праздники в их традиционном виде существовать уже не могут, поскольку изменился образ жизни людей, большая часть сельского населения оставляет места проживания и переезжает в города, урбанизируется. Постепенно пропадает и жизненная необходимость проведения обрядов, праздников и, соответственно, народных игр - единственных развлечений в патриархальном обществе.