ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ЛИНИИ ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ
О. П. Ворсина
ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования»,
Иркутская областная клиническая психиатрическая больница №1
Детский телефон доверия - служба экстренной психологической помощи детям и родителям по телефону. Она играет важную роль в решении задач по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.
В нашей стране работает свыше 280 служб детских телефонов доверия, которые ежегодно принимают более полумиллиона звонков от детей и подростков. Более 35 тысяч звонков содержат информацию о жестоком обращению с ребенком или о пренебрежении правами ребенка [2]. В 2007 году Национальный фонд создал Всероссийское профессиональное объединение «Российская ассоциация детских телефонов доверия». В 2010 году в рамках Общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами РФ, был создан единый общероссийский номер детского телефона доверия. Это придало импульс развитию службы, повысило доступность экстренной психологической помощи, позволило эффективно выявлять детей и подростков, нуждающихся в преодолении актуальной психотравмирующей ситуации.
Цель - изучение динамики показателей работы детской линии телефона доверия ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер»: анализ частоты обращений, структуры обращаемости по видам проблем, анализ процесса консультирования.
Материал и методы
Объектом исследования стали абоненты 7-18 лет, обратившиеся на телефон доверия г.Иркутска в 2009-2011годы.
Телефон доверия в г.Иркутске начал работать в 1998 года. С декабря 2010 года открыта детская (подростковая) линия телефона доверия (ТД) с подключением к единому общероссийскому детскому телефону доверия с единым общероссийским номером. Звонок для населения бесплатный, анонимный со стационарного или мобильного телефона. Пси-
хологическая помощь предоставляется круглосуточно.
Консультантами ТД являются специалисты с высшим медицинским (психиатры, психотерапевты) или психологическим образованием (медицинские психологи) со специальной психотерапевтической подготовкой.
Результаты
Круглосуточная психотерапевтическая помощь в виде неотложной телефонной психотерапии, долгосрочной, проблемной терапии среди детей и подростков составила в разные годы 18-24% от всех случаев телефонных звонков, справочноинформационные звонки - 2-4%; «немые», ошибочные или хулиганские звонки - 75-80%. Это кардинально отличает детскую линию ТД от взрослого ТД. По результатам анализа звонков взрослых за 2004-2008 годы, психотерапевтическая помощь составила 33-49%, информационное консультирование для дальнейшей работы абонента с медицинскими и социальными учреждениями - 25-35%, справочно-информационные звонки - 8-12%, «немые», ошибочные и хулиганские - до 5% всех звонков [1].
Анализ звонков на детскую линию ТД за 20092011 годы (табл. 1) показал, что их количество увеличилось в 2011 году, что можно объяснить выделением отдельной детской линии и проведением более широкой и активной информационной кампании среди всего населения в целом, и детско-подростковой аудитории, в частности. Кроме детей и подростков, на детскую линию ТД обращаются и взрослые: родители, родственники, друзья, соседи.
Таблица 1
Количество обращений детей и подростков на детскую линию ТД г.Иркутска «по существу»
Абоненты 2009 год 2010 год 2011 год
абс. % абс. % абс. %
Мальчики 92 26,0 159 31,4 181 28,4
Девочки 262 74,0 348 68,6 457 71,6
Итого: 354 100,0 507 100,0 638 100,0
Распределение проблем абонентов ТД детского и подросткового возраста г.Иркутска за 2009-2011годы
Содержание проблем абонентов 2009 год 2010 год 2011 год
абс. % абс. % абс. %
Субъективные переживания по поводу неблагополучных отношений с другими 124 35,0 153 30,2 208 32,6
Взаимоотношения в семье 69 19,5 117 23,1 130 20,4
Проблемы взаимоотношений «он-она» 61 17,2 74 14,6 127 19,9
Сексуальные отношения 14 4,0 12 2,3 17 2,7
Учебные и профессиональные проблемы 34 9,6 60 11,8 39 6,1
Зависимости 4 1,1 7 1,4 10 1,6
Досуг и молодежная культура 1 0,3 2 0,4 5 0,8
Психическое и соматическое здоровье 35 9,9 66 13,0 75 11,7
Суицидальные переживания 5 1,4 6 1,2 12 1,9
Прочие 7 2,0 10 2,0 15 2,3
Итого: 354 100,0 507 100,0 638 100,0
Необходимо отметить, что в 2009-2011 годы чаще звонили девочки, чем мальчики, это соотношение составило от 2,2:1 до 2,8:1.
Анализ звонков несовершеннолетних на ТД показал, что в 86,1% случаев это были учащиеся школ, профессиональных училищ, студенты колледжей. Дети до 15-летнего возраста составили 31,4-46,1%, с 15 до 18-летнего возраста - 53,9-68,6%.
Распределение основных проблем, с которыми дети и подростки обращались на ТД в 2009-2011годы, показано в табл. 2.
Изучение звонков детей и подростков на ТД г. Иркутска выявило, что на протяжении трех лет наиболее актуальными выступали переживания, связанные с неблагополучными отношениями с другими: взаимоотношения с друзьями, желание пользоваться большим успехом у сверстников, изоляция, давление или угрозы со стороны референтной группы, затруднения в общении, установлении контактов (35,0%; 30,2%; 32,6% соответственно).
Второй по значимости за эти годы была группа проблем, связанных с взаимоотношениями в семье - от 19,5% до 23,1% обращений. Звонки были посвящены вопросам непонимания со стороны родителей, жестким запретам взрослых, уходам из дома. Часто дети и подростки сообщали о нестабильной семейной ситуации, выражали беспокойство за членов семьи, в том числе в связи с патологическим пристрастием родителей (алкоголь). Часть звонков этой группы была посвящена отсутствию поддержки со стороны взрослых близких людей и необходимости рассчитывать только на себя.
Следующими по значимости были звонки, посвященные проблемам взаимоотношений «он-она» [3]: ссора с любимым человеком, ревность, соперничество, безответные чувства, нерешительность и незнание, каким образом привлечь внимание противоположного пола (17,2%; 14,6%; 19,9% соответственно).
Несколько реже встречались звонки, связанные с проблемой психического и физического здоровья (9,9-13%). Чаще всего дети жаловались на сниженное настроение, чувство тоски, вины, одиночества, переживания по поводу своего внешнего вида, различные по содержанию страхи (темноты, грабителей, привидений и т.п.), нарушения сна. Часть звонков, как со стороны детей, так и со стороны взрослых была посвящена жалобам психосоматического характера: головные боли, боли в животе, периодические головокружения.
Проблемы, связанные с учебными и профессиональными вопросами встречались в 6,1-11,8% звонков детей и подростков: несправедливое отношение учителей, низкая успеваемость, боязнь сдачи ЕГЭ, выбор дальнейшей профессии.
Значительно реже дети и подростки обращались на ТД по поводу проблем, связанных с сексуальными отношениями, в том числе и сексуальным насилием (2,3-4,0%), суицидальными переживаниями (1,2-1,9%), вопросам зависимостей (1,1-1,6%) и молодежной культуры (0,3-0,8%). Настораживает крайне малое количество звонков на ТД, посвященных употреблению психоактивных веществ (никотин, алкоголь, наркотики). Учитывая высокие значения числа потребителей ПАВ в Иркутской области и г.Иркутске, можно предположить, что на ТД обращаются дети и подростки, осознавшие свою проблему, проявляющие беспокойство о том, что происходит с ними или с их друзьями.
Другой, не менее значимой проблемой у детей и подростков являются вопросы жестокого обращения с ними, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Число звонков такого характера колеблется от 10 до 20 ежемесячно. Дети и подростки жалуются на агрессию, насилие (физическое и психологическое) одноклассников или старшеклассников, старших членов семьи (родителей, братьев, сестер), незнакомых людей. Чаще всего
СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ 2012, т. 22, № 4
81
объектом жестокого обращения становятся дети и подростки в возрасте 8-13 лет. Нередко информация о жестоком обращении с несовершеннолетними поступает от взрослых абонентов: родственников, соседей. В случаях, когда абонент в процессе консультации решается нарушить анонимность, специалисты ТД передают информацию в организации и службы, способные оказать дальнейшую профильную помощь (педагоги, сотрудники правоохранительных органов, отдела опеки и попечительства и т.п.).
Число суицидальных абонентов (33 чел. за три анализируемых года) колеблется от 1,2% до 1,9% всех звонков детской линии ТД. Большинство обратившихся по этому поводу - подростки 15-18 лет, чаще - девушки. Проблемы, вызвавшие суицидальные тенденции, достаточно разнообразны: чувство одиночества, несчастная любовь, потеря смысла жизни, сексуальное насилие, нежеланная беременность.
Приемы и методы, используемые при работе на детской линии ТД, соответствуют приемам и методам, используемым при очном консультировании. Пошаговая модель консультирования, страте-
гии психологии принятия решения, использование вербальных техник для взаимопонимания с абонентом, использование психотерапевтической метафоры и методов гештальттерапии - все это с успехом используется в работе ТД.
Заключение
Анализ полученных данных дал представление о необходимости дальнейшего развития деятельности детской линии ТД г.Иркутска с широким распространением информации о ней в детской и подростковой аудитории. Остается актуальной задача налаживания взаимодействия детского ТД с органами и учреждениями различных ведомств социальной сферы в целях интеграции ТД в систему защиты детства.
Литература
1. Ворсина О.П. Телефонная психотерапевтическая помощь в превентивной суицидологической службе г.Иркутска // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 2. С. 57-60.
2. Международный день детского телефона доверия. http://www. sirotstvo.ru/td2010/17May/index.shtml.
3. Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
ОПЫТ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ЛИНИИ ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ
О. П. Ворсина
В статье проведен анализ динамики числа обращений на детскую линию телефона доверия г.Иркутска за 2009-2011 годы, структуры обращаемости по видам проблем, применяемые методики работы ТД.
Ключевые слова: детский телефон доверия, жестокое обращение с детьми, суицид.
HOTLINE FOR CHILDREN IN THE CITY OF IRKUTSK
O. P. Vorsina
The author analyses the statistics of phone calls to the Irkutsk Hotline for children in 2009-2011, the reasons for calls and the methods used by the personnel of this Hotline.
Key words: Hotline for children, child abuse, suicide.
Ворсина Ольга Петровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования»; заместитель главного врача по лечебной работе Иркутской областной клинической психиатрической больницы №1; e-mail: ovorsina@mail.ru