Научная статья на тему 'Роль дальневосточников в развитии отношений с Республикой Индия'

Роль дальневосточников в развитии отношений с Республикой Индия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Far East of Russia and Republic of India

The article of Ch. Petrovich, Assistant Professor of Far Eastern State Technical University «The Far East of Russia and the Republic of In dia» is about the Navy Cooperation of the USSR, Russia and India and the contribution of Shipbuilders of the Russian Far East and the Pacific Fleet

Текст научной работы на тему «Роль дальневосточников в развитии отношений с Республикой Индия»

РОЛЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКОВ В РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ С РЕСПУБЛИКОЙ ИНДИЯ

Чеслав Чеславович ПЕТРОВИЧ, капитан 2 ранга, доцент ДВГТУ им. В.В. Куйбышева. Сфера научных интересов — история развития подводных сил отечественного флота.

Дружественные отношения СССР и Индии установились в начале 50-х годов прошлого века. Следствием этого явилось военно-техническое сотрудничество, в том числе и в военно-морской области. Начиная с 1966—1969 гг. СССР построил по заказу для индийских ВМС ряд современных для того времени дизельэлектрических подводных лодок (ПЛ) проекта 641, которые заложили основу подводных сил Индии. Выбор на ПЛ пр. 641 пал не случайно: при эксплуатации в Военно-Морском флоте СССР с 1958 г., имели высокие тактико-технические показатели при сравнительно невысокой стоимости (»100 млн. дол. за единицу) [2,6]. При этом индийская сторона просила лишь дооборудовать лодки некоторыми устройствами, учитывающими специфические условия эксплуатации ПЛ в южных широтах. После достижения соответствующей договоренности в октябре 1965 г. ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта И641 ПЛ для Индии на основе пр. 641. Состав технических средств и вооружения в пр. И641 в основном остался тем же, что и в пр. 641, за исключением аккумуляторной батареи (осталась 46СУ) и некоторых радиоэлектронных средств. Кроме того, за счет ликвидации двух кают в четвертом отсеке была размещена установка кондиционирования воздуха типа СПХМ-ФУ-90, хорошо себя оправдавшая на других ПЛ (пр. 651). Был увеличен запас пресной воды. Все оборудование изготовлялось в экспортно-тропическом исполнении. В дальнейшем ПЛ пр. И641 хорошо себя зарекомендовали в условиях эксплуатации в южных широтах [4].

Проектировались ПЛ пр. И641 в ЦКБ-18. Начальник ЦКБ-18 (1951 — 1977). П.П. Пустынцев — выпускник механического факультета ДВПИ (1932), Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий [14,15,17].

Руководил разработкой ПЛ пр. И641 для Индии З.А. Дерибин [4].

Строились ПЛ на Ново-адмиралтейском заводе (Судомех) Ленинградского Адмиралтейского объединения (ЛАО). Генеральный директор ЛАО (1965— 1976). Дубровский В.Н. — выпускник кораблестроительного факультета ДВПИ (1941), лауреат Государственной премии (1970) [14,15].

В период строительства корабли числились заказанными Советским ВМФ[8].

Первая ПЛ «Б-51» пр. И641 была заложена 27 декабря 1966 г., 15 апреля 1967 г. спущена на воду. Приемный акт подписан 26 сентября 1967 г. Передана в Индию в апреле 1968 г., переименована в «^^п» S21.

Вторая ПЛ «Б-401» пр. И641 заложена 5 октября 1967 г., спущена на воду 29 февраля 1968 г., приемный акт подписан 19 сентября 1968 г., передана Индии в марте1969 г. и переименована в «Kandheri» S22.

I

V

Третья ПЛ пр. И641 «Б-402» заложена 25 декабря

1968 г., спущена на воду 25 февраля 1969 г., приемный акт подписан 5 сентября

1969 г., передана Индии в феврале 1970 г. и переименована в «Kursura» S20.

Четвертая ПЛ пр. И641, «Б-405» заложена 24 января ПЛ «Kalvari» S21b процессе ходовых испытаний

1968 г., спущена на воду 28 апреля 1968 г., приемный акт подписан 2 июля 1969 г., передана Индии в ноябре

1969 г. и переименована в «Karanj» S21.

Индийские экипажи новостроящихся ПЛ проходили обучение в учебном центре в СССР, принимали ПЛ у промышленности и перегоняли в Индию, где из них формировали ядро индийских подводных сил. ПЛ пр. И641 принимали активное участие в боевых действиях с высокими результатами во время индо-пакистанского конфликта (1971 г.) [1,3].

ВМС Индии остались довольны полученными кораблями, доказательством чему послужил заказ еще на 4 корабля.

Лодки строились на ЛАО по дополнительно доработанному проекту — И641К, имевшему уменьшенный до 400-мм калибр кормовых ТА. Главный конструктор З.А. Дерибин, затем Ю.Н. Кормилицын (родился в Хабаровске, вырос во Владивостоке, где поступил и обучался на КСФ ДВПИ) [7].

Пятой была ПЛ пр. И641К «Б-456» заложена 28 сентября 1971 г., спущена на воду 28 января 1972 г., приемный акт подписан 10 октября 1972 г., передана Индии в ноябре 1973 г., переименована в «Vela» S40.

Шестая ПЛ пр. И641К «Б-464» заложена 01 февраля 1973 г., спущена на воду 19 апреля 1973 г., дата подписания приемного акта 16декабря 1973 г., передана Индии в октябре 1974 г., переименована в «Vaglia» S42.

Седьмая ПЛ пр. И641К «Б-470» заложена 29 апреля 1972 г., спущена на воду 7 июля 1972 г., дата приемного акта 5 июля 1973 г., передана Индии в декабре 1973 г., переименована в «Vagir» S41.

Восьмая И641К «Б-522» заложена 28 сентября 1973 г., спущена на воду 27 марта 1974 г., приемный акт подписан 20 сентября 1974 г. Передана Индии в феврале 1975 г., переименована в «Vagsheer» S43 [10].

Эксплуатировались вышеперечисленные лодки грамотно и добросовестно. Они участвовали в боевых действиях, во всех крупных учениях ВМС Индии, и почти треть времени пробыли в автономках, спускались на юг до Антарктиды [12].

Интенсивная эксплуатация потребовала ремонта. В 1976—1979гг. две ПЛ были модернизированы по пр. И641М. Ремонт и модернизацию лодки проходили на «Дальзаводе». Агрегатная замена в течение средних ремонтов началась с «Кальвари». На «Дальзаводе» ремонт выполнялся участками корпусооб-рабатывающего, сборочно-сварного, механоремонтного, трубогибочного, достроечного, малярно- изоляционного, механообрабатывающего цехов, цехов химочистки и гальваники, ремонта контрольно-измерительных приборов и автоматики. Были проверены, отремонтированы (при необходимости), испытаны и освидетельствованы все детали и элементы, все приборы и аппаратура, все системы и оборудование лодок.

Каждой ПЛ, завершающей ремонт, заказывался комплект посуды с гербом ПЛ на Владивостокском фарфоровом заводе.

Для детального ознакомления с ремонтом ПЛ «Дальзавод» часто посещал военно-морской атташе Индии в СССР коммодор П. Сахи, много раз он встречался с директором предприятия Ю.Н. Удовиченко, главным инженером Н.К. Зориным, старшим строителем заказа, проводившим ремонт лодок Г.П. Бе-

Торжественный митинг, посвященный окончанию ремонта ПЛ. Слева направо: военный переводчик, Б.Н. Бурменский (гл. БПС), Ю.Н. Удовиченко (директор «Дальзавода»), представители ВМС Индии, Дзинскевич (нач. диз. цеха), М.М. Мальшин (ст. строитель), Г.П. Турмов (ведущий военпред заказа), А.Д. Кирьяков (ст. стр. по вооружению).

ловым (выпускниками кораблестроительного факультета ДВПИ), другими специалистами [14,16].

Наблюдение за разработкой технической документации и модернизацией лодок осуществлял ведущий представитель контрольно-приемного аппарата ГУК ВМФ на «Дальзаводе», старший военпред, капитан — инженер Г.П. Турмов (выпускник ДВПИ 1966 г., ныне ректор ДВГТУ, профессор).

Благодаря четкой организации производства специалисты предприятия и офицеры индийского корабля работали слаженно, сообща решали все сложные вопросы. В результате «Дальзавод» выполнял ремонт ПЛ в соответствии с контрактом. Последовавшие затем заводские и ходовые испытания подтвердили высокое качество ремонта.

День подписания приемного акта о сдаче ПЛ в эксплуатацию индийским экипажам «Kalvari», «Karanj», «Vela», «Vagli», «Vagsheer», «Vagir» были праздником не только для экипажа, но и для специалистов завода. При большом стечении народа проводился торжественный митинг.

Ходовые испытания ПЛ в море обеспечивали офицеры ТОФ: представитель военной приемки капитан-инженер Г.П. Турмов и офицеры бригады ПЛ капитан 2 ранга Г. Горбунов, капитан-лейтенант И. Шугалей. Все они отмечали высокий уровень подготовки офицерского состава, матросы имели среднетехническое образование.

Начальник Морского штаба ВМС Индии адмирал Сушил Кумар высоко оценил качество ремонта, проведенного дальневосточниками. Командиры индийских ПЛ пр. И641 П. Ганеш, Р. Джоши впоследствии стали видными руководителями индийских ВМС [2].

Тесное сотрудничество в области строительства лодок, подготовки экипажей и эксплуатации дизель-электрических ПЛ пр. 641 привело к расширению взаимоотношений СССР и Индии. Индия приобрела опыт эксплуатации атомных ПЛ, взяв в аренду на три года (с 1988 г.) у Тихоокеанского флота

атомную ПЛ с крылатыми ракетами пр. 670 (в ВМС Индии эта ПЛ именовалась «Chakra»). Командовал атомной ПЛ «Chakra» капитан 1 ранга П. Ганеш. В настоящее время вице-адмирал П. Ганеш как опытный подводник возглавляет разработку индийской атомной ПЛ проекта ATV.

Из имевшихся в составе индийского флота восьми ПЛ (пр. И641, И641К) производства СССР в настоящее время осталось только три. На замену им введены в состав флота построенные в России девять дизельных ПЛ типа Sindhughosh (пр. 877ЭКМ).

Дальнейшая судьба ПЛ пр.И 641, И641К индийских ВМС такова: ПЛ «Vela» и «Karanj» в составе 8-ой подводной эскадры базируются в Vizag, «Vagli» базируется в Mumbai I; ПЛ «Karanj» стала опытовой и используется в исследовательских целях для разработки радиоэлектронного оборудования и командных систем наведения проекта ATV; «Vagsheer» входит в состав Восточного флота Индийских ВМС; «Vela» столкнулась с эсминцем «Rana» ^52)класса «Kashin» в ходе маневров в 1990 г. при этом 17 моряков-подводников погибли, в настоящее время ремонтируется; «Khanderi» — разобрана на запчасти. «Kalvari» и «Kursura» выведены из боевого состава флота в 1996 г. и 2001 г., преобразованы в подводные музеи в Vizag. «Vagir» также выведена из боевого состава флота в 1998 г.

Автор выражает благодарность Г.П. Турмову, С.Н. Куликову, Г.П. Горбунову, Ю.Ф. Шугалею за любезно предоставленную информацию по данной теме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боженко П.В. Индо-пакистанский конфликт 1971 года: Действия на море. Львов, 1993.

2. ВМС и кораблестроение: Дайджест зарубежной прессы. Вып. 1—24. СПб.: ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 1996—2001.

3. Доценко В. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: ООО «Изд.-во АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2001. С. 197—218.

4. Голосовский П.З. История проектирования и строительства дизель-электрических подводных лодок 1945—1971 гг.: Очерки по истории ЛПМБ «Рубин». Л.: 1986. С 57.

5. Желтовский В.Г., Вершинин А.В., Петрович Ч.Ч. Создание и развитие Приморского ЦКБ // Судостроение. 1999. № 6. С. 61—64.

6. Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю. Подводные лодки России: история и современность. Владивосток: Изд-во «Уссури», 1996. С. 96.

7. Кормилицын Ю.Н., Хализев О.А. Проектирование подводных лодок.: Учебник. СПб.:Изд.-во Центр СПбГМТУ, 1999, С. 340.

8. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР. 1945—1991. СПб.: 1996. С. 90.

9. История отечественного судостроения.: Судостроение в послевоенный период (1946— 1991 гг.) / Под ред. акад. И.Д. Спасского. СПб., 1996. Т. 5. С.302.

10. Лапин М., Сумбатян Ю. Вооруженные силы Индии. М.: ЗВО, 2002. № 5. С. 8—14.

11.Маринин В., Доценко В. 90 лет отечественного подводного судостроения// Воен. парад. 1996. Нояб.-дек. С. 184—188.

12. Мельникова И. Обзор рынка неатомных подводных лодок // Тематич. сб. Вып. 3. Изд-во МГИМО МИД РФ. 2000. С. 58—60.

13. Сагайдаков Ф.Р., Чекалов Ю.Н., Чернецова Н.А. Состояние и перспективы развития мирового рынка подводных лодок с неатомными энергетическими установками // Труды международной конференции «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях». Санкт-Петербург, 1996, С. А1-20-1 -А1-20.

14. Турмов Г.П. Университетское образование в техническом вузе: Владивосток: Изд.-во «Уссури», 1997. Кн. 1.

15. Турмов Г.П. Университетское образование в техническом вузе. Владивосток: Изд.-во ДВГТУ, «Уссури», 1999. Кн. 2.

16. Материалы текущего архива музея Дальзавода.

17. Материалы текущего архива музея ДВГТУ им. В.В. Куйбышева.

SUMMARY: The article of Ch. Petrovich, Assistant Professor of Far Eastern State Technical University «The Far East of Russia and the Republic of India» is about the Navy Cooperation of the USSR, Russia and India and the contribution of Ship-builders of the Russian Far East and the Pacific Fleet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.