ЗОНЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ГОРОДАХ ИРАНА (г. Исфахан)
Х.Шенаса
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация
Исфахан - один из самых древних городов Ирана, который продолжает свою жизнь. Этот город находится между Каспийским морем и Персидским заливом, является вторым большим городом Ирана после Тегерана, и центром промышленности и торговли. Исфахан - это город, который находится на высоте 1500 м. над уровнем моря, его окружают пустыни и полупустыни, но река Зайандеруд, самая полноводная внутренняя иранская река, обеспечивает его процетание и рост.
Ключевые слова: город, развитие, структура города, площади, план города
ACTIVE TOURISTY ZONES IN CITIES OF IRAN (ISFAHAN)
H.Shenasa
Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract
Isfahan is one of the Iranian oldest cities which still continue to survive. It is located somewhere between Caspian Sea and Persian Gulf. It is the second largest cities of Iran after Tehran. Its position has been the key factor to its development, since it was situated at the big commercial roads of Damesquos, Halab in west and Bokhara and Samarghand in east, and in central Iran. It made this city become Saljoughid and Safavid capital city. Another key factor was Zayandehroud which contains highest levels of water among Iranian rivers.
Keywords: city, development, structure city, square, plan city
Исфахан - один из самых древних городов Ирана. Он продолжает свою жизнь в течение многих веков, являясь, всё это время, одним из основных центров иранской культуры. Исфахан имеет удачное расположение. Город находится на пути между Каспийским морем и Персидским заливом, и, после Тегерана, является вторым по величине городом Ирана, центром промышленностей и торговли.
В отличие от других больших городов Ирана, которые находятся среди плодородных полей и полноводных рек, таких, например, как Тебриз, Машхад или горных городов в районах, в которых выпадает много осадков, таких как Керманшах, Хамедан, Исфахан находится на высоте 1500 м от уровня моря и окружен пустынями и полупустынями. Но рядом с ним протекает река Зайандеруд - самая полноводная внутренняя река Ирана. Она и содействует процветанию и росту Исфахана. Другая причина процветания Исфахана - это его расположение. Он находится между важными торговыми городами: Дамешг и Халаб на западе и Самарканд и Бухара на востоке. Такое удачное положение повлияло на то, что он был столицей Ирана во времена царствования двух сильных династий: Салджуг и Сефевид.
Рост Исфахана начался более 1000 лет назад. Название этого места встречается в писменных источниках (например "Эспандане") до X века (после Ахеменидов). Так, например, арабские историки и географы упоминают Исфахан после того, как мусульмане в средине VII века овладели прилегающей к нему территорией.
Абунаим - один из западных авторов, изучавших доисламскую историю. Он использовал пропавшие источники и документы Ирана к периоду Сасанидской династии, считает, что г. Яхухие древнее чем г. Джей, и пишет о том, что подлинное еврейское население города Исфахан, остатки которого еще при нем жили в этом городе, принадлежало к еврейским пленникам г. Вавилон.
Абунаим, умерший в 1028 году, в предпосылке к своей книге «Новости по Исфахану» приводил изложение географии г. Исфахана в период до ислама и начала ислама, в соответствии с чем г. Джей был основан при Сасанидских шахах Пируз (486 - 459 г.г.) и при первом шахе Хосру (531 - 579 г.г.). Изначально город был круглой формы. Город Джей имел четыре главных ворот: ворота «Хоур», ворота «Асфис», ворота «Тире», ворота «Яхудие». Стена вокруг города имела сто башен. Внутри города были построены многочисленные здания по приказу 1-го шаха Хосру. Кроме того, арабский писатель Эбне-Расте (987 г.) упоминает старинную цитадель в г. Джей. По сообщениям Эбне-Надим (около 987 г.), в г. Джейе были обнаружены старинные рукописи на пехлевийском (среднеперсидском) языке. Эти пехлевийские рукописи свидетельствуют о том, что г. Джей в Сасанидский период считался не только убежищем, но и являлся центральным городом в этом регионе.
После захвата Ирана арабы построили соборную мечеть в городе Джей и укрепили город. Создание укреплений и мечети было связано с опасным положением города, который в отличие от г. Яхудие, не был способен защищать себя. Постепенное налаживание политической стабильности и общение арабов с иранцами ослабляло значение г. Джей как гарнизона для завоевателей. Чуть позже, в 767 году, центральную власть перенесли из г. Джей в г. Хоузинан, расположенный между г. Джей и г. Яхудие.
Интересно, что образование Исфахана началось после того, как Айуб-Зияд-Касри построил соборную мечеть на берегу реки Фарсан. (Некоторые уверены, что эта мечеть была на месте нынешней мечети Шаая). Кроме этого, он приказал построить большой базар под городком Хоузинан, который был расположена напротив г. Яхудие. Через некоторое время здания и дома этого городка слились с г. Яхудие и растворились в нем. В начале 773 года город Яхудие сильно развился и после постройки третьей соборной мечети (на месте нынешней соборной мечети г. Исфахана) стал административным центром. В последствии г. Джей, г. Яхудие и селение Хоузинан слились, образовав город Исфахан.
Базар является важнейшей особенностью исламских городов. Это был центр города (особенно средневекового). В нем сосредотачивались такие функции, как торговля, информация, промышленное производство, складирование и банковское дело. Жизнь базара влияла на все городские процессы, в особенности на построение сети дорог, которые соединяли базар с основными значимыми местами города, включая все городские ворота. Наличие в прошлом в Исфахани базара, расположенного на площади Ассоуг напротив ворот «Хоур» на севере Джей, подтверждают Абунаим и Мафорухи.
Положение этого базара имело большое значение, поскольку он был создан возле одних из главных ворот города ещё в доисламское время. Аздоддоле-Дейлами (942-982 г.г.) так был увлечен красотой рыночной площади, что приказал построить подобную площадь и базар-ярмарку в г. Шираз. Рост территории рынка влиял на рост города. Особенно ярко это проявилось процессе расширения города Исфахана в XVII веке. (Рис. 1)
Рис. 1. Карта, на которой показаны город Исфахан, зона Джульфа и ориентировочное
расположение древнего города Хоузинан
Развитие города Исфахан до 1500 года
Планы восточных городов, в том числе и Исфахана, включают в себя следующие компоненты (Рис. 1):
А - основная ось или улица, которая связывает центр города с регионами и входами в город;
Б- плетеные переулки и тупики, построенные для создания доступа в индивидуальные частные дома или жилые комплексы.
Рассмотрев географические особенности города, можно определить главные особенности его плана. Существуют три плана, которые различаются основными улицами. В самом старом из этих планов дороги и улицы направлены с юго-запада на северо-восток и с юго-востока на северо-запад. Район, определенный на этом плане,
начинается с мечети и развивается в сторону северо-востока. По всей вероятности, иудейский микрорайон в исламском периоде находился в данном районе на северо-востоке города. Рядом с этим микрорайоном были построены первоначальные здания исламского периода, которые располагаются в сторону юго-запада, юга и северо-запада от мечети.
Старая площадь является другим важным объектом, часто встречающимся в планах города Исфахан, разработанных в средние века. Под этой площадью находятся небольшие цеха и складские помещения, на севере находится овощной рынок. Рынок на северо-западе площади - это шахский рынок, который является частью основной улицы города и находится между Новой площадью на юго-западе и пятничной мечетью на северо-востоке. Другой рынок - «Рисман» находится на северо-восточной стороне Старой площади. На этом рынке находится школа «Касегаран», построенная в 1694 году. По всей вероятности, она была построена на месте старой школы, которая была возведена шахом Тахмасбом за 100 лет до этого в 1524-1576 годы.
По юго-западной части Старой площади проходит дорога, являющаяся частью комплекса мавзолея Харуна Вилаята, построенного в 1513 году. Он изображен на плане XIX века. На плане XVII века перед мавзолеем находится Старая площадь. Она, вероятно, была построена на месте более старой постройки. Поэтому, можно предположить, что в средние века Старая площадь находилась вблизи мавзолея Харуна Вилаята. На юго-восточной части площади изображен старый переулок, который заканчивается на новой улице. На юго-востоке находятся три постройки Сефевидского периода, из которых мечеть Али была построена в 1515 году. На северо-западном краю мечети построен минарет Селчуки. По средневековым планам данный минарет примыкал на востоке к Старой площади.
Старая площадь окружена мечетью, школами, дворцами, базарами («Али» и «Гейсариех») и музыкальными галереями. Судя по всему эти постройки до XVII века были в неплохом состоянии. Однако, чтобы понять, как происходил процесс развития города Исфахан начиная с VIII века, нужны дополнительные сведения по размещению зданий и иных построек.
До VIII века главная площадь Шах в г. Исфахан находилась на окраине жилого города, однако нет оснований предполагать, что ее происхождение не относитсялось к доисламскому периоду. В результате строительных работ в VIII веке Хоузинан, как писал Абунаим, сильно разросся, и в итоге его дома примкнули к г.Яхудие. В результате этой новой строительной деятельности, площадь Шах, первоначально расположенная на окраине г. Яхудие, оказалась в центре нового города, состоящего из городов Яхудие и Хоузинан. Здесь, в северо-западной части площади, в VIII веке была построена соборная мечеть. В итоге, в ходе широкомасштабных строительных работ, выполненных в VIII-ом веке, старая площадь Шах, на долгое время стала центром города.
Немецкий турист Энгельбер Кэмпфер (Епде!Ьегг Kaempfer), который посещал г. Исфахан в 1684 году, подтвердил главную роль Старой площади и указал ее расположение в центре города. В конце XI века, когда город Исфаган был столицей могучей империи Сельджукидской династии, Старая площадь стала спортивным, торговым, религиозным и административным центром города. Старая площадь Шах существовала до XVI века. Потом была построена Новая площадь по образцу Старой. Новая площадь (Рис. 2) была как торговой площадью, так и административным центром города. Неудивительно, что в XVII веке ворота, построенные в средние века, потеряли свое значение, поскольку город вышел за пределы старых стен. Сефевиды защищали свою империю на границах в центральной Азии и городские стены столицы им были не нужны.
Рис.2. Панорама новой площади г. Исфахан (Иран)
В Исфахане еще в начале XVII века образовался городской базар за счет магазинов и фабрик, выстроенных в ряд вдоль основной дороги. Дорога, начинавшаяся у западных ворот, тянулась на северо-восток. После 1600 года на ней выявилось основное направление базара. К этой улице примкнула, другая улица, идущая со стороны южных ворот. Другой базар, называемый как «Базар Газ», находился около восточной стороны Старой площади. Остатки базара «Базар Газ» на углу северо-восточной части старой площади Шах четко видны на карте 1924 года и на старых аэрофотоснимках.
Путешественник Тоно (Tono) писал, что северно-восточная часть города была восстановлена в Сефевидском периоде, а до этого вместо средневековых зданий здесь были сады. В конце Сефевидского периода, когда Тоно писал свои путевые записи, такая дорога не могла дальше развиваться, потому что перевозка товара и ход караванов осуществлялся через юго-запад, в сторону Новой площади.
Развитие г. Исфахана с 1500 до 1700 года
Развитие Исфахана началось с возрождения государства Сафавитов в начале XVI столетия. Тогда Исфахан был обновлен усердием двух первых шахов этой династии - Исмаилом (1502-1524) и Тахмасибом (1524-1576). Эти два правителя намеривались восстановить и украсить ^арую площадь. Они построили пять зданий, в том числе школу и караван-сарай. С большой уверенностью можно предположить, что школа и караван-сарай «Касегаран» , расположенные на северо-восточной стороне площади Бакахарун напротив мечети Аали в углу юго-восточной части площади и караван-сарай на севере являются остатками тех самых первых строений, оставшихся от династии Сафавитов. Кроме того, эти два правителя построили две мечети, одну школу и одну баню на дороге, которая ведет от площади в юго-западную сторону.
Зимой 1597 года Шах Аббас Первый принял решение о переводе своей столицы из Казвина в Исфахан. Это решение в течении нескольких лет вознесло город Исфахан до самых высот своего величия. Шах рассматривал этот город как международную столицу, куда съезжались представители и купцы из Азии, Европы и Дальнего Востока. Шах Аббас не следовал традициям прежних правителей, которые жили в старом Исфахане. Напротив, он принял решение создать свой дворец в юго-западной части старого города.
Главные ворота южной стороны Исфахана открываются внутрь мечети шаха или новой мечети джума, как её называли во времена Сафавитов. Строительство этого здания было начато во времена шаха Аббаса Первого и закончено в 1631 году . На восточной стороне площади есть главные ворота другой мечети, которая называется мечеть шейха Лутфулла. Ее строительство было начато в 1602 году и закончено в 1618 году. Напротив мечети шейха Лутфулла на западной стороне есть площадь шаха Ааликапу, что означает "величественный дворец".
Ааликапу - это дворец, где принимал своих гостей шах Аббас Первый и его придворные. По местным рассказам, Ааликапу построен на месте Кулах-фаранги тимуридов и шах Аббас жил там до того, как объявил Исфахан столицей. В XVII столетии Ааликапу считался входом в зону дворцов и присоединялся к площади с западной стороны. (Рис. 3)
Рис. 3. План Новой площади: базар находится на севере, мечеть Имам - на юге, мечеть Шейх-лутфулла - на востоке и дворец Ааликапу расположен на западе
На западе и юге города располагались шахские дворцы, а на берегах реки Заяндеруд стояли богатые дома придворных шаха, которые были построены на этой территории по
приказу шаха Аббаса. Чахарбаг расположен в зоне государственных зданий, где находится один из самых красивых мостов в мире. Этот мост - Аллавердиджан построил один из приближенных шаха Аббаса. За мостом Аллавердиджан Чахарбаг соединяется с большой территорией шахских садов под названием Джариб. Летние Дворцы Джариб, расположенные на высокой южной части садов Чахарбаг, были очень красивы.
Примерно в 1700 году шах султан Хоссейн, последний из правителей Сафавитов, построил в западной части хазор Джариб несколько дворцов и огромный сад под названием Фарахабад. К сожалению, в настоящее время от этих двух памятников архитектуры ничего не осталось. Интересно, что шах Аббас поместил в Исфахан и предоставил жильё всем армянам, которые из Джулфо и других территорий переехали в Иран. Кроме того, Шах Аббас вёл строительство в Джулфо и на юге Зайандеруд. (Рис. 4)
Рис.4. Расположение г. Исфахан и района Джульфа относительно реки Зайандеруд
Базар, находящийся на севере Новой площади, расположен на юге местности, застроенной до Сафавитов. На этой территории соединились постройки, находившиеся до Сафавитов и город, построенный Сафавитами. Главные ворота базара очень похожи на главные ворота мечети шаха, которые находятся на южной стороне площади. Несмотря на то, что со времен Сафавитов и до сих пор здания много раз восстановливались и реставрировались, до сих пор можно видеть архитектурный проект времен шах Аббаса Первого. Кроме этого, можно внимательно рассмотреть и определить ту часть базара, которая относится к временам шаха Аббаса, что дает нам возможность определить границы зоны построек времен до шаха Аббаса.
Основной проект базара состоит из двух параллельных дорог, которые проходят по северной и южной стороне и пересекаются с другой дорогой, которая направлена с востока на запад. В прямоугольниках, которые образовались на пересечении этих дорог, существуют караван-сараи, которые сохранились до наших дней в первоначальном виде. Эта система четырёх базаров, похожих на улицы с одной основной осью на юге города -отличительная черта планировки Исфахани. Связь между пространством Старой и Новой площади находится в этой зоне. Новой площади не удалось приобрести лидирующее значение в городе, при котором она смогла бы быть единственным центром
Исфагана. Это произошло потому, что несмотря на новую мечеть, построенную на Новой площади, старая мечеть по прежнему считалась основной мечетью города, и тем самым притягивала народ на Старую площадь.
Здания, построенные между двумя площадями - Новой и Старой, говорят о биполярности этой зоны. Это не соответствовало желаниям правителей. Как было записано в источниках Сафавитов, шах Аббас Первый хотел, наоборот, всю торговую деятельность перенаправить со Старой площади на Новую. Только в этом случае он мог получить хорошую прибыль от магазинов и караван-сараев, которые он построил.
При обсуждении того, как появился проект третьей улицы, возникает вопрос, почему площадь шаха, имея такое странное направление, столь активно влияла на направление всех новых улиц времен Сафавитов. Ответом на этот вопрос может быть следующий: было ли решение о направлении площади Шаха принято без давления внешних сил и они просто следовали направлению ранее существующих улиц и зданий. Это относится не только к площади, но и к базару, расположенному вокруг, и ко всей территории с запада и востока от неё. Впечатляет, что площадь шаха имеет примерно такое же направление, как и большой пласт трона Джамшида. Направление трона Джамшида, скорее всего, было определено в результате определённых расчётов.
Угол в 346 градусов на площади Шаха был, видимо, выбран из-за ограничений, продиктованных находящимися вокруг садами и улицами. Шах Аббас Первый был вынужден принимать их во внимание. Однако некоторые считают, что на выбор этого угла повлияли строения, возведённые до правления Сафавитов. Скорее всего это не так, поскольку при исследовании выяснилось, что если бы Шах Аббас захотел изменить направление и угол площади, то улицы и сады не помешали бы этому решению. В действительности, Шаху Аббасу помешало изменить направление площади расположение оси южной части города, построенной во времена до Сафавитов, которая располагалась параллельно площади Шаха. Такое решение было вызвано также и тем, что это направление приводило, в конечном итоге, в Шираз. Во времена до правления Шаха Аббаса по направлению этой оси находился базар, который в соответствии с направлением площади Шаха, распространялся на юг. Эта ось ведёт к воротам Ашраф, которые, возможно, построены для определения территориальных границ города. Они определяли средние пределы города в 100 метров на востоке площади Шаха и проходили через сады, которые находились на территории нынешнего моста Хаджу. На этой оси были построны новые южные ворота под названием Хасанабад.
Подробное изучение архитектуры этой местности говорит о том, что связи и соединения между южной осью и комплексом Кейсария видоизменялись. В южной части площади южная ось движения проходит через здание Имамзаде Ахмад, на стенах которого замечены надписи эпохи Салджукидов. Это является признаком того, что в древние времена, ещё до Сафавитов, южное осевое движение проходило именно здесь. Базар Максуд на углу в юго-восточной части площади Шаха, который построен во времена шаха Аббаса Первого, позволяет предположить, что южная ось проходила через площадь Шаха с восточной стороны. Видимо, создание базара можно связать со строительством площади на южной оси, иначе невозможно объяснить расположение небольшого караван-сарая на севере медресе Абдулла.
Литература
1. Пирниа М., Исламская архитектура в 1991г. Тегеран (Иран)
2. Солтанзаде Х., Формирование города , 1984г. Тегеран (Иран)
3. Солтанзаде Х., Городское пространство в исторической ткани, 1994г. Тегеран (Иран)
4. Хабиби М., Городское пространство, 1998г. Тегеран (Иран)
5. Мемариан Г., Иранская архитектура, 1988г. Тегеран (Иран)
6. Исфагани М., Исфагани Половина мира, 2002г. Исфахан (Иран)
7. Аштиани А., История Ирана 1980г. Тегеран (Иран)
8. Солтанзаде Х., Базар в истории Ирана, 2002г. Тегеран (Иран)
References (Transliterated)
1. Pirnia M., Islamskaja arhitektura v 1991g. Tegeran (Iran)
2. Soltanzade H., Formirovanie goroda , 1984g. Tegeran (Iran)
3. Soltanzade H., Gorodskoe prostranstvo v istoricheskoj tkani, 1994g. Tegeran (Iran)
4. Habibi M., Gorodskoe prostranstvo, 1998g. Tegeran (Iran)
5. Memarian G., Iranskaja arhitektura, 1988g. Tegeran (Iran)
6. Isfagani M., Isfagani Polovina mira, 2002g. Isfahan (Iran)
7. Ashtiani A., Istorija Irana 1980g. Tegeran (Iran)
8. Soltanzade H., Bazar v istorii Irana, 2002g. Tegeran (Iran)
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Х. Шенаса
Аспирант, каф. Градостроительства, Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия e-mail: townplanning@markhi.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR H. Shenasa
Post-graduate student, chair of Town-planning, Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: townplanning@markhi.ru