Научная статья на тему 'Личный культурный уровень инструкторов как основополагающий фактор безопасности на программах физического и личностного роста «Лагеря навыка SkillCamp»'

Личный культурный уровень инструкторов как основополагающий фактор безопасности на программах физического и личностного роста «Лагеря навыка SkillCamp» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ПРОГРАММЫ / КАДРЫ / МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛА / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / CHILDREN''S PROGRAMS / PERSONNEL / MANAGEMENT PERSONNEL / PERSONAL IDENTIFICATION / SECURITY / PERSONAL CULTURE / TYPES OF THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Кирилл Евгеньевич

Рассматриваются альтернативные подходы в формировании безопасного пространства при работе с детскими организованными группами, в том числе при осуществлении мероприятий детско-юношеского туризма. Ключевым фактором безопасности детей автор выдвигает личный культурный уровень взрослого персонала. Раскрыт собственный опыт организации безопасного пространства, в котором автор опирается на адаптированные знания Г. С. Чеурина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедев Кирилл Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal trainers cultural level as a fundamental factor of security in the programs of physical and personal growth "Camp SkillCamp skill."

Consider alternative approaches in the formation of a safe space while working with children in organized groups, including the implementation of activities of youth tourism. A key factor for the safety of children the author puts forward personal cultural level of the adult staff. Disclosed own experience of safe space, in which the author relies on the knowledge adapted G. S. Cheurin.

Текст научной работы на тему «Личный культурный уровень инструкторов как основополагающий фактор безопасности на программах физического и личностного роста «Лагеря навыка SkillCamp»»

УДК 37.012.8; 37.017.7

К. Е. Лебедев

ЛИЧНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ ИНСТРУКТОРОВ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГРАММАХ ФИЗИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА «ЛАГЕРЯ НАВЫКА БКТЬЬСЛМР»

Рассматриваются альтернативные подходы в формировании безопасного пространства при работе с детскими организованными группами, в том числе при осуществлении мероприятий детско-юношеского туризма. Ключевым фактором безопасности детей автор выдвигает личный культурный уровень взрослого персонала. Раскрыт собственный опыт организации безопасного пространства, в котором автор опирается на адаптированные знания Г. С. Чеурина.

Consider alternative approaches in the formation of a safe space while working with children in organized groups, including the implementation of activities of youth tourism. A key factor for the safety of children the author puts forward - personal cultural level of the adult staff. Disclosed own experience of safe space, in which the author relies on the knowledge adapted G. S. Cheurin.

Ключевые слова: детские программы, кадры, менеджмент персонала, личностная идентификация, безопасность, личная культура, типы мышления.

Keywords: children's programs, personnel, management personnel, personal identification, security, personal culture, types of thinking.

Команда проекта «Лагерь навыка SkillCamp» проводит программы для детей, подростков и молодёжи с 2008 г. За это время сформировалась своя практика отбора, обучения и работы с инструкторами и наставниками, основанная на практическом опыте. Приоритеты деятельности - практические знания, личностный и духовный рост участника и безопасность. Безопасность процессов обеспечивается рядом мероприятий, которые знакомы всем профессионалам, но личностный фактор (т. н. «человеческий фактор») в обеспечении безопасности - ключевой. При первом приближении всем, казалось бы, очевидно, что «кадры решают всё», но критерии отбора этих самых «кадров» во всех организациях разные. Я расскажу только о некоторых критериях отбора сотрудников в нашей организации. Забегая вперёд, добавлю, что эти же критерии явля-

ются основными при отказе работать с тем или иным инструктором. Более того, статистические показатели эффективности работы (довольный бекфит клиента, возвращаемость, низкий травматизм, эмоциональный уровень участников, уровень освоения навыков, уровень личностных трансформаций, уровень погружения и вовлеченности участника и т. п.) прямо пропорциональны наличию и уровню этих критериев у персонала.

Инструкторы походной группы #26 «Путь» на плато Ай-Петри, Крым, 2016: Денис Чивель, Геннадий Кицкайло, Дарья Телегина, Евгений Шмидт

Мы считаем, что происходящее внутри сознания и духовного мира человека, работающего с ребёнком, даже если это внешне никак не проявляется, опосредованно трансформируется на ребёнка и формирует среду. Так, если человек имеет некую деструкцию или «просад» (например, вредные привычки, внутренние противоречия и конфликты, нереализованность, деструктивные или фанатичные взгляды), пусть даже внешне это никак не проявляется, он всё равно будет способствовать появлению аналогичных деструкций у объектов воспитания и разрушению общей конструкции общины (коллектива). А вот человек, несущий в себе позитив, конструктив, национально, культурно и личностно идентифицированный, имеющий практический опыт, оказывает несомненно положительно-формирующее воздействие, как непосредственно взаимодействуя с

детьми и коллегами, так и опосредованно, носитель может быть просто рядом или даже заниматься второстепенной деятельностью, но его влияние на среду будет существенным.

Наши требования к сотруднику в части его личной культуры -чёткое, ясное самоопределение в национальной культуре, традициях или религии (например, «я русский, православный христианин», или «я татарин, исповедую ислам», или «я русский украинец, моя картина мира - научно-атеистическая»). Если человек не определился, называет себя «человеком мира» или мультикультуралистом, то мы стараемся отказаться от работы с таким человеком. При этом принадлежность к неким субкультурам (псевдокультурам) воспринимается нами как отсутствие культурной идентификации. У нас должно сложиться чёткое понимание, в каком типе культуры находится наш коллега (западный-натуралистический, восточный-созерцательный, северный-деятельностный, южный-провокационный) и какими инструментами он пользуется в деятельности. Так, сковать жёсткими инструкциями и обязать максимально использовать технические средства человека с северным-деятельностным типом мышления, равно как и погрузить в вариативную среду человека с западным-натуралистическим типом мышления, ведёт к снижению уровня безопасности по причине дезориентации инструктора из-за невозможности пользоваться своим основным поведенческим инструментом. А вот путаница в типах мышления у инструкторов, неспособность выявить превалирующий тип неизбежно ведёт к неадекватности инструктора в нештатных ситуациях и как следствие снижает уровень безопасности. Так, анализ причин возникновения нештатных ситуаций из-за «человеческого фактора» в большинстве случаев косвенно или прямо указывает на отсутствие культурно-личностной идентификации у ключевого участника процесса.

На какие личностные факторы, свидетельствующие об уровне культуры, мы ещё обращаем внимание:

- чёткое знание предела своих компетенций и открытое декларирование этого;

- открытость системы: идёт на контакт с коллегами, открыт к восприятию нового, обучаем, адекватно реагирует на критику;

- наличие чувства юмора, умеет признавать ошибки и смеяться над собой;

- имеет семью, детей, жильё, занят производительным трудом, как в копном (вечевом) праве для инструкторов выше среднего уровня и для руководителей программ;

- наличие личного творческого проекта (любого уровня) как результат способности к созидательной деятельности.

Участники 7-й и 8-й смен летнего сезона 2016 г. тренинговой программы «Путь в Крыму» на церемонии передачи походных флагов, дети со своими любимыми инструкторами

К пониманию важности этих факторов в формировании безопасной среды наша организация пришла не сразу, а благодаря обучению руководства и инструкторского состава по программе «Русская традиционная культура путешествий. Экологическое выживание» Г. С. Чеурина (г. Екатеринбург). Терминология также взята оттуда. Дело в том, что только в этом подходе мы нашли ответы на наши вопросы, именно «работающие» ответы. Заинтересовавшиеся подходом могут получить более подробную информацию в книге Г. С. Чеурина «Самоспасение без снаряжения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.