Российские технологии строительства подводных лодок существенно опережают западные. О настоящем и будущем проектирования подводных кораблей и морской техники для освоения шельфов в интервью журналу «Прямые инвестиции» рассказал генеральный директор ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит.
Сами себе двигатели
— В конце декабря прошлого года Президент России Владимир Путин посетил Индию. В числе прочих вопросов обсуждалось военно-техническое сотрудничество наших стран. Президент как-то содействует тому, чтобы отечественные предприятия победили в объявленном тендере на разработку шести неатомных подводных лодок (НАПЛ) для индийского флота?
— «Рубин» сотрудничает с индийским военно-морским флотом с 1965 года, когда Индии были поставлены четыре НАПЛ проекта И641. Вокруг контракта развернулась серьезная борьба, ведущие мировые проектанты НАПЛ намерены предложить свои новейшие разработки. Сегодня есть четыре основных претендента: Рособоронэкспорт, Ховальдтсверке Дойче верфт (HDW, Германия), холдинг DCNS (Франция), а также испанская «Навантия». К примеру, мы предлагаем Индии проект «Амур 1650», конкуренты — подводную лодку типа 214, «Скорпену» и S-80.
— В случае победы где будет выполняться заказ — в России или Индии?
— Индийская сторона знакомила нас с несколькими возможными схемами, но пока предполагается, что четыре лодки будут построены в Индии, а две — в стране — победительнице тендера. Мы готовы оказывать всяческое содействие индийской верфи, на которой будут строить подлодки проекта «Амур 1650». Окончательное решение зависит от политики индийского правительства: сегодня
ОАО «ЦКБ МТ «РУБИН» — крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники. Образовано в 1901 году. По проектам ЦКБ «Рубин» построено более 80% подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. В результате проведенной в 1990-х годах диверсификации деятельности ЦКБ «Рубин» приобрело опыт создания сложных технических объектов гражданского назначения. В числе основных направлений деятельности — проектирование подводных лодок всех классов и различных морских сооружений; создание учебнотренировочных средств и комплексов различного назначения; проектирование, изготовление, испытания и поставка опытных и серийных образцов судового комплектующего оборудования и устройств.
FOTOLINK/AP
оно активно поддерживает собственную промышленность, максимально привлекая ее к выполнению заказа. Значительный объем средств пойдет именно индийским предприятиям, которые получат госзаказы в рамках этого контракта. Индия осваивает новые технологии и развивает собственную кораблестроительную отрасль.
— Судя по всему, индийское правительство неплохо помогает своим проектной и судостроительной отраслям. А насколько существенна поддержка деятельности ЦКБ «Рубин» со стороны российского государства?
«Чтобы заказы не уходили за рубеж, нам нужны не субсидии, а соответствующая государственная политика».---------
Церемония вывода из эллинга по окончании ремонта и модернизации дизель-электрической подводной лодки ВМС Индии S63 Sindhurakshak проекта 877ЭКМ в Северодвинске в июне 2012 года.
Подлодка проекта 636.
— Считаю, что поддержка нашего государства колоссальна: с целью существенного обновления обороннотехнического комплекса страны сформированы и действуют несколько федеральных целевых программ. Это очень большие деньги, и они расходуются целенаправленно. Кроме того, мы участвуем в выполнении значительной части государственного оборонного заказа. Речь идет о проектировании и сопровождении строительства атомного подводного крейсера проекта «Борей», который относится к № поколению атомных стратегических ракетоносцев, вооруженных баллистическими ракетами «Булава». В его строительстве применяются последние достижения в области создания корабельных радиоэлектронных средств и методик снижения шумности. В соответствии с госпро-граммой вооружений до 2020 года запланировано строительство восьми подводных крейсеров стратегического назначения «Борей».
— Именно в этом для вашего предприятия выражается господдержка?
— И в этом тоже. Государство предоставило нам госгарантии для получения кредита под выполнение гособоронзаказа — 4,42 млрд рублей.
— Насколько известно, наиболее выгодным оказалось предложение Сбербанка.
— Да, руководители банка нашли решение, позволившее нам получить относительно небольшие кредитные ставки. Это заслуга непосредственно главы Сбербанка Германа Грефа. Банк открыл нам кредитную линию в объеме 4,42 млрд руб. на максимальный срок до пяти лет. В 2012 году было выделено 1,5 млрд руб., следующий транш — с 1 января 2013 года. Сроки создания кораблей по проектам ЦКБ «Рубин» должны быть выдержаны при
помощи своевременного финансирования наших контрагентских работ.
Мы благодарны руководству Сбербанка РФ за процентную ставку по кредиту, которая ниже, чем у многих других банков. Но несмотря на это объем госсубсидий, предназначенный нам на погашение процентных ставок, все равно несколько меньше, чем предполагаемые суммарные платежи за кредит. Поэтому обязательства перед Сбербанком мы будем выполнять, в том числе из собственной прибыли.
— Государство помогает с размещением гособоронзаказов и поиском финансирования. Если сравнивать уровень поддержки в странах-конкурентах, Россия находится в равных условиях?
— Не сказал бы. Уровень поддержки государственной экспортной политики в зарубежных странах выше. Например, с 22 по 26 октября прошлого года во Франции прошла одна из крупнейших мировых выставок — военно-морской салон Еигопауа!. Существенная часть выставки была посвящена демонстрации достижений, а также перспективам деятельности французских компаний. В России подобной активности и поддержки пока нет: основным двигателем экспортной политики являются сами предприятия.
В связке с наукой
— Каков объем экспорта в общей структуре выручки ЦКБ «Рубин»?
— Около 3-5%. Сравнительно немного. Но это не означает, что объем экспортных разработок стал меньше. Просто существенно вырос объем госзаказов:
Основа флота будущего нашей страны - серии атомных подводных кораблей IV поколения: стратегических ракетоносцев проектов «Борей» и «Борей-А», многоцелевых подлодок проекта «Ясень». На фото: цеха судоремонтного завода «Звездочка».
в последние годы Министерство обороны РФ ставит задачи по перевооружению флота, в отличие от предыдущих десятилетий, когда объем гособоронзаказа был достаточно скромным. Экспортная тематика важна не только как источник прибыли, но в первую очередь как возможность взаимодействия с иностранными заказчиками, участия в мировом конкурентном рынке.
— Как распределяются остальные доли в общей структуре выручки?
— Доля гособоронзаказа превышает 80%. Оставшаяся часть распределяется между отдельными договорами по гражданским, научным исследованиям и федеральноцелевым программам.
— Способна ли современная наука эффективно работать в связке с такими проектантами, как ваше бюро?
— Мы довольно активно сотрудничаем с учеными в части повышения эффективности при проектировании кораблей. В качестве примера можно привести работу над V поколением подводных кораблей. Продолжительность жизненного цикла лодок очень большая, около 50 лет, считая от этапа исследовательского проектирования, выполнения комплекса научно-исследовательских разработок, технического и рабочего проектирования, постройки головного корабля, его испытаний, внесения изменений в документацию серийных кораблей, строительства лодок серии, службы лодок и, наконец, их вывода из состава флота и утилизации. Поэтому конструкторы, работающие над новым проектом, должны все тщательно просчитывать и принимать верные решения на этапе проектирования. Формирование облика корабля следующего поколения идет с учетом замечаний и предложений, которые поступают в ходе эксплуатации кораблей предыдущего поколения и головных судов новых проектов. Наши контрагенты, основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетноторпедного оружия, также вносят вклад в формирование представлений о перспективных системах, комплектации корабля будущего.
— О каких конкретно разработках идет речь?
— Например, атомная подводная лодка «Борей-А», улучшенный проект подводной лодки «Лада» и ее экспортный аналог «Амур 1650» способны решать новую для
НАПЛ задачу: уничтожение наземных объектов высокоточными ракетами большой дальности. На сегодня такие ракеты предлагает на экспорт только Россия. Кроме того, лодка выгодно отличается в дуэльной ситуации. Считается, что лодки проекта 636 (06363), строительство которых продолжается на российских верфях, в дуэльной ситуации с новыми европейскими субмаринами имеют больше шансов на победу. А более современный «Амур 1650» выглядит еще лучше благодаря своим конструктивным особенностям: мощному гидроакустическому комплексу, а также меньшей, по сравнению со своей предшественницей, заметностью за счет сниженного уровня шума и меньшего водоизмещения (1765 т против 2350). Благодаря этому наша лодка способна раньше обнаружить цель противника и следить за ней, оставаясь незамеченной. В этом корабле реализовано более 600 инноваций, связанных с повышением его боевых качеств.
Тесный рынок
— К слову об инновациях. Применяются ли в современном кораблестроении актуальные ныне композитные материалы?
— «Развитие композитных материалов в судостроении» — одна из отдельных самостоятельных программ «Рубина». Сейчас ее рассматривает руководство «Объединенной судостроительной корпорации». В целом же применение композитных материалов для нашей отрасли актуально уже на протяжении 30 лет. Например, мы внедрили стеклопластиковые и углепластиковые материалы для придания специальных технических свойств, таких как звукопрозрачность, нашим подлодкам. Но задачи заменить корпус композитными материалами сегодня нет.
— А есть ли необходимость для разработки новых свойств металлов, которые используют при строительстве корпусов?
— Эта задача актуальна всегда. От подводных кораблей требуется большая скрытность, в том числе и за счет применения новых материалов. Известно, что металлы, разработанные российскими специалистами для прочных корпусов, являются одними из лучших в мире по своим мощностным и технологическим свойствам. Это признанный в мире факт. Наши иностранные партнеры таких материалов не имеют.
РИА.НОВОСТИ»
tASI NEWS
Игорь Владимирович вильнит
родился 1 февраля 1956 года в ленинграде. После окончания в 1979 году кораблестроительного факультета ленинградского кораблестроительного института был направлен на работу в ленинградское проектно-монтажное бюро «рубин» (ныне оао «ЦКБ МТ «рубин»). Прошел путь от инженера-конструктора до начальника отдела; в 2005 году стал главным конструктором по специализации — начальником отделения корпусных конструкций и судовых устройств. Принимал участие в создании подводных лодок II, III, IV поколений. Под его непосредственным руководством реализован ряд новаторских конструктивных решений
примененных впервые в отечественной практике при создании прочного корпуса и основных корпусных подводных лодок, техники гражданского назначения: ледостойких морских платформ для добычи нефти и газа, сооружений комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В 2007 году назначен заместителем генерального директора — главным инженером, а в 2010 году — первым заместителем. решением годового общего собрания акционеров от 29 июня 2012 года избран генеральным директором оАо «ЦКБ Мт «рубин». доктор технических наук, член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова.
Что касается производства надводных морских сооружений для освоения шельфа, то буровые и добывающие платформы находятся или на поверхности моря, или близко к ней, поэтому не испытывают серьезных гидростатических нагрузок. Но они подвержены волновым, ледовым и сейсмическим нагрузкам. Россия — основной владелец арктических запасов нефти, поэтому мы анализируем и создаем новые специальные стали для эксплуатации в условиях Севера. При этом стараемся сделать наши разработки максимально доступными по цене.
Лидер в создании новых сталей — центральный петербургский НИИ «Прометей». За короткий период времени это предприятие создало и организовало производство хладостойких сталей на российских заводах.
— Есть ли у наших разработок зарубежные аналоги?
— Да, они известны. Подобные стали применяют зарубежные строительные компании — за исключением низкотемпературных сталей. Вот эти характеристики все еще остаются достижением лишь российской науки. Наша страна, безусловно, обладает всеми необходимыми материалами для создания современных подводных кораблей. И в ближайшее время мы приступим к проектированию и созданию морских хладостойких платформ
с применением новых сталей.
— Подобные разработки финансирует заказчик или приходится вкладывать собственные средства?
— В эти проектные разработки мы вкладываем значительные собственные средства. Однако в создании морских платформ мы участвуем и на контрактной основе — не только с российскими, но и с зарубежными партнерами. Также существуют уже упомянутые мною государственные целевые программы по развитию гражданской морской техники, в которых мы активно участвуем на условиях федерального софинансиро-вания.
— Паритетного?
— В основном да. По условиям федеральной целевой программы доля средств государства составляет до 30-40%, остальные деньги — наши собственные.
ИТАР-ТАСС
— «Рубин» зарабатывает достаточно, чтобы инвестировать в собственные НИОКР?
— Потратить деньги — дело нехитрое, всегда есть и другие цели, на которые требуются средства. Повторюсь, деньги большие: к примеру, на 2012 год объем средств составит порядка десятков миллионов рублей. К сожалению, серьезной отдачи от этих вложений пока нет, наши усилия направлены на перспективу.
— Чем это объясняется?
— Заказ, к примеру, морской платформы для разработки шельфового месторождения — событие для нашего рынка уникальное. Предполагаемое освоение Штокмановского месторождения является технологически сложным и финансово емким, и в разработке техники для освоения месторождения мы участвуем уже лет 15. Однако решение о начале освоения откладывается и откладывается. А вместе с ним — и наши будущие контракты, с реализацией которых, надеюсь, окупятся и наши вложения.
К тому же на нашем «узком» рынке стало достаточно тесно. Мировые разработчики уже завоевали имя и репутацию, поэтому большинство контрактов для постройки российских платформ уходит за рубеж. Печально, что соглашения с российскими предприятиями заключают во вторую очередь.
— С чем связано такое положение дел?
— С тем, что основное оборудование для разработки месторождений — все-таки не российского производства. Изготовление подобных механизмов, электроники уже давно освоено за рубежом, и в этом смысле наши конкуренты обладают некоторым преимуществом. Но как проектанты самих платформ мы не уступаем никому во всем мире. Мы вполне могли бы стать главным проектантом морских платформ, привлекая для этих целей иностранных разработчиков и производителей в качестве субподрядчиков. Вот здесь как раз и нужна господдержка отечественного производителя. При этом мы не нуждаемся в субсидиях, но для получения заказа необходима соответствующая государственная политика.
— В чем заключается принципиальное различие между работой и технологическими поисками «Рубина» и его ближайших мировых конкурентов?
Управление подлодкой IV поколения проекта в?? «Санкт-Петербург».
— Условия развития техники и технологий не позволяют иметь глобальных расхождений. Сравнение подводных лодок разных стран по внешнему облику показывает, что они редко отличаются друг от друга существенным образом. Действуют общие законы гидродинамики, уровень развития техники и технологий на современном этапе предопределяет соответствующие технические решения лодок.
Вместе с тем, безусловно, направления наших поисков отличаются. К примеру, в соответствии с указанием руководства Военно-морского флота РФ и пожеланиями экспортных заказчиков ЦКБ «Рубин» разрабатывает воздухонезависимую энергетическую установку, которой могут быть оснащены НАПЛ «Лада» и «Амур 1650». В создании разные страны пошли своими путями. В частности, в основе немецкой установки — электрохимический генератор и интерметаллидное хранение водорода. Шведы пошли по пути создания установки на базе двигателя Стирлинга. Французы создали собственную установку MESMA (Module d>Energie Sous-Marine Autonome), на основе работы турбины по замкнутому циклу, использующую этанол и жидкий кислород. Немецкий вариант небезопасен хотя бы потому, что в его основе лежит хранение водорода на борту лодки, а это очень пожаро- и взрывоопасно. Путь, который предпочли французы и шведы, тоже имеет недостаток. В их установке имеются механические части: турбина или двигатели с кривошипно-шатунными механизмами. Появление дополнительных вращающихся механизмов влечет за собой дополнительный источник шума. Получается ситуация, при которой идет «балансирование на грани». С одной стороны — продолжительность подводного плавания, с другой — борьба за скрытность.
Проанализировав мировой опыт, мы выбрали для себя направление движения — электрохимический генератор. В этом случае отсутствуют движущиеся части, что хорошо с точки зрения скрытности. Но в отличие от немецкого варианта мы избегаем хранения водорода на борту, что требует береговой инфраструктуры и сложных систем на корабле. Получение водорода непосредственно на борту подлодки происходит с помощью ри-форминга дизельного топлива.
— Вы, наверное, один из немногих, кому известно, как будет выглядеть флот будущего нашей страны...
— Например, он будет состоять из серий атомных подводных кораблей iV поколения: стратегических ракетоносцев проектов «Борей» и «Борей-А», многоцелевых подлодок проекта «Ясень». Их строительство уже ведется сегодня на «Севмаше» — крупнейшем активе ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и единственном заводе в России, где осуществляется весь цикл строительства и испытаний атомных субмарин.
Уже сегодня главным ракетоносцем новой серии российских кораблей стал «Юрий Долгорукий». Только представьте: длина его корпуса — 170 м, ширина — 13,5 м, максимальная глубина погружения — 450 м, скорость хода — 29 узлов. Вслед за «Юрием Долгоруким» были заложены «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Князь Владимир». Именно серия этих атомных подводных крейсеров iV поколения, вооруженных баллистическими ракетами комплекса «Булава», и станет основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия.