Мировой газомоторный рынок
Золотой век метана на марше
С.А. Сахаров, начальник департамента ООО «Газпром экспорт», Е.Н. Пронин, главный специалист ООО «Газпром экспорт»
Рассмотрены следующие вопросы: развитие мирового парка автотранспорта и потребления моторного топлива; тенденции использования альтернативных видов моторного топлива; состояние, перспективы и критерии оценки развития мирового и европейского рынков природного газа для автотранспорта; структура мирового парка автомобилей, работающих на природном газе; интересы Газпрома на внешних газомоторных рынках; проблемы трансграничного загрязнения атмосферного воздуха.
Ключевые слова: компримированный и сжиженный природный газ, автомобильный транспорт, цена моторного топлива, экологическая безопасность, АГНКС.
По оценке экспертов Программы развития ООН (UNDP), в 20002030 гг. численность населения Земли вырастет с 6,1 до 7,8 млрд человек и до 8,9 млрд человек - в 2050 г. По сценарию ООН, в период 2000-2030 гг. наибольший прирост произойдет в Азии (925 млн) и Африке (600 млн). А вот Европа - единственная часть света, где при сохранении нынешних социально-экономических тенденций численность населения может сократиться на 8 % (58 млн).
Демографический рост подразумевает дальнейшее экономическое развитие мира, сопровождаемое, кроме прочего, ростом спроса на транспортные услуги, технику и моторное топливо, увеличением нагрузки транспортного комплекса планеты на окружающую среду.
Мировой парк автомобилей к 2030 г. может увеличиться с нынешнего 1 млрд до 1,5 млрд ед. При этом, по расчетам компании ExxonMobil, спрос на моторное топливо в транспортном секторе мировой экономики в 2000-2030 гг. вырастет на 56 % и составит в нефтяном эквиваленте до 70 млн баррелей в сутки (рис. 1). При этом больше половины общего роста потребления моторного топлива (22 млн. баррелей в сутки) придется на грузовой автомобильный транспорт.
Одной из глобальных тенденций развития мира является расширение
использования альтернативных видов моторного топлива. Международное энергетическое агентство (МЭА) полагает, что к 2035 г. 20 % новых автомобилей придется на автомобили с гибридными силовыми установками, 4 % - на электрические (в это количество, вероятно, не включается техника, питаемая от контактной сети). Природному газу МЭА дает 3 %. А вот биотопливо пока продолжает оставаться политическим, а не коммерческим продуктом. Национальный совет США по разведке прямо называет его нынешнюю цену неконкурентоспособной. Во многих странах мира этот вид топлива дотируется из кармана налогоплательщика.
Природный газ обладает уникальной комбинацией технико-экономических и экологических преимуществ, которой нет ни у одного другого альтернативного топлива. Благодаря этому в последнее десятилетие началось масштабное наступление метана на рынок автомобильного топлива.
С 2004 по 2013 г. мировой парк автомобилей (рис. 2), использующих в качестве моторного топлива природный газ, вырос в 4,5 раза - с 3,9 до 17,4 млн ед. По мнению экспертов Международного газового союза, к 2020 г. численность автомобилей на природном газе и биометане может достичь 50 млн ед. Начало резкого
□ Легковые (Авиация
□ Железная дорога
Рис. 1. Потребность транспорта в энергоносителях в различные годы
увеличения числа таких автомобилей может произойти в 2015-2016 гг.
Развивается мировая сеть АГНКС: машины заправляют более чем 22 тыс. метановых заправок и 9,5 тыс. индивидуальных компрессорных установок.
Потребление метана автотранспортом (см. рис. 2) в прошедшем десятилетии росло в среднем на 17 % в год, и в 2012 г. оно превысило 30 млрд м3. По некоторым оценкам, в 2040 г. на долю природного газа придется 4 % мирового баланса моторного топлива. При этом после 2020 г. начинается резкий рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ) для бункеровки морских судов - с 0,2 до 4,5 млрд куб. футов в сутки.
За период 2004-2013 гг. структура мирового парка автомобилей, работающих на природном газе, значительных изменений не претерпела. Основу парка пока составляют легковые пассажирские и грузовые автомобили (классы М1 и N1). На их долю стабильно приходятся 92...93 % общего числа машин на метане (рис. 3). В подавляющем большинстве эти автомобили не изготовлены на заводе, а переоборудованы в процессе эксплуатации. По всей вероятности до 2020 г. переоборудованные автомобили будут составлять более 50 % мирового парка газовых машин. Однако доля
техники заводского производства (OEM) неуклонно растет.
В последнее время наметилась тенденция роста численности автобусов (классы M2 и M3) и грузовых автомобилей (классы N2 и N3), работающих на метане. При этом значительная часть тяжелой техники заводского производства использует СПГ. Компримированный природный газ (КПГ) продолжает оставаться популярным энергоносителем для городских автобусов и коммунальных машин, а для междугородных автобусов и магистральных тягачей все чаще применяют СПГ.
Возможны различные критерии оценки газомоторного рынка.
С точки зрения автомобильной промышленности, производителей
автокомпонентов и услуг по переоборудованию и техническому обслуживанию газовых автомобилей
главным показателем является парк машин на метане. По этому критерию мировыми лидерами являются Иран (3,3 млн машин), Пакистан (2,8 млн), Аргентина (2,2 млн), Бразилия (1,7 млн), Китай и Индия по (1,5 млн). В Европе лидирует Италия с парком газовых машин в 750 тыс. ед.
Однако и в этой парадигме есть особенности. Если посмотреть на соотношение количества газовых машин (всех классов) и численности населения, то окажется, что абсолютным чемпионом в этой дисциплине является Армения. По имеющейся статистике, там на каждую тысячу граждан приходятся 80 машин на метане. В других странах этот показатель существенно ниже: в Аргентине - 54, Иране - 42, Боливии - 24, Пакистане
- 13, Италии - 12, Узбекистане - 10. В среднем по миру этот показатель составляет 2,7 ГБА на 1000 человек.
С точки зрения производителей оборудования для комприми-рования и сжижения природного газа наиболее иллюстративным является критерий развития сети АГНКС и КриоАЗС. По этому показателю лидируют Пакистан - 3000 станций, Китай
- 2800, Иран - 2000, Аргентина - 1900, Бразилия - 1800, США - 1400, Италия и Германия - по 900.
4,1%
А
2,1% 1,1%
92 Д
9 Легковые % 9 Автобусы
Грузовые ■ Прочие
Рис. 3. Структура мирового парка автомобилей, работающих на природном газе
I ,.ifffflTmTTTr„- Д|Дн4Д1<
«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (35), октябрь 2013 г.
Мировой газомоторный рынок
Для газовой промышленности
главным мерилом развития газомоторного рынка является, конечно, объем реализации метана. В десятку мировых чемпионов по реализации (млн м3) входят: Иран - 5 760,0; Таиланд - 3 422,0; Пакистан - 2 949,0; Аргентина - 2 603,6; Индия - 1 958,5; Бразилия - 1 700,2; Южная Корея - 1 116,0; Бангладеш - 1 098,6; США - 930,2; Италия - 870,0.
Для ООО «Газпром экспорт» наибольший интерес представляет газомоторный рынок Европы. По умеренно консервативным прогнозам уже к 2020 г. потребление газа на европейском автомобильном и морском транспорте может составить до 43 млрд м3, включая 13 млрд в виде СПГ.
Сказанное не означает, что Газпрому не интересны рынки других стран. Дальнейшее совершенствование
технологий производства, транспортировки и распределения сжиженного природного газа, в том числе малотоннажного, позволяет обеспечить газомоторным топливом даже потребителей, не подключенных к трубопроводной системе транспорта газа.
Экологическая безопасность продолжает оставаться главным мотивом внедрения альтернативных видов моторного топлива. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта в большинстве городов составляют 70...80 % общего объема. При этом следует помнить о негативном взаимном влиянии крупных городов. Так, загрязняющие вещества из мегаполисов с населением более 5 млн человек могут перемещаться вместе с воздушными массами на расстояние до 300 км (рис. 4), от городов с населением 1.5 млн
жителей - на расстояние до 200 км, и от городов с населением 0,5.1,0 млн человек - на расстояние до 100 км. Города с меньшим населением также загрязняют атмосферу. И не только у себя, но и у соседей. Загрязнение воздуха не признает муниципальных и национальных границ. То, что, например, выбрасывает автотранспорт Брюссельской агломерации (1,8 млн человек), в зависимости от направления ветра доносится во Францию, Люксембург, Германию, Нидерланды и даже Англию. Они в свою очередь «экспортируют» выбросы в Брюссель и окрестности.
Говоря об экологических аспектах внедрения природного газа на транспорте, следует отметить, что Газпром не только призывает других переходить на метан, но и подает пример в этом важном деле.
Рис. 4. Масштабы распространения выбросов от крупных городов Европы
■ Премиум, зэ л Обычный, за л
>Дизель, за л нПГ, зэ куб.м
Рис. 5. Изменение розничных цен на моторное топливо в последнее десятилетие
В рамках объявленного в Газпроме Года экологии только в первой половине 2013 г. в дочерних обществах компании на природный газ переведены 515
автомобилей. Таким образом, общий парк метановых машин Общества превышает 4 тыс. единиц. Это - крупнейший в мире корпоративный парк автомобилей на природном газе.
При выборе альтернативы нефтяному топливу немаловажен ценовой фактор. Десятилетняя картина цен на моторное топливо в странах Европы показывает, что природный газ существенно дешевле традиционных бензинов и дизельного топлива (рис. 5). Данная тенденция будет сохраняться в обозримом будущем. Природный газ на 30.60 % дешевле дизельного топлива, являющегося главным топливом для муниципальных пассажирских автобусов и коммунальных машин. Переход на использование более дешевого топлива позволит, как минимум, сдержать рост финансовой нагрузки на муниципальные бюджеты.
ООО «Газпром экспорт» готов развивать инфраструктуру и обеспечивать зарубежных потребителей самым чистым, безопасным, обильным и экономичным углеводородным топливом XXI века.
Это интересно
Корейцы придумали «складывающийся» автомобиль
Оригинальное решение проблемы поиска места для парковки предложили южнокорейские инженеры. Они придумали автомобиль, который может «сворачиваться», требуя благодаря этому для стоянки места в два раза меньше, чем обычно.
Новое чудо корейского автопро-ма носит название Armadillo-T. Появился он в стенах одного из главных НИИ страны - корейского Института науки и передовых технологий (Korea Advanced Institute of Science and Technology, KAIST). Глядя на автомобиль, невольно напрашивается выражение «мал, да удал». Он сравнительно невелик по размерам. Его длина составляет 2,8 м. Работает этот концепт-кар от четырех электродвигателей, которые размещены не в самом привычном для подобных узлов месте - внутри колес. Емкость
одной аккумуляторной батареи, которая располагается в передней части автомобиля, составляет 13,6 кВт-ч. Весит авто 450 кг и может развивать скорость до 60 км/ч, а за счет использования технологий быстрой зарядки аккумуляторных батарей автомобиль за 10 мин способен накопить электрический заряд, которого хватит на 100 км пробега по городским улицам.
Но главная «фишка» и достоинство Агта^11о-Т заключается не в его ходовых характеристиках, а в способности «сворачиваться» практически в прямом смысле этого слова. Когда этот автомобиль складывается, то его задняя часть поднимается на 90°. В результате получается большая экономия парко-вочного пространства. Общая длина сокращается до 1,65 м, а это означает, что на стандартное парковочное место длиной 5 м можно втиснуть сразу
три Агта^11о-Т. Как подчеркивают разработчики, и в свернутом виде машина очень устойчива.
Корейцы не забыли «напичкать» новый автомобиль различными полезными устройствами. Так, одно из них позволяет водителю управлять машиной дистанционно с помощью смартфона - автомобиль можно будет сложить, разложить, заставить двигаться и развернуться на месте почти на 360°.
Однако в ближайшей перспективе мы эти уникальные автомобили вряд ли увидим на дорогах и парковках. В планы разработчиков не входит массовое производство АгтаШ11о-Т. Как отметили в НИИ, для соответствия требованиям безопасности машину придется серьезно усовершенствовать. Но вполне возможно, что многие идеи и технологии, использованные в Агта^11о-Т, будут задействованы при создании других моделей, которые также смогут «складываться», экономя место на парковках.
По сообщениям корреспондентов «Российской газеты»
I ..ifffflrmriTr,.-. Д|Дн4Д1<
«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (35), октябрь 2013 г.