Научная статья на тему 'Зосима Рашев – защитник Арктики'

Зосима Рашев – защитник Арктики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Зосима Семенович Рашев / конвой БД-5 / спасательные операции / тральщики / Арктика / Великая Отечественная война / Zosima Semyonovich Rashev / BD-5 convoy / rescue operations / minesweepers / Arctic / Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акулова-Конецкая Татьяна Валентиновна

В статье рассказана история жизни Зосимы Семеновича Рашева (1910–1995) – моряка-спасателя, участника Великой Отечественной войны на Северном морском театре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zosima Rashev - the Defender of the Arctic

The article tells the life story of Zosima Semenovich Rashev (1910-1995) – the sailor-rescuer and the participant of the Great Patriotic War in the Arctic Theater.

Текст научной работы на тему «Зосима Рашев – защитник Арктики»

Т. В. АКУЛОВА-КОНЕЦКАЯ

Зосима Рашев -защитник Арктики

18 апреля 2015 г. исполнилось 20 лет со дня смерти Зосимы Семёновича Рашева - участника Великой Отечественной войны, защитника Заполярья.

Зосима Семёнович Рашев родился 28 декабря 1910 г. в селе Ракул-ка Черевковского уезда Вологодской губернии (ныне - Архангельская область)1. Он был одним из двойни: Савватий и Зосима были названы в честь преподобных святых - основателей Соловецкого монастыря. К помощи преподобных Зосимы и Савватия, особо почитаемых среди жителей Поморья, прибегали во время бедствий на море.

Савватий Рашев умер от кори в возрасте 6-7 лет, а его брата Зоси-му помог выходить сельский священник. Отец Зосимы дал обет: если сын выживет, то быть ему послушником Соловецкого монастыря, но события 1917 г. изменили привычный ход жизни богобоязненной семьи.

Отец серьёзно заболел, ослеп и вскоре умер. Зосиме пришлось перебраться в дом деда, но там он не прижился. В 14 лет Зосима, обладавший независимым и сильным характером, сбежал с товарищем в Архангельск. Он в очередной раз мог погибнуть: в поисках работы приходилось голодать, бродяжничать, воровать на рынке. В 1929 г. он стал матросом, а затем поступил в трёхгодичное лоцманское училище в Архангельске. Изучать высшую математику Зосиме было сложно, ведь за плечами у него было всего два класса церковно-при-ходекой школы.

1. В статье использованы сведения и документы из семейного архива Рашевых, предоставленные автору Мариной Зосимовной Петровой.

После училища Зосима Рашев работал по специальности, стал помощником, а затем и командиром лоцманской службы порта Онега. Два с половиной года 3. С. Рашев был слушателем Академии водного транспорта в Ленинграде, но окончить её не смог: началась Советско-финляндская война. Зосима Рашев добровольцем ушёл на фронт. Он воевал в составе специального диверсионного отряда РККА, выполнял задания в тылу врага (был отличным лыжником). В 1940 г. Рашев был ранен. За Финскую кампанию награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Великая Отечественная война застала его в Ленинграде на специальных курсах командного состава. Вскоре в Архангельске была сформирована Беломорская военная флотилия. Из гражданских судов стали создаваться дивизионы военных тральщиков, сторожевых кораблей, минных заградителей и группы санитарных судов. 3 июля 1941 г. старший лейтенант Рашев принял тральщик ТЩ-47.

Летом и осенью 1941 г., командуя тральщиком, он прошёл с тралом свыше 2500 миль, уничтожил 57 плавающих и выброшенных на берег мин, участвовал в конвоях, сопроводив 14 транспортов, выполнив все задания на отлично.

Вспоминая то время, Зосима Семёнович благодарил население Сём-жи, Койды и «рыбаков-колхозников реки Кулой» за помощь: «...везли наших людей вдоль побережья на лошадях или на своих поморских карбасах, таким образом группы прошли не одну сотню километров и уничтожили десятки мин».

В Сёмже в то время подрастал будущий писатель-моряк Виталий Маслов. В 1980-е гг. он создал в родной деревне Дом памяти и завёл Родовую книгу с именами 50 сёмженских родов за два века. Виталий Семёнович подсчитал, что из его родной деревни на Финскую и Великую Отечественную войны ушел и погиб 41 сёмжанин, вернулся с фронта и умер от ран в 1944 г. один человек...

В 1942 г. старший лейтенант Рашев командовал тральщиком ТЩ-53, прошёл около 14 000 миль, из которых свыше 5000 миль при конвоировании и 1182 мили с тралами, выполнил целый ряд спецзаданий по перевозке грузов, вооружения и т. п. При выполнении боевых заданий Рашев дважды выходил в атаку на подводную лодку и два раза отражал атаки самолётов противника. При отражении атак авиации на транспорты союзного конвоя 20 сентября 1942 г. экипажем тральщика был сбит прямым попаданием вражеский самолёт.

Прекрасную морскую выучку проявил Зосима Семёнович и при конвоировании 10 сентября 1942 г. транспорта «Обь» в 9-балльный шторм. В наградных документах старшего лейтенанта Рашева

читаем: «Транспорт не слушался руля, его последовательно тащило к берегу, старший лейтенант Рашев, ясно представляя невозможность подать буксир, применил следующий способ: прикрывая наветренную носовую скулу транспорта от волны и ветра своим кораблём, идя от транспорта на расстоянии 15-20 м в течение двух часов, старший лейтенант Рашев достиг постепенного отхода транспорта от берега. Транспорт был спасён».

Самому Зосиме Семёновичу запомнились случаи и другого рода: как в 1942-м в районе Поноя, когда шли в Архангельск, им пришлось взять на буксир самолёт и вести его в укрытие за остров Моржовец. Второй схожий случай произошёл в июне 1942 г.: в районе Новой Земли ему довелось буксировать гидросамолёт Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука. «Тогда несколько тральщиков и пароход "Диксон" оказывали помощь выскочившему на отмель у полуострова Гусиная Земля американскому транспорту, - вспоминал Зосима Семёнович. - Сюда же прилетели два гидросамолёта во главе с Мазуруком. Один доставил американского военного представителя, другой вёл наблюдение за шнырявшими в этом районе фашистскими подлодками. Усилился ветер, и первый самолёт не мог взлететь. Что делать? Нужно попытаться завести его в укрытую бухту. На карте глубины и опасности бухты не указаны. Взял наш тральщик самолёт на буксир. Когда зашли за мыс, волна стала меньше. Для замера глубины спустили шлюпку, так и шли за ней. Проверили вдоль берега, безопасен ли этот участок для взлёта. Гидросамолёт поднялся в воздух и долго сопровождал нас. Транспорты были благополучно отконвоированы в Архангельск...»

1943 г. был не менее тяжёлым: в июле Рашеву пришлось перевозить 102-мм батарею и произвести выгрузку её на мыс Городецкий, и материальная часть была доставлена и выгружена без единого повреждения. В конце июля Зосима Рашев участвовал вместе с кораблём в подъёме затонувшего буксирного парохода «Северянин». В октябре при выполнении боевого задания по конвоированию транспорта «Громов» у последнего не хватило угля; при состоянии моря 6 баллов, а ветра 7 баллов укрыться было негде, район был опасен из-за подводных лодок и авиации противника, но Рашев смог отбуксировать транспорт в безопасное место.

В 1943 г. за успешное выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу старший лейтенант Рашев был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Ровно за год до победы, 9 мая 1944-го, Рашев, командуя ТГЦ-31, получил задание на транспортировку зенитных батарей в районе

Тюва-Губа и подвергся нападению самолётов противника: два «Фок-ке-Вульфа» атаковали его тральщик на бреющем полёте (при атаке производился обстрел из пушек и пулемётов). От одного самолёта Ра-шев сумел уклониться, но второй самолёт, сбросив бомбу, попал в его тральщик. Зосима Семёнович был ранен в голову, но продолжал управлять кораблём. Положение было почти безнадёжным, но благодаря его выдержке и спокойствию было спасено 77 человек из 140. Зосима Рашев сошёл с корабля последним, после того как корабль повалился на борт.

За исключительно чёткое выполнение заданий командования, за храбрость и мужество, проявленные в бою с германскими захватчиками 9 мая 1944 г., за организованное спасение личного состава при гибели ТЩ-31 командование ходатайствовало о награждении капитан-лейтенанта Рашева орденом Красного Знамени.

Это было не последнее испытание войны. 12 августа 1944 г. в 60 милях от острова Белый он шёл на тральщике ТЩ-114 в составе конвоя БД-5, сопровождая пароход «Марина Раскова», на борту которого находилось 417 человек, более 6000 т продовольственных и технических грузов. Пароход был атакован немецкой ПЛ 11-365. В результате атаки конвоя БД-5, в ходе которой немецкая субмарина применила новые акустические торпеды, пароход «Марина Раскова», а затем и тральщики сопровождения - ТЩ-114 и ТЩ-118 - затонули. К месту гибели людей подошёл ТЩ-116.

В семье 3. С. Рашева бережно хранят журнал «Север», в котором опубликована документальная повесть Юрия Капралова «Конвой на Диксон» (1974, № 7). Вот как события развивались дальше.

«Командование катером (ТЩ-116. - Т. А.) принял капитан-лей-тенант 3. С. Рашев. Он определил курс к ближайшему берегу, распределил вахты, препоручил женщинам заботу о раненых, взял под контроль запас пищи. Распоряжения опытного командира вселили в людей уверенность. Замёрзшие, в мокрой одежде, многие без обуви, моряки настойчиво вели катер на восток - к острову Белый.

На третьи сутки пути, туманным вечером 15 августа, катер неожиданно коснулся дна. Впереди оказался небольшой песчаный островок, в центре которого стоял деревянный навигационный знак; вдалеке темнела полоска коренного берега.

На островке оказался плавник: обогревшись у костра, моряки отправились дальше. Потребовались почти сутки, чтобы добраться до берега. Но, когда катер подошёл к земле, Рашев понял, что это не остров Белый. Моряки оказались у северо-западной оконечности полуострова Ямал, где-то в районе мыса Головнина. От острова Бе-

лый их отделял пролив Малыгина. Это крайне усложняло положение, т. к. местность здесь была пустынной. Надеясь на встречу с ненцами, иногда ведущими промысел в этих местах, Рашев с 10 моряками отправился на берег, остальные 18 человек остались на катере. Через несколько часов томительного ожидания они услышали гул самолёта: над катером кружила "Каталина"...»

16-17 августа 1944 г. в проливе Малыгина лётчики спасли 29 человек, среди них был и Зосима Семёнович Рашев. Как не вспомнить поморскую пословицу: «Кто в море не бывал, тот Бога не знавал».

3. С. Рашев был убеждённым членом партии, он вступил в ВКП (б) в 1931 г. По словам дочери, Бога он никогда не поминал.

Родившуюся после войны дочь он назвал Мариной - в честь Марины Михайловны Расковой.

Второй орден Отечественной войны II степени 3. С. Рашев получил в 1945 г. «за досрочное выполнение заданий командования по подъёму транспорта "Комсомольск" (водоизмещением 6428 т), возвращению его на базу и подготовке к быстрейшему вводу в строй. Благодаря мужеству и решительности личного состава и лично капитан-лейтенанта Рашева, в сложных метеорологических условиях, без достаточного материально-технического обеспечения, при сочетании расчёта с разумным риском, при безотказной работе аварийно-спасательных агрегатов транспорт был поднят на два месяца раньше срока, и участвующие корабли СФ были освобождены <.. .> для обеспечения боевых действий флота».

70 судов провёл Зосима Семёнович Рашев через минные поля противника во время Великой Отечественной войны, был дважды ранен и дважды контужен. Он был награждён орденами, но самой дорогой для него была медаль «За оборону Советского Заполярья».

В 1952 г. Виктор Конецкий прибыл на службу в 441-й отдельный дивизион Аварийно-спасательной службы Северного флота к одному из лучших командиров аварийно-спасательных кораблей - капитану 3-го ранга 3. С. Рашеву (рис. 1).

Военным спасателям Северного флота приходилось выходить на спасение как гражданских, так и военных судов. «Семь лет меня учили воевать, т. е. ставить мины, стрелять торпедами, швырять глубинные бомбы, управлять артиллерийским огнём. И, естественно, я знать не знал, как надо спасать», - рассказывал писатель. Об этом один из первых рассказов Виктора Конецкого «Под водой» (1957 г.), в нём впервые появляется и его командир - под фамилией Гашев.

Уже в мирное время Зосима Семёнович Рашев получил орден Красной Звезды - за оказание помощи терпевшим бедствие судам

и снятие с мели в проливе Югорский Шар транспорта «Нарьян-Мар». Этому событию посвящена повесть Виктора Конецкого «Путь к причалу» (1958 г.). Главному герою боцману Росомахе писатель дал имя-отчество своего первого командира Рашева, а фамилию, слегка изменив, - боцмана судна Павла Россомахина, тоже архангелогородца.

Подводя итог своей морской жизни, Виктор Конецкий не мог не отдать должное своему первому командиру: «Когда-то старый моряк, капитан 3-го ранга Гашев, велел мне или служить, или читать книги. Чем дольше я живу и больше читаю, тем меньше понимаю себя и лучше - капитана Гашева» (Виктор Конецкий. «Никто пути пройденного у нас не отберёт»),

В 1960 г. Зосима Семёнович Рашев уволился в запас в звании капитана 2-го ранга; последним местом его службы был танкер «Волхов» (рис. 2).

До 1962 г. Зосима Семёнович плавал на гражданских судах в Мурманске (рис. 3), а затем жизнь его была связана с Выборгом. Здесь на судостроительном заводе он принимал танкер «Терек», а через год плавания на нём стал капитаном завода - водил построенные суда на приёмку в Таллин; был председателем сначала заводского, а потом и выборгского совета ветеранов.

Судьба подарила Зосиме Семёновичу встречу с Александрой Александровной Кононовой, с которой он прожил более полувека, воспитав троих детей, пятерых внуков (а в начале семейной жизни был опорой и всей большой семье жены, у которой было 12 братьев и сестёр).

Зосима Семёнович Рашев скончался 18 апреля 1995 г., похоронен в Выборге на новом городском кладбище.

«У него было сугубо личное отношение к морю... он каждым спасённым судном доказывал морю свою силу и заставлял море уважать себя...», - написал о своём первом командире писатель Виктор Конецкий («Солёный лёд»).

Литература:

Иванова И. Звёзды эпохи: [о книге В. Остапчука «Честь по труду»] // Выборг. 2014. 10 окт. С. 5 (Имена).

Каралаш-Марухина Н. Корабельные вожи Архангельска: Отражаясь во времени // Морские вести России. 2014. № 1 (янв.). С. 15-17.

Поскребаева Ю. В Ленинграде лето в самом цвете. В Карском море в это время льды // Выборг. 2012. 20 янв. С. 5 (Наша история).

Поскребаева Ю. Его бы именем корабль назвать // Выборг. 2012. 27 янв. С. 11 (Наша история).

Рис. 1. 3. С. Рашев на спасателе «Водолаз»

Рис. 2. На «Волхове». 3. С. Рашев - справа

Рис. 3. В Мурманске. 3. С. Рашев - первый слева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.