Научная статья на тему 'Социальная оценка культурного капитала студенческой молодежи'

Социальная оценка культурного капитала студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / STUDENTS' CULTURE / SOCIAL ASSESSMENT / CULTURAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самарина Ирина Сергеевна

Представлена система показателей социальной оценки культурного капитала студенческой молодежи. Обоснована необходимость разработки трех подсистем оценки: общей культурологической, образовательной, трудовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Assessment of the Student Youth Cultural Capital

The system of indicators of student youth cultural capital social assessment is presented. The necessity of the development of three subsystems of assessment is based: common cultural, educational and labor.

Текст научной работы на тему «Социальная оценка культурного капитала студенческой молодежи»

5. Katzenbach J, Smith D.K. The Discipline of Teams // Harvard Business Revie. 1993. March - April.

6. McIntosh-Fletcher D. Teaming by design: real team for real people. New York, 1996.

7. Гросс С. Оплата труда по командным результатам // Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда / под ред. Д. Бергер, Л. Бергера. М., 2008.

8. Галкина Т.П. Социологии управления: от группы к команде. М., 2003.

I.S. Samarina

Social Assessment of the Student Youth Cultural Capital

The system of indicators of student youth cultural capital social assessment is presented. The necessity of the development of three subsystems of assessment is based: common cultural, educational and labor.

Key words and word-combinations: social assessment, cultural capital, students' culture.

Представлена система показателей социальной оценки культурного капитала студенческой молодежи. Обоснована необходимость разработки трех подсистем оценки: общей культурологической, образовательной, трудовой.

Ключевые слова и словосочетания: социальная оценка, культурный капитал, культура студенческой молодежи.

УДК 330.142 ББК 60.5

И.С. Самарина

СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

^^дной из важнейших целей социальной политики современного государства является развитие культурного капитала молодежи. Сегодня российскому обществу необходимы молодые специалисты - собственники инновационного культурного капитала, обладающие высоким интеллектом, умеющие создавать и применять новые знания, накапливать инновации. Достижение данной цели предусматривает создание новой системы социальной оценки культурного капитала молодежи, уточнения методов исследования социальных процессов формирования культурного капитала студенческой молодежи, выявления конечных и промежуточных показателей его развития.

В научной литературе встречаются различные методологические подходы к исследованию развития культурного капитала молодежи. В.Л. Доблаев предлагает основным показателем данного развития считать ценности отдельных организационных групп социума [1, с. 239]. Н.В. Горбунова доказывает необходимость применения нескольких показателей оценки развития культурного капитала, в их числе: социальные нормы, принципы, образованность, морально-нравственные

характеристики индивидов [2, с. 38]. Т.М. Баландина обосновывает ценность анализа трансформации культурного капитала через комплекс эмпирических данных, характеризующих стиль трудового поведения социальных групп населения, их трудовой деятельности, направленной на получение дохода и иных форм социально-экономических выгод [3, с. 122]. Каждый из представленных подходов сводится к узкому набору показателей развития культурного капитала. Авторы достаточно односторонне рассматривают проявления социальных процессов развития культурного капитала студенческой молодежи. При этом нарушается принцип комплексности исследования данного явления, процесс развития культурного капитала анализируется на уровне отдельных ценностных проявлений, ограниченного комплекса социальных норм, принципов, образованности, морально-нравственных характеристик.

Каждый из узких показателей характеризует культурный капитал индивидов с определенной стороны и не представляет его системную характеристику. Взаимосвязь различных проявлений культурного капитала при этом не рассматривается, остаются вне анализа комплексные процессы трудового проявления культурного капитала студенческой молодежи. В современной социологической теории культурного капитала отражаются новые взгляды. Ю.Г. Быченко приходит к выводу о недопустимости осуществления анализа трансформаций культурного капитала молодежи на основе традиционных «узких» методологических подходов. Он доказывает необходимость разработки системной методологии исследования взаимосвязанных показателей культурного капитала, характеризующих данное явление с различных форм, уровней и проявлений [4, с. 55-56].

Развивая принцип системного анализа процессов развития культурного капитала применительно к студенческой молодежи, можно, с нашей точки зрения, предложить синтезированный подход и интегрированную систему индикаторов, характеризующую развитие культурного капитала как сложного многоуровневого явления. С учетом данного методологического подхода воспроизводство культурного капитала студенческой молодежи должно анализироваться в рамках единой системы социальных показателей, таких, как развитие общей социальной культуры, ценностных приоритетов; образовательное совершенствование трудового потенциала; изменение занятости, трансформация рынка труда студенческой молодежи. Рассмотрим данные подсистемные показатели подробнее.

Первая подсистема показателей отражает развитие общей социальной культуры, ценностных приоритетов населения в целом и студенческой молодежи в частности. По сути, первая система показателей основывается на методологических разработках, посвященных исследованию комплексного воспроизводства культурного потенциала населения. Подробное обоснование данного подхода мы находим в работах Э. Гидденса, который доказывает необходимость взаимосвязанного исследования «общественной культуры», «общественной социальной системы», «трудовой (капитализированной) культуры отдельных групп населения». Автор констатирует, что формирование культуры молодежи, как и иных групп населения, в конечном итоге проявляется в ценностных приоритетах и образе жизни данных групп общества: в их привычках и обычаях, а также в системе трудового взаимодействия, материальных благах, которые они

создают [5, с. 44]. Таким образом, очевидно, что воспроизводство культурного капитала студенческой молодежи осуществляется в системе общих процессов развития социальной культуры общества.

Обновление культурного капитала студенческой молодежи отражает процессы воспроизводства культурных ценностей студенческой молодежи как социальной страты общества. В рамках данных процессов студенческая молодежь характеризуется как социальный субъект, являющийся носителем культурного капитала преимущественно в потенциальной форме.

Индикаторы социальной оценки процессов воспроизводства молодежи как носителей культурного капитала закладываются в общих показателях, характеризующих восстановление культуры студенческой молодежи, показателях стиля социального поведения данных индивидов. К наиболее важным показателям формирования культурного капитала студенческой молодежи следует причислить ценностные приоритеты, образ жизни, социальное самочувствие, бюджет времени студенческой молодежи.

Вторая подсистема показателей отражает социальные процессы образовательного развития культурного капитала молодежи. Культурный капитал включает интеллектуально-образовательные характеристики развития студенческой молодежи: образовательное, интеллектуальное, профессиональное развитие индивидов.

Образовательное совершенствование носителей культурного капитала определяет объективные условия профессионального роста, способности к ведению тех или иных форм трудовой деятельности, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Несложно заметить, что образовательная подготовка к труду, формирование творческих способностей, необходимых морально-нравственных качеств и определяет в современных условиях возможности индивидов в дальнейшем капитализировать свой потенциал в форме высокой заработной платы, дополнительных доходов, карьерного роста, повышения социального статуса. По сути, образовательная система целевым образом производит экономически необходимые культурные свойства молодых людей, которые затем капитализируются в труде в форме дополнительных доходов государства (рост налоговых поступлений), хозяйственных организаций (рост производительности труда, повышение рентабельности, эффективности функционирования), индивидуальных носителей культурного капитала (рост заработной платы, карьерные сдвиги, трансформация социального статуса).

Формирование потенциального образовательного культурного капитала и функционирование социально-экономической системы общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый новый цикл развития социально-экономической системы определяет предпосылку нового цикла формирования образовательного культурного капитала молодежи. Время цикла формирования образовательного культурного капитала студенческой молодежи сокращается из года в год. Ю.Г. Быченко доказывает, что 20-30 лет назад время цикла формирования образовательного культурного капитала соответствовало семи-восьми годам (с учетом фундаментальных исследований - около десяти лет). В современных условиях данное время сократилось до пяти-шести лет (с учетом фундаментального развития - до семи-восьми лет). В ближайшие десять лет объективно сократится период одно-

го цикла формирования образовательного культурного капитала до четырех-пяти лет. Данная тенденция не сказывается на времени общего оборота культурного капитала, «так как общий период трудовой жизнедеятельности практически не изменяется, изменяется лишь его качественное и количественное насыщение в рамках индивидуальных оборотов стоимости человеческого капитала» [6, с. 142].

Студенческая молодежь является основным носителем образовательного культурного капитала, так как она подвержена наиболее существенному воздействию образовательной системы, развивается в рамках общих циклов образовательного культурного капитала общества. Образовательная система формирует профессиональный потенциал, обеспечивает развитие ценностных представлений и экономической культуры молодежи. Трансформации социальных процессов образовательного обновления культурного капитала наиболее интенсивны в молодежной среде, они происходят объективно и требуют постоянной оценки и регулирующей коррекции со стороны государства.

В посткризисных условиях хозяйствования необходимы сокращение циклов развития образовательного культурного капитала молодежи, активизация интеллектуального творчества, создание условий социальной адаптивности студенчества к будущим инновационным вливаниям, формирование умений и навыков реализации собственных формальных и неформальных инновационных проектов. Поэтому социальная оценка культурного образовательного капитала молодежи должна осуществляться комплексно и в постоянном режиме.

Данная оценка должна иметь ряд системных компонентов на уровне различных образовательных циклов:

1) микроциклы (циклы образовательного оборота на уровне отдельных образовательных учреждений, трудовых организаций, их внутренних подсистем);

2) макроциклы (циклы образовательного оборота на уровне общества в целом);

3) мезоциклы (циклы образовательного оборота на уровне отдельных отраслевых социально-экономических систем);

4) метациклы (циклы образовательного оборота на уровне мирового сообщества в целом).

Третья подсистема показателей характеризует социальные процессы обновления рынка труда студенческой молодежи.

Формирование культурного потенциала населения отражает также трансформационные процессы в системе занятости населения в целом или в рамках отдельных социальных групп. Трудовое накопление (использование) культурного потенциала студенческой молодежи реализует превращение последнего в культурный капитал. Культурный капитал в конечном итоге не только определяет рост доходности трудовой деятельности человека, «но и одновременно усиливает адаптивность целевого образовательного развития человеческого потенциала, активизирует процессы потребительного саморазвития человеческого потенциала» [4, с. 107].

Эффективная занятость демонстрирует процесс превращения культурного потенциала в культурный капитал через экономическое трудовое задействование потенциальных культурных свойств в форме морально-нравственных, образовательных, профессиональных характеристик студенческой молодежи. Валовой воспроизводственный оборот культурного капитала акторов, с одной сторо-

ны, отражает рост количественных показателей занятости отдельных групп населения, а с другой - характеризуется трудовой реализацией профессионального потенциала акторов, ростом эффективности труда.

Таким образом, развитие культурного капитала студенческой молодежи включает не только совершенствование ценностной культуры, образовательную подготовку акторов, но и реальное трудовое использование образовательного потенциала, заполнение действующих рабочих мест индивидами или трудовую капитализацию их культурных качеств, получение дохода, заработной платы, других экономических и социальных выгод.

Социальная оценка культурного капитала населения должна осуществляться системно. Необходимо учитывать возраст студенческой молодежи как носителя культурного капитала, анализировать качественные и количественные свойства студенчества. Большое значение имеют формальная комплексная оценка культурного капитала студенческой молодежи, выявление специфики процессов развития культуры на различных стадиях, уточнение прогноза развития данного явления в контексте социально-экономической динамики общественного воспроизводства России.

Наиболее важной является первая стадия развития культурного капитала, когда происходит становление молодого человека как носителя потенциального культурного капитала: формируются основные культурные ценности, социальные нормы и принципы, профессиональный потенциал индивидов. В эту стадию включаются дотрудовой и частично трудовой периоды жизнедеятельности человека. Студенты предрасположены не только к динамичному накоплению профессионального потенциала, но и к превращению потенциального культурного капитала в экономически задействованный. Студенческие молодежные группы наиболее часто реализуют первый опыт трудовой деятельности, активно осуществляют социальную адаптацию к трудовой деятельности, обновляют ценностные представления и убеждения в процессе первоначальных трудовых взаимодействий. В результате трансформаций культурного капитала студенчества обеспечивается эффективный переход субъектов труда ко второй стадии развития культурного капитала - периоду стабильной трудовой жизнедеятельности молодежи. В рамках студенческого периода жизнедеятельности осуществляется динамичная социализация личности, развитие личностной культуры, ее трансформация в культурный трудовой капитал.

Специфические характеристики развития культурного капитала молодежи связаны с особенностями развития всей культуры населения, формирования образовательного и морально-нравственного потенциала, накопления и реализации профессиональных способностей к труду. Социальная оценка культурного капитала студенческой молодежи должна проводиться в рамках следующих комплексных параметров:

1) оценка общей культуры студенческой молодежи, характеристика стиля социального поведения индивидов. Основные индикаторы - ценностные приоритеты, образ жизни, социальное самочувствие, бюджет времени студенческой молодежи;

2) образовательное развитие студенческой молодежи, повышение количества и качества образовательных и профессиональных способностей молодежи.

Ш.Н. Исакулов

Основные индикаторы - качественная и количественная оценка учебной деятельности, оценка формальных параметров профессионального образования, уровень напряжения образовательной деятельности молодежи, система способностей к профессиональному труду;

3) карьерный рост и система занятости студенческой молодежи. Основные индикаторы - количественный и качественный состав трудоустроенного студенчества, заработная плата, изменение дохода, рост эффективности труда, перспективы карьерного роста.

Библиографический список

1. Доблаев В.Л. Организационное поведение. М., 2002.

2. Горбунова Н.В. Закономерности развития культурного капитала в трансформирующемся обществе. Саратов, 2005.

3. Баландина Т.М. Формирование организационной культуры инновационного типа. Саратов, 2004.

4. Быченко Ю.Г. Механизм инновационного развития человеческого потенциала в условиях модернизации социально-экономической системы России. Саратов, 2009.

5. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

6. Быченко Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект. Саратов, 1999.

Sh.N. Isakulov

Social Protection of the Rights of Labor Migrants of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation

Issues of labor migrants' rights social protection are studied. Measures on reforming migration management system and the process of attraction and application of Uzbek and Russian workers' labor in two countries are proposed.

Key words and word-combinations: government control on migration, a migration infrastructure, social protection, labor migration, rights of migrants.

Исследуются вопросы формирования социальной защиты прав трудовых мигрантов. Предлагаются меры по реформированию системы управления миграцией, процесса привлечения и использования труда российских и узбекских работников в двух странах.

Ключевые слова и словосочетания: государственное управление миграцией, инфраструктура миграции, социальная защита, трудовая миграция, права мигрантов.

УДК 36+331.024(575.1)(571)

ББК 65.248(5У)

Ш.Н. Исакулов

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ

ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

^В настоящее время Республика Узбекистан проводит активную политику демократизации и либерализации общественной и экономической жизни страны. Принятая 8 декабря 1992 г. Конституция Республики Узбекистан законодательно закрепила незыблемые принципы, основные права и свободы гражданина [1]. В ст. 2 Основного Закона утверждается, что государство выражает волю народа, служит его интересам.

Сильная социальная политика является со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.