более стремительно падающим потенциалом здоровья. Весомым фактором в этом процессе является углубляющееся и расширяющееся социальное неравенство.
Библиографический список
1. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002.
2. Штайнкамп Г. Смерть, болезнь и социальное неравенство // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11, вып. 1.
3. Тихонова Н.Е. Состояние здоровья среднего класса в России // Мир России. 2008. № 4.
4. Лисицын ЮЛ. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. 1998. № 3.
5. ВенедиктовД.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования // Общественные науки и здравоохранение. М., 1987.
6. Максимова Т.М. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. М., 2008.
I.S. Samarina
Features of Shaping Student’s Youth Cultural Capital
Theoretical preconditions of shaping student's youth cultural capital are considered. Common and specific features of shaping the Russian student's youth cultural capital are clarified.
Key words and word-combinations: student's youth, cultural capital, shaping student's youth cultural capital.
Рассматриваются теоретические предпосылки формирования культурного капитала студенческой молодежи. Уточняются общие и специфические черты культурного капитала студенческой молодежи России.
Ключевые слова и словосочетания: студенческая молодежь, культурный капитал, формирование культурного капитала.
УДК 330.142 ББК 60.5
И.С. Самарина
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
туденческая молодежь является значимым фактором и ресурсом общественного и экономического развития современной России. Именно молодежь выступает перспективной силой, имеющей наибольший трудовой потенциал (образование, здоровье, мобильность). Особое значение в связи с этим приобретает тематика культурного капитала студенческой молодежи.
Общие черты и параметры оценки культурного капитала молодежи можно сформулировать на основе известных концепций, представленных в рамках классической экономической социологии. Для уточнения содержательной компоненты процесса формирования культурного капитала человека обратимся к идеям классика французской социологии П. Бурдье.
Социологическое проявление формирования культурного капитала рассматривалось ученым в контексте социальных процессов достижения акторами привилегированного профессионального положения в той или иной социально-экономической системе. П. Бурдье считал, что сущностная особенность формирования культурного человеческого капитала как раз и проявляется в том, что культурный капитал, хотя «напрямую берет свое начало с денег, конвертируется не только в деньги и доходы, но и в статус и права собственности» [1, с. 243]. По сути, в данном случае представляется оригинальный проект модели формирования содержательных компонентов культурного капитала, включающей в себя три формы / подсистемы: инкорпорированную, или воплощенную (длительные диспозиции ума и тела); объективизированную (культурные товары - картины, книги, словари, инструменты, машины); институализированную (через обновление норм, правил, принципов поведения как отражения принадлежности к различным группам - характеризуется дипломами, сертификатами, почетными званиями, знаками отличия) [1, с. 60-62].
Развивая данные подходы, несложно заметить, что инкорпорированная форма формирования культурного капитала является основной. Она характеризуется совокупностью устойчиво воспроизводимых диспозиций и реально внедренных трудовых способностей, которыми потенциально наделен собственник культурного капитала. Данная содержательная компонента формирования культурного капитала проявляется прежде всего в развитии социально значимых форм знаний, умений, навыков и социокультурных ценностей, которыми потенциально обладает и экономически реализует тот или иной актор социально-экономического действия.
Инкорпорированный культурный капитал представляет собой сущностную основу содержательного процесса формирования культурного капитала. В рамках развития инкорпорированной формы культурного капитала развиваются интеллектуальные способности индивидов, моральные качества, квалификационная подготовка. Кроме того, в рамках инкорпорированного проявления формируются базовые субъективные ценности, нормы, представления, обретаемые индивидом в процессе формальных и неформальных трудовых отношений.
Инкорпорированная форма культурного капитала дополняется институциа-лизированной, наблюдается формализация прав собственности населения, рангов, сертификатов, которые удостоверяют важность и ценность сформированного в человеке культурного капитала. Таким образом, постепенно формируются подсистемные компоненты культурного капитала [2, с. 59]. На наш взгляд, последующие объективированные (опредмеченные) формы культурного капитала являются второстепенными в современных условиях. Они проявляются не в социальном ракурсе, а в материально-экономическом комплексе овеществленных форм, характеризующих «символическую составляющую» материальных ценностей разных социальных групп. Таким образом, общее содержание формирования культурного капитала акторов проявляется в его структурных содержательных компонентах.
Содержание процесса формирования культурного капитала мы связываем с его количественным и качественным совершенствованием. При этом количественная компонента культурного капитала нами соотносится с числовой величиной множества дееспособного населения, носителей того или иного уровня культурного капитала. Качественная компонента формирования культурного капитала определяется ростом и обновлением культурных характеристик носителя культурного капитала: знаний, умений, навыков, ценностей, моральнонравственных характеристик, норм, принципов, мотивации, сформированных индивидами в процессе социализации и определяющих их социальный статус и профессиональную компетентность.
Формирование культурного капитала различных социальных групп населения имеет ряд общих черт:
- процесс осуществляется как рост инкорпорированного культурного капитала;
- реализуется модернизация объективизированного культурного капитала;
- происходит институционализация, совершенствование институализированного культурного капитала.
В то же время исследователи отмечают наличие особенностей протекания процессов формирования культурного капитала различных групп населения. Безусловно, формирование культурного капитала студенческой молодежи имеет существенную специфику.
Первая специфическая черта нами выделена на основе анализа концепций социальной политики молодежи. В рамках последних доказывается, что формирование культурного капитала студенческой молодежи проявляется как динамично изменяющийся, специфичный и неустойчивый процесс, подверженный существенным флуктуациям в рамках определенных временных рамок. «Молодежь как социально-демографическая группа отнесена к группам социального риска. Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев поведения и образа жизни создают условия для отклоняющегося, асоциального поведения, например, вхождения в криминальные молодежные группы, приобщения к наркотикам, алкоголю, «пустому» времяпрепровождению и т.д.» [3, с. 900].
На основе обозначенного методологического подхода представим такую отличительную черту, как динамичность изменений и неустойчивость процессов формирования культурного капитала студенческой молодежи. Поэтому исследование формирования культурного капитала студенческой молодежи предполагает необходимость применения панельных методик социологического анализа, систематической оценки динамики его изменения. В условиях России данная специфика активно учитывается в практике и теории социально-экономического проектирования.
Основной механизм реализации развития культурного капитала студенческой молодежи закладывается в социальных проектах, ориентированных на достижение ясных и измеряемых показателей устойчивого роста социальной культуры студенческой молодежи. В декабре 2006 г. Правительством РФ утверждена «Стратегия молодежной политики в Российской Федерации». Данный доку-
мент активно обсуждается в научных публикациях, в дискурсах общественности. «Стратегия государственной молодежной политики нацелена на развитие потенциала молодежи в интересах страны и предусматривает участие молодых граждан в разработке, оценке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики и механизмов ее реализации. В основе Стратегии лежит развитие созидательной активности молодежи, вовлечение ее в социально-экономическую деятельность, а также обеспечение интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную жизнь» [4, с. 49-59].
Исследователи отмечают необходимость государственного регулирования, охватывающего все направления молодежной социальной политики. Важнейший акцент делается на достижение устранения риска неустойчивости развития молодежи в целом, студенческой молодежи, каждого из студентов вузов и техникумов. Государство призвано устранять неустойчивость развития культурного капитала молодежи, закреплять принципиально новый регулируемый подход к реализации развития культурного капитала студенческой молодежи. Оно четко определяет цель и приоритеты, связанные с достижением предсказуемости и устойчивости данного развития.
Вторая особенность рассматриваемого нами процесса связана с тем, что формирование культурного капитала студенческой молодежи осуществляется в преимущественно потенциальной форме. В рамках образовательной системы развиваются знания, умения, навыки, формируются социально значимые ценности, при этом наблюдается искусственный отрыв образовательного производства культурного человеческого потенциала от потребностей современной организации. В то же время трудовое использование культурного капитала молодежи осуществляется, как правило, в период окончания учебного заведения и выхода акторов за пределы групповой принадлежности к студенческой социальной страте.
Поэтому можно констатировать, что студенческая молодежь в основной массе своей занята в системе образовательного труда, непосредственная трудовая деятельность ее ограничена и студенты не могут капитализировать собственный культурный потенциала в полной мере. Таким образом, студенческая молодежь - это слой населения, который непосредственно находится в системе производства (создания) образовательной формы потенциального культурного капитала.
Специфичность данного обстоятельства представляется в различных исследованиях по экономической социологии. Так, Г. Беккер доказывает, что особенность студенчества определяется его нахождением в системе непосредственного производства человеческого капитала, ведь развитие человеческого капитала в различных формах, в том числе и культурной, связано не только с вложениями в образование индивида, оптимальное размещение и подготовку на производстве, но и с наличием процессов образовательного воздействия. Здесь важнейшим фактором развития культурного капитала является само количество и качество образовательной деятельности акторов.
С определенной долей абстракции можно констатировать, что количество и
качество образовательной деятельности студенческой молодежи представляет собой важнейший индикатор социальной оценки формирования культурного образовательного капитала. Количество и качество образовательной деятельности - косвенные показатели формирования культурного капитала студенческой молодежи. Г. Беккер в связи с этим констатирует, что размер будущих социально-экономических выгод (в том числе и в форме заработной платы) имеет прямую зависимость от продолжительности и качества образования отдельных социальных групп. Поэтому в контексте формирования культурного капитала студенческой молодежи вполне можно говорить, что «способности людей объясняют только малую часть разницы в их заработках, в то время как образование - большую» [5, с. 246].
Преимущественно потенциальная форма формирования культурного капитала студенческой молодежи проявляется в общем составе усвоенных индивидами знаний, умений, навыков, морально-нравственных предпочтений, а также в культурных компетенциях и стратегических перспективах трудовой капитализации.
Третья особенность процесса связана с тем, что формирование культурного капитала и его реализация на рынке труда осуществляется при системной поддержке и комплексном контроле государства. Ведь именно государство через механизмы социальной политики обеспечивает условия образовательной деятельности студенческой молодежи и контроль за реализацией образовательного культурного капитала через рынок труда.
Исходя из вышеизложенного, можно представить еще одно проявление особенности формирования культурного капитала студенческой молодежи. Дополнительным индикатором формирования культурного капитала студенческой молодежи являются применяемые социально-экономические механизмы государственной молодежной политики. Она представляет собой один из специфических показателей формирования культурного капитала студенческой молодежи на уровне общества, региона, отдельной организационной системы.
Обобщая итоги исследования проблем формирования культурного капитала студенческой молодежи, отметим следующие особенности данного процесса.
1. Формирование культурного капитала студенческой молодежи проявляется как специфично динамично изменяющийся, неустойчивый процесс, подверженный существенным флуктуациям в рамках определенных временных рамок. Данная особенность обусловливает необходимость применения панельных методик исследования, выявления тенденций формирования в долгосрочном, краткосрочном и среднесрочном периодах функционирования.
2. Создание культурного капитала студенческой молодежи осуществляется в преимущественно потенциальной форме. Данная особенность позволяет сформулировать два следствия: основным индикатором формирования культурного капитала студенческой молодежи является ее потенциальная форма; первым дополнительным индикатором формирования культурного капитала студенческой молодежи являются культурные компетенции студенческой молодежи.
3. Формирование культурного капитала студенческой молодежи и его реализация на рынке труда осуществляются при системной поддержке и комплексном контроле государства. Данная особенность позволяет сформулировать следующее следствие: вторым дополнительным индикатором формирования культурного капитала студенческой молодежи являются социально-экономические механизмы государственной молодежной политики. Анализ реализации механизмов государственной молодежной политики общества позволяет косвенно оценивать количественные и качественные характеристики формирования культурного капитала студенческой молодежи России.
Библиографический список
1. Bourdieu P The Forms of Capital. N.Y., 1986.
2. Быченко Ю.Г. Управление развитием человеческого капитала. Саратов, 2005.
3. Молодежь. Социальная политика. М., 2008.
4. Гусев Б.Б. Современные тенденции формирования государственной молодежной политики в Российской Федерации // Социальная политика и социология. 2008. № 1 (37).
5. Becker G.S. Human capital. A Theoretical and Empirical analysis with special reference to Education. Chicago, 1993.