УДК 316.442
ЗНАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИЙ
А.А. Шилова, Я.А. Якименко
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье представлены понятия культурный капитал и инновационный потенциал. Рассмотрены три состояния культурного капитала, а именно: инкорпорированное, объективированное и институционализированное. Также рассмотрены теории инновационного потенциала Д. Белла и П. Друкера. В категориях культурного капитала и инновационного потенциала выделены схожие элементы, а именно знания и квалификации, которые авторы рассматривают в контексте инновационной деятельности. Подводя итоги, авторы утверждают, что уровень культурного капитала и инновационного потенциала личности детерминирует предрасположенность к созданию инноваций.
Ключевые слова: инновационный потенциал, культурный капитал, знания, квалификация, инновация.
Общество - механизм, который функционирует за счет инноваций [1, с. 28]. Научному сообществу необходимо изучать не только сам процесс инновационной деятельности, но и его предпосылки - процесс накопления знаний, умений, навыков и получения академических квалификаций. Что отчасти включает в себя рассмотрение личностных свойств индивида, которые можно отразить через категории инновационного потенциала и культурного капитала.
Пьер Бурдье рассматривал культурный капитал с нескольких сторон, выделив в нем три состояния: инкорпорированное, объективированное и институционализированное [2].
Инкорпорированное состояние означает принадлежность определенному субъекту, т.е. культурный капитал существует только тогда, когда существует сам субъект. Его воплощениями являются длительные диспозиции ума и тела. Посредством про-
© Шилова А.А., Якименко Я.А., 2022 161
цесса инкультурации индивид приобретает различные знания, умения и навыки, т.е. наращивает свой культурный капитал.
В свою очередь, помимо знаний, навыков и умении, П. Бурдье выделяет предметы материальной культуры отдельно от экономического капитала. Объективированное состояние культурного капитала представляет собой различные предметы искусства, изобретения и т.д. Его особенность заключается в том, что потребление данных объектов возможно только посредством применения специфических знаний и умений. Например, в школьную программу по литературе включено произведение Л.Н. Толстого - «Война и мир». Для понимания данного романа-эпопеи необходимо обладать определенным уровнем культурного капитала. Часть учеников, обладая потребностью в повышении своего уровня знаний, стремятся понять и проанализировать данное произведение, в отличие от других учеников, для которых данная книга не обладает никакой материальной и духовной ценностью.
Чтобы подтвердить свои знания и умения, которые также нужны для использования предметов материальной культуры, необходимо их легитимировать в обществе, т.е. институционализировать. Форма институционализации культурного капитала - академические квалификации, которые отчасти подразумевают под собой овладение знаниями, что включается в диспозиции ума и тела, т.е. является неотъемлемой частью субъекта, следовательно, также ограничено его биологическими рамками. Отличительной чертой квалификаций от знаний является то, что первые легитимированы в качестве ценности на рынке труда, в противовес капиталу «самоучки», который не подтвержден образовательной организацией. С одной стороны, два индивида обладают знаниями в одной области, с другой -лишь у первого индивида есть документ, подтверждающий его культурную компетентность, что дает ему привилегию в форме признания его профессиональных знаний и умений работодателем. Индивиду без квалификации, т.е. без институционально признанных навыков, необходимо постоянно подтверждать свои знания в данной области.
Такие элементы культурного капитала, как знания, умения, навыки и квалификации, включены в категорию инновационно-
го потенциала в качестве личностных характеристик индивида у Д. Белла.
Д. Белл, рассматривал инновационный потенциал через его носителей, класс «меритократии» (от «merit» - заслуга) - это «небольшая группа людей, занимающая социальное положение, обусловленное не правом рождения или имущественным положением, а исключительно интеллектуальным потенциалом и способностью генерировать новое знание» [3, с. L]. Данный класс является движущей силой развития общества, т.к. процесс перехода от индустриального общества к постиндустриальному характеризовался технологическим прорывом, который оказал влияние на все сферы общества. Таким образом, Дэниел Бэлл полагает, что инновационный потенциал есть у определенного класса людей, обладающих способностью к воспроизводству нового знания, его представители должны обладать высоким уровнем культурного капитала, который включает в себя: уровень образования, профессиональную квалификацию и широкий спектр знаний в технической сфере.
В рамках классового разделения Питер Друкер отметил, что на смену промышленному классу придут «работники знания», т.е. класс, изучающий узкие специальности и осуществляющий прирост знаний. В эпоху информационного общества большое внимание стало уделяться повышению уровня качества и продуктивности управления знаниями, которые воспроизводятся в обществе. Главным преимуществом организаций и компаний становятся люди, занимающиеся умственной деятельностью, т.к. информация, которой они владеют, обеспечивает высокую конкурентоспособность организации. Автор концепции рассматривает знание, как умение человека владеть и грамотно распоряжаться информацией в определенной сфере деятельности, а специалисты, т.е. обладатели особого знания, становились необходимым ресурсом для поддержания бизнеса «на плаву» и стимуляции его роста и расширения.
В рамках подхода Друкера экономика знаний стала центральной сферой жизни общества. Основанием для развития компании в сложившихся реалиях служит инновационная деятельность менеджеров. Менеджеры, выступая в роли работников знания, должны обладать навыком грамотного обращения с
информацией, т.е. подходить критически к поиску, структурированию, анализу и передаче знаний. Работники знания - это люди с богатым багажом знаний и большим опытом, и именно умение фильтровать информацию и ориентироваться в ее потоке определяет квалифицированного работника [4].
Знания и квалификации на индивидуальном уровне являются схожими категориями, т.к. квалификации представляют собой особый вид знаний, легитимированных в качестве ценностей и объективированных в форме различных дипломов и сертификатов. Индивид, имеющий специфические диспозиции ума и тела, может стать новатором, не обладая при этом определенной квалификацией. Например, Генри Форд, не имея соответствующего уровня квалификации, за счет высокого уровня культурного капитала и инновационного потенциала создал и реализовал идею конвейера [5, с. 155]. Эта инновация дала возможность развитию промышленности, ускорению процесса производства и созданию нового рынка.
Будучи заинтересованным в механике, юный Форд обучался в механической мастерской, что повышало уровень его инновационного потенциала и культурного капитала, т.к. для создания инновационных решений в технической сфере необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Однако данная база может быть и не подтверждена квалификацией. Следовательно, знания выступают одним из основополагающих факторов в процессе создания инноваций.
В совокупности знания и квалификации на индивидуальном уровне, как элементы инновационного потенциала и культурного капитала, способствуют генерации инновационных решений. А.С. Попов, являясь кандидатом физико-математических наук и человеком с определенной базой знаний, изобрел радио. Знания, в т.ч. и те, которые подтверждены Санкт-Петербургским университетом, стали возможностью преобразования окружающей среды и создания нового.
Квалификации, в свою очередь, - это глубинные знания об объекте трудовой деятельности, не несущие в себе предпосылку к созданию инновационных решений. Институт образования предоставляет знания, которые позволяют индивиду эффективно выполнять свои рабочие обязанности, адаптироваться к из-
меняющейся общественной среде, ориентироваться в информационном поле, а также взаимодействовать с объектом труда, не преобразуя его во что-либо качественно новое.
Таким образом, знания и квалификации являются неотъемлемыми частями преобразовательной деятельности, которая осуществима за счет наличия у индивидов инновационного потенциала. Данная категория включает в себя:
1) интеллектуальный потенциал, в качестве которого выступает совокупность знаний индивида, профессиональных квалификаций и уровня образования, которая представляет собой структурные элементы культурного капитала;
2) креативный потенциал, которым в разной степени наделен каждый индивид.
Исходя из чего, можно сделать вывод, что инновационный потенциал, благодаря своим специфическим характеристикам, в т.ч. культурному капиталу, привносит огромный вклад в развитие общества, который выражен в инновационных решениях.
Следовательно, уровень культурного капитала и инновационного потенциала личности детерминируетпредрасположенность к созданию инноваций. При этом, знания включают в себя квалификации, как объективированную форму диспозиций ума и тела индивида. Однако квалификация в качестве знания по эффективному применению объекта труда, не имеет в качестве элементов такое же большое количество общественных сфер, помимо производственной составляющей, следовательно, не может являться предпосылкой создания инноваций. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что знания и квалификации в совокупности, как элементы инновационного потенциала и культурного капитала, являются предпосылками инновационной деятельности, и требуется их более детальное изучение для познания предпосылок создания чего-либо качественно нового.
Библиографический список
1. Антонец В.А. и др. Основы инновационной деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. Б.И. Бедного. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. университета, 2014. 303 с.
2. Бурдье П. Формы капитала / пер. с анг. М.С. Добрякова, науч. ред. В.В. Радаев // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт со-циального прогнозирования: пер. с англ. М.: Academia. 2004. 944 с.
4. Денисова Д. Это все он // Эксперт. 2005. № 44. 21 нояб. URL: https://expert.ru/expert/2005/44/44ex-drucker_11520/ (дата обращения: 13.03.2022).
5. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / пер. с англ Н. Рудницкой, Е. Кочерина. М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 304 с.
KNOWLEDGE AND SKILLS AS A PREREQUISITE TO INNOVATION
A.A. Shilova, Ya.A. Yakimenko
Perm State University
The article presents the concepts of cultural capital and innovative potential. Three states of cultural capital are considered, namely: incorporated, objectified and institutionalized. Theories of innovative potential of D. Bell and P. Drucker are also considered. In the categories of cultural capital and innovative potential, similar elements are highlighted, namely knowledge and qualifications, which the authors consider in the context of innovative activity. Summing up, the authors argue that the level of cultural capital and innovative potential of the individual determines the predisposition to create innovations.
Keywords: innovation potential, cultural capital, knowledge, qualification, innovation.