Научная статья на тему 'Знания о звездах в традиционной культуре башкир'

Знания о звездах в традиционной культуре башкир Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
884
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BASHKIR TRADITIONAL CULTURE / COSMOGONY / NATIONAL CALENDAR / BASHKIR ETHNOGRAPHY / BASHKIR NAMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салихов Ахат Губаевич

В статье исследуются знания и народные представления башкир о звездах. Тюркские народы, в том числе и башкиры, с древних времен придавали особое значение этим знаниям и применяли на практике. В исследовании использованы материалы из архивных документов, опубликованных монографий, статей, сборников фольклорных произведений и полевых исследований. Для сравнительного анализа привлечены параллели из фольклора других тюркских народов. Широко использованы примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE OF STARS IN THE TRADITIONAL BASHKIR CULTURE

In the article knowledge and national conceptions of Bashkirs about stars are investigated. The Turkic peoples including Bashkirs, since ancient times have attached special significance to this knowledge and put it into practice. The study benefited from archival documents, published monographs, articles, collections of folklore and field Trials. For a comparative analysis use was made of the parallels drawn from the folklore of other Turkic peoples and widely used examples of the famous Turkic literary monuments, including the Divan lugat it-Turk by Mahmud Kashgarly, Kutadu Bilik of Yusuf Balasaguni, Kissa-i Yusufby Kul Gali. The analysis shows existence in antiquity among the Bashkir of once developed system of knowledge of celestial bodies, that partially has reached up to now. Knowledge of stars and planets, originating in the depth of history, played large role in spiritual life and economic and household activity of the people.

Текст научной работы на тему «Знания о звездах в традиционной культуре башкир»

ЛИТЕРАТУРА

Валерстайн И. 2004: Конструирование народа: раса, нация, этническая группа // Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.

Заковоротная М. В. 2011: «Политика идентичности» в эпоху глобализации: новые формы коллективного действия // Вестник РМИОН. 5, 82-91.

Beck U. 2008: Realistic Cosmopolitanism. How Do Societies Handle Otherness? // Cultural Politics in a Global Age: Uncertainty, Solidarity, and Innovation / L. Henrietta, D. Held (eds.). Oxford, 60-68.

Gangnon Alain-G., Iacovino R. 2004: Interculturalism: Expanding and Boundaries of Citizenship // Quebec: State and Society / A.-G. Gagnon (ed.). Toronto, 369-391.

Held D. 2008: Cultural diversity, Cosmopolitan Principles and the Limits of Sovereignty // Cultural Politics in a Global Age / L. Henrietta, D. Held (eds.). Oxford, 157-165.

KarmisD. 2004: Pluralism and National Identity(ies) in Contemporary Quebec: Conceptual Clarifications, Typology, and Discourse Analysis // Quebec: State and Society / A.-G. Gagnon (ed.). Toronto, 69-97.

Kevin V. Mulcahy 2006: Cultural Policy: Definitions and Theoretical Approaches // The Journal Art of Management, Low and Society. 4, 320.

MelucciAl. 1996: Chellenging Codes. Collective Action in the Information Age. Cambridge.

THE CONQUEST OF THE POLICY ^^UKE: THE PROBLEM OF THE CRISIS OF NATIONAL IDENTITY OF RUSSIA

E. A. Blagorodova

This article discusses the mechanism of formation of national identity at the collective level. Based on the concept of Al. Meluchi the study analyses the cultural policy as an opportunity to overcome the crisis of national identity.

Key words: culture, identity, crisis, nation, politics

© 2014

А. Г. Салихов

ЗНАНИЯ О ЗВЕЗДАХ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БАШКИР

В статье исследуются знания и народные представления башкир о звездах. Тюркские народы, в том числе и башкиры, с древних времен придавали особое значение этим знаниям и применяли на практике. В исследовании использованы материалы из архивных документов, опубликованных монографий, статей, сборников фольклорных произведений и полевых ислледований. Для сравнительного анализа привлечены параллели из фольклора других тюркских народов. Широко использованы примеры

Салихов Ахат Губаевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. Е-шаП: ahatsalihov@mail.ru

из известных тюркских литературных памятников, в том числе из «Дивану лугат ит-тюрк» Махмуда Кашгари, «Кутаду билик» Юсуфа Баласагуни, «Кисса-и Йусуф» Кул Гали. Исследование показывает наличие у древних башкир некогда развитой системы знаний о небесных телах, не полностью дошедшее до наших дней. Знания о звездах и планетах, уходящее корнями в глубь истории, играли большую роль в духовной жизни и хозяйственно-бытовой деятельности народа.

Ключевые слова: башкирская культура космогония, народный календарь, этнография башкир, башкирские имена

Известный башкирский ученый-просветитель Мухаметсалим Уметбаев писал, что башкир обязательно должен знать три вещи: первое — свое происхождение и историю народа, второе — объяснять и толковать названия звезд, третье — народные легенды и эпосы1. Тюркские народы, в том числе и башкиры, с древних времен особо ценили эти знания и применяли их на практике.

К исследованию космогонических воззрений башкир неоднократно обращались лингвисты, фольклористы, этнографы и историки. Народные представления о звездах, созвездиях и планетах вошли в антологии народного творчества. Исследователем З. Г. Аминевым на основе народного эпоса «Урал-батыр» реконструированы космогонические воззрения древних башкир2. Эти вопросы затронуты и в монографии В. Г. Котова, изучавшего историко-мифологические основы эпоса3. В работе Н. Х. Максютовой освещены названия звезд и планет в башкирском языке в сравнении с другими тюркскими языками4.

Интересно наблюдение о том, что космогония наиболее развита у южных и юго-западных башкир, исторически принадлежащих племенам кыпчак и бурзян5.

Как первоисточник наиболее достоверно и полно отразивший космогонические воззрения башкир, эпос «Урал-батыр» исследован многими учеными. Древний эпос отражает солярный и лунарный культы: один из героев — небесный царь Самрау был женат на Солнце и Луне, от Самрау и Солнца родилась Хумай (Умай), являющаяся одним из наиболее распространенных персонажей в мифологии тюркских народов.

Как и во многих литературных произведениях, в поэме Кул Гали «Кисса-и Йусуф» (XIII век), созданной по мнению литературоведов в Урало -Поволжье, активно используются сравнения красоты с солнцем и луной «Ащай яхты, куркле йв§в /Ясное лицо, сияет как луна», «Йв§в хояш кеYек балхып торор имде /Лицо сияет как солнце», а для выражения ослепительной красоты говорится «Йв$ ну-рынан хояш-ай §а тонохланды / От света, исходящего от его лица, померкли солнце и луна»6.

В средневековом эпосе «Идукей и Мурадым» знание звезд дается как одно из требований к настоящему джигиту:

1 Уметбаев 2011, 201.

2 Аминев 2005.

3 Котов 2006.

4 Максютова 1976, 283-286.

5 Максютова 1973, 383.

6 Шарипова 1993, 106, 109, 173.

Олкэр менэн Сулпанды Тагы айырып белмэйсэ, Тимер кадык йондодон Юлга билдз кылмайса, Батырмын тип ир-егет Яуза атын менерме?

Не научившись различать Стожары и Венеру, Не взяв как ориентир Полярную звезду, Станет ли батыр мчаться в бой,оседлав коня7.

В распространенной легенде о луне темные пятна на ее поверхности, образующиеся от имеющихся кратеров, описываются в образе девушки с коромыслом. Злая мачеха отправила девушку ночью за водой, а луна сжалилась и забрала ее к себе8.

К луне обращались башкиры для лечения мазолей. Чтобы вывести мазоль, надо было показать ее луне и потирая сказать: «Ай, каща ^нец тэтэйец. Бына минец тэтэйем /Луна, где твоя игрушка. Вот моя игрушка»9.

В старину люди с опасением относились к затмению солнца и луны. По рассказам информаторов, во время лунного затмения, произошедшего в начале ХХ века в деревне Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостана мулла читал азан, а русские крестились10.

Событие затмения зафиксировано и газете «Уфимские ведомости» за 1906 год. Автор под псевдонимом Л. описывает случай, связанный с затмением луны, произошедший в одном из башкирских населенных пунктов: «Однажды, помню, было частичное лунное затмение и вот ночью башкиры заметив, что луна меркнет, страшно перепугались, собрались большой толпой и пошли по улицам, останавливаясь на каждом переулке и читая нараспев молитвы. Затем собрались в мечети и здесь старик-мулла объяснил им, что Бог хочет отнять у них луну за то, что они преступают мусульманский закон, пьют водку, курят и прочее, и молились до тех пор, пока не прекратилось затмение»11.

Одним из календарей, которым пользовались башкиры, является лунный календарь, связанный с циклами ночного светила. Мусульманский календарь также основа на лунном летоисчеслении. При появлении «новой луны / яцы тыуган ай» они произносили заклички: «Ай курнем, аман булдым / Увидел луну, буду здоровым»12. В томе «БНТ» зафиксировано шесть вариантов закличек13.

В 1936 году в колхозе имени Буденного Кугарчинского района Республики Башкортостан при затмении солнца произошел случай приготовления на три дня воды и дров, которую администрация района объяснила пропагандистскими действиями служителей культа14.

Известно, что башкиры использовали арабские названия звезд и созвездий в качестве одного из разновидностей названий дней недели: (Суббота — Зухра,

7 Зарипов, Сулейманов 2000, 156.

8 Салихов Губайдулла Гумарович (1932-2005) и Гульбика Садретдиновна (1934 г.р.), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в 1980 и последующих годах.

9 Информатор тот же.

10 Бородина Екатерина Дмитриевна (1913-2000), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в 1980 годах.

11 ЦГАОО РБ. Ф. 556. Оп. 18. Д. 8. Л. 1906.

12 Салихов Губайдулла Гумарович (1932-2005) и Гульбика Садретдиновна (1934 г.р.), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в 1980 и последующих годах.

13 Султангареева, Сулейманов 1995, 127-128.

14 ЦГАОО РБ. Ф. 556. Оп. 18. Д. 8. Л. 71.

вторник — Мэрэх, среда — Утарит, четверг — Муштари, пятница — Зухаль) и месяцев (Хамаль, Сяуер, Жауза, Саратан, Эсед, Сумбуля, Мизан, Гакраб, Кауес, Жади, Дялю, Хут), по солнечным календарям и зодиакальным созвездиям определялись сезоны года, начало сельско-хозяйственных работ, время сбора урожая15.

Знаки зодиака подробно описаны в древнетюркском литературном произведении Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билик» в главе «О семи планетах и двенадцати знаках Зодиака». В эпосе рассказывается о деятельности звездочета («Повествование о том, как должно обходиться со звездочетами»)16. По наблюдениям башкир, пятнадцатый день после появления луны означал полнолуние:

Ащъщ ун биштэре етhэ, Если настанет пятнадцатый день месяца,

Ай табахтай була ул. То луна станет как чаша.

Баштарыца нужа твшhэ, Если настанет нужда

Йыр hабахтай була ул. Песня станет уроком17.

Созвездие Архысах (Орион) — три звезды, выстроившиеся по линии, появляется 14 апреля. Летом ее не видно18.

Архысах (Орион) — это три аргымака. Они гонятся за созвездием Етегэн (Медведица). Етегэн — это семь волков. Как только аргымаки начинают настигать Медведицу наступает рассвет. Если они догонят, то наступит конец света19.

В башкирском языке существуют названия созвездий ^ур Етегэн (Большая Медведица) и Бэлэкэй Етегэн (Малая Медведица). Три аргымака (Архысах / Орион) привязаны к звезде Тимер ха§ых (Полярная звезда) (дословно переводится как «железный кол»)20.

Число ете (семь) отражает космологические представления башкир о пространственном строении мира. По поверьям, земля и небо состоят из семи слоев: ете хат кук (семь слоев неба), ете хат ер (семь слоев земли). Тюркское название созвездия Етегэн связано с сакральным числом семь21. Известный тюрколог Э. Р. Тенишев, объясняя происхождение названия этого созвездия с числом ете (семь), привел ряд его названий в некоторых тюркские языках : кирг.

ащаг досл. 'семь горных баранов-самок',кагаксу досл. 'семь воров', узб. ]вШaqajni досл. 'семь братьев', алт. ё'вН да:п досл. 'семь ханов'. Так расположение светил ассоциируется со знакомыми образами22. Этот список можно расширить примерами из других тюркских языков.

У башкир сохранилось поверье: «Етегэн йондо§ тип ете рэт эйтhэц сауап була», что означает «Если семь раз повторить Етегэн, будет благим делом». Детей учили выговаривать фразы на одном дыхании. Такая присказка есть и у туркмен: Едигенем — еди йылдыз, еди гонар, еди гвчер, санасам, согап болар. Спра-

15 Бикбулатов, Салихов 1996, 317-318.

16 Иванов 1990, 75-77, 373-374.

17 Гульбика Садретдиновна (1934 г.р.), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано 26 сентября 2014 года.

18 Мусин Минлебай Мурзабаевич (1914-2001), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в 1989 году.

19 Информатор тот же.

20 Мусин Минлебай Мурзабаевич (1914-2001), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в 1989 году.

21 Муратова 2009, 13, 19; 2010, 106; 2011, 264-267.

22 Надршина 2001, 56.

ведливо полагать, что «обычай семиразового счета семизвездия и произношения этого выражения не дыша является реликтом поклонения звездам»23.

Интересно, что в знаменитом «Словаре тюркских языков» Махмуда Кашгари XI века сохранились сведения о счете созвездия:

Кара твнвц KdHYpcddeM, Темную ночь провел,

Агыр уны учурсадым. Глубокий сон потерял.

Етегэнец кэчYрсэдем, Пока считал Етегэн

Сакъш ичрэ квнвм тугды. Появился долгожданный день24.

В этом словаре сохранились и другие сведения о названиях звезд и планет: Эрен тюз — Юпитер, Каракуш — Весы, Плеяды — Улькар, Полярная звезда — Тимер казык, Марс — Бакыр сокым [Ka§garli Mahmud, Т. 3. С. 40 и др.].

По данным Н. Х. Максютовой, в составе созвездия Бэлэкэй Етегэн (Малая Медведица) есть два светила имеющие узколокализованные названия Будат (дословно Сивая лошадь) и hарат (дословно Соловая лошадь), которые в башкирском фольклоре считаются привязанными к Полярной звезде. Эти названия встречаются только на юго-западе Башкортостана в бурзянском, ик-сакмарском и кызыльском говоре, а также в сальютском говоре восточного диалекта, где существует легенда о вечно скачущих конях, преследуемых волками25. Однако волки не могут догнать лошадей, так как наступает рассвет. Мотив преследования небесных тел волками или собаками сохранился в фольклоре многих народов Евразии и Америки26.

Сулпан — башкирское название планеты Венеры. В народе иногда употребляется ее арабское название «Звhрэ». Ее считают самой яркой, большой звездой, расположенной близко к земле. Планетапоявляется на небосклоне ночью и утром. Отсюда появилсь названия: Эцерге Сулпан (Вечерний Сулпан) и Тацгы Сулпан (Утренний Сулпан). Существует поверье, что если будет виден утренний Сулпан, то закончится война. В период войн она исчезает27. Образ звезды используется в песнях для отражения переполненных чувств:

Ал тац ата, Сулпан калка. Наступает заря, поднимается Венера,

Тацды Сулпан уята. Венера будит рассвет.

^гдылып тацдар аткан сакта, Когда наступает время рассвета Илата ла, йырлата. Хочется плакать и петь28.

Олкэр, Илэк или же Кэпэс (Стожары) — небольшое созвездие похожее на шапку, состоящее из перемигивающихся звезд29. Есть пословица: «Олкэр ергэ твшкэндэ, ^шыр ^гуга твшвр / Стожары опускаются к земле, коровы в воде», связанная хояйственными наблюдениями и означающее наступление жаркого лет-

23 Надршина 1986, 113.

24 Ka^garli Mahmud 2014/3, 247-248.

25 Максютова, 1973, 384.

26 Илимбетова, Илимбетов 2012, 93-95.

27 Ишкильдин Миннулла Амирханович (1924-2001), д. Мусино Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в начале 1990 года. Султангареева, Сулейманов 1995, 126.

28 Мусин Минлебай Мурзабаевич (1914-2001), д. Бекешево Кугарчинского района Республики Башкортостан. Записано в 1989 году.

29 Информатор тот же.

него периода. Среди башкир сохранилось много примет, связанных с небесными телами30.

Кош юлы (Млечный путь) — она видна на небе как беловатая полоса, тянущаяся с севера на юг («хиблага табан» дословно «в сторону Каабы»)31.

Среди башкир распространено много «звездных» имен. Например, женские: Айкылыу («ай» — луна и «^шыу» — «красавица», то есть «лунная красавица» или «луноподобная красавица»), Айбикэ («ай» — «луна, лунный» и «бикэ» — «госпожа», то есть «лунная госпожа»), Сулпан («Венера»), Тацсулпан («Тац» — «утро, утренний» и «сулпан» — «Венера»), Йондо§ («Звезда»), Атсйондоз («атс» — «белый» и «йонд — «звезда», то есть «белая звезда»), КвнЫтыу («квн» — «солнце» и «Нылыу» — «красавица», то есть «солнечная красавица»). Среди мужских имен часто встречаются: Айбулат («ай» — «луна, лунный» и «булат» — «сталь», то есть «лунный булат»), Айтуган («ай» — «луна, лунный» и «туган» — «родился», то есть «родившийся в лунную ночь»), Айнур («ай» — «луна» и «нур» — «луч», то есть лунный луч)32.

Как отмечает исследователь башкирских антропонимов Р. А. Сулейманова, некоторые астрономические явления были положены в основу имяобразования, в которых чаще всего употребляются слова «ай» («луна») и «нур» («луч»), «йыЛан» — «вселенная»33. Популярны имена: Айбулат, Айсыуах, Айтуган, Айбикэ, АШылыу, Айгиз, Айым, АйгYЗэл, Айназа, Айсинэ, Тацсулпан, Сулпан, Звhрэ, Йондо§, Венера, Марс [Сулейманова, 2006б. С.25]. Две последние имени вошли в башкирскую антропонимию язык из западноевропейских языков через русский язык.

Слова «йыАан» и «нур» звездного мира в именах: Илнур, Айнур, Fэзинур, Нур, Fэлинур, Нургиз, Нуршат, Нурали, ГвлйыЛан, ЙыЛангир и другие34. Мужское имя Эхтэр (Ахтар) на персидском языке означает «звезда, созвездие».

В литературном памятнике XI века «Кутадгу билиг» зафиксированы имена Айдогды («ай» — «луна» и «догды» — «родился») и Кюндогды («кюн» — «луна» и «догды» — «родился»). Такие же имена встречаются и в других источниках. В башкирском языке также употребляются подобные имена, например, Айтуган, Айкылыу и Квн^шыу. В одной из легенд говориться: «У Салавата Юлаева было три жены. Самую молодую звали Айкылыу. Она родила ему сына Айтугана и дочь Карагаш35.

Башкиры также используют арабо-персидские варианты таких имен. Например, очень популярны женские имена: Кэмэр («луна»), Шэмсиэ («солнце»), Звhрэ («Венера»), МаЫнур («маЫ — «луна» и «нур» — «луч», то есть «лунный луч») МаЫкамал («маЫ — «луна» и «камал» — «полная», «полная луна»), Маhруй («маЫ — «луна» и «руй» — «лицо», то есть «луноликая» ), Нурия — («нур» — «луч», то есть лучистая). Из мужских имен: Шэмсетдин («шэмс» — «солнце» и «етдин» — «вера», то есть «солнце веры»), Нур («нур»- «луч, лучистый») .

В настоящее время в башкирском языке появились новые значения слова «йондоз» («звезда»). Ежедневно активно используются словосочетания «эстрада

30 Султангареева, Сулейманов 1995, 145-148.

31 Информатор тот же.

32 Сулейманова 2013, 14 и др.

33 Сулейманова 2006а, 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Сулейманова 2006б, 26

35 Хусаинов 2008, 212.

йондозо» («звезда эстрады»), «кино йондозо» («звезда кино») и «йондоз ауыры-уы» («звездная болезнь»). Среди части населения укоренилась привычка читать «звездный гороскоп».

По археологическим данным древнейшие археоастрономические памятники, обнаруженные на территории Урала и Зауралья, относятся к энеолиту и бронзовому веку36. Исследователи башкирской космогонии отмечали наличие многих названий звезд, которых современные информаторы не могут описать или показать на небосводе37. Это лишний раз доказывает факт наличия у древних башкир некогда развитой системы знаний о небесных телах, но, к сожалению, лишь частично дошедшей до наших дней. Знания о звездах и планетах играли большую роль в духовной жизни и хозяйственно-бытовой деятельности народа. Их истоки уходят в глубь истории.

ЛИТЕРАТУРА

Аминев З. Г. 2005: Космогонические воззрения древних башкир. Уфа.

Баласагуни Юсуф 1990: Благодатное знание. Л.

Бикбулатов Н. В., Салихов Г. Г. 1996: Башкирский народный календарь // Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа, 317-318.

Зарипов Н., Сулейманов А. 2000: Башкирское народное творчество (Далее БНТ). Т. 5. Исторические эпосы, легенды. Уфа. (на башк. яз.).

Илимбетова А. Ф., Илимбетов Ф. Ф. 2012: Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. Уфа.

Котов В. Г. 2006: Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы. Уфа.

Максютова Н. X 1973: Башкирская космогония // Ономастика Поволжья. Материалы III конференции по ономастике по Ономастике Поволжья. Уфа.

Максютова Н. X 1973: Тюркская космогония // Ономастика Поволжья. Материалы III конференции по ономастике по Ономастике Поволжья. Уфа.

Муратова Р. Т. 2009: Символика чисел в башкирском языке: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М.

Муратова Р. Т. 2010: Этнокультурная семантика чисел башкирского языка // Проблемы востоковедения. 2, 103-108.

Муратова Р. Т. 2011: О башкирском космониме Етегэн йондоз 'Большая Медведица' // Духовная культура народов России: Материалы заочной научной конференции, приуроченной к 75-летию д.ф.н. Ф. А. Надршиной. Уфа.

Надршина Ф. (ред.) 1995: Предания, легенды. Т. 1. Уфа.

Надршина Ф. А. 1986: Память народа. Уфа. (на башк. яз.).

Османов М. Н. 1985: Персидско-русский словарь: в 2-х томах. Т. 1. М.

Сулейманова Р. А. 2006: Антропонимы современного башкирского языка и тенденции их развития. Уфа. (на башк. яз.).

Сулейманова Р. А. 2006: Антропонимы современного башкирского языка и тенденции их развития: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Уфа.

Сулейманова Р. А. 2013: Башкирско-русский словарь-справочник личных имен и фамилий. Уфа.

Султангареева Р., Сулейманов А. (ред.) 1995: Обрядовый фольклор. Т. 1. Уфа. (на башк. яз.)._

36 Котов 2006, 236.

37 Максютова 1973.

Тенишев Э. Р. (ред.) 2001: Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика. М.

Уметбаев М. 2011: Память: стихи, публицистические, исторические и этнографические статьи, переводы, образцы народного творчества. Уфа. (на башк. яз.).

Хусаинов С. М. 2008: Жены и дети Салавата (легенда) // Салават в башкирском фольклоре: в 2-х томах. Т. 1. Уфа.

Шарипова З. 1993: Кул Гали, Киссаи Йусуф. Перевод на башкирский язык Зайтуны Шариповой. Уфа. (на башк. яз.).

Ka§garli Mahmud 2014: Divanu Lugat-it Türk. 1-3 Ciltler. Ankara.

KNOWLEDGE OF STARS IN THE TRADITIONAL BASHKIR CULTURE

G. Salikhov

In the article knowledge and national conceptions of Bashkirs about stars are investigated. The Turkic peoples including Bashkirs, since ancient times have attached special significance to this knowledge and put it into practice. The study benefited from archival documents, published monographs, articles, collections of folklore and field Trials. For a comparative analysis use was made of the parallels drawn from the folklore of other Turkic peoples and widely used examples of the famous Turkic literary monuments, including the Divan lugat it-Turk by Mahmud Kash-garly, Kutadu Bilik of Yusuf Balasaguni, Kissa-i Yusufby Kul Gali. The analysis shows existence in antiquity among the Bashkir of once developed system of knowledge of celestial bodies, that partially has reached up to now. Knowledge of stars and planets, originating in the depth of history, played large role in spiritual life and economic and household activity of the people.

Key words: Bashkir traditional culture, cosmogony, national calendar, Bashkir ethnography, Bashkir names

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.