_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №4 2019
УДК 615.851
ЗВОНОК - ЭТО ПЕРВЫЙ ШАГ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Илюза Хафизова,
корреспондент газеты «Сургутская трибуна»
Регина Зайкова
специалист по связям с общественностью БУ «Сургутская клиническая психоневрологическая больница»
Уже много лет в БУ «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» работает телефон доверия. Каждый человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, может получить квалифицированную помощь медиков. Одно из главных правил анонимность гарантируется. Корреспондент газеты «Сургутская трибуна» узнала у медицинского психолога Александры Ярмош о том, как работают специалисты службы доверия ПНБ, и что тревожит сургутян.
— Александра Владимировна, какова главная миссия телефонных консультаций?
— Телефон доверия в первую очередь работает для профилактической и консультативной помощи. К нам могут обращаться не только жители Сургута. Обращаются в психологическую службу с разными проблемами. Со своими эмоциональными сложностями или с поведенческими особенностями, которые испытывают их родственники, близкие люди. Одна из важных задач предотвратить суицидальные или иные опасные действия. Многие просто хотят перед обращением в психологическую службу проконсультироваться. Во многих медицинских пособиях встречала фразу, что психически нездоровые люди не обращаются к психологу, они стоят на учёте у психиатра. И люди с серьёзными отклонениями тоже обращаются на телефон доверия. Когда звонят с неадекватными вопросами, сразу понимаем — человек находится в нездоровом психическом состоянии. Специалист считывает насколько человек соотносит свои слова и действия с реальностью. Когда мы понимаем, что он страдает душевным расстройством, мы стараемся сориентировать человека на очную встречу с психологом, рекомендуем записаться на приём к врачу-специалисту. Одно из главных правил — не давать советы клиенту. Во время личной встречи можно более подробно изложить сложности и прийти к каким-либо решениям, выводам и коснуться проблемы чуть глубже. Ориентация держится на этом, чтобы человек не оставался в таком подвешенном состоянии и не шел по этому пути дальше.
— Если говорить о здоровых людях, но попавших в сложную жизненную ситуацию. Что тревожит сургутян больше: проблемы в личной жизни, отношения с родственниками или карьера и материальные блага?
— У нас нет задачи вести такого плана статистику. Но по опыту могу сказать, что волнуют самые обычные для нашей повседневной жизни сферы. Это семья, любовные отношения, отношения отцов и детей, работа. Очень актуальная сейчас тема обращений по поводу взаимопонимания с престарелыми родителями. Взрослые дети волнуются за своих с родителей, которые нуждаются не только в медицинском, но и психологическом уходе, имеют особенности в поведении, связанные с возрастом. Естественно, взаимоотношения между мужчиной и женщиной — это ведущая тема обращений. Звонят и в моменты личностного кризиса. Когда человек испытывает какие-то волнения, тревоги по поводу своей жизни, будущего, но это реже конечно. Карьера и материальное положение, обратившихся на телефон доверия волнует намного меньше.
— Подростки всегда эмоционально переживают первую влюблённость, отношения с друзьями. Звонят?
— Телефоны у нас единые для людей разного возраста. Подростки склонны переживать, но обращаются крайне редко. Взрослые осознают, что нужна помощь психолога, а дети — нет. Вариант обратиться за консультацией
АКТУАЛЬНО-
специалиста у детей в принципе не возникает. Они возможно где-то слышали рекламу телефона доверия, видели телепередачи, в школе, безусловно, они слышали эту фразу «Телефон доверия». Но в момент кризиса ребёнок пока не понимает, что имеет право обратится к психологу, к незнакомому взрослому человеку.
— А среди взрослых, кто чаще звонит мужчины или женщины?
— За год звонит примерно 90-100 человек и из них 2/3 это женщины. Возможно, кто-то смело скажет, что женщины более эмоциональны и склонны обращаться за помощью, а мужчины более закрыты. Может быть, в этом есть доля правды, но это стереотипные суждения. Объяснений куда больше. Но если говорить по прямой статистике, то да, конечно, женщин, обратившихся к нам, больше.
— А как происходит процесс беседы?
— Звонок — это первый шаг к решению проблемы. Начинаем со знакомства, по желанию можно остаться анонимом. Человек, как правило, начинает сам рассказывать причину звонка. Пусть иногда сумбурно делятся своими переживаниями. Бывает беседа перетекает в монолог, человеку просто нужно высказаться. Или же беседа в форме вопрос-ответ. Обратившийся узнает, какие возможности амбулаторного лечения имеет, какие услуги оказывает наша больница. Некоторые думают, что помощь психолога — это проявление слабости. На самом деле наоборот. Это проявление силы. Шанс найти возможности и ресурсы помочь самому себе.
Мы часто помогаем другим, а себя из депрессии вытащить не можем.
— В России принято рассказывать о проблемах другу, но никак не психологу. В чем отличие профессиональной помощи от бесед с близкими?
— Многие думают, что задача психолога дать готовое решение. Но наша работа в том, чтобы помочь найти пациенту выход самостоятельно, договориться со своим внутренним миром. Иначе это превратится в диалог с друзьями. Когда люди спрашивают: «А как бы ты поступил?», «Как бы сделал?». Говорить «А я бы на твоем месте...» — это по-обывательски. Мы работаем с чувствами людей, ищем такой вариант решения, который успокоит и приведёт в спокойное состояние самого человека.
— Людям с какими психологическими проблемами вы бы посоветовали не стесняться, не откладывать, а набрать номер службы доверия.
— Безусловно, если человека посещают суицидальные мысли, он находится в состоянии затяжной депрессии. Испытывает зависимость от чего-либо. Сложные ситуации в семье, на работе, когда остро ощущается нехватка ресурсов. Вокруг вас могут быть друзья, близкие, но вы надеетесь, что найдёте выход самостоятельно. Это нормально. Но если нет поддержки совсем, то стоит рассмотреть вариант звонка на телефон доверия. Он будет максимально комфортный, анонимный, не требующий никаких обязательств.
Телефон доверия БУ «Сургутская психоневрологическая больница»
8 (3462) 94-07-31
В Югре круглосуточно работает единая социальная психологическая служба
«Телефон доверия»: 8-800-101-12-12, 8-800-101-12-00 «Детский телефон доверия»: 8-800-200-01-22