Научная статья на тему 'Золотая Орда и право народов Северного Кавказа'

Золотая Орда и право народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2138
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ / MONGOLIAN INVASION / ВЕЛИКАЯ ЯСА / GREAT YASA / РЕЦЕПЦИЯ МОНГОЛЬСКОГО ПРАВА / RECEPTION OF MUSLIM LAW / НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЗОЛОТУЮ ОРДУ / NEW POINT OF VIEW WITH REGARD TO THE GOLDEN ORDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павкин М.В.

В статье рассматривается вопрос влияния монгольского нашествия на право народов Северного Кавказа. Его суть заключается в использовании Великой Ясы и рецепции мусульманского права применительно к конкретной исторической эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Golden Horde and the law of the peoples of the North Caucasus

The article considers the question of Mongolian invasion on law of the peoples of the North Caucasus. Its essence is in application of the Great Yasa and reception of Muslim law with regard to concrete historical epoch.

Текст научной работы на тему «Золотая Орда и право народов Северного Кавказа»

ПАМЯТНИКИ ПРАВА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(Материалы научно-практической конференции)

бардинцев и балкарцев//Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Ставрополь, 2001 и др.

54. Бабич И.Л. Правовая культура адыгов (история и современность): Автореф. дис.... докт. ист. наук. М.,

2000. С. 3.

55. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики/Под ред. проф. Д.Ю. Шапсугова. Ростов-на-Дону, 1999.

УДК 340.15

Павкин М.В.

Аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы

ЗОЛОТАЯ ОРДА И ПРАВО НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье рассматривается вопрос влияния монгольского нашествия на право народов Северного Кавказа. Его суть заключается в использовании Великой Ясы и рецепции мусульманского права применительно к конкретной исторической эпохе.

The article considers the question of Mongolian invasion on law of the peoples of the North Caucasus. Its essence is in application of the Great Yasa and reception of Muslim law with regard to concrete historical epoch.

Ключевые слова: монгольское нашествие, Великая Яса, рецепция монгольского права, новый взгляд на Золотую Орду.

Key words: mongolian invasion, the Great Yasa, reception of Muslim law, new point of view with regard to the Golden Orda.

Как известно, Северный Кавказ представляет собой специфический многонациональный регион. В сравнительно небольшом по площади районе проживает множество народов, которые отличаются разнообразием языков, культур, обычаев.

За свою многовековую историю Северный Кавказ пережил множество нашествий внешних сил: арабов, персов, турок. Монгольское нашествие не являлось каким-то чрезвычайным событием в этом ряду, хотя имело свои особенности, ещё малоизученные. В частности, это относится к вопросу о его влиянии на право народов Северного Кавказа.

Для народов Северного Кавказа монгольское нашествие имело такие же серьёзные последствия, как и для многих других народов Евразии. Преодолеть сопротивление местного населения монголо-татары не смогли только в горных районах. Обширные равнинные и предгорные просторы Северного Кавказа были обращены в пастбища для скота.

Произошли значительные переселения ряда народов. Западную часть Северного Кавказа в ХШ—ХУ вв. заселяли адыгейские племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством. Адыгам пришлось оставить часть своих равнин захватчикам. Но власть Золотой Орды в этих краях была непродолжительной и с распадом улуса Джучи стала чисто номинальной.

В это же время происходило расселение многих современных нам народностей Дагестана: лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев. В результате войн между Золотой Ордой и государством Ху-

лагидов земледелие в приморских районах Дагестана пришло в упадок. Такая же участь постигла и города, в частности, Дербент. Дагестан распался на несколько отдельных владений. В некоторых горных районах образовались так называемые «вольные общества», которыми управляла местная родовая знать.

В горные местности была вынуждена переселиться значительная часть алан и асов. Потомки алан — осетины, подпали под власть кабардинских князей. Кабардинцы вместе с золотоордынцами заняли предгорные районы Алании. С ослаблением Золотой Орды кабардинцы продвинулись немного на восток и заняли территорию, на которой обитают и в настоящее время.

Восточнее кабардинцев и осетин жили предки современных чеченцев и ингушей. Кочевавшие до монгольского вторжения по равнинам Северного Кавказа половецкие орды были частично оттеснены в горы. Смешиваясь с аланами и, по некоторым данным, с адыгами, они образовали особые тюрко-язычные народности карачаевцев и балкарцев.

Как известно, в начале XIV в. в борьбе за власть в Золотой Орде победила та часть аристократии, которая придерживалась ислама. Началась ис-ламизация золотоордынских просторов. Однако это не означало отказа от Великой Ясы Чингисхана. Ещё первый хан Золотой Орды Батый повелел всем своим подданным повиноваться установлениям Ясы под страхом смертной казни. Каждый новый хан при вступлении на свой пост должен был клясться в верности Ясе. Вместе с тем в результате

46

Яхтанигов З.А.

создававшихся новых условий Яса периодически пересматривалась и дополнялась. По мере исла-мизации Золотой Орды в Ясу стали проникать и нормы шариата, но этот вопрос является весьма запутанным. Есть сведения о том, что с усилением исламизации Орды возникали суды кадиев, действовавшие на основе Корана. Ответить на вопрос о том, в какой степени Великая Яса Чингисхана и исламизация Золотой Орды повлияли на право народов Северного Кавказа, весьма сложно.

Дело в том, что до сих пор в отечественной науке отсутствует всеми признанная периодизация появления и развития ислама среди северокавказских народов [1, с. 258]. И не просто такая периодизация отсутствует, но и имеющиеся на сей счёт данные очень разнятся. Например, одни авторы утверждают, что исламизация вайнахских народов (чеченцев и ингушей) началась в VII в. под влиянием арабов и прошла через ряд этапов, в том числе и этап ис-ламизации под влиянием Золотой Орды в ХШ—Х^ вв., а другие авторы считают, что исламизация этих народов началась только во второй половине XVI в. По некоторым данным, часть аланов (прародителей осетин) обратилась в ислам ещё в VII в., а по мнению других авторов, ислам пришёл к осетинам из Кабар-ды только в ХУП—ХУШ вв. Находятся новые источники, которые отодвигают в глубь веков границы появления ислама в Карачае и Балкарии — начиная с XV в. и до УШ—ГХ вв. В то же время так и не стали ортодоксальными мусульманами адыгские народы. Это «объясняется тем, что до проникновения мусульманской религии у них глубокие корни пустило обычное право (Адыге хабзе), которое уже продолжительное время обслуживало давно сложившиеся феодальные отношения... исламу не было позволено вторгаться в те сферы жизни и быта, которые традиционно и довольно успешно регулировались обычным правом».

Можно предположить, что и у других северокавказских народов степень рецепции мусульманского права зависела от уровня развития обычного права,

УДК 340.15

от того, насколько успешно обычное право справлялось с назревшим регулированием тех или иных общественных отношений. Хотя ислам и начал своё распространение на Северном Кавказе ещё в VII в., можно согласиться с мнением известного исследователя А.В. Малашенко, что начавшаяся 1400 лет назад исламизация Северного Кавказа не завершена и поныне [2, с. 18]. Такова, по-видимому, судьба даже очень мощных и сильных систем, не имеющих всё-таки собственных корней в той или иной почве.

В 90-е гг. ХХ в. в результате масштабных археологических раскопок появляется совершенно новый взгляд на Золотую Орду [3, с. 81]. Выясняется, что в первой половине XIV в. проходила интенсивная городская колонизация степи. Было основано 110 городов, культура которых по многим параметрам превосходила западноевропейскую культуру того периода. Высказываются суждения о том, что, возможно, в Золотой Орде был достаточно цивилизованный государственный строй. Известно, что представителям власти запрещалось арестовывать вместо преступника родственников или соплеменников. Ориентация не на групповую, а на личную ответственность каждого совершившего проступок характерна и для норм современного права. Обычно обращение к групповой ответственности свидетельствует о бессилии власти, приоритет личной ответственности свидетельствует о способности органов государства контролировать социальную жизнь общества. Не исключено, что и ханская власть до Великой замятни 1360—1380 гг. могла действовать цивилизованными методами.

Литература

1. Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов-на-Дону, 2003.

2. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

3. Кульпин Э.С. Цивилизационный феномен Золотой Орды//Общественные науки и современность. 2001. № 3.

Яхтанигов З.А.

Аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИСТОЧНИКАХ ОБЫЧНОГО ПРАВА БАЛКАРЦЕВ

Работа посвящена постановке некоторых проблем, обнаруженных автором статьи в процессе исследования. Изучая основные источники обычного права балкарцев, автор обнаружил в них противоречия по некоторым вопросам, в частности по вопросам собственности на землю и сословной структуры.

Автор также считает спорным утверждение исследователей о том, что некоторые нормы являются обычно-правовыми, а не религиозными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.