УДК 37.012.8; 37.017.7
К. Е. Лебедев
ЛИЧНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ ИНСТРУКТОРОВ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГРАММАХ ФИЗИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА «ЛАГЕРЯ НАВЫКА БКТЬЬСЛМР»
Рассматриваются альтернативные подходы в формировании безопасного пространства при работе с детскими организованными группами, в том числе при осуществлении мероприятий детско-юношеского туризма. Ключевым фактором безопасности детей автор выдвигает личный культурный уровень взрослого персонала. Раскрыт собственный опыт организации безопасного пространства, в котором автор опирается на адаптированные знания Г. С. Чеурина.
Consider alternative approaches in the formation of a safe space while working with children in organized groups, including the implementation of activities of youth tourism. A key factor for the safety of children the author puts forward - personal cultural level of the adult staff. Disclosed own experience of safe space, in which the author relies on the knowledge adapted G. S. Cheurin.
Ключевые слова: детские программы, кадры, менеджмент персонала, личностная идентификация, безопасность, личная культура, типы мышления.
Keywords: children's programs, personnel, management personnel, personal identification, security, personal culture, types of thinking.
Команда проекта «Лагерь навыка SkillCamp» проводит программы для детей, подростков и молодёжи с 2008 г. За это время сформировалась своя практика отбора, обучения и работы с инструкторами и наставниками, основанная на практическом опыте. Приоритеты деятельности - практические знания, личностный и духовный рост участника и безопасность. Безопасность процессов обеспечивается рядом мероприятий, которые знакомы всем профессионалам, но личностный фактор (т. н. «человеческий фактор») в обеспечении безопасности - ключевой. При первом приближении всем, казалось бы, очевидно, что «кадры решают всё», но критерии отбора этих самых «кадров» во всех организациях разные. Я расскажу только о некоторых критериях отбора сотрудников в нашей организации. Забегая вперёд, добавлю, что эти же критерии явля-
ются основными при отказе работать с тем или иным инструктором. Более того, статистические показатели эффективности работы (довольный бекфит клиента, возвращаемость, низкий травматизм, эмоциональный уровень участников, уровень освоения навыков, уровень личностных трансформаций, уровень погружения и вовлеченности участника и т. п.) прямо пропорциональны наличию и уровню этих критериев у персонала.
Инструкторы походной группы #26 «Путь» на плато Ай-Петри, Крым, 2016: Денис Чивель, Геннадий Кицкайло, Дарья Телегина, Евгений Шмидт
Мы считаем, что происходящее внутри сознания и духовного мира человека, работающего с ребёнком, даже если это внешне никак не проявляется, опосредованно трансформируется на ребёнка и формирует среду. Так, если человек имеет некую деструкцию или «просад» (например, вредные привычки, внутренние противоречия и конфликты, нереализованность, деструктивные или фанатичные взгляды), пусть даже внешне это никак не проявляется, он всё равно будет способствовать появлению аналогичных деструкций у объектов воспитания и разрушению общей конструкции общины (коллектива). А вот человек, несущий в себе позитив, конструктив, национально, культурно и личностно идентифицированный, имеющий практический опыт, оказывает несомненно положительно-формирующее воздействие, как непосредственно взаимодействуя с
детьми и коллегами, так и опосредованно, носитель может быть просто рядом или даже заниматься второстепенной деятельностью, но его влияние на среду будет существенным.
Наши требования к сотруднику в части его личной культуры -чёткое, ясное самоопределение в национальной культуре, традициях или религии (например, «я русский, православный христианин», или «я татарин, исповедую ислам», или «я русский украинец, моя картина мира - научно-атеистическая»). Если человек не определился, называет себя «человеком мира» или мультикультуралистом, то мы стараемся отказаться от работы с таким человеком. При этом принадлежность к неким субкультурам (псевдокультурам) воспринимается нами как отсутствие культурной идентификации. У нас должно сложиться чёткое понимание, в каком типе культуры находится наш коллега (западный-натуралистический, восточный-созерцательный, северный-деятельностный, южный-провокационный) и какими инструментами он пользуется в деятельности. Так, сковать жёсткими инструкциями и обязать максимально использовать технические средства человека с северным-деятельностным типом мышления, равно как и погрузить в вариативную среду человека с западным-натуралистическим типом мышления, ведёт к снижению уровня безопасности по причине дезориентации инструктора из-за невозможности пользоваться своим основным поведенческим инструментом. А вот путаница в типах мышления у инструкторов, неспособность выявить превалирующий тип неизбежно ведёт к неадекватности инструктора в нештатных ситуациях и как следствие снижает уровень безопасности. Так, анализ причин возникновения нештатных ситуаций из-за «человеческого фактора» в большинстве случаев косвенно или прямо указывает на отсутствие культурно-личностной идентификации у ключевого участника процесса.
На какие личностные факторы, свидетельствующие об уровне культуры, мы ещё обращаем внимание:
- чёткое знание предела своих компетенций и открытое декларирование этого;
- открытость системы: идёт на контакт с коллегами, открыт к восприятию нового, обучаем, адекватно реагирует на критику;
- наличие чувства юмора, умеет признавать ошибки и смеяться над собой;
- имеет семью, детей, жильё, занят производительным трудом, как в копном (вечевом) праве для инструкторов выше среднего уровня и для руководителей программ;
- наличие личного творческого проекта (любого уровня) как результат способности к созидательной деятельности.
Участники 7-й и 8-й смен летнего сезона 2016 г. тренинговой программы «Путь в Крыму» на церемонии передачи походных флагов, дети со своими любимыми инструкторами
К пониманию важности этих факторов в формировании безопасной среды наша организация пришла не сразу, а благодаря обучению руководства и инструкторского состава по программе «Русская традиционная культура путешествий. Экологическое выживание» Г. С. Чеурина (г. Екатеринбург). Терминология также взята оттуда. Дело в том, что только в этом подходе мы нашли ответы на наши вопросы, именно «работающие» ответы. Заинтересовавшиеся подходом могут получить более подробную информацию в книге Г. С. Чеурина «Самоспасение без снаряжения».