Научная статья на тему 'Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия'

Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SMALL INNOVATIVE COMPANY / ИННОВАЦИОННО-КОНКУРЕНТНЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE AND COMPETITIVE PROCESS / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE AND EDUCATIONAL CLUSTER / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Светлана Анатольевна

Отражен подход к рассмотрению конкуренто способности малых инновационных предприятий с позиции управления инновационно-конкурентным процессом в кластерном образовании. Показано, что индикатором конкурентоспособности инновационной компании выступает рост ее стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge as the source of competitiveness of small innovative corporation

The paper reflects the approach to consideration of competitiveness of small innovative enterprises from the position of innovative and competitive process management in cluster foundation. The paper shows that growth of innovative company's value is an indicator of its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия»

рынок рассудит...

знание как источник конкурентоспособности ,

малого инновационного предприятия

_Аннотация

Отражен подход к рассмотрению конкурентоспособности малых инновационных предприятий с позиции управления инновационно-конкурентным процессом в кластерном образовании. Показано, что индикатором конкурентоспособности инновационной компании выступает рост ее стоимости.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, инновационно-конкурентный процесс, конкурентное преимущество, знание, инновационно-образовательный кластер, информация

В условиях постиндустриального экономического развития именно знания являются главным источником конкурентных преимуществ малых инновационных предприятий и основой их динамичного развития. В то же время можно согласиться с мнением исследователей, которые уточняют, что обладание «большим объемом знаний ... не является ... конкурентным преимуществом вследствие того, что знания быстро устаревают, а информация становится доступной» [1]. Следовательно, не столько обладание знаниями, сколько способность к порождению новых знаний, трансформации потоков знания в конкурентные ресурсы и преимущества выступает на современном этапе развития экономики главным фактором конкурентоспособности.

Без знаний нет инноваций

Но все ли знания являются конкурентоспособными по своей природе? Результаты фундаментальных исследований - это общественные знания, будучи однажды осознанными, они становятся доступными всем. Чем более общий характер

1 Статья выполнена в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» (номер проекта 13708).

Пономарева

Светлана

Анатольевна

соискатель, директор технопарка, старший

преподаватель, кафедра

финансов и кредита,

Вологодский

государственный

технический

университет

этеНапа-ропотагууа®

yandex.ru

_

не формализована,

невозможно

полностью отделить знания

от субъекта, который может

начительная часть знаний имеет знание, тем в большей

степени оно является общественным и тем в меньшей степени оно может трансформироваться в конкурентное преимущество. В то же время прикладные исследования и разработки, являясь специальными, сложно кодифицирование воспроизводить только ными знаниями, ограниче-

__ны режимом коммерческой

_в определенных условиях тайны, следовательно, имен__но они выступают источни-

_ ками формирования конкурентных преимуществ.

_ Инновационная система, ориентированная на

_ повышение конкурентоспособности, не позво-

_ ляет имитировать инновационный процесс, про_ текающий в ней, именно благодаря совокупнос-

_ ти созданных уникальных условий и сложности

_ кодификации знания. Понятие «неотделимое знание», в отличие от кодифицированного знания, жет быть воспроизведено и развито в других условиях, другими субъектами. Значительная часть знаний не формализована, а это значит, что евозможно полностью отделить знания от субъекта, который может их воспроизводить только в определенных условиях. Наличие неявного/сложно кодифицированного знания является барьером для имитации идей со стороны конкурентов, но, в тоже время, оно:

• служит препятствием для трансфера знаний во внешнюю и внутреннюю среду в рамках реализации инновационного процесса;

• может снизить восприимчивость новшеств на разных стадиях/фазах инновационной деятельности;

• может замедлить развитие интеллектуальных ресурсов предприятия.

Таким образом, источник конкурентных преимуществ определяется либо неявным знанием, либо сложно кодифицированным. Поэтому главным принципом формирования систем управления конкурентоспособностью должна стать ориентация на формирование неотделимого знания на всех стадия инновационного цикла малого инновационного предприятия.

ативная экономика, 2011, № 9

Инновационно-конкурентный процесс: стадии и этапы

Особое значение в рамках единства рассмотрения инновационного процесса и этапов повышения конкурентоспособности экономических систем приобретает концепция «открытых инноваций». В широком смысле открытые инновации - парадигма, предполагающая, что инновационным компаниям необходимо ориентироваться не столько на разработку своих идей, сколько на заимствование «всеобщих» знаний. Концепция открытых инноваций возникла как альтернатива корпоративной политике проведения собственных НИОКР. Следовательно, одно из главных направлений повышения эффективности инновационного процесса и конкурентоспособности - это поиск уже готовых технологических решений и исследовательских команд, работающих над научными проектами. Формы открытых инноваций окружают отечественных исследователей повсюду, и, как правило, они ориентируются на экономически выгодное заимствование конкурентных ресурсов (технологических решений, результатов прикладных исследований). Среди наиболее распространенных форм можно отметить приобретение инновационных технологий у вузов, НИИ, малых инновационных предприятий, в том числе поглощение малых инновационных предприятий путем их покупки; проведение совместных исследований с субъектами - источниками инновационных идей; выступление в качестве заказчика инновационной разработки (проведение конкурсов, грантовая и стипендиальная поддержка); продажа лицензий на охраноспособный результат научной деятельности. На наш взгляд, повышение эффективности трансформации знания в конкурентное преимущество возможно на основе внедрения интегрированного инновационно-конкурентного процесса в деятельность малого инновационного предприятия. Таким образом, процесс последовательного превращения знания в инновационный товар, услугу, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, опытно-

концепция открытых инноваций возникла

как альтернатива корпоративной политике проведения собственных

НИОКР ^^^^^^^^

Стадии инновационного Результаты

процесса инновационного процесса

Результаты конкурентного процесса

Этапы конкурентного

процесса

Фундаментальные исследования

При кладные/маркети и тонне исследования

Опьгтно-коистру кгорс кис разработан

Внедрение

Распространение и использование

Общественное знание

Конкурентны й недостаток

}

Отток

Специальное знание

Конкурентный потенциал

Изобретения и технологии (охраноспособные РНТД и ноу-хау)

Стоимость компании

Инновациоипая продукция, услуги, стоимость компании на бирже

Выявление

Конкур рее ситный урс «

Конкуг преиыу «нтное V

я

Конкурентная 1 позиция

Формирование и привлечение

Трансформация

Нну||>сш|и£1

икп

/

Диффузия

НнршыиА ИКП

Рис. 1. Структура инновационно-конкурентного процесса

конструкторских разработок, внедрения и сбыта, ориентированный на достижение конкурентного преимущества и занятие устойчивой конкурентной позиции, может быть определен нами как инновационно-конкурентный процесс (далее - ИКП). Соотношение стадии инновационного процесса и этапов конкурентного процесса представлено на рис. 1. Если результатами инновационного процесса выступает цепочка «общественное знание -специальное знание - изобретения и технологии - инновационная продукция», то результатами конкурентного процесса - «конкурентный потенциал - конкурентный ресурс - конкурентное преимущество/конкурентный недостаток - конкурентная позиция».

В современных условиях, как уже было отмечено, наличие знаний еще не формирует конкурентное преимущество: действительно, общественные или специальные знания, получаемые в процессе проведения фундаментальных и прикладных исследований, определяют лишь конкурентный потенциал. Дальнейшая его реализация возможна только при разработке опытно-конструкторских образцов и их эффективном тестировании на рынке. Следовательно, из всего объема знаний, формирующих конкурентный потенциал, на следующую стадию конкурентного процесса - «трансформацию» -могут быть выведены единицы, непосредственно определяемые нами как «конкурентные ресурсы», то есть результаты прикладных исследований и разработок.

Внедрение инноваций в производство возможно только при рассмотрении результата научно-технической деятельности как охраноспособного объекта купли-продажи на инновационном рынке. В случае, если инновация будет внедрена на производстве и последствия такого внедрения скажутся на росте стоимости, то можно предположить, что произошла трансформация конкурентного ресурса в конкурентное преимущество в созданных на предприятии условиях.

Рост стоимости компании, востребованность на рынке производимой инновационной продукции или услуг - это индикаторы диффузии конкурентного преимущества и занимаемой конкурентной позиции. На данном этапе конкурентного процесса

результата

научно-техническои

=

деятельности как

охраноспособного объекта

_внедрение инновации могут наблюдаться количественные

__и качественные различия между

3 производство возможно конкурентным преимуществом как

внутренней оценкой ИКП и конкурентной позицией - внешней оценкой ИКП.

Отток конкурентного ресурса допускается только в случае отсутствия условий, необходимых для трансформации в конкурентное преимущество, в противном случае такой подход будет определен нами как конкурентный недо-

__статок. К примеру, в Российской

купли-продажи Федерации наибольшее распро-

__странение получили две формы

на инновационном рынке трансформации конкурентных

__ресурсов научных организаций

_ (трансфера и коммерциализации РНТД):

_ 1) трансформация РНТД в капитализацию малого

_ инновационного предприятия, т.е. создание хозяйс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ твенных обществ в соответствии с ФЗ №217-ФЗ;

2) передача/продажа конкурентного ресурса (например, прав пользования патентом на основе лицензионного договора), так называемый отток конкурентных ресурсов.

На наш взгляд, последний вариант является нежелательным для научных учреждений и может быть еализован только в случае отсутствия условий для :оммерциализации РнТд через «пояс» малых инно-ацио

ШШ

о

ГА'А.

с В

ионных предприятий.

\у ш щ/ффф

Вывод

Управление трансформацией знания в конкурентное преимущество на всех стадиях ИКП зависит от эффективной «состыковки» элементов образовательной, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности. Инструментом повышения системной эффективности инновационно-конкурентного процесса выступает инновационно-образовательный кластер, ядром которого, на наш взгляд, должен стать вуз как источник «генерации знаний». Казалось бы, построение инновационного кластера с центром - крупным промышленным предприятием позволит решить проблемы, связанные с обеспечением финансирова-

ативная экономика, 2011, № 9

ния деятельности инновационно-образовательного кластера и его участников, формированием устойчивого спроса на продукцию. Однако такой подход неприемлем в сегменте малого инновационного предпринимательства вследствие отсутствия доступа к современным технологиям.

Таким образом, повышение конкурентоспособности малых инновационных предприятий основывается на внедрении организационно-территориального механизма реализации инновационно-конкурентного процесса, ориентированного на трансформацию знания в конкурентное преимущество.

Литература

1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст]. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Svetlana A. Ponomareva

Associate Professor, Director of technopark, Senior Lecturer, Chair of Finances and Credit, Vologda State Technical University

Knowledge as the source of competitiveness of small innovative corporation

Abstract

The paper reflects the approach to consideration of competitiveness of small innovative enterprises from the position of innovative and competitive process management in cluster foundation. The paper shows that growth of innovative company's value is an indicator of its competitiveness.

Keywords: small innovative company, innovative and competitive process, competitive advantage, knowledge, innovative and educational cluster, information

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.