УДК 745.5:378.6
Кузнецова Н.С. кандидат педагогических наук, доцент, член Союза художников России, декан факультета художественного образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» филиал в г. Нижнем Тагиле, 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57, e-mail: [email protected]
Kuznetsova N.S., PhD in Pedagogy, associate professor, member of the Union of Russian Artists, dean of the department of art education, Federal state autonomous educational institution of higher education «Russian state vocational pedagogical university», branch in Nizhny Tagil, 622031, Nizhny Tagil, Krasnogvardeyskaya St., 57, e-mail: [email protected]
Чебакоеа E.A., член Союза художников России, старший преподаватель факультета художественного образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический
университет» филиал в г. Нижнем Тагиле, 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57, e-mail: [email protected]
Chebakova Е.А.,member of the Union of Russian Artists, senior lecturer of the department of art education, Federal state autonomous educational institution of higher education «Russian state vocational pedagogical university», branch in Nizhny Tagil, 622031, Nizhny Tagil, Krasnogvardeyskaya St., 57, e-mail: [email protected]
Сохранение традиций Урало-Сибирской росписи - приоритет проектной деятельности студентов факультета Preservation of the traditions of Ural-Siberian painting is a priority of the project activity of students of the faculty
Аннотация. В статье анализируется опыт создания выпускных квалификационных работ, выполненных студентами факультета художественного образования филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в Нижнем Тагиле в традициях уральской росписи по металлу и дереву. Авторы исследуют проблему сохранения традиций уральской росписи на примере организационно-педагогического опыта освоения народных художественных промыслов и ремесел в ходе выполнения выпускных квалификационных работ.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, уральская народная живопись по металлу и дереву, Нижний Тагил, выпускная квалификационная работа, художники-педагоги, факультет художественного образования, традиции уральской росписи.
Abstract. The article analyzes the experience of creating final qualifying works performed by students of the faculty of art education of the branch of the Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil in the traditions of Ural painting on metal and wood. The authors investigate the problem of preserving
the traditions of Ural painting on the example of organizational and pedagogical experience of mastering folk arts and crafts during the completion of final qualifying works.
Keywords: spiritual and moral culture, Ural folk painting on metal and wood, Nizhny Tagil, graduation projects, teachers-artists, department of art education, traditions of Ural painting.
Сохранение традиций народных промыслов остается одним из приоритетных направлений государственной политики России в области культуры и образования. В 2017 г. президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству разработать дорожную карту по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел, был подписан указ о поддержке организаций народных художественных промыслов.
В решении задач, поставленных президентом, большую роль может сыграть объединение усилий мастеров-народников и педагогов-художников. Именно эта мысль стала ключевой в интервью президента Высшей школы народных искусств В.Ф. Максимович редакции журнала «Декоративно-прикладное искусство и образование». Валентина Федоровна отметила, что на настоящий момент мы имеем не более двадцати пяти видов традиционных художественных промыслов, которые и составляют сущность и художественную ценность народного искусства в основе которого - ручной художественный труд, направленный на возрождение, сохранение и развитие именно этих видов с их уникальными художественно-технологическими, колористическими, эстетическими вековыми традициями, которые необходимо считать историческим достижением нашей страны, которые должны являться базовой основой воспитания подрастающего поколения [6].
Говоря о видах традиционных художественных промыслов, В.Ф. Максимович определила художественную роспись Нижнего Тагила как региональное историческое народное искусство, характеризующееся собственными вековыми художественно-технологическими,
колористическими, конструктивными традициями, которые необходимо сохранять, возрождать и развивать, при этом их развитие требует профильного высшего образования.
Передачи сущности народного искусства молодым художникам способствует сохранению традиций, преемственности поколений, не только через созерцание красоты, но и посредством уникального ручного художественного труда как символа неповторимости отечественной культуры. Этот пласт культурного наследия - один из важнейших элементов культурного «генофонда» России, поскольку именно он принимает на себя функцию защиты национальной идентичности в условиях глобализации, широкого распространения продукции массовой культуры, генерирует и аккумулирует культурную память поколений. Подлинные произведения народного искусства всегда играли важную роль в воспитании патриотических
чувств человека, способствовали сохранению национального самосознания и самобытности национальной культурной жизни.
Факультет художественного образования Нижнетагильского педагогического института - филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в Нижнем Тагиле наследует, хранит и развивает традиции и организационно-педагогический опыт освоения народных художественных промыслов и ремесел, заложенные деятельностью художественно-графического факультета педагогического института, который в 2024 г. отметит 65-летний юбилей. Одна из главных задач факультета - формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов-художников средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Методологической основой решения этой задачи являются идеи Л.Г. Савенковой о воспитательном воздействии народного искусства как на педагогов (JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского), так философов и культурологов (М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева и др.) [9, с. 17].
Урал - крупнейший центр русских национальных промыслов (каслинское литье, пуховязальный промысел, художественная обработка камня), среди которых особое место занимает уральская народная роспись по металлу и дереву. Декоративная роспись Урала (расписная утварь, расписные крестьянские дома) - самобытное явление русского народного искусства, складывающаяся в тесном взаимодействии с местными ремеслами (посудным, токарным, мебельными, сундучными, подностно-клепальными) при участии профессиональных живописцев и иконописцев [1, с. 11]. В подготовке горнозаводских художников большую роль сыграла живописная школа Нижнего Тагила, которая существовала в последней четверти XVIII - начале XIX в. Известны изделия художественных династий Худояровых, Перезоловых, Дубасниковых.
Исследователь В. А. Барадулин отмечает особенность уральской росписи, которой свойственны устойчивые композиционные приемы, определенный круг мотивов, свои цветовые сочетания и двойной живописный мазок. В цветочных горнозаводских росписях распространена растительно-орнаментальная роспись с травным орнаментом графического типа, живописная роспись с характерной композицией-букетом из трех цветов и отходящими парами листьев [1, с. 21]. Разработанные приемы росписи и композиции успешно применялись в украшении подносов и деревянных изделий (вальки, прялки, коромысла), ставя их в один ряд с лучшими достижениями русской народной живописи XIX в.
Именно такую тагильскую роспись смогла сохранить в своем творчестве Агриппина Васильевна Афанасьева (1913-2004). В детском возрасте она училась у мастериц-надомниц особенной маховой росписи. A.B. Афанасьева смогла сохранить и передать своим ученикам ремесло в традициях уральской росписи, явившись естественным связующим звеном между народным искусством декоративных росписей Урала XIX в. и развивающейся на его
основе современной школой декоративной росписи подносов XX-XXI вв. [4, с. 73].
В настоящее время произведения тагильских художников A.B. Афанасьвой, А.Н. Голубевой, Г.П. Бабина, Т.В. Юдиной, И.Г. Смыковой представлены на выставках в России, занимают призовые места на профессиональных конкурсах. Мастеров объединяет живой интерес к народным традициям и любовь к «тагильской розе» [2, с. 96]. «Роза», «букет», «гирлянда» становятся все более популярным мотивом украшения современных предметов интерьера, а г.
Нижний Тагил остается центром подносного промысла в России. Работает предприятие народных художественных промыслов России «Тагильский поднос». Открыты фирменные магазины «Тагильский поднос», музейно-производственный комплекс и туристический центр, действует Нижнетагильское отделение Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, творческая мастерская «Про Традиции» проводит авторские вебинары, ярмарки, выставки и мастер-классы.
По инициативе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна, при поддержке Администрации г. Нижний Тагил и Ассоциации художественных промыслов России с 2004 г. проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Худояровские чтения». Нижнетагильский музей изобразительных искусств при содействии Администрации г. Нижний Тагил реализует проект «Тагильский поднос начала XXI века», проводит выставки «Сохраняя розу», «Плодов и фруктов дивный сад», «Вспоминая прошлое». Опубликованы художественные альбомы, посвященные мастерам лаковой живописи Тагила.
Важным событием в год 275-летия подносного промысла стала выставка детских художественных работ «Тагильская роза» в стенах факультета художественного образования в рамках городской краеведческой игры «Мы живем на Урале», собравшая более 60 участников. Факультет художественного образования - традиционная площадка подобных мероприятий: ежегодно его выпускники представляют свои квалификационные работы, посвященные проектированию предметов декоративно-прикладного искусства с элементами Уральской народной живописи.
Традиции были заложены педагогом художественно-графического факультета JI.К. Васильевой, работающей на факультете с 1972 г. В творчестве педагог-художник сочетала принципы традиционного народного искусства с современным проектированием и дизайнерским мышлением. Одной из первых начала изучать тагильскую роспись подносов, уделяя пристальное внимание этапам выполнения и мотивам росписи, построению композиции, подбору цвета и технологии письма, поэтому курсовые и дипломные работы студентов JI.K. Васильевой сохраняли и продолжали традиции тагильской росписи подносов. Благодаря JI.K. Васильевой с 1990-х гг. на кафедре декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета
введен предмет «Художественные промыслы Урала». В музее истории подносного промысла «Дом Худояровых» в Нижнем Тагиле стали экспонироваться студенческие дипломные работы по декоративно-прикладному искусству.
Дипломная работа Е. Козловой «Стилизованное изображение птиц в уральской росписи» (1992) - серия подносов с изображением сюжетных композиций с традиционной уральской росписью махового письма. Композиция подноса «Петушок» выполнена в красной гамме, сюжет заключён в восьмигранную форму. В центре - стилизованная форма птицы, окруженная алыми и бордовыми букетами уральской розы, выдержанной в мягком, теплом колорите.
Композиция симметричная, уравновешенная. Нарядность этой работе придает мастерское оформление бортика, вся поверхность которого заполнена золотистым орнаментом (рис. I)51.
В сюжете подноса Рис. 1. Е. Козлова. Поднос «Петушок». 1992 г. С. ЕВДОКИМОВОЙ «Фрукты С Нижнетагильский педагогический институт, птицей» (2004) представлена факультет художественного образования
райская птица на ветке фруктового дерева (рис. 2). Край бортика оформлен легким орнаментом. Композиция симметричная,
выполненная в тепло-холодной цветовой гамме. Поднос удивляет своей гармонией, поскольку плоды фруктового сада: гранат, слива, вишня написаны мягким широким мазком в три тона. Фруктово-ягодный мотив созвучен с творчеством тагильских мастериц В.П. Полевой, Л.К. Шевченко, H.H. Кошкиной, Т.В. Гуляевой, которые в 1980-е гг. расширили круг изображений на подносе, добавив мотивы вишни, крыжовника, сливы.
Рис. 2. С. Евдокимова. Поднос «Фрукты с птицей». 2004 г. Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
51 Рис. 1-11. - фото из архива факультета художественного образования Нижнетагильского педагогического института - филиала ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в Нижнем Тагиле.
В серии подносов Л. Рыжовой «Ситцевая
фантазия. Торжество» (2000) прослеживаются традиции тагильского подноса с цветочно-орнаментальными композициями. Главный герой -«тагильская роза», написанная в уникальной технике уральского мазка - пышная, объемная и яркая. Лепестки темнеют, поднимаясь от светлого
Рис. 3. Л. Рыжова. Поднос «Ситцевая фантазия. Торжество». 2000 г. Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
основания к вершине венчика. Сглаженный контур листьев, кудрявые травки и привязки легким облаком обволакивают букеты, мягко соединяя их с бордовым фоном (рис. 3). Центр композиции - орнаментальная форма, поделённая на секторы. Секторная композиция продолжает традиции
тагильской художницы А.Н. Голубевой, которая в начале 1980-х г. сумела возродить традиционное деление композиции подноса на сегменты различных размещение
и размеров и каждом секторе тагильской
Рис. 4. С. Сорокина. Поднос «А кому какое дело, что кума с кумом сидела» 1999 г. Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
форм в
традиционных мотивов росписи [3, с. 59-60].
С 1990-х гг. художники чаще обращаться к сюжетным композициям. В дипломных проектах, выполненных под руководством H.A. Гундыревой (Ефимовой), ученицы Л.К. Васильевой, прослеживается интерес к сюжетным композициям. Яркий пример - поднос С. Сорокиной «А кому какое дело, что кума с кумом сидела» (1999). Это жанровая двухфигурная композиция, окруженная тонажурным орнаментом по борту подноса. Шутка русского фольклора воплощена в образах персонажей, добродушных, искренних, по-народному лукавых и озорных (рис.
4).
Интересны сюжеты подносов Т. Габец «Тагильские мастера Худояровы. Набор подносов», раскрывающих историю подносного промысла в Нижнем Тагиле. Так, сюжет подноса «Испытание
хрустального лака» обращен к сказу П.П. Бажова
«Хрустальный лак» (рис. 5).
Сюжет подноса «У
картины» знакомит зрителя с историей создания
произведения И. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе» (рис. 6). Композиции заключены в
Рис. 5. Т. Габец. Поднос «Испытание хрустального лака». 1999 г. Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
овал, обрамлённый легким орнаментом. Автору удалось создать динамичные многофигурные композиции в традициях лубочных картинок. Двухмерный широкий мазок, корпусное письмо, контрастное цветовое звучание придают
изделиям свое очарование. В 2002 г. Е. Степанова выполнила
Рис. 6. Т. Габец. Поднос «У картины». 1999 г. Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
копия картины тагильского художника П.Ф. Худоярова «Листобойный цех» (1830) -одно из наиболее значимых произведений уральской
живописи первой половины XIX в. Сюжет подноса ярко передает динамику производственного процесса по изготовлению листового кровельного железа, вовлекая зрителя в напряженно-горячий рабочий ритм. Композиция уравновешена, симметрична, колорит рыжевато-коричневый (рис. 7).
Еще одна работа этого же автора выполнена по мотивам произведения новгородского художника П.П. Веденецкого «Вид Нижнего Тагила зимой» (1834). Мастерски передано на зеркале подноса очарование уральского заводского пейзажа в тихий ясный зимний день. Роспись отличает пастельная воздушность колорита, мягкость тонов, уверенность письма (рис. 8). Хочется отметить, что в конце 1980-х гг. в сюжет тагильских подносов вернулись копии станковых полотен известных художников.
серию подносов по мотивам произведений художников XIX в. Сюжетная композиция подноса «Листобойный цех Нижнетагильского завода» -
Рис. 7. Е. Степанова. Поднос «Листобойный цех Нижнетагильского завода». 2002 г. Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
Рис. 8. Е. Степанова. Поднос «Вид Нижнего Тагила зимой». 1922 г.
Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
В настоящее время дипломными проектами, связанными с Урало-Сибирской росписью, руководит ведущий преподаватель кафедры художественного образования, член Союза художников России, Е.А. Чебакова. Круг научных интересов педагога-художника -проектирование художественных изделий декоративно-прикладного искусства на основе Уральской домовой росписи.
Соглашаясь с A.C. Максяшиным хочется отметить следующие этапы проектирования художественного изделия: определение характера и характеристик проектируемого изделия; поиск необходимой информации для решения первого этапа; знакомство с аналогами изделия и исполнение
художественного произведения [7, с. 25-26]. Последовательность и логика проектирования художественного изделия, сохранение традиций в разработке декоративных композиций позволяет достичь высоких результатов.
Дипломные проекты отличаются мягкостью колорита, авторским композиционным решением и мастерством исполнения. Росписи предметов интерьера (сундуки, скамья, ширма, шкаф-бюро и др.) женственны и безмерно искренни.
Дипломный проект Д. Нестеровой «Методика выполнения Урало-сибирской росписи» (2016) раскрывает историю возникновения и развития Урало-сибирской росписи, представляет методику и технологию ее выполнения на примере росписи резной скамьи с тремя вставками на спинке. За основу декоративной композиции и цветового решения автор проекта берет примеры домовой росписи Урала: на центральной вставке расположен букет из розанов в вазоне и сидящими на веточках птицами, на двух боковых вставках вытянутый вазон с розаном, созвучен образу «древа жизни». Роспись изделия выполнена масляными красками и покрыта лаком (рис. 9).
Рис. 9. Д. Нестерова. Скамья с Урало-сибирской росписью. 2016 г.
Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
Объектом выпускной квалификационной работы А. Урум «Использование Урало-сибирской росписи в декорировании предметов декоративно-прикладного искусства» (2021) стал сундук. Сундучный промысел является одним из старинных на Урале. Его расцвет приходится на вторую половину XIX в. на Нижнетагильском и Невьянском заводах подносов [8, с. 172]. Тагильские сундуки пользовались большим спросом не только в традиционных местах производства на Урале (Невьянск, Нижний Тагил, Быньги), но и в Сибири, на Алтае, в Китай. Сундуки делали разной величины и укладывались «матрешкой». Наиболее популярным было «место» из трех изделии. Сундуки изготавливали из сосновых досок. В украшении сундуков росписи соотносились друг с другом, помогая воспринимать изделие как единое произведение [2, с. 5]. Для дипломной работы А. Урум выбрала традиционную форму сундуков с немного выпуклой крышкой. На крышке
выполнена роспись «гирлянда» - симметричная композиция, где главный мотив располагается на осевой линии фасада, а второстепенные мотивы «движутся» от центра к краям. На боковых плоскостях разместилась композиция «букет». Боковые торцевые плоскости меньшего размера украсил мотив «роза» с дополнительными элементами, на самом маленьком сундуке мотив «бутон». Работа над росписью началась с подмалевка для всех роз сразу, затем прописывалась «разживка», после этого прорабатывались бутоны на всех поверхностях изделия. Следующим мотивом для нанесения подмалевка стали листья, написанные приемом «разживка». Для завершенности композиций были выполнены приписки, придавшие росписи целостность. Комплект сундуков получился изящным, удивляя зрителей величественной простотой (рис. 10).
Рис. 10. А. Урум. Сундуки. «Использование Урало-сибирской росписи в декорировании предметов декоративно-прикладного искусства». 2021 г.
Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
В апреле 2022 г. к 300-летию Нижнего Тагила и 275-летию подносного промысла факультет художественного образования подготовил выставку «По следам Тагильского подноса» (рис. 11). В экспозицию вошли лучшие подносы и предметы домашнего быта, выполненные по мотивам уральской росписи выпускниками факультета разных лет под руководством Л.К. Васильевой, Н.А. Гундыревой, Е.А. Чебаковой.
Организационно-педагогический опыт факультета художественного образования демонстрирует возможности сохранения народных традиций Урала через практическое освоение секретов народных художественных промыслов и ремесел в ходе выполнения выпускных квалификационных работ и во взаимодействии усилий мастеров-народников и педагогов-художников, способствующих сохранению традиций и преемственности поколений посредством передачи уникального ручного художественного труда. Можно вспомнить словаМ. Горького: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще -
ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» [5].
Рис. 11. Выставка «По следам Тагильского подноса». Общий вид экспозиции.
Нижнетагильский педагогический институт, факультет художественного образования
Литература
1. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В.А. Барадулин. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982 г. - 112 с.
2. Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала / В.А. Барадулин. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. - 128 с.
3. Воронина A.C. In Memoriam. Алевтина Николаевна Голубева (1960-2019): художник, педагог, новатор нижнетагильской росписи / A.C. Воронина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 1. - С. 57-65. - URL: http://dpio.ru/stat/2021 1/2021 -01 -09.pdf (дата обращения 23.08.2023). - DOI: 10.24412/2619-1504-2021 -1 -57-65. - EDN: JZLAQE
4. Голубева А.Н. Букет Агриппины Васильевны Афанасьевой / А.Н. Голубева // Вторые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25-27 октября 2005 г. / Уральское училище прикладного искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; редакторы: Л.А. Павленко, А.Х. Фахретденова. - Нижний Тагил: [Б. и.], 2005. -С. 72-77.
5. Горький М. Об искусстве. - URL: http: //gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/artjcle-114.htm (дата обращения: 24.08.2023 ).
6. Максимович В.Ф. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов - приоритет государственной культурной политики / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 2. (25) - С. 4-12. - URL:
http://www.vshni.ru/doc/dpio/maksintdpio_8_2.pdf (дата обращения 27.08.2023). - EDN: UTEGMK
7. Максяшин А. С. Теория и методология проектирования художественных изделий: учебное пособие / А.С. Максяшин. - Екатеринбург: РГППУ, 2015. - 124 с.
8. Меркушева Э.Р. Тагильские сундуки / Э.Р. Меркушева // Вторые Худояровские чтения: научное издание. Доклады и сообщения. 25-27 октября 2005 г. / Уральское училище прикладного искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; редакторы JI.A. Павленко, А.Х. Фахретденова. - Нижний Тагил: [Б. и.], 2005. - С. 172-175.
9. Савенкова Л.Г. Приобщение к народной культуре - основа формирования духовно-нравственной культуры обучающихся / Л.Г. Савенкова // Народное и декоративно-прикладное искусство — основа формирования духовно-нравственной культуры: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства» в рамках проведения Года культурного наследия народов России. 27 октября 2022 г. / Ред. сост. Н.В. Севрюкова. - Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2022. - С. 16-21.
References
1. Baradulin V.A. Urafskaya narodnaya zhivopis' po derevu, bereste i metallu / V.A. Baradulin. - Sverdlovsk: Sredne-Uraf skoe knizhnoe izdatefstvo, 1982 g.-112 s.
2. Baradulin V.A. Urafskij buket. Narodnaya rospis' gornozavodskogo Urala / V.A. Baradulin. - Sverdlovsk: Sredne-Uraf skoe knizhnoe izdatefstvo, 1982. - 128 s.
3. VoroninaA.S. In Memoriam. Alevtina Nikolaevna Golubeva (1960-2019): xudozhnik, pedagog, novator nizhnetagirskoj rospisi / A.S. Voronina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2021. -№ 1. - S. 57-65. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_l/2021-01-09.pdf (data obrashheniya 23.08.2023). - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-1-57-65. - EDN: JZLAQE
4. Golubeva A.N. Buket Agrippiny' Vasifevny' Afanas' evoj / A.N. Golubeva // Vtory' e Xudoyarovskie chteniya: nauchnoe izdanie. Do^dady' i soobshheniya. 25-27 oktyabrya 2005 g. / Urafskoe uchilishhe prikladnogo iskusstva; Nizhnetagir skij muzej-zapovednik «Gornozavodskoj Ural»; redaktory': L.A. Pavlenko, A.X. Faxretdenova. -Nizhnij Tagil: [B. i.], 2005. - S. 72-77.
5. Gorkij M. Ob iskusstve. - URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-114.htm (data obrashheniya: 24.08.2023).
6. Maksimovich V.F. Soxranenie, vozrozhdenie i razvitie narodny' x xudozhestvenny'x promy slov - prioritet gosudarstvennoj kufturnoj politiki / V.F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2018. -№2. (25) - S. 4-12. - URL: http://www.vshni.ru/doc/dpio/maksintdpio_8_2.pdf (data obrashheniya 27.08.2023). - EDN: UTEGMK
7. Maksyashin A.S. Teoriya i metodologiya proektirovaniya xudozhestvenny'x izdelij: uchebnoe posobie /A.S. Maksyashin. - Ekaterinburg: RGPPU, 2015. - 124 s.
8. Merkusheva E.R. Tagil'skie sunduki / E.R. Merkusheva // Vtory' e Xudoyarovskie chteniya: nauchnoe izdanie. Doklady' i soobshheniya. 25-27 oktyabrya 2005 g. / UraFskoe uchilishhe prikladnogo iskusstva; NizhnetagiF skij muzej-zapovednik «Gornozavodskoj Ural»; redaktory' L.A. Pavlenko, A.X. Faxretdenova. -Nizhnij Tagil: [B. i.], 2005. - S. 172-175.
9. Savenkova L.G. Priobshhenie k narodnoj kukture - osnova formirovaniyaduxovno-nravstvennoj kuktury' obuchayushhixsya/L.G. Savenkova // Narodnoe i dekorativno-prikladnoe iskusstvo — osnova formirovaniya duxovno-nravstvennoj kuktury': sbornik nauchnyx statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Formirovanie duxovno-nravstvennoj kuktury' obuchayushhixsya posredstvom narodny x tradicij i dekorativno-prikladnogo iskusstva» v ramkax provedeniya Goda kuFturnogo naslediya narodov Rossii. 27 oktyabrya 2022 g. / Red. sost. N.V. Sevryukova. - Moskva: FGBNU «IXOiK RAO», 2022. - S. 16-21.