Научная статья на тему 'Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы'

Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / ВИДОЛОГИЯ ЗНАНИЙ / EDUCATION CONTENTS / EDUCATIONAL TRADITION / KNOWLEDGE TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются сущностные характеристики знаниевой традиции, проявляемые на разных уровнях содержания образования (концептуальном, учебных программ, учебников, учебных материалов). Даны авторские определения понятий: образовательной традиции, содержания образования, знаниевой традиции содержания образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge tradition of modern contents of school education: new didactic meanings

The article considers the essential characteristics of knowledge tradition, displayed at different levels of education contents (conceptions, curricula, textbooks, teaching materials). It gives the author's definitions of educational tradition, education contents, knowledge tradition of education contents

Текст научной работы на тему «Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы»

О. Н. Крылова

(Санкт-Петербург)

ЗНАНИЕВАЯ ТРАДИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ

В статье рассматриваются сущностные характеристики знаниевой традиции, проявляемые на разных уровнях содержания образования (концептуальном, учебных программ, учебников, учебных материалов). Даны авторские определения понятий: образовательной традиции, содержания образования, знаниевой традиции содержания образования

Школьное образование и собственно его содержание являются объектом традиционного внимания исследователей в области педагогики.

Проблема несоответствия содержания общего образования современным требованиям образования наиболее ярко отразилась в Федеральных государственных образовательных стандартах школьного образования нового поколения.

Тенденции развития школьного образования все больше ориентируются на усиление практической направленности получаемого образования, на самоопределение школьника в процессе школьного обучения, увеличение выбора учебных предметов и построение собственного образовательного маршрута. В силу этого в педагогической науке основное внимание уделяется условиям гуманизации, индивидуально ориентированного подхода к обучению, вариативности учебных планов, типов ОУ и т.д. Основное внимание исследователей и особенно практиков приковано в первую очередь к критике ЗУНов, но при этом изменение содержания образовательного процесса, знаний как основы содержания образования практически не исследуются.

В настоящее время весьма «модными» являются разговоры об инновациях во всех направления нашей жизни. Однако, как показывает опыт, большинство из вводимых инноваций не приживается. Этому есть и научное и афористическое подтверждение: «дерево без корней не растет». Инновации без опоры на традиции практически обречены на вымирание. Именно поэтому в основу развития содержания школьного образования может и должна быть положена знаниевая традиция. Данная категория - «знаниевая традиция» -является новой для педагогической теории и практики. Однако традиции всегда были важ-

ны, их можно рассматривать в качестве основы, скрепляющей все здание Российской системы образования.

При исследовании содержания образования и его знаниевой традиции следует опираться на системный подход как общенаучный исследовательский подход, который позволяет рассматривать содержание образования на разных уровнях его проектирования и реализации как системы.

Данный подход позволяет устанавливать целостность или фрагментарность изменений содержания образования на основе развития знаниевой традиции на каждом уровне содержания образования. Однако системный подход следует использовать во взаимосвязи с социокультурным подходом, который дает возможность рассматривать изменения содержания школьного образования в зависимости от социокультурных факторов посредством культуроцентристской исследовательской программы.

В ходе исследования развития знаниевой традиции в современном содержании общего образования нами были получены следующие результаты.

Были уточнены современное определение понятия содержание образования и его структура. Для этого были уточнены основные виды знаний, на основании выделенных функций знаний, которые проявляются в общественном и личностном опыте, составляющих социальный опыт учащегося, что в концепции М. Н. Скаткина, В. В. Краевского и И. Я. Лернера обозначено как содержание школьного образования. Выделенные нами основные виды знаний были обобщены в ви-дологию современного содержания школьного отечественного образования (табл.].

Разработанная видология знаний включает в себя информационные, процедурные,

Таблица

Видология знаний в содержании образования

Структура компетентности Виды знаний Характеристики знаний Контексты, в которых проявляются знания

Знания (когнитивная основа компетентности] Информаци- онные Описывают явления, законы, понятия и т.п., отвечают на вопросы: «что, кто?»

Опыт использования знаний (умения] Процедурные Отражают способы деятельности, характеризуют то, как явления познавать, как использовать; отвечают на вопрос: «как?» Предметный,

Отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей Оценочные Отражают отношения, отвечают на вопросы: «зачем? какова роль и значение данного явления?» межпредметный, надпредметный

Эмоционально- волевая саморегуляция Рефлексивные (личностные) Отражают чувственное восприятие, мотивацию, личные ценности, самоконтроль и самооценку, предполагают отбор и интерпретацию информации, оценок, мнений, суждений и отвечают на вопрос: «почему это для меня важно?»

оценочные и рефлексивные знания, реализуемые в предметном, межпредметном и над-предметном контекстах.

Исследование показало, что основные знания, которые приобретает учащийся в школе, могут быть представлены в виде следующей совокупности:

- информационные знания основ наук описывают явления, законы, понятия и т.п., отвечают на вопросы: «что, кто?»;

- процедурные знания отражают способы деятельности, характеризуют то, как явления познавать, как использовать; отвечают на вопрос: «как?»;

- оценочные знания отражают отношения, отвечают на вопросы: «зачем? каковы роль и значение данного явления?»;

- рефлексивные знания отражают чувственное восприятие, личную мотивацию, личные ценности, самоконтроль и самооценку, предполагают отбор и интерпретацию информации, оценок, мнений, суждений; отвечают на вопрос: «почему это для меня важно?».

Данная видология явилась основанием для проведения историко-педагогического анализа понятия и структуры содержания образования, в результате которого было уточнено современное определение понятия содержания школьного образования: от его по-

нимания как системы предметного знания основ наук - к раскрытию его как целостной системы взаимосвязанных различных видов знаний, характеризующих общественный и личностный опыт.

В исследовании были выявлены сущностные черты знаниевой образовательной традиции как целостного образовательного явления, отражающего систему исторически сложившихся норм, ценностей, идей педагогической теории и практики.

На основании характеристики образовательной традиции была выделена знаниевая традиция, которая представляет собой типичную для конкретного этапа развития образования совокупность определенных видов знания, которая образует индивидуальный тезаурус школьника и позволяет ученику осознать осваиваемое знание и включить его в систему собственных познавательных умений и ценностей.

Важным результатом исследования является характеристика структуры и содержательных элементов развития знаниевой традиции на всех уровнях содержания школьного образования (концепций, учебного предмета, школьной учебной книги, учебных материалов). Сущностные характеристики развития знаниевой традиции были выявлены на основании теоретического и эмпирическо-

го анализа, проведенного на каждом уровне содержания образования. Анализу были подвергнуты классические и современные теории и концепции, модели построения содержания образования, учебники по гуманитарным и естественно-научным предметам и другие учебные материалы. Основой анализа явилась установленная в исследовании видо-логия знаний.

Сущностные характеристики развития знаниевой традиции были зафиксированы на разных уровнях содержания образования, их специфика выявлена на разных ступенях общего образования (основная и старшая школа].

Развитие знаниевой традиции в содержании школьного образования проявляется:

- на уровне концепций (в ограничении удельного веса предметных информационных знаний основ наук и увеличении других видов знания, отвечающих на вопросы «как?» «зачем?»; в уточнении смысла ведущих принципов конструирования содержания образования - фундаментализации (научности], гуманизации, культуросообразности];

- на уровне всех учебных предметов (в выходе за пределы предметных информационных знаний основ наук, посредством расширения межпредметного, надпредметно-го контекстов];

- на уровне школьной учебной книги (в диалоговом характере построения учебного содержания и изменении аппарата ориентировки, включающего вопросы и задания, направленные на формирование компетенций учащихся за счет акцентирования внимания на процедурных и оценочных знаниях мировоззрения и ценностных ориентаций школьников, что предполагает усиление межпредметного и надпредметного контекстов знаний и формирование рефлексивных знаний; в осознанном построении индивидуального способа освоения содержания образования, что предполагает выбор учащимися различных заданий];

- на уровне учебных материалов (в изменении соотношения информационных, повествовательных и дискуссионных текстов: рост объема дискуссионных текстов, ориентированных на формирование оценочных и рефлексивных знаний, с целью развития самостоятельной позиции учащихся, ценностных установок, обогащения их личностного опыта; в увеличении информации о способах и методах познания, что обеспечивает фор-

мирование процедурных и оценочных знаний, способствующих развитию познавательной самостоятельности школьника, количества ситуационных учебных задач, направленных на формирование рефлексивных, оценочных, процедурных знаний, отражающих личностный и общественный опыт педагогов и учащихся].

Выявлена специфика знаниевой традиции на разных ступенях школьного образования. Так, на ступени основной школы развитие знаниевой традиции проявляется в увеличении доли предметных оценочных знаний и расширении межпредметного и надпредмет-ного контекстов; на ступени старшей школы - в приоритете предметных информационных знаний основ наук, процедурных и рефлексивных знаний, реализованных в предметном и надпредметном контекстах.

Сделан вывод о том, что развитие знание-вой традиции отражает трансформацию педагогических целей в информационном обществе и выражается в содержании образования через изменения:

- целей построения содержания образования: от жесткой регламентации содержания на основе дидактических единиц к проектированию содержания, освоение которого ориентировано на формирование основных компетенций как результата школьного образования;

- источников построения содержания образования путем включения в содержание учебных предметов надпредметных контекстов реальной практики;

- ориентации содержания образования каждой ступени на формирование ведущих новообразований целостной личности;

- характера взаимодействия учителя и учеников на основе снятия противоречий, связанных с различиями информационных потоков школьников и учителей, обусловливающих необходимость усиления диалога, обмена ценностями и опытом учителя и ученика, роста воспитательного потенциала содержания образования с учетом образовательных возможностей групп и появления новых педагогических технологий.

Выявлено основное условие продуктивной реализации изменений знаниевой традиции в современном содержании школьного образования - развитие дидактической компетентности учителя как способности и готовности решать педагогическую задачу, строить образовательный процесс, направленный

на достижение учащимися целей современного образования.

Эксперимент, проведенный с учащимися, позволил выявить их предпочтения в содержании школьного образования, которые свидетельствует о том, что продолжает сохраняться прагматическое отношение к содержанию образования, заключающееся в предпочтении предметов, разделов, учебных материалов, которые смогут помочь в будущем быть успешным в профессиональном мире.

Однако наметилась и новая тенденция: современные ученики отдают предпочтение предметам, способствующим их личностному развитию, и заданиям, носящим межпредметный и надпредметный характер. Подавляющее большинство учащихся высказали большую заинтересованность в новых видах знаний, представленных через проблемные задания, кейсы, ситуационные задания, в разнообразии носителей содержания образования (бумажных и электронных], что подтверждает развитие знаниевой традиции в содержании образования.

Сравнение по ряду характеристик позиций учителей, студентов и учащихся позволило установить, что наиболее заинтересованными в развитии содержания образования оказываются учащиеся, наименьшая востребованность внепредметного содержания харак-

терна для учителей, что свидетельствует, по нашему мнению, о традиционной предметной подготовке, которую получили педагоги.

В качестве путей подготовки учителя к реализации изменяющегося содержания школьного образования можно рассматривать учебную текстологию - технологию работы с учебным содержанием, инновационные средства методического сопровождения образовательного процесса с использованием электронных учебных материалов - модули методической поддержки, персонифицированные модульные образовательные программы подготовки и переподготовки педагогов в системе постдипломного образования.

Можно говорить о появлении важной дидактической закономерности, согласно которой качество знаний есть результат их освоения, оно становится архиважной деятельностью обучающего и обучающихся, в ней проявляется единство содержательной и процессуальной сторон обучения устанавливается зависимость не только от того, чему учат, но и от того, как учат, что еще больше проявляет смысл высказывания А. Н. Леонтьева, знание

- это «значение для меня».

Таким образом, знаниевую традицию можно рассматривать в качестве основы развития современного содержания школьного образования.

Литература

1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры : Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.

2. Выбор в современной школе / Под ред. А. П. Тряпицыной. -СПб.: Водолей, 2002. - 343 с.

3. Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 90-102.

4. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому.

- М., 2001. - 17 с.

5. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования : моногр. -СПб.: ЛЕМА, 2010. - 355 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.