Научная статья на тему 'Знание о безопасности история, технология, культура'

Знание о безопасности история, технология, культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
136
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК И УГРОЗА / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА / SAFETY / RISK AND THREAT / SAFETY CULTURE / HUMANITARIAN PARADIGM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Трунов Михаил Вячеславович

Статья посвящена теоретическим аспектам обеспечения безопасности личности. Рассматриваются идеи, взгляды, концепции зарубежных и отечественных ученых, а также парадигмальные основания теории культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Knowledge of Safety: History, Technology, Culture

The article discusses the theoretical aspects of person's safety. The author analyzes the ideas, views and conceptions of foreign and Russian scientists as well as the foundations of the theory of safety culture

Текст научной работы на тему «Знание о безопасности история, технология, культура»

УДК 371.3.001.25 ББК 68.9+74.266.8

Трунов Михаил Вячеславович

аспирант

кафедра педагогики и методик профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула

Trunov Mikhail Vyacheslavovich

Post-graduate

Chair of Pedagogy and Methodology of Professional Education Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Tula

Знание о безопасности - история, технология, культура Knowledge of Safety: History, Technology, Culture

Статья посвящена теоретическим аспектам обеспечения безопасности личности. Рассматриваются идеи, взгляды, концепции зарубежных и отечественных ученых, а также парадигмальные основания теории культуры безопасности.

The article discusses the theoretical aspects of personality’s safety. The author analyzes the ideas, views and conceptions of the foreign and the Russian scientists as well as the foundations of the safety culture theory.

Ключевые слова: безопасность, риск и угроза, культура безопасности, гуманитарная парадигма.

Key words: safety, risk and threat, safety culture, humanitarian paradigm.

Этимология понятия «безопасность», по мнению авторитетного немецкого социолога Кауфмана, связана с латинским словом securitas, происходящим, в свою очередь, от словосочетания sine cura (без заботы), которое означало отсутствие заботы (попечения) о душе. Во времена Нерона securitas появляется на монетах Римской империи в качестве персонифицированного женского образа со скипетром или венком, символизировавшего политическую стабильность.

Производное securus (беззаботный) в исходном значении не соотносилось с объективным состоянием защищенности, а означало свойство личности, лишь косвенно связанное с ощущением отсутствия опасности. Впоследствии

семантика слова расширилась, и оно стало употребляться как минимум в двух значениях:

- во-первых, «бесстрашный, смелый», т.е. сознающий опасность, а также готовый и способный ей противостоять;

- и, во-вторых, «небрежно беспечный», т.е. не способный адекватно оценить угрозу своей безопасности [1].

С завершением периода Античности понятие securus трансформировалось и стало ассоциироваться с такими определениями как «безопасный», «защищенный», «надежный». Безопасность, воспринимавшаяся, прежде всего, как объективное отсутствие опасности, стала пониматься еще и субъективно - как результат целенаправленных усилий, обеспечивающих надежность среды, деятельности, процессов, институтов и т.д. Объективно в состоянии безопасности находится человек, которому не грозит опасность или который от этой опасности защищен. Однако в безопасности чувствует себя и тот, кто не распознает грозящую опасность или недооценивает ее и убежден, что справится с ней. Безопасность может трактоваться и как состояние, присущее человеку, уверенному в своих силах, которому нерешительность и сомнения не мешают действовать в угрожающих ситуациях. Такой человек часто воспринимается как защитник других и образец для подражания.

Таким образом, с течением времени понятие безопасности приобретает другие значения, ранее ему не свойственные: certus (определенный,

устойчивый, проверенный), отражающее достоверность имеющегося у человека знания и убежденность в нем, и bonus (полезный, умелый, способный, надлежащий), подразумевающее обладание соответствующей компетенцией. Безопасность в первом из этих значений актуализирует такое качество как надежность, непосредственно связанное с этической категорией «доверие».

Кауфман подчеркивает, что изменения семантики понятия демонстрируют трансформацию оценки стоящего за этими различными значениями состояния сознания, в котором статические компоненты (представление об опасности, знание о способах защиты и преодоления

негативных последствий опасных ситуаций) интегрируются с динамическими компонентами (оценка угрозы, умение действовать в непредвиденных обстоятельствах, снижение рисков).

Исследование человека, его личности, по словам А.Г. Спиркина, «должно основываться на понятии единства социального, биологического и психического» [2]. В концепции биопсихосоциального единства человека индивид понимается как целостность биологических, психических и социальных состояний, отношений и процессов, помещенная в социокультурные контексты и относящаяся к общему человеческому онтогенетическому времени от оплодотворенной яйцеклетки до смерти. Рассматривая существование человека как непрерывное развитие сложной динамической системы, мы определяем это развитие как процесс создания и разрушения, возникновения и исчезновения возможностей, способностей и качеств.

Потребность в безопасности охватывает все подсистемы сложной динамической системы «человек», поскольку ассоциируется с целостностью каждой из них в отдельности и всех вместе. Иначе, например, повреждение биологической подсистемы в результате акта насилия может привести к нарушениям в психической подсистеме вследствие страха и далее к негативным изменениям в социальной подсистеме в виде самоизоляции от общества. Обеспечение безопасности, таким образом, требует удовлетворения этой потребности как таковой, даже если люди не осознают потенциальных рисков и считают, что им ничто не угрожает.

В современных исследованиях безопасность человека рассматривается как совокупность двух измерений: внешнего (безопасность как защищенность), обеспеченного надежностью специальных систем и их элементов, и внутреннего (безопасность как установка), проявляющегося в самостоятельности и самоопределении индивида. Речь идет, следовательно, о субъективном восприятии безопасности как позитивного представления о собственном безопасном состоянии. Здесь впервые возникает вопрос о

культуре безопасности как о связующем звене между двумя измерениями безопасности, способном объединить объективно существующие условия жизнедеятельности человека и его субъективное отношение к своей безопасности.

Рассмотрим амбивалентность понятий внутренней и внешней безопасности. Стремление человека к безопасности носит универсальный характер и актуализируется в определенных потребностях, среди которых:

- потребность в гарантии защищенности от внешней угрозы;

- потребность в поддержании порядка как фактора обеспечения должного уровня безопасности,

- потребность в душевном равновесии.

Состояние неопределенности, связанное с отсутствием гарантий безопасности, может быть обусловлено внешними причинами, субъективным восприятием человека, а также характером его взаимодействия с внешним миром. При этом важным является вопрос о различении действительной (продуктивной) безопасности, когда человек уверен в своей защищенности, и мнимой (непродуктивной) безопасности «невротика, занятого непрекращающейся лихорадочной деятельностью по обеспечению собственного спокойствия» [3]. Очевидно, что отсутствие внутренней безопасности невозможно скорректировать только изменениями во внешней среде, и в то же самое время влияние среды нельзя недооценивать. Достижение оптимального баланса возможно, с нашей точки зрения, через развитие личностной характеристики нового качества - культуры безопасности, реализующейся в поле взаимодействия внутреннего и внешнего измерений безопасности (рис. 1).

Рис. 1. Культура безопасности как поле взаимодействия внутреннего и внешнего измерений безопасности

Внешнее измерение безопасности связано со стремлением человека чувствовать себя защищенным от внешних негативных процессов, для чего государство предпринимает определенные действия, связанные, в частности с обеспечением безопасности на рабочем месте, в общественных местах, на транспорте и т.д. Внутреннее измерение соотносится с «состоянием свободы от страха и опасений», обусловленным субъективной восприимчивостью. И, несмотря на эту субъективность, внутреннее состояние, безусловно, следует рассматривать в качестве критерия надлежащего обеспечения внешней безопасности.

В современных научных концепциях культура безопасности напрямую связывается с человеческим фактором. Начиная с середины ХХ столетия сначала в западной, а затем и в отечественной науке, вопросы безопасности приобретают гуманитарную направленность, которая приходит на смену технологическому детерминизму [4; 5; 6].

Основоположники гуманитарной парадигмы безопасности настаивают на выявлении общих закономерностей деятельности человека в условиях

опасности для того, чтобы сделать эту деятельность, с учетом ее специфики, более безопасной. Причем безопасной не только по отношению к физическим опасностям, но и с точки зрения социальных опасностей (наказаний, потери авторитета, уважения, культурной идентичности и т. п.), а также и «духовных» опасностей - переживаний по поводу совершенных ошибок, оплошностей, нанесения кому-то вреда и пр. [7; 8].

Сторонники глобального видения проблем безопасности, обращая внимание на небывалый темп, который характерен для современных культурных, политических, социальных изменений, утверждают, что человечество может погибнуть не из-за ядерной, экологической катастрофы, или истощения ресурсов, а из-за психологической перегрузки, нервного и физического истощения. У данной опасности есть название «футурошок», или «шок будущего». Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Неумение приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации идентифицируется как одна из главных опасностей современного мира. Поэтому безопасность человека как биологического, психологического и социального существа все чаще рассматривается с точки зрения его приспособленности к этим переменам [9].

Угрожающие жизни и здоровью людей природные и социальные явления, среди которых стихийные бедствия, войны, голод, нищета, болезни и т.д., стали приоритетными областями деятельности региональных и международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Европейской комиссии). Однако наряду с этими проблемами в современной гуманитарной науке все чаще поднимаются вопросы, связанные с появлением таких опасных явлений, как международный терроризм, размывание культурного разнообразия, манипуляция сознанием масс и др. Большое внимание уделяется также опасностям развития чрезмерного индивидуализма, эгоизма, а также «непрекращающихся поисков

того, что могло бы отвлечь внимание или развлечь, будь то телевидение или наркотики» [10].

В последнее время широкое распространение получила концепция психотипов, основанная на рассмотрении проблем безопасности с точки зрения западной, восточной и русской культур. Данная проблема проанализирована Г.С. Чеуриным, который использует понятие культурно-исторического психологического типа личности (психотипа) как некоего «состояния души» конкретного человека, определяющего его стиль жизни и образ мыслей, а также интуитивные действия в реальной экстремальной ситуации [11].

Таким образом, в новейшей эпохе существует целый комплекс проблем безопасности человека и общества, которые из плоскости биологической и технико-технологической перешли в плоскость гуманитарную, проявляются в духовном мире человека, а также выступают элементом реальной культуры практической жизни людей. И здесь речь идет уже не о необходимости восполнения недостатков в безопасности человека или общества, а в потребности ее всестороннего обеспечения, т.е. в развитии культуры безопасности, которая должна быть присуща как обществу в целом, так и отдельной личности.

Библиографический список

1. Kaufmann, F.X. Sicherheit: Das Leitbild beherrschbarer Komplexitat [Текст] / F.X. Kaufmann // Lessenich, St. (Hg.) Wohlfahrtsstaatliche Grundbegriffe. Historische und aktuelle Diskurse. - Frankfurt/New York: Campus, 2003. - S. 73104.

2. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 1998. - 816 с.

3. Kaufmann, F.X. Sicherheit als soziologisches und sozialpolitisches Problem [Текст] / F.X. Kaufmann. - Stuttgart: Enke, 1973.

4. Горина, Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и

гомоморфизма [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Горина Лариса Николаевна. - Тольятти, 2002. - 443 c.

5. Кристенсен, Ж. Человеческий фактор [Текст] / Ж. Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули ; под ред. Т. Салвенди. В 6 т. - М.: Мир, 1991. - Т. 1: Эргономика - комплексная научно-техническая дисциплина. - 599 с.

6. Кузнецов, В.Н. Формирование культуры безопасности в

трансформирующемся обществе: Социологический аспект [Текст] :

автореферат дис. ... д-ра соц. наук : 22.00.01 / Кузнецов Вячеслав Николаевич. -Москва: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, 2002.

7. Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление [Текст] / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

8. Зиновьев, А.А. На пути к сверхобществу [Текст] / А.А. Зиновьев. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.

9. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер ; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557с.

10. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории [Текст] : сборник / А.Дж. Тойнби; пер. с англ. - М.: Рольф, 2002. - 592 с.

11. Чеурин, Г.С. Самоспасение без снаряжения [Текст] / Г.С. Чеурин. -М.: Русский журнал, 2000. - 194 с.

Bibliography

1. Aronson, E. Age of Propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion [Text] / E. Aronson, A.R. Pratkanis. - St. Petersburg: Prime-Euroznak, 2003. - 384 p.

2. Cheurin, G.S. Self-Rescue Without Equipment [Text] / G.S. Cheurin. - M.: The Russian Journal, 2000. - 194 p.

3. Christensen, J.M. Human Factor [Text] / J.M. Christensen, D. Meister, P. Fouly ; G. Salvendy (Ed.). In 6 Volumes. - M.: Mir, 1991. - Volume 1: Ergonomics: Complex Scientific-Technological Discipline. - 599 p.

4. Gorina, L.N. Multilevel Pedagogical System of the Development of Personal Safety Culture on the Base of Iso- and Homomorphism [Text] : Thesis of Doctor of Pedagogy : 13.00.08 / L.N. Gorina. - Tolyatti, 2002. - 443 p.

5. Kaufmann, F.X. Safety: The Model of Controllable Complexity [Text] // F.X. Kaufmann // Lessenich, St. (Ed.) Foundations of Welfare State. Historical and Actual Discourse. - Frankfurt / New York: Campus 2003. - P. 73-104.

6. Kaufmann, F.X. Safety As a Sociological and Sociopolitical Problem [Text] / F.X. Kaufmann. - Stuttgart: Enke, 1973.

7. Kuznetsov, V.N. The Development of Safety Culture in an Altering Society: Sociological Aspect [Text] : Thesis of Doctor of Sociology : 22.00.01 / V.N. Kuznetsov. - M., 2002.

8. Spirkin, A.G. Philosophy [Text] : Textbook / A.G. Spirkin. - M.: Gardariki, 1998. - 816 p.

9. Toffler, A. Future Shock [Text] / A. Toffler. - M.: AST Publishing, 2002. -

557 p.

10. Toynbee, A. J. Civilization on Trial [Text] / A.J. Toynbee. - M.: Rolf, 2002. - 592 p.

11. Zinovyev, A.A. On the Way to Super Society [Text] / A.A. Zinovyev. -M.: Centrepoligraph Publishing, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.