Научная статья на тему 'Частная методика конкурентного анализа инновационных процессов в регионе'

Частная методика конкурентного анализа инновационных процессов в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРС / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / INNOVATIVE PROCESS / COMPETITIVE RESOURCE / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITIVE POSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Светлана Анна-тольевна

В статье сделана попытка сформировать частную методику конкурентного анализа инновационных процессов на региональном уровне с целью выявления этапа управления конкурентными преимуществами в образовательной, научной и инновационной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частная методика конкурентного анализа инновационных процессов в регионе»

Диффузия инноваций имеет сложный характер, так как предполагает адаптацию к новым способам и средствам производства, соответствующим институтам и ценностям. Основные задачи инновационного развития заключаются в следующем:

- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

- создание эффективной национальной инновационной системы;

- развитие института использования и защиты прав интеллектуальной собственности;

- модернизация экономики на основе технологических инноваций [2].

В этой связи целесообразной представляется усиленная активизация инновационной деятельности. Помимо прочего, необходима реализация следующих положений:

- обеспечение инновационной активности в размерах, опережающих общемировые показатели;

- инновационная активность должна быть подкреплена сочетанием накопленных капитальных и интеллектуальных ресурсов, а также определенным уровнем эффективности их использования;

- необходимо повышение уровня предпринимательской инициативы граждан;

- приоритеты в развитии отдельных отраслей должны основываться на высокотехнологичных и

наукоемких производствах, внедрении прогрессивных технологий.

Описанные выводы подтверждают тезис о необходимости государственного стимулирования инновационной деятельности в регионе. Все вышесказанное обуславливает потребность в разработке новых приоритетов в управлении модернизационными процессами, в отказе от классического и устоявшегося понимания ряда закономерностей региональной динамики.

Список литературы

1. Минакир, П.А. Экономика и пространство (тезисы размышлений) / П.А. Минакир // Пространственная экономика. - 2005. - № 1. - С. 4 - 26.

2. Российская Федерация. Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике. Протоколы. Об утверждении «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.»: [протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15.02.2006 №1]. - URL: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=101907

3. Российская Федерация. Распоряжения Правительства РФ. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р]. - URL: http://www.rosnation.ru/index.php?D=458

УДК 332.146.2; 001.895

С.А. Пономарева

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ

В статье сделана попытка сформировать частную методику конкурентного анализа инновационных процессов на региональном уровне с целью выявления этапа управления конкурентными преимуществами в образовательной, научной и инновационной сферах.

Инновационный процесс, конкурентный ресурс, конкурентное преимущество, конкурентная позиция.

The paper presents an attempt to generate a special method of innovative processes competitive analysis at a regional level for the purpose of revealing the stage of managing competitive advantages in educational, scientific and innovative spheres.

Innovative process, competitive resource, competitive advantage, competitive position.

Большинство авторов методик оценки региональной конкурентоспособности, в частности С.В. Казанцев, Т.В. Ускова [3], Н.И. Ларина, А.И. Макаев, Е.В. Зандер, С.Г. Важенин [1] и др., признают приоритет инноваций в формировании конкурентных преимуществ. Однако, несмотря на обоснованность и доступность рассматриваемых методик для воспроизведения, они не отражают этапы управления конкурентными преимуществами, в том числе трансформацию конкурентных ресурсов в конкурентные преимущества в инновационной сфере.

Предлагаемая частная методика конкурентного

анализа инновационных процессов позволяет количественно оценить не только роль образовательной, научной и инновационной деятельности в повышении региональной конкурентоспособности, но и стадию управления конкурентным преимуществом, превалирующую в региональной политике в сфере инноваций:

- выявление и оценку конкурентного потенциала;

- формирование конкурентного ресурса;

- привлечение конкурентного ресурса;

- недопущение оттока конкурентных ресурсов в случае отсутствия условий для их трансформации;

- трансформацию конкурентного ресурса в конкурентное преимущество в уникальных условиях, связанных с регионом;

- определение конкурентной позиции.

Обобщенная схема стадий управления конкурентным преимуществом представлена на рисунке.

Стадии управления конкурентным преимуществом

Действительно, первоначальным этапом управления конкурентным преимуществом выступает стадия выявления конкурентного потенциала как совокупности возможностей и способностей для реализации имеющихся ресурсов в инновационной сфере либо в сферах, способствующих инновационному развитию. Результатом данной стадии является решение о:

- формировании конкурентного ресурса на основе имеющегося конкурентного потенциала;

- привлечении недостающих конкурентных ресурсов;

- создании условий (возможностей и способностей), направленных на формирование, привлечение конкурентных ресурсов и трансформацию их в конкурентные преимущества.

Формирование конкурентных ресурсов должно осуществляться с учетом целенаправленной стратегии, учитывающей потребности как настоящего, так и будущего поколений, т. е. с учетом реализации принципа устойчивого развития. При этом особое внимание должно уделяться созданию невоспроизводимых факторов и условий, которые не могут быть воссозданы в иных условиях.

Этап привлечения конкурентных ресурсов предполагает межрегиональное сотрудничество и интеграцию, которые, на наш взгляд, необходимо рассматривать как источник повышения конкурентоспособности, а в дальнейшем - и укрепления конкурентной позиции. Привлечение не только выгодно с

точки зрения масштаба затрат на его формирование, но и позволяет региону в короткие сроки осваивать новые рынки сбыта, реализовывать различные формы межрегионального взаимодействия.

Сохранение конкурентных ресурсов внутри региона, пожалуй, самый сложный и затратный этап конкурентного управления. Единственный путь -постоянное поддержание комфортно-привлекательных условий как для внутренних, так и для внешних субъектов, что заставляет субъектов управления проводить непрерывный мониторинг оценки состояния внутренней и внешней среды, отслеживать изменяющиеся потребности субъектов. Риск «утечки» ресурсов резко возрастает с момента вступления в конкурентные отношения, особенно в рамках постиндустриального общества, характеризуемого высокомобильными ресурсами (такими как человеческий капитал, информация, знания). Поэтому регионы вынуждены принимать меры по удержанию конкурентных преимуществ, создавая благоприятные условия для их носителей.

С позиции управления отток конкурентных ресурсов из региона без возможности их реализации внутри региона может рассматриваться как конкурентный недостаток, возникаемый, как правило, в результате отсутствия созданных условий внутри региона либо наличия лучших условий во внешнем конкурентном пространстве. Следовательно, конкурентоспособным считается тот регион, который создает благоприятные условия для реализации конкурентного потенциала, для привлечения конкурентных ресурсов, для минимизации оттока конкурентных ресурсов из региона, для трансформации их в конкурентные преимущества.

Конкурентный анализ предполагает наличие следующих допущений:

- любой субъект конкурентных отношений ориентируется на лучшие показатели, которые могут быть достижимы в данной среде. Следовательно, лучшие показатели должны быть выше средних значений в анализируемой группе;

- все анализируемые показатели должны быть приведены к относительному виду, что позволяет осуществлять их сопоставимость, реализуя принцип объективизма;

- активность инновационных процессов, возможности реализации конкурентного потенциала в регионе характеризуют абсолютные показатели и показатели темпов их изменения.

Таким образом, конкурентный анализ региона позволит отразить:

- позицию региона выше среднего значения показателя в анализируемой региональной группе (например, в разрезе субъектов округа);

- интенсивность трансформации конкурентного ресурса в конкурентное преимущество через учет значений темпов изменения.

В случае, если наблюдается уменьшение темпов изменения, то лучшей позицией будет считаться значение показателя выше темпов снижения. Если учитывать данную характеристику, то в динамике темпы роста анализируемых показателей должны увеличиваться.

В соответствии с выбранным подходом все показатели, характеризующие инновационный процесс региона, подразделяются на две группы:

а) показатели, характеризующие конкурентный потенциал в образовательной, научной и инновационной сферах региона, как совокупность базовых и конкурентных ресурсов:

- базовые (/0), определяющие первоначальные

ресурсы и условия для формирования конкурентного ресурса в рамках образовательной, научной и инновационной деятельности;

- специальные (/1), определяющие конкурентный ресурс в исследуемой сфере;

б) показатели, характеризующие конкурентные преимущества в образовательной, научной и инновационной сферах:

- базовые (р0), определяющие конкурентные преимущества;

- специальные ( р1 ), определяющие конкурентную позицию по занимаемому конкурентному преимуществу.

Однако указанные показатели выражены в абсолютном значении, что не позволяет проводить сравнительный анализ конкурентоспособности. Поэтому указанные показатели дополняются относительными показателями, характеризующими стадии управления конкурентными преимуществами:

- показателями, характеризующими эффективность формирования и привлечения конкурентного ресурса / / /0);

- показателями сохранения и трансформации конкурентного потенциала в конкурентное преимущество (р0 / /1);

- показателями занимаемой конкурентной позиции (р1 / Р0).

Представленные выше группы показателей сведены в табл. 1.

Введем дополнительные обозначения: / - анализируемый регион; у - номер показателя (в случае подразделения показателей на показатели конкурентного ресурса и конкурентного преимущества обозначим их, соответственно,/и р, гдеу = / + р); п -анализируемый период {1, 2, 3, ... , т, ... , п, ... , г - 1, г); 4/ш - У-й анализируемый показатель /-го

Таблица 1

Показатели оценки конкурентоспособности инновационного потенциала региона

Показатели, характеризующие конкурентный потенциал Показатели, характеризующие конкурентное преимущество Показатели формирования и привлечения конкурентного ресурса Показатели сохранения и трансформации конкурентного ресурса в конкурентное преимущество Показатели занимаемой конкурентной позиции

/0 /1 Р0 Р1 /1 /0 Р0 / /1 р1 Р0

1. Образовательная сфера

Численность выпускников вузов Прием в аспирантуру Численность выпускников аспирантуры Число защит диссертаций Численность аспирантов на 1000 человек выпускников вузов Численность выпускников аспирантуры к численности аспирантов Число защит к числу выпускников аспирантуры

2. Научная сфера

Численность экономически активного населения Численность исследователей, выполнявших исследования и разработки Число поданных заявок на патент Число выданных патентов Численность исследователей, выполнявших исследования и разработки,к численности экономически активного населения Число поданных заявок на патент к численности исследователей, выполнявших исследования и разработки Число выданных патентов к числу заявок на патент

3. Инновационная сфера

Число организаций в регионе Число организаций, осуществляющих тех-нологиче-ские инновации Число используемых технологических инноваций Число созданных технологи-ческих инноваций Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций региона Число используемых технологических инноваций на единицу организаций, осуществляющих технологические инновации Число созданных технологических инноваций к числу используемых технологических инноваций

региона в период п; Л)(т -'-й анализируемый показатель /-го региона в период т; Л'п - среднее значение показателя Л' в рамках анализируемой группы регионов в период п; ,(п - темп изменения Л'-го показателя /-го региона за период (т; п); ,п - среднее значение темпа изменения Л'-го показателя в рамках анализируемой группы регионов за период (т; п);

, _ I ^(п Л}(п л ' _ I Л3т ^(п .

п" I Л' (п I ^(п

гЛЛ - рейтинг (-го региона в период п по абсолютному значению Л'-го показателя: если значение Л'(п показателя больше или равно значению Л'п по анализируемой группе, то гЛЛ _ 1. В противном случае

гш _ 0. Такой подход обусловлен рассмотрением показателя с позиции лучшего либо выше среднего в группе, что полностью соответствует принципу сравнительного характера конкурентного преимущества; кЛ - рейтинг (-го региона в период п по относительному значению (темпу изменения) Л'-го показателя: если значение 4, показателя Л'(п больше или равно значению ,п по анализируемой группе, то кЛ _ 1. В противном случае кЛ _ 0. Такой подход обусловлен рассмотрением темпа роста как индикатора интенсивности формирования, реализации конкурентного потенциала региона с позиции лучшего либо выше среднего в группе, что полностью соответствует принципу сравнительного характера конкурентного преимущества; Я]ш - совокупный рейтинг (-го региона в период п по Л'-му показателю:

Я' _ (гЛ' + кЛ' )/2,

т V т т У >

где Я - итоговый рейтинг региона по анализируемым Л'-м показателям:

Я _ I(' -а,),

' _1

где а, - весовой коэффициент , потенциала.

В рамках проводимого исследования величина весового коэффициента определялась по результатам анкетирования представителей науки, бизнеса и власти на уровне значимости вида деятельности в повышении конкурентоспособности региона: аОП -весовой коэффициент образовательной сферы, аОП _ _ 0,2; аНП - весовой коэффициент научной сферы, аОП _ 0,3; аИП - весовой коэффициент инновационной сферы, аОП _ 0,5. Следовательно, регион, обладающий наибольшим уровнем конкурентоспособности, имеет рейтинг Я _ 1.

Выбор этапа управления определяется соотношением рейтинга в разрезе образовательной, научной и инновационной сфер деятельности. Этап формирования и оттока конкурентных ресурсов и условий для формирования конкурентных преимуществ характеризуется превышением рейтинга образовательной сферы над другими видами: ЯОП > ЯНП > ЯИП. Этап привлечения и трансформации конкурентных ресурсов характеризуется возрастанием рейтинга конкурентоспособности в цепочке инновационного процесса. Иначе говоря, ЯОП < ЯНП < ЯИП .

Апробация разработанной методики проведена на примере регионов Северо-Западного федерального округа за период 2000 - 2008 гг., результаты представлены в табл. 2. Как видно из проведенного выше анализа, наблюдается сильная дифференциация регионов вследствие различного уровня их научно-образовательного и инновационного развития.

Таблица 2

Общий рейтинг конкурентоспособности инновационного потенциала регионов и этап управления конкурентоспособностью за период 2000 - 2008 гг. в разрезе СЗФО

Показатель Общий рейтинг конкурентоспособности Я Этапы управления конкурентоспособностью

Образовательный потенциал Научный потенциал Инновационный потенциал Формирование, отток Привлечение, трансформация

Республика Карелия 0,8 0 0,6 + +

Республика Коми 0,4 0,35 0,5 + +

Архангельская область 0,9 0,35 0,45 + +

Вологодская область 0,45 0,4 0,3 +

Калининградская область 0,6 0,25 0,25 +

Ленинградская область 0 0 0,35 +

Мурманская область 0,65 0,5 0,1 +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новгородская область 0,35 0,15 0,25 + +

Псковская область 0,35 0,3 0,1 +

г. Санкт-Петербург 0,2 0,35 0,5 +

Таким образом, использование частной методики конкурентного анализа инновационных процессов в регионе позволяет не только количественно оценить конкурентоспособность региона в образовательной, научной и инновационной сферах, но и выявить этап управления конкурентными преимуществами. Применение данной методики является обоснованным при оценке качества научной и инновационной деятельности вузов, эффективности функционирования инновационных процессов в инновационно-образовательных кластерах [2].

Список литературы

1. Важенин, С.Г. Конъюнктура конкурентоспособности региона / С.Г. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркин // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 3. - С. 23 -38.

2. Пономарева, С.А. Формирование инновационно-образовательного кластера на базе вуза / С.А. Пономарева // Вестник Университета. - 2010. - № 6. - С. 275 - 279.

3. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. - Вологда, 2009.

УДК 316.77

Н.В. Ребрикова

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

В статье раскрываются особенности сегментации рынка услуг Triple Play и выбора целевых сегментов. Маркетинг, особенности, телекоммуникационные услуги, сегментация, сегменты, признаки сегментирования. The article describes the features of the market segmentation of the Triple Play services and the choice of target segments. Marketing, peculiarities, telecommunication services, segmentation, segments, signs of segmentation.

В основу исследования особенностей маркетинга телекоммуникационных услуг положен общепринятый тезис о том, что предопределяет такие особенности. Прежде всего, мы опирались на то, что особенности маркетинга в данной сфере связаны с отличительными чертами услуги вообще:

- характером удовлетворяемой потребности;

- отличительными свойствами товара (услуги) и внешней среды;

- различиями в формировании спроса;

- особенностями выбора целевых рынков;

- спецификой использования инструментов маркетинга.

Принимая во внимание имеющееся разночтение терминов, начнем с определения используемых понятий.

Под телекоммуникационными услугами мы понимаем любую передачу или прием знаков, сигналов, рисунков и звуков или информации с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио и т.д.) на расстояние1.

В зависимости от характера создаваемого потребительского эффекта телекоммуникационные услуги выступают в двух формах:

- в форме обмена, т.е. в форме передачи различного рода единичных сообщений (телефонных разговоров, телеграмм, писем и т. п.);

- в форме предоставления потребителям технических устройств (телефонных и телеграфных каналов, телефонных аппаратов, таксофонов и др.) [1], [3].

Телекоммуникационные услуги наделены специфическими чертами услуг вообще, обычно описы-

1 Определение обобщено и предложено автором.

ваемыми формулой 4 «Н»: неосязаемость, несохраняемость, неотделимость от производителя услуг, непостоянство по качеству. Кроме того, они обладают только им присущими особенностями:

- процесс их производства (предоставления) неотделим от процесса потребления;

- телекоммуникационные услуги оказываются в течение длительного периода. При заключении контракта между потребителем и телекоммуникационной компанией определяется комплекс услуг, который может быть прерван потребителем досрочно, в случае возникновения каких-либо объективных или субъективных причин (например, потребитель решил сменить оператора);

- расчет стоимости услуг определяется с учетом многих показателей, обычно один раз в месяц, по совокупности оказанных за этот период услуг;

- процесс передачи информации - двусторонний (возможен и многосторонний), между двумя абонентами, находящимися в разных географических точках внутри или за пределами страны.

Потребительский сектор рынка телекоммуникации характеризуется:

- высоким неудовлетворенным спросом на самый массовый вид услуг - телефон - и неразвитым спросом на новые виды услуг;

- слабой защищенностью потребителей, не удовлетворенных низким качеством традиционных услуг;

- неравномерным обеспечением телефонами делового сектора и населения;

- неравномерностью развития сети связи в различных регионах страны [2].

Услуги телекоммуникаций можно разделить на три группы по степени удовлетворения потребностей:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.