Научная статья на тему 'Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект'

Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
828
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ОТСУТСТВИЕ ОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОВОКУПНОСТИ ЕЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PERSONAL SECURITY / SOCIAL PRACTICES OF SAFE BEHAVIOR / PHILOSOPHICAL ASPECT OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A PERSON / A PERSON AS AN OBJECT OF SECURITY / PROCESS OF PERSONAL SECURITY DEVELOPMENT / LACK OF RISK / PERSONAL INFORMATION CULTURE / INFORMATION COMPONENT IN THE SYSTEM OF CULTURAL AND VOCATIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна

Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Философский аспект информационно-психологической безопасности личности состоит в мировоззренческом осознании личностью состояния защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, а также социальных практиках безопасного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A PERSON: PHILOSOPHICAL ASPECT

Security is a state of protection of vital interests of an individual, a society and a state from internal and external threats. Philosophical aspect of information-psychological security of a person is an ideological sense of protection of the vital interests from the internal and external threats, as well as social practices of safe behavior.

Текст научной работы на тему «Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект»

УДК 101

Лунев Александр Николаевич

доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева -КАИ

Пугачева Наталья Борисовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права Казанского государственного архитектурно-строительного университета

ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Lunev Alexander Nikolayevich

Dr. Sci., Professor, Machine Building Technologies Department, Kazan National Research Technical University

Pugacheva Natalia Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Process Safety and Law Department, Kazan State University of Architecture and Construction

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A PERSON: PHILOSOPHICAL ASPECT

Аннотация:

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Философский аспект информационно-психологической безопасности личности состоит в мировоззренческом осознании личностью состояния защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, а также социальных практиках безопасного поведения.

Ключевые слова:

безопасность личности, социальные практики безопасного поведения, философский аспект информационно-психологической безопасности личности, личность как объект безопасности, процесс формирования безопасности личности, отсутствие опасности, информационная культура личности, информационная составляющая в совокупности ее общекультурных и профессиональных компетенций.

Summary:

Security is a state of protection of vital interests of an individual, a society and a state from internal and external threats. Philosophical aspect of information-psychological security of a person is an ideological sense of protection of the vital interests from the internal and external threats, as well as social practices of safe behavior.

Keywords:

personal security, social practices of safe behavior, philosophical aspect of information and psychological security of a person, a person as an object of security, process of personal security development, lack of risk, personal information culture, information component in the system of cultural and vocational competences.

В России долгое время безопасность была приоритетом, монополией политического руководства. Поэтому важным событием стало принятие в 1992 г. Закона РФ «О безопасности» (ФЗ № 2446-1 от 5 марта 1992 г.), где впервые определено, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Личность стала главным объектом безопасности. А безопасность личности - направлением целенаправленной деятельности государственных и негосударственных институтов, граждан [1]. В этой связи изучение процесса формирования информационно-психологической безопасности личности становится чрезвычайно важным [2].

Изучение толковых словарей показало, что при определении значения слова «безопасность» акцент делается на состояния и переживания человека, связанные с его положением в настоящем, перспективами на будущее и чувством защищенности от различного рода опасностей. Например, в Большом толковом словаре русского языка безопасность

определяется как отсутствие опасности, угрозы, безвредность [3, с. 67], а опасность - угроза бедствия, несчастья, катастрофы [3, с. 715]. В международных документах МАГАТЭ отмечено, что безопасность - состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом понятие «чрезмерная опасность» раскрывается в следующем контексте: безопасность - свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий [4, с. 11].

Как известно, слово «личность» (лат. регеопа!^ - субъект отношений и сознательной деятельности) этимологически происходит от латинского persona, что переводится как «маска» [5]. Одним из родоначальников определения личности принято считать Г. Олпорта [6]. Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность - это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение. По нашему мнению, многообразие дефиниций понятия «личность» обусловлено множеством структурообразующих компонентов личности и сложностью установления связей между ними. Очевидно, все многообразие точек зрения по теории личности можно свести к следующим трем, которые представляют собой разные варианты соотношения биопсихосоциального в структуре личности. Первая точка зрения включает позиции тех исследователей, которые считают понятия «сущность человека» и «личность» тождественными (А.Г. Мысливченко, П.Е. Кряжев). Вторая точка зрения заключается в том, что личность - это интеграция биологического и социального (К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин). Третья точка зрения объединяет мнения тех авторов, которые рассматривают сущность человека как общественно-природный фактор его развития, а личность - как систему его устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни (Б.Г. Ананьев, Е. Ануфриев, Л.П. Буева, И.С. Кон, Ю.В. Сычев, В.Ф. Сержантов, А.Г. Спиркин, А.Г. Эфендиев, В.А. Петровский). Мы будем опираться на положение А.В. Петровского о том, что личность - это человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности [7]. Личность - это продукт существования человека; носитель совокупности социально значимых черт и психических свойств, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих поведение индивида как сознательного субъекта деятельности и общественных отношений.

Информация существует в бесчисленном множестве описаний конкретных материальных и нематериальных форм, объектов, процессов. Специалисты классифицируют информацию по разным основаниям: форме (дискретная или непрерывная); области возникновения (элементарная (механическая), биологическая, социальная), способу передачи и восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, органолептическая, машинная), общественному назначению (личная, массовая, специальная), способам кодирования (символьная, текстовая, графическая). Мы предлагаем рассматривать информацию как смысловой, содержательный аспект сигналов, зарегистрированных и преобразованных субъектом в известные понятия.

Обобщая изложенное, отметим, что философский аспект информационнопсихологической безопасности личности состоит в мировоззренческом осознании личностью состояния защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних опасностей и угроз, а также социальных практиках безопасного поведения [8].

Формирование информационно-психологической безопасности личности может опираться на следующие принципы: 1) принцип центрации, обусловливающий создание комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, обеспе-

чивающих состояние защищенности личности от многообразных информационных воздействий, а также адекватной системы ее отношений к окружающему миру и самой себе; 2) принцип легитимизации, обеспечивающий процессу формирования информационнопсихологической безопасности личности общественное признание и предполагающий создание психологических механизмов (само)регуляции; 3) принцип имплицитности, предусматривающий разработку механизмов психологической защиты, обеспечивающих защищенность сознания от негативных информационных воздействий; 4) принцип амплификации, обусловливающий расширение информированности личности об информационнопсихологических опасностях и угрозах, а также формирование и поддержание устойчивой направленности на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты.

Формирование информационно-психологической безопасности личности основано на организационно-психологических условиях и психологических факторах.

В совокупность организационно-психологических условий формирования информационно-психологической безопасности личности мы включили: потребность личности в безопасности; свободу информации; нормативно-правовое обеспечение информационнопсихологической безопасности личности.

Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей личности, связанная с отсутствием опасности и риска. Сигналом опасности для человека служит страх. Человеку свойственно ощущать свою безопасность на основе субъективной когнитивноэмоциональной оценки ситуации как потенциально опасной. Данная оценка базируется на естественных сигналах опасности и результатах особой формы научения (социальном заимствовании). Опыт успешного избегания опасности, с одной стороны, позволяет активно действовать в опасном мире, но, с другой, притупляет эмоцию страха до такой степени, что человек начинает пренебрегать реальной опасностью. Многие страхи являются результатом особой формы научения (социальное заимствование). Мощнейшим фактором социального заимствования являются средства массовой коммуникации, которые для привлечения аудитории используют эмоцию страха перед реальными, а нередко вымышленными опасностями. В такой ситуации вступает в действие «эффект заражения», свойственный для толпы (хотя эта толпа и виртуальна), который нарушает процесс восприятия риска.

Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это обусловливает отношение индивида к личной безопасности как к общественному благу, представляющему собой совокупность ценностей: материальных (источники получения информации о личной безопасности; целенаправленная деятельность (не)государственных институтов по обеспечению безопасности личности) и духовных (признание безопасности личности как глобальной ценности человечества; осознание приоритетности безопасности личности в системе безопасности).

Свобода информации - это условное обозначение целой группы свобод и прав. В 2000 г. правительства государств-членов ЮНЕСКО приняли программу «Информация для всех». Свободный доступ к информации расширяет информационный горизонт и гарантирует личности соблюдение права, дающего возможность выразить и осуществить свою суверенную политическую волю. Право на свободный доступ к информации проистекает из права на собственное мнение и свободу его выражения, что и привело к возникновению права на получение информации. Сегодня это основополагающее право человека, оформленное в ряде важных документов и деклараций международных организаций.

Нормативно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности отражено в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»

(2000), ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006), «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008) и определяет социальное и индивидуально-личностное направления формирования, функционирования и развития информационно-психологической безопасности личности.

В совокупность психологических факторов информационно-психологической безопасности личности мы включили развитие ее информационной культуры и формирование информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций.

Под информационной культурой мы понимаем свойство личности, характеризующее ее как субъекта информационной деятельности и определяющее отношение к функционированию и развитию информационной сферы общества. По нашему мнению, в структуре информационной культуры личности можно выделить следующие компоненты, обусловливающие обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение к получению, восприятию и целенаправленной передаче информации в конкретной ситуации: 1) гностический (осознание влияния информационных процессов и технологий на развитие личности, общества и биосферы; целостное представление об информационной сфере деятельности; понимание необходимости обеспечения информационно-

психологической безопасности личности); 2) эмоциональный (содержание информационных потребностей и степень их удовлетворения; интерес к различным источникам информации и связанные с ними ожидания; предпочтительность каналов получения необходимой информации; увлеченность интернет-ресурсами; отношение к девиантному интернет-поведению); 3) конативный (овладение способами и приемами работы с информацией на основе традиционных и новых информационно-компьютерных подходов, использование их как инструмента в различных видах деятельности; способы распространения информации; формы интернет-деятельности; методы получения необходимой информации и ее обработки; определение видов информационно-психологической угрозы; умения и навыки информационно-психологической самозащиты).

Формирование информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций обусловлено позиционированием компетентностного подхода в современном образовательном пространстве. Компетентностный подход рассматривается нами как современный коррелят системного, акмеологического, деятельностного, аксиологического подходов, обусловливающий разработку компетентностных моделей выпускников профессиональной школы, способных не только к эффективному выполнению трудовых функций, но и развитию информационной сферы общества применительно к конкретному проекту.

Под информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций мы понимаем интегративное качество личности, отражающее ее характеристики, влияющие на формирование мировоззренческих основ информационной деятельности: 1) когнитивные (целостное представление об информационной сфере общества; знание информационной техники, технологий и методов их применения в различных областях жизнедеятельности; понимание механизмов функционирования телекоммуникационных сетей; осознание негативных информационно-психологических воздействий; информированность об информационно-психологических опасностях и угрозах; наличие представления об этике и такте в компьютерной коммуникации); 2) мотивационные (ценностное отношение к объектам и субъектам информационной сферы; способность диагностировать свои информационные потребности; осознанная мотивация на развитие умений и навыков информационной деятельности; устойчивая направленность на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты); 3) деятельност-

ные (информационная грамотность (конкретно-практические умения и навыки получения, хранения, передачи и обработки информации); умение ориентироваться в информационных потоках и пользоваться телекоммуникационными сетями; организация эргономики рабочего пространства информационной деятельности; способность к копинг-поведению в ситуациях негативного информационного воздействия).

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика информационной культуры личности и информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика информационной культуры личности и информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций________________________________________

Параметры сравнения Информационная культура личности Информационная составляющая в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций

Сущность Свойство личности, характеризующее ее как субъекта информационной деятельности и определяющее отношение к функционированию и развитию информационной сферы общества Интегративное качество личности, влияющее на формирование мировоззренческих основ информационной деятельности; усвоение знаний и освоение опыта использования информационных средств и технологий в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; приобретение способности к противодействию негативного информационного воздействия

Структуро- образующие компоненты - Гностический (осознание влияния информационных процессов и технологий на развитие личности, общества и биосферы; целостное представление об информационной сфере деятельности; понимание необходимости обеспечения информационно-психологической безопасности личности); - эмоциональный (содержание информационных потребностей и степень их удовлетворения; интерес к различным источникам информации и связанные с ними ожидания; предпочтительность каналов получения необходимой информации; увлеченность интернет-ресурсами; отношение к девиантному интернет-поведению); - конативный (овладение способами и приемами работы с информацией на основе традиционных и новых информационнокомпьютерных подходов, использование их как инструмента в различных видах деятельности; способы распространения информации; формы интернет-деятельности; методы получения необходимой информации и ее обработки; определение видов информационнопсихологической угрозы; умения и навыки информационнопсихологической самозащиты) - Когнитивный (целостное представление об информационной сфере общества; знание информационной техники, технологий и методов их применения в различных областях жизнедеятельности; понимание механизмов функционирования телекоммуникационных сетей; осознание негативных информационно-психологических воздействий; информированность об информационно-психологических опасностях и угрозах; наличие представления об этике и такте в компьютерной коммуникации); - мотивационный (ценностное отношение к объектам и субъектам информационной сферы; способность диагностировать свои информационные потребности; осознанная мотивация на развитие умений и навыков информационной деятельности; устойчивая направленность на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты); - деятельностный (информационная грамотность; умение ориентироваться в информационных потоках и пользоваться телекоммуникационными сетями; организация эргономики рабочего пространства информационной деятельности; способности ведения диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек -компьютер - человек»; способность к ко-пинг-поведению в ситуациях негативного информационного воздействия)

Сравнительная характеристика информационной культуры личности и информационной составляющей в совокупности ее общекультурных и профессиональных компетенций показала, что оба понятия характеризуют сложный феномен взаимодействия личности и информации. Вместе с тем следует отметить, что информационная культура личности, обеспечивая осознание фундаментальной роли информации в личном и общественном развитии, и направленность реализации интересов в информационной сфере общества, первична по отношению к информационной составляющей в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Информационная составляющая обусловливает информационную грамотность личности, опыт информационной деятельности и формирование готовности к информационному образованию на протяжении всей жизни.

Обобщая изложенное, следует отметить, что информационно-психологическая безопасность личности - сложное образование, определяющее такой способ организации и развития жизнедеятельности, при котором она способна защитить себя в качестве объекта информационного воздействия и не способна оказывать целенаправленные негативные информационные воздействия на других субъектов информационных отношений (см. схему 1).

Схема 1 - Формирование информационно-психологической безопасности личности

(ИПБЛ)

ИПБЛ - защищенность жизненно важных интересов личности в информационной сфере, а также осознание негативных информационно-психологических воздействий и освоение механизмов противодействия

Принципы: центрации, легитимизации, имплицитности, амплификации

Психологические Механизмы информационно-

механизмы психологическои самозащиты.

саморегуляции: реализуемые на трех психологических

эмоциональные; бессознательном;

поведенческие подсознательном; сознательном

Критерии ИПБЛ:

доступность; пертинентность; ценность: адекватность; защищенность

Ссылки:

1. Писарь О.В., Пугачева Н.Б. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦБЖД. 2010. № 1. С. 36-39.

2. Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования // Социосфера. 2011. № 1. С. 42-46.

3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. редактор С.А. Кузнецов. СПб., 2000.

4. Ефимова Н. Основы психологической безопасности : учеб. пособие. М., 2010.

5. Слотина Т. Психология личности [Электронный ресурс] // 11Р1_:

1"|Нр:/Я1сйопЬоок.ги/аи11тогЛ_у_8!ойпа/р811ю!од1уа_!1с1то811_ис11еЬпое_ро8оЬ1е/геа<_оп!1пе.Мт!?раде=5 (дата

обращения: 20. 12.2013).

6. Олпорт Г. Становление личности : избранные труды / [пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002.

7. Петровский А. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

8. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегиро-

вания в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.