Научная статья на тему 'Использование газомоторного топлива на автотранспорте в Китае'

Использование газомоторного топлива на автотранспорте в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / GAS FUEL / КПГ / CNG / СПГ / LNG / СПБ / МИРОВОЙ УРОВЕНЬ / ГАЗОМОТОРНЫЙ РЫНОК КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ / NGV MARKET OF CHINA / LPG / INTERNATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бо Цао, Рачевский Борис Семенович

В статье приводятся данные о развитии газомоторного рынка Китая на фоне общемирового применения природного газа в качестве моторного топлива, приводятся исторические данные о становлении этого рынка. Дается характеристика современного состояния проблем использования природного газа на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gas-vehicle fuel usage in China

The article presents data on the development of NGV market in China against the background of the global use of natural gas as a motor fuel, the historical data about the formation of this market is given. The characteristic of the present state of using natural gas in transportation problems is defined.

Текст научной работы на тему «Использование газомоторного топлива на автотранспорте в Китае»

иш

Мировой газомоторный рынок

Использование газомоторного топлива на автотранспорте в Китае

I

Цао Бо, аспирант РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина (Китай), Б.С. Рачевский, профессор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.т.н.

В статье приводятся данные о развитии газомоторного рынка Китая на фоне общемирового применения природного газа в качестве моторного топлива, приводятся исторические данные о становлении этого рынка. Дается характеристика современного состояния проблем использования природного газа на транспорте.

__Ключевые слова:

газомоторное топливо, КПГ, СПГ, СПБ, мировой уровень, газомоторный рынок

Китайской Народной Республики.

урное развитие в мире транспортных средств потребовало увеличения добычи и использования нефти, что привело к сокращению ее мировых запасов и, как следствие, к росту цен на нефть и нефтепродукты, ухудшению экологии крупных городов от вредных выбросов автомобилей. С целью решения возникшей проблемы многие страны мира стали переводить автотранспорт на более дешевый и экологичный вид топлива - природный газ (ПГ), запасы которого значительно превосходят запасы нефти. В настоящее время одной из передовых стран в области использования природного газа в качестве моторного топлива является Китайская Народная Республика.

По данным мировой статистики, из всех независимых государств, число которых на сегодня в мире составляет 193, используют природный газ в качестве моторного топлива 86 стран. За последние 15 лет мировой парк газобаллонных автомобилей (ГБА), работающих на ком-примированном природном газе (КПГ), вырос в 20 раз и к середине 2014 г. превысил 20 млн ед. (рис. 1). При этом число

автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), на которых производится и с которых отпускается КПГ, составило более 25 тыс. ед.

Лидерами использования природного газа в качестве моторного топлива на июнь 2014 г. являются шесть стран, на которые приходится основной объем реализации КПГ и которые располагают наибольшим числом ГБА [1]: Иран -3 500 000 ГБА, Китай - 3 000 000, Пакистан - 2 790 000, Аргентина - 2 389 570, Индия - 1 800 000, Бразилия - 1 773 403 ГБА. В Европе первое место принадлежит Италии, где к указанному периоду на КПГ работало 823 тыс. автомобилей. В России парк газобаллонных автомобилей на КПГ составляет 90 тыс. ед., в США такой парк достиг 142 тыс. ед.

В ближайшее десятилетие можно прогнозировать заметное увеличение числа газобаллонных автомобилей, работающих на природном газе. По оценкам Международного газового союза, мировой парк ГБА к 2020 г. может вырасти до 50 млн ед., а к 2030 г. превысить 100 млн ед. [2]. В этом случае к 2030 г. число автомобилей, работающих на ПГ,

Л

Мировой газомоторный рынок

к\\\\\\\\\\\\\\\

Рис. 1. Мировой парк ГБА на КПГ

составит 10 % всего количества автомобилей в мире.

Следует отметить, что до последнего времени считалось, что сжиженный пропан-бутан (СПБ) является альтернативным газомоторным топливом № 1 для транспортных средств. Анализ последних данных, приводимых журналами Petroleum Economist, Gas Vehicle Report, Мировой ассоциацией использования СПБ на транспорте (WLGA), Международным газовым союзом и Европейской газомоторной ассоциацией, показал,

Доля в мировом балансе

35%

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Изменение числа газобаллонных автомобилей на СПБ (красная кривая) и КПГ (синяя)

что первенство пропан-бутана на рынке альтернативных моторных топлив закончилось. Наступила эпоха природного газа [3]. Еще в 2007 г. мировой парк ГБА, работающих на СПБ, насчитывал 13,7 млн ед., а использующих КПГ почти вдвое меньше - 7,1 млн автомобилей. К исходу 2011 г. мировой парк автомобилей, использующих в качестве моторного топлива природный газ (КПГ и СПГ), увеличился до 15 млн ед. На СПБ к этому времени работало 17 млн. ГБА.

Сжиженный пропан-бутан продолжает оставаться популярным газомоторным топливом, но темпы прироста парка автомобилей на СПБ падают. Численность автомобилей, работающих на природном газе, растет стремительно, опережая темпы роста числа автомобилей, работающих на СПБ. В 2013 г. количество автомобилей, работающих на природном газе (КПГ и СПГ), и автомобилей, работающих на сжиженном пропан-бутане, сравнялось, достигнув 18,5 млн ед. для каждого вида ГБА (рис. 2).

Несмотря на ряд преимуществ СПБ в качестве газомоторного топлива перед природным газом, приведенных в работе [4], опережение в настоящее время природного газа по отношению к пропан-бутану объясняется большими ресурсами ПГ, его экологичностью и наименьшей стоимостью из всех моторных топлив.

Природный газ обладает высокой энергоемкостью и самым маленьким содержанием углерода по отношению к водороду из всех углеводородов, благодаря чему выбросы СО2 на килограмм топлива у него значительно меньше, чем у всех других топлив. Низкое содержание оксидов азота и твердых частиц в выбросах, бесшумная работа двигателя, работающего на природном газе, самая низкая стоимость из всех топлив делают природный газ наиболее подходящим для тяжелого автотранспорта, автобусов, машин по уборке мусора и улиц городов.

шшшшшшш

Средняя годовая розничная цена на моторное топливо в настоящее время в Европе сложилась на следующем уровне: дизельное топливо -1,27 евро/л; бензин - 1,4 евро/л; СПБ -0,9 евро/л; КПГ - 0,74 евро/л [5].

Несмотря на то, что первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на газе (светильном), был изобретен в 1860 г. во Франции механиком Этьеном Ленуаром, практическое применение газа в качестве моторного топлива в мире, в том числе и в Китае, началось в 30-е годы прошлого века. Вначале в Китае газ, получаемый из древесного и каменного угля, использовался в двигателях внутреннего сгорания для получения электроэнергии. В октябре 1935 г. в г. Цзыгун (провинция Сычуань) впервые применили природный газ вместо газа из древесного угля в двигателях для выработки электричества. В 1960 г. в этом же городе, воспользовавшись местными ресурсами ПГ, стали применять природный газ в качестве моторного топлива для автомобилей, используя для его хранения на борту машин резиновые мешки, произведенные из резиновой ткани.

В дальнейшем было налажено производство стальных баллонов на давление 20 МПа и прочего газобаллонного оборудования, позволяющего переводить автомобили на КПГ. Одновременно в 1960 г. начинается массовое строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций вначале в Сычуане и Шанхае, а затем и в других городах.

В Китае практически каждый житель знает о возможности перевода автомобилей на КПГ и обо всех положительных сторонах использования природного газа как газомоторного топлива вместо бензина и солярки. Перевод автомобилей с бензина на КПГ в настоящее время в КНР в среднем стоит 500 евро. Стоимость автомобильных моторных то-плив в стране практически совпадает с их стоимостью в России. Бензин -

0,77 евро/л, дизтопливо - 0,68 евро/л, КПГ - 0,43 евро/м3 [1]. Несмотря на то, что КПГ в Китае на 20 % дороже, чем в России, за один год владелец автомобиля, проехавшего 20 тыс. км с расходом топлива 15 л на 100 км, сэкономит 1000 евро за счет разницы в стоимости бензина и природного газа. Это значит, что затраты на переоборудование автомобиля окупятся через полгода. При увеличении пробега сэкономленная сумма будет возрастать, а срок окупаемости - снижаться.

В Китае, как и во всех странах-лидерах по использованию газомоторного топлива, была разработана и развита система организационных, финансовых и технических мер для стимулирования рынка, которая привела к бурному росту парка автомобилей, работающих на КПГ, число которых к середине 2014 г. составило 3 млн ед.

Наряду с КПГ и СПБ, ставшими уже традиционными газами, в качестве моторного топлива на транспортных средствах в Китае, как и в ряде развитых стран, начиная с 50-х годов прошлого века, стали успешно использовать сжиженный природный газ. Основным преимуществом СПГ перед КПГ является то, что при сжижении объем природного газа уменьшается в 600 раз. Это позволяет при одинаковом геометрическом объеме иметь природного газа в три раза больше.

Получение СПГ, его хранение, транспортировка, применение в качестве моторного топлива потребовали разработки и постановки на производство специального криогенного оборудования. Реализация практических проектов за последние 10 лет позволила специалистам Китая решить проблему использования СПГ в качестве моторного топлива для транспортных средств.

В 2004 г. компания CIMC Sanctum успешно спроектировала и построила

^СОЦИ»^

Мировой газомоторный рынок

К\\\\\\\\\\\\\\\

Рис. 3. Внешний вид первой автозаправочной станции СПГ (Крио-АЗС) в Китае

Рис. 4. Внешний вид автозаправочной станции с резервуаром СПГ объемом 60 м3, одним насосом и двумя заправочными постами в г. Жоншанге (Китай)

в Китае в г. Урумчи первую заправочную станцию СПГ (рис. 3).

В последующие годы подобные заправочные станции СПГ (Крио-АЗС) были построены в других городах с резервуаром СПГ со следующими объемами: Фучжоу - 30 м3; Тяньцзинь - 59 м3; Жухай, Нинбо, Синьцзян, Жоншанг -по 60 м3 (рис. 4).

Решение проблемы перевода транспортных средств на газовое топливо в Китае определяется быстрым ростом общего числа автомобилей, которое к концу 2013 г. достигло 130 млн. За последние 10 лет средний годовой рост их числа составляет 11 млн. По данным Национального управления статистики Китая, численность транспортной техники по различным видам характеризуется цифрами, приведенными в табл. 1.

Из 3 млн автомобилей, работающих в настоящее время на природном газе, 250 тыс. ездят на сжиженном природном газе. И только 50 тыс. ездят на сжиженном пропан-бутане. Автомобили, работающие на СПБ, будут постепенно заменяться на машины, работающие на природном газе (КПГ и СПГ). В табл. 2 приведена статистика по автомобилям, работающим на используемых в Китае видах газомоторного топлива.

По оценкам экспертов, к 2020 г. Китай будет иметь 8 млн автомобилей, работающих на природном газе.

Успехи Китайской Народной Республики в области использования газа

Таблица 1

Распределение автотехники в Китае по видам

Вид техники Число, млн

Грузовые автомобили 18,95

Легковые автомобили 89,43

Тракторы 22,82

Такси 1,03

Автобусы 0,43

Итого 132,66

шшшшшшш

Таблица 2

Распределение автомобилей по видам используемого газомоторного топлива

Вид газа Число автомобилей, тыс.

КПГ 2 750

СПГ 250

СПБ 50

в качестве моторного топлива объясняются, в основном, тремя факторами: исполнением решений правительства Китая о переводе транспортных средств на газовое топливо; наличием достаточных ресурсов природного газа для решения проблемы газомоторного топлива; реализацией мероприятий, направленных на стимулирование перевода автомобилей на газовое топливо [6].

В первую очередь правительства всех регионов и городов Китая озадачены решением проблемы перевода автомобилей на газовое топливо. Юридические и физические лица, применяющие газомоторные автомобили и эксплуа-

тирующие АГНКС и Крио-АЗС, освобождены от уплаты налога на прибыль и налогов, относящихся к транспорту. Предусмотрены льготные финансовые субсидии на приобретение газовых автомобилей или переоборудование традиционных для работы на газе. Введена в действие политика поощрений в части выделения земли при строительстве АГНКС и Крио-АЗС и льготной платы за электроэнергию при их эксплуатации.

Компании, производящие оборудование для АГНКС и Крио-АЗС, а также газобаллонное оборудование, пользуются льготными субсидиями и льготным налогообложением.

Литература

1. Мировой рынок КПГ в качестве моторного топлива по состоянию на июнь 2014 года // Транспорт на альтернативном топливе. - 2014. - № 4 (40). - С. 76-77.

2. Газ в моторах - 2010. III Международная научно-практическая конференция // АГЗК+АТ. - 2010. - № 6 (54). - С. 23-35.

3. Метан - моторное топливо № 1 в мире // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 6 (24). - С. 8-9.

4. Рачевский Б.С. Моторное топливо: сжатый природный газ или сжиженный пропан-бутан // Газовая промышленность. - 2001. - Сентябрь. - С. 21-25.

5. Развитие топливных рынков СПГ и КПГ // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 1 (31). - С. 40-45.

6. Li Yongchang. Development of China's natural gas vehicles Glimpse - Memorial CNG vehicle ownership in China approaching 1.4 million / 2011 Western Auto Industry Academic Forum Cum Sichuan Province Tenth Annual Conference cars. - 2011. -Pp. 372-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.