Научная статья на тему 'ЗОЛОТОЙ ПЕРСТЕНЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АФИНЫ ИЗ ТАНАИСА'

ЗОЛОТОЙ ПЕРСТЕНЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АФИНЫ ИЗ ТАНАИСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ / БОСПОР КИММЕРИЙСКИЙ / ТАНАИС / ГЛИПТИКА / ИНТАЛИЯ / КАМЕЯ / АФИНА / ОР / CLASSICAL ARCHAEOLOGY / CIMMERIAN BOSPORUS / TANAIS / GLYPTIC / INTAGLIO / CAMEO / ATHENA / ORESTES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черненко Сергей Михайлович, Ильяшенко Виктория Геннадьевна

Статья является первой публикацией золотого перстня со стеклянной вставкой, обнаруженного на территории некрополя античного памятника Танаис. Раскопки проводились одним из авторов статьи в 2008 г. На гемме-инталии изображена Афина перед столиком с урной для голосования. В ходе поиска аналогий и изучения известной камеи из Государственного музея Эрмитажа под названием «Суд над Орестом» авторами было выявлено сходство иконографии изображений, в связи с чем были сделаны выводы, что на стеклянной вставке из Танаиса также представлен сюжет известного мифа. Афина, в полном облачении, с копьем и щитом, готовится отдать свой голос в защиту матери- убийцы Ореста, ее голос станет решающим. Известно, что в античности многие мастера повторяли один и тот же популярный сюжет, добавляя или опуская его элементы в зависимости от изделия. На камее из Эрмитажа представлена целая сцена: в левом поле изображения перед столиком стоит богиня Афина с приподнятой над сосудом рукой. Именно эта композиция в точности воспроизведена на щитке золотого перстня Танаиса. Позади Афины стоят Орест и его сестра Электра, за спиной которой дерево и статуя все той же богини. Небольшие размеры инталии из Танаиса, по-видимому, вынудили ремесленника оставить лишь ключевую фигуру всего сюжета.Авторы отмечают популярность изображений Афины на территории Северного Причерноморья в конце эллинизма - начале римского времени. Большое количество погрудных и ростовых портретов божества свидетельствует о ее большом значении для местного населения: Афина-Минерва выступала в роли защитницы и помощницы как при жизни, так и после смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOLD RING WITH THE IMAGE OF ATHENA FROM TANAIS

This article is the first publication of a gold ring with a glass insert, discovered during excavations by one of the authors in the necropolis of Tanais in 2008. On the gemintaglio, there is an image of Athena in front of a table with a vote vessel. Comparing it with the famous cameo from the State Hermitage Museum under the name “The Trial of Orestes”, the authors reveal the similarity of the iconography of the images and believe that also a fragment of a famous myth is depicted on the glass insert from Tanais.Athena, fully dressed and with her inherent attributes, a spear and shield, is preparing to cast her vote in defense of mother-killer Orestes, and her voice will be decisive. It is known that in antiquity many masters repeated the same popular subject, adding or omitting its elements depending on the product. There is a whole scene on a cameo from the Hermitage: on the left field in front of the table there is Athena standing, with her hand raised above the vessel; this composition is exactly reproduced on the shield of the golden ring of Tanais. Behind Athena, there are Orestes and his sister Electra, behind whose back there is a tree and a statue of the goddess. The small size of the intaglio from Tanais apparently forced the artisan to leave only a key figure of the composition.The authors note the popularity of the images of Athena in the Northern Black Sea region in the Late Hellenism to Early Roman period. A large number of chest and growth images of the deity testifies to the great significance of this cult for the local population: Athena-Minerva acts as a defender and helper both during life and after death.

Текст научной работы на тему «ЗОЛОТОЙ ПЕРСТЕНЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АФИНЫ ИЗ ТАНАИСА»

ПУБЛИКАЦИИ

РгоЫешу 181огИ, Шо1о§и, киПшу 2 (2020), 190-196 © ТИе ЛиШог^) 2020

БОТ: 10.18503/1992-0431-2020-2-68-190-196

Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2020), 190-196 ©Автор(ы) 2020

ЗОЛОТОЙ ПЕРСТЕНЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АФИНЫ ИЗ ТАНАИСА

В.Г. Черненко1, С.М. Ильяшенко2

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия ую1опа§еп1.сЬегпепко@§таП.сот 2Институт археологии РАН, Москва, Россия si1yas@1ist.ru

Аннотация. Статья является первой публикацией золотого перстня со стеклянной вставкой, обнаруженного на территории некрополя античного памятника Танаис. Раскопки проводились одним из авторов статьи в 2008 г. На гемме-инталии изображена Афина перед столиком с урной для голосования. В ходе поиска аналогий и изучения известной камеи из Государственного музея Эрмитажа под названием «Суд над Орестом» авторами было выявлено сходство иконографии изображений, в связи с чем были сделаны выводы, что на стеклянной вставке из Танаиса также представлен сюжет известного мифа. Афина, в полном облачении, с копьем и щитом, готовится отдать свой голос в защиту матери-убийцы Ореста, ее голос станет решающим. Известно, что в античности многие мастера повторяли один и тот же популярный сюжет, добавляя или опуская его элементы в зависимости от изделия. На камее из Эрмитажа представлена целая сцена: в левом поле изображения перед столиком стоит богиня Афина с приподнятой над сосудом рукой. Именно эта композиция в точности воспроизведена на щитке золотого перстня Танаиса. Позади Афины стоят Орест и его сестра Электра, за спиной которой дерево и статуя все той же богини. Небольшие размеры инталии из Танаиса, по-видимому, вынудили ремесленника оставить лишь ключевую фигуру всего сюжета.

Авторы отмечают популярность изображений Афины на территории Северного Причерноморья в конце эллинизма - начале римского времени. Большое количество погруд-ных и ростовых портретов божества свидетельствует о ее большом значении для местного населения: Афина-Минерва выступала в роли защитницы и помощницы как при жизни, так и после смерти.

Данные об авторах: Ильяшенко Сергей Михайлович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии РАН;

Черненко Виктория Геннадьевна - аспирантка кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ.

Ключевые слова: классическая археология, Боспор Киммерийский, Танаис, глиптика, инталия, камея, Афина, Орест

Публикации, посвященные металлическим перстням с изображениями на их щитках или вставках, найденным на территории Северного Причерноморья, демонстрируют многообразие мифологических сюжетов. Эти мотивы, без сомнения, сообщают о религиозных представлениях людей в период античности. Геммы также выступают источником информации об оберегах, способных, по мнению их владельцев, оказать защиту как при жизни, так и после смерти. Немаловажно то, что перстни были статусными украшениями и личными печатями, о чем свидетельствуют традиции коллекционирования и помещение на перстень портрета правителя в пропагандистских целях. Некоторое количество подобных находок представлено и в коллекции артефактов из раскопок некрополя и городища античного Танаиса - самого северо-восточного поселения греков. Они преимущественно относятся к первым векам нашей эры, когда камеи и инталии становятся особенно популярными у местного населения. Возможно, это связано с расширением торговых связей города, а также с периодами обострения внутренней и внешней ситуации в регионе. Одному из таких перстней, обнаруженных в некрополе Танаиса, и посвящена настоящая статья.

В июне-августе 2008 г. археологической экспедицией «Донское наследие» и «Археологический музей-заповедник "Танаис"» ГУК Ростовской области были выполнены работы по исследованию участка на западной территории грунтового некрополя Танаиса, предназначенного для строительства нового музейного ком-плекса1. В ходе работ было выявлено 317 погребений II в. до н.э. - VI в. н.э.2 Среди них - погребение 186, расположенное на площади 4, в кв. 33 и 41. Погребальная конструкция катакомбного типа. Погребение ограблено в древности. Прослеженная глубина - 4,46 м. Входная яма прямоугольной в плане формы ориентирована по линии С-Ю. Погребальная камера квадратной в плане формы (длина сторон -ок. 2,30 м) и ориентирована по сторонам света. В центральной части ее, к северу от входа, полосой по линии З-В находились перемещенные кости взрослых людей (не менее двух) и ребенка. Судя по остаткам досок, можно предположить, что здесь находилось два гроба, которые стояли на дне камеры по линии З-В, параллельно друг другу. В заполнении входной ямы и на дне погребальной камеры сохранилось много предметов. Среди них - индикация с оттиском реверса электро-вого статера Савромата II с изображениями Септимия Севера и Каракаллы 495 г. б.э. (198 г. н.э.)3. Здесь же обнаружены четыре одночленные лучковые подвязные фибулы 4-5 вариантов по А.К. Амброзу4. На этом основании погребение отнесено к концу II - началу III в. н.э.

1 Археологические работы выполнялись на основании и в соответствии с условиями Государственного контракта от 29.05.2008 г. № 139; Государственного контракта от 10.06.2008 г. № 220; Го -сударственного контракта от 27.05. 2008 г. № 08-10/3-2894 и доп. Соглашения от 19.08.2008 г. № 871-01-40/04-ПХ. Раскопки проводились под руководством одного из авторов статьи - С.М. Ильяшенко.

2 Ильяшенко 2012а, 4-6.

3 Определение С.И. Безуглова

4 Амброз 1966, 50-51; Амброз 1969, 252.

Рис. 1 Золотой перстень с Афиной, Танаис Fig. 1 Golden ring with the image of Athena, Tanais

Поверх доски гроба 2 в погребении находился золотой полый перстень со стеклянной вставкой зеленого цвета. На вставке - врезное изображение Афины в полный рост5 (рис. 1). Богиня облачена в гиматий и доспех, на голове шлем с гребнем и открытым налобником. Обращает на себя внимание объемная маника (на-ручь), закрывающая всю левую руку, которая в искусстве характерна скорее для римского доспеха6. Правую руку Афина вознесла над сосудом, который стоит на небольшой подставке; по-видимому, изображен момент голосования. За спиной божества выставлены важные элементы ее иконографии: щит и копье. Ключевым элементом сюжета, на наш взгляд, является сосуд для голосования. Он позволяет полагать, что представленная сцена является воспроизведением сюжета о суде из мифа об Оресте, когда голос Афины стал решающим.

Как известно, Орест является мифологическим персонажем, известным убийством своей матери в качестве мести за отца. После гонений обвиненный был оправдан на ареопаге. По одному из вариантов легенды именно Афина выступила с речью в защиту героя. Богиня утверждала, что мужчине принадлежит главная роль в семье, статус отца значительнее статуса матери (по другой версии, богиня поддержала Аполлона, выступившего с подобной речью). Этим был достигнут перевес голосов. Миф является очень древним и упоминается многими античными писателями, например Гомером в «Одиссеи» (Нот. Od. I. 29-43, 294-296), Эсхилом (Esch. Orest.) и Еврипидом (Eur. Orest.). Известно о культе почитания Ореста, некоторые более поздние писатели свидетельствуют о существовании его статуй (Paus. II. 17. 3).

5 Полевой шифр: Т-08-ХУШ/4, погр. 186, п.о. №1192. АМЗТ КП 475/94.

6 Smith 1890.

Часто один и тот же сюжет мифа встречается на разных памятниках: рельефах, фресках, в вазописи и пр. Так и отдающую свой голос Афину-Минерву можно увидеть на многих предметах быта и декора7; особенной популярностью пользовался этот сюжет при украшении античных светильников 8. Очевидно, что мастеру было необходимо учитывать особенности предмета, на котором он хотел поместить изображение: камеи и инталии, которые в большинстве своем были скромных размеров, вынуждали резчиков исключать некоторые детали, выбирая самое важное9.

Более детальное изображение суда над Орестом представлено на камее I в. до н.э. из коллекции Эрмитажа10 (рис. 2)11. На вставке эрмитажной камеи в центре у дерева стоит Орест, поодаль его сестра Электра. Для нас имеет значение, что в левой части изображения мастер поместил Афину, поднявшую над сосудом руку. Именно в этот момент она опускает камень для голосования, потому остальные фигуры обращены в ее сторону. Как указывает О.Я. Неверов, многие памятники повторяют этот сюжет12. Изначально камея принадлежала графу А.Г. Разумовскому, вплоть до 1771 г.13. В Эрмитаж изделие поступило в 1830 г. из коллекции А.С. Власова.

Некоторое время бытовало мнение, основанное на исследовании Л. Курци-уса, что камея относится к эпохе Возрождения, но со временем исследователи установили, что время ее создания - поздний эллинизм14. Большую роль в этом сыграла М.П. Ваулина, которая отметила ошибочность суждений Курциуса, считавшего эрмитажную камею копирующей сюжет с корсиканского канфара, найденного спустя пять лет после первого упоминания геммы. Исследовательница, напротив, анализирует большое количество античных изделий, украшенных сю-

7 Huwiler, Schütze 2015, Pl.81.

8 Bussiere 2000, n° 2741, pl. 74.

9 Неверов 1982а, 91.

10 ГЭ. Госкаталог: 16053148; ГИКГЭ-359123; ГР-12687.

11 Неверов1971, 36, рис. 36.

12 Неверов 19826, 94-95.

13 О коллекциях семьи Разумовских, которые собирались во второй половине XVIII - первой трети XIX века, известно достаточно много. Графы пользовались покровительством императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, способствовали распространению классического вкуса. Знакомство братьев Алексея и Кирилла Григорьевича с искусством глиптики произошло еще в середине XVIII в. По-видимому, тогда в коллекцию А.Г. Разумовского попала эллинистическая камея «Суд над Орестом». См. Наумова 2015, 563-571.

14 Дмитриева 2014, 54.

Рис. 2 Камея с изображением Суда над Орестом, Эрмитаж (Источник: Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. Ленинград: «Аврора» , 1971. С. 36, илл. 36) Fig. 2 Cameo with the image of the Court over Orest, Hermitage (Source: O. I. Neverov. Ancient cameos in the collection of the State Hermitage. Leningrad: Aurora, 1971. P. 36, ill. 36)

жетами из мифа об Оресте15. Таким образом, эрмитажная камея может служить аналогом для определения изображения на гемме Танаиса.

Изделия с изображениями богини Афины в античности пользовались особой популярностью. Шлем с гребнем входит в число характерных атрибутов богини войны и мудрости, что делает ее иконографию узнаваемой. Афина в шлеме с гребнем представлена уже с VI в. до н.э. в вазописи16, среди известных Пирейских статуй (IV в до н.э.)17, на монетах18 и других предметах19. Иконография богини остается практически неизменной, а на щитках перстней и вставках ее образ сохраняет популярность вплоть до первых веков н.э.20. На территории Северного Причерноморья большое количество изображений относится к I—III вв. н.э. Среди перстней и гемм Херсонеса известно несколько экземпляров с изображением богини в полный рост: на гемме перстня I в. н.э. Афина представлена в шлеме, с копьем и чашей (инв. № 259/36572)21. На другом перстне Афина изображена в более свободной позе, детали трудно различимы, но присутствуют типичные атрибуты в виде шлема и копья, одна из рук поднята (инв. № 218/36443)22

Таким образом, благодаря наличию аналогий устанавливается мотив изображения на перстне, который иллюстрирует яркий момент из известного мифа. Не только небольшие размеры вставки, но и широкая популярность мифа об Оресте позволили резчику обойтись без изображения других фигур. Особый статус богини и многообразие ее функций дают основания полагать, что перстень Танаиса не только являлся предметом роскоши, но и играл роль апотропея, что отвечало местным предпочтениям в глиптике в первые века нашей эры.

ЛИТЕРАТУРА

Амброз, А.К. 1966: Фибулы юга Европейской части СССР II в. до н.э. - IV в. н.э. (САИ Д1-30). М.

Амброз, А.К. 1969: Фибулы из раскопок Танаиса. В кн.: Д.Б. Шелов (ред.), Античные древности Подонья-Приазовья. М., 248-272. Ваулина, М.П. 1960: О подлинности камеи с изображением суда над Орестом. СГЭ XVII, 61-65.

Дмитриева, Е.Н. 2014: Хранители и коллекции. Исследование эрмитажного собрания античных резных камней в ХХ веке. В сб.: А.В. Захарова, С.В. Мальцева (ред.), Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 4. СПб., 50-60. Зограф, А.Н. 1951: Античные монеты. М.

Ильяшенко, С.М. 2012: Отчет об археологических исследованиях на территории грунтового некрополя городища Танаис в х. Недвиговка Мясниковского района Ростовской области в 2008 г. (раскоп XVIII, площадь 4, 5). Архив ГБУК РО «Археологический музей-заповедник «Танаис»».

15 Ваулина1960, 61.

16 Hatzivassiliou 2010, 133, n° 368.

17 Valavanis, Petrakos, Delivorrias 2007, 330, ill. 7.

18 Зограф 1951, табл. VIII, XI.

19 LIMC-France, URL: http://www.limc-france.fr/objet/1359.

20 Spier 1992, 108, fig. 272.

21 Щербакова 1980а, 95-96, рис. 1, 2

22 Щербакова 1980б, 98, рис. 3, 10

Наумова, В. С. 2015: Образы классической древности в художественном собрании графов Разумовских во второй половине XVIII - первой трети XIX века. В сб.: А.В. Захарова,

C.В. Мальцева (ред.), Актуальные проблемы теории и истории искусства 5, 563-571.

Неверов, О.Я. 1971: Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. Л.

Неверов, О.Я. 1982: Геммы античного мира. М.

Щербакова, В.С. 1980: Коллекция гемм из некрополя в окрестностях Херсонеса. Античная древность и средние века. В сб.: Античные традиции и византийские реалии. Вып. 17. Свердловск, 94-103.

Bussière, J. 2000: Lampes antiques d'Algérie. Autun.

Hatzivassiliou, E. 2010: Athenian Black Figure Iconography between 510 and 475 B.C. Tübinger archäologische Forschungen. Vol. 6. Oxford.

Huwiler M., Schütze S. 2015: D'Hancarville. The Complete Collection of Antiquities from the Cabinet of Sir William Hamilton. Vol. II. Köln.

Smith, W. 1890: A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. London.

Spier, J. 1992: Ancient Gems and Finger Rings: Catalogue of the Collections of the J. Paul Getty Museum. Malibu-California.

Valavanis, P., Petrakos, V., Delivorrias, A. 2007: Great Moments in Greek Archaeology. Los Angeles.

REFERENCES

Ambroz, A.K. 1966: Fibuly yuga Evropeyskoy chasti SSSRII v. do n.e. - IV v. n.e. [Brooches of the south of the European part of the USSR of the 2nd century BC to 4th century AD]. (Svod Arkheologicheskikh Istochnikov [Corpus of archaeological sources]. D1-30). Moscow,

Ambroz, A.K. 1969: Fibuly iz raskopok Tanaisa [Brooches from the excavations at Tanais]. In:

D.B. Shelov (ed.), Antichnye drevnosti Podon'ya-Priazov'ya [Ancient Antiquities of the Don-Azov Sea Region]. Moscow.

Bussière, J. 2000: Lampes antiques d'Algérie. Autun.

Dmitrieva, E.N. 2014: Khraniteli i kollektsii. Issledovanie ermitazhnogo sobraniya antichnykh reznykh kamney v XX veke [Keepers and Collections. Study of the Hermitage collection of antique carved stones in the 20th century]. In: A.V. Zaharovа, S.V. Maltseva (ed.),

Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual problems of the theory and history of art]. Issue 4. Saint Petersburg, 50-60.

Hatzivassiliou, E. 2010: Athenian Black Figure Iconography between 510 and 475 B.C. Tübinger archäologische Forschungen. Vol. 6. Oxford.

Huwiler, M., Schütze, S. 2015: D'Hancarville. The Complete Collection of Antiquities from the Cabinet of Sir William Hamilton. Vol. II. Köln.

Ilyashenko, S.M. 2012: Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniyakh na territorii gruntovo-go nekropolya gorodishcha Tanais v kh. Nedvigovka Myasnikovskogo rayona Rostovskoy oblasti v 2008 g. (raskop XVIII, ploshchad' 4, 5) [Report on archaeological research in the soil necropolis of the ancient city of Tanais in x. Nedvigovka Myasnikovsky district of the Rostov region in 2008 (site XVIII, areas 4, 5)]. Archive GBUK RO «Archaeological Museum-Reserve "Tanais".

Naumova, V.S. 2015: Obrazy klassicheskoy drevnosti v khudozhestvennom sobranii grafov Razumovskikh vo vtoroy polovine XVIII - pervoy treti XIX veka [Images of Classical Antiquity in the art collection of Counts Razumovsky in the second half of the 18th - the first third of the 19th century]. Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual problems of the theory and history of art: collection of books. scientific articles]. Saint Petersburg, 563-571.

Neverov, O.Ya. 1971: Antichnye kamei v sobranii Gosudarstvennogo Ermitazha [Antique cameos in the collection of the State Hermitage Museum]. Saint Petersburg.

Neverov, O.Ya. 1982: Gemmy antichnogo mira [Gems of the Ancient World]. Moscow.

Shcherbakova, V.S. 1980: Kollektsiya gemm iz nekropolya v okrestnostyakh Khersonesa. Antichnaya drevnost' i srednie veka [A collection of gems from the necropolis in the vicinity of Chersonesos. Antiquity and the Middle Ages]. In: Antichnye traditsii i vizantiyskie realii [Ancient traditions and Byzantine realities]. Issue 17. Sverdlovsk, 94-103.

Smith, W. 1890: A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. London.

Spier, J. 1992: Ancient Gems and Finger Rings: Catalogue ofthe Collections ofthe J. Paul Getty Museum. Malibu-California.

Valavanis, P., Petrakos, V, Delivorrias, A. 2007: Great Moments in Greek Archaeology. Los Angeles.

Vaulina, M.P. 1960: O podlinnosti kamey s izobrazheniem suda nad Orestom [On the authenticity of the cameo with the image of the trial of Orest]. Soobshcheniya Gosudarstvennogo Ermitazha [Transactions of the State Hermitage] XVII, 61-65.

Zograf, A.N. 1951: Antichnye monety [Ancient coins]. Moscow.

GOLD RING WITH THE IMAGE OF ATHENA FROM TANAIS Viktorya G. Chernenko1, Sergey M. Ilyashenko2

1Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

victoriagent.chernenko@gmail.com

2Institutute of Archaeology, RAS. Moscow silyas@list.ru

Abstract. This article is the first publication of a gold ring with a glass insert, discovered during excavations by one of the authors in the necropolis of Tanais in 2008. On the gem-intaglio, there is an image of Athena in front of a table with a vote vessel. Comparing it with the famous cameo from the State Hermitage Museum under the name "The Trial of Orestes", the authors reveal the similarity of the iconography of the images and believe that also a fragment of a famous myth is depicted on the glass insert from Tanais.

Athena, fully dressed and with her inherent attributes, a spear and shield, is preparing to cast her vote in defense of mother-killer Orestes, and her voice will be decisive. It is known that in antiquity many masters repeated the same popular subject, adding or omitting its elements depending on the product. There is a whole scene on a cameo from the Hermitage: on the left field in front of the table there is Athena standing, with her hand raised above the vessel; this composition is exactly reproduced on the shield of the golden ring of Tanais. Behind Athena, there are Orestes and his sister Electra, behind whose back there is a tree and a statue of the goddess. The small size of the intaglio from Tanais apparently forced the artisan to leave only a key figure of the composition.

The authors note the popularity of the images of Athena in the Northern Black Sea region in the Late Hellenism to Early Roman period. A large number of chest and growth images of the deity testifies to the great significance of this cult for the local population: Athena-Minerva acts as a defender and helper both during life and after death.

Keywords: Classical archaeology, Cimmerian Bosporus, Tanais, glyptic, intaglio, cameo, Athena, Orestes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.