Научная статья на тему 'Знание как фактор инновационного развития АПК России'

Знание как фактор инновационного развития АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знание как фактор инновационного развития АПК России»

ной СУБД и единых классификаторов позволит осуществить автоматизацию торговых операций с поиском наиболее выгодного партнера с минимизацией суммарных затрат на приобретение продукции с учетом затрат на транспортировку.

Второй раздел - «Вакансии (спрос)».

Для раздела «Вакансии» предлагается следующий состав реквизитов:

— технические показатели (код записи, дата размещения записи и т.п.);

— базовые показатели (должность, количество вакансий и т.п.;

— предприятие (реквизиты, форма собственности, вид деятельности и т.п.);

— место работы (удалённость от райцентра, наличие детсада, школы и т.п.);

— требования и должностные обязанности (пол, наличие семьи и т.п.);

— условия труда (вид работы, график, выплаты и т.п.).

Для раздела «Спрос» предлагается следующий состав реквизитов:

— технические показатели (код записи, дата размещения и т.п.);

— базовые показатели (должность, ФИО, телефоны, электронный адрес и т.п.);

— информация о соискателе (образование, специальность, и т.п.);

— пожелания по работе (зарплата, вид работы, график работы и т.п.);

— опыт работы (последнее место работы, другие места работы ранее).

Данный раздел позволяет реализовать биржу труда АПК на сайте ЕИПАЗ благодаря единой базе данных хранения информации о вакансиях и предложениях, т.е. позволит формировать информацию о предлагаемых вакансиях на основе информации с типовых сайтов предприятий в автоматическом режиме. Это исключит дублирование и повторный ввод данных, позволит дать унифицированный (и

для единой биржи труда ЕИПАЗ и для типовых сайтов предприятий) формат представления информации о вакансиях, их поиска и фильтрации.

Конечно, на данном этапе реализация такого инновационного проекта представляется нереальной, скорее, даже не в силу отсутствия денег, а в силу социально-психологических факторов, огромного невежества в области информатизации многих руководителей, с чем мы столкнулись при разработке портала РАСХН. Руководители почти всех организаций рассматривают разработку сайтов как дань моде, поэтому и создают витринные сайты и оценивают их разработку в 100-300 долларов США. Далее, некоторые руководители не хотят создания электронной библиотеки, поскольку кривили душой в разные периоды экономических реформ в России: то они за развал коллективных хозяйств, то теперь за плановую экономику, за крупные агрохолдин-ги. При широком доступе к их статьям на эти темы при создании электронной библиотеки это все проявится. Другие боятся, что при открытии разработок, публикаций и прочей продукции на интегрированном портале выяснится, что особо-то некоторым организациям нечем гордиться, более того, высветятся факты плагиата, повторения из года в год одного и того же.

Источники

1. СПАРК - Система профессионального анализа рынков и компаний [Электронный ресурс]. 2011. URL: http ://spark. interfax.ru/Front/index. aspx.

2. Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ РАСХН, 2004.

3. 2 Отчет о НИР «Анализ состояния и объемы информационных ресурсов сельскохозяйственных предприятий в Интернет-пространстве». - ВИАПИ РАСХН, 2011.

ЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ А.А. Казанников, к.э.н., нач. отд. ВТБ «Факторинг»

Прошло более двадцати лет с начала перехода к рыночной экономике в сельском хозяйстве современной России. За этот период была сформирована институциональная среда для развития отрасли, которая включает создание нормативно-правовой базы государственного регулирования отрасли, были запущены рыночные механизмы, в некоторых регионах страны появились зажиточные хозяйства, из-

менился облик сельского жителя и сельской местности. Реализация программ газификации, дорожного строительства, водоснабжения позволила повысить качество жизни в деревнях. Однако не все сельское население и не все населенные пункты смогли этим воспользоваться в силу ряда причин, к которым относятся тенденции последнего времени. Во-первых, либеральные реформы привели к резкому сокраще-

нию объемов сельскохозяйственного производства в растениеводстве, снижению численности поголовья скота и птицы в животноводстве. Да, путем преобразования колхозов и совхозов в производственные сельскохозяйственные кооперативы, собственниками которых стали крестьяне - владельцы паевых участков. Формально людей, работающих на земле, наделили правом пользования, распоряжения и владения главным ресурсом - землей. Однако свободный рынок привел к тому, что сельское хозяйство оказалось на периферии научно-технического прогресса, прошла повсеместная деиндустриализация производства, негативные тенденции которой были частично остановлены в благоприятные 2000-е годы.

Трудное положение сельскохозяйственных предприятий отразилось на первой и третьей сфере АПК. В результате сокращения объемов приобретения сельскохозяйственной техники были остановлены производства сельскохозяйственного машиностроения. Химические заводы, специализирующиеся на производстве удобрений, начали реализовывать свою продукцию на зарубежные рынки. Сократились объемы поставки сельскохозяйственной продукции на предприятия третьей сферы АПК, что потребовало сокращение численности работников этих предприятий. В целом АПК оказалось отброшено на несколько десятилетий назад по всем производственно-хозяйственным и социально-экономическим аспектам. Все это привело к системному кризису в АПК. Наряду с ним, серьезное влияние на предприятия АПК оказывают последствия мирового экономического кризиса, который пришел в Россию во второй половине 2008 г. и похоже существенно изменит не только финансовую, но и производственную сферу мировой экономики.

В современной России уже есть примеры успешного развития сельскохозяйственных предприятий. К сожалению, их не так много. Отвечая на вызовы внутреннего системного и глобального кризиса, перед предприятиями АПК России стоят важные задачи, который кратко можно сформулировать как переход на инновационный тип развития. Это всецело отвечает поставленным перед экономикой России задачам, которые во многом носят не долгосрочный, а среднесрочных характер. О низком уровне использования сельскохозяйственными товаропроизводителями технологических, маркетинговых и организационных инноваций косвенно свидетельствует отсутствие статистической информации об этих фактах в Российском статистическом ежегоднике,

который готовится Федеральной службой государственной статистики и исследовании ГУ-ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности».

Необходимость построения инновационной экономики признается всеми. В. Путин в программной статье «О наших экономических задачах» пишет: «Нам нужна новая экономика... Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для неё огромные материальные и кадровые ресурсы» [1]. Предприятия лидеров мировой экономики инновационного развития (США, Германия, Япония и др.) уже активно переходят на VI технологический уклад. «Становление нового технологического уклада будет сопровождаться интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей.» [2]. Очевидно, для предприятий АПК России необходим «структурный поворот» к инновациям.

«Инновации как новая комбинация производственных и интеллектуальных ресурсов открывают дорогу новым товарам и услугам, методам производства, источникам сырья и технологиям, - пишет член-корреспондент РАН Б. Мильнер. - В свою очередь, новые продукты и технологии приводят к формированию новых рынков и их развитию, когда интеллектуальная собственность выступает как объект самых разнообразных сделок и отношений. В соперничестве победителем становится тот, кто лучше понимает сущность и прикладное значение новшеств, создает и использует более подходящие для них условия, навыки и умения, привлекает новые знания. Утверждается такой подход к прогрессу, который ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов, и прежде всего интеллектуальных» [3].

Создание и внедрение инноваций на предприятиях АПК является неотъемлемой частью формирования высокотехнологичного сельскохозяйственного производства и при этом конкурентоспособного и отвечающего самым высоким стандартам качества продукции. Инновации основаны на знаниях, которые используются в производственном процессе. Они зарождаются там, где наука и бизнес находят точки соприкосновения, поэтому проблемы инноваций связаны с их созданием и внедрением. Для создания инноваций требуется заказ, который может исполнить научные сотрудники, а для его внедрения - коммерциализация, которую могут провести бизнес-структуры.

«Коммерциализация прикладной науки может рассматриваться в качестве серьезного фактора концентрации усилий научного сообщества на направлениях, представляющих интерес в экономическом плане, - отмечает профессор И. Погосов, - в то же время она может являться одним из направлений формирования мотивов участия предпринимателей в инновационной деятельности, если предусматривается коммерциализация результатов в соответствии с интересами бизнеса. Это важное условие успеха формирования и реализации научно-инновационных программ. Программы по развитию научной деятельности должны быть скоординированы с программами по освоению результатов научной деятельности в производстве. Заинтересованность предпринимателей и их включение в проекты во многом зависит от государственного участия в этих проектах и его доли в финансировании. Эта доля, по-видимому, может составлять до половины требуемых средств» [4].

В объединении усилий науки и бизнеса над решением задач социально-экономического развития АПК России видится возможность их сближения. В текущих условиях без регулирующей роли государства решить этот вопрос вряд ли представляется возможным, хотя бизнес при необходимости напрямую может формировать инновационный заказ. Поэтому государство может выступить в данном случае в качестве института, который расставляет приоритеты.

Знание выступает одной из ключевых движущих сил перехода предприятия АПК на инновационный тип развития. Обладая всеми элементами двойственности, знание, с одной стороны, открывает дополнительные возможности для роста и развития предприятия, открывает новые ниши для выпускаемой продукции. С другой стороны, создает дополнительные риски, которые возникают при создании и внедрении инноваций в производственно-технологический процесс. Для того, чтобы знание «работало» на благо агропромышленного предприятия, важно реализовать потенциал этого знания с использованием инновационной стратегии развития, которая способна повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Состояние системы управления предприятиями АПК свидетельствует о существовании значительного разрыва между теоретическими основами инновационного развития предприятия на базе формирования и использования инновационных разработок и практикой, что обусловливает необходимость разра-

ботки мер по преодолению этого разрыва путем разработки стратегии инновационного развития.

Существует проблема выбора эффективного инструментария разработки и внедрения стратегии инновационного развития предприятия, оценки экономического воздействия факторов внешней среды на инновационный потенциал, выбора стратегических приоритетов инновационного развития на основе управления инновациями. Решение этих проблем позволит повысить конкурентоспособность предприятий АПК и даст возможность оперативно определить внутренние возможности их инновационной деятельности.

Реализация стратегии инновационного развития должна представлять собой управляемый процесс изменений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с установленными текущими и стратегическими целями инновационного развития. Стратегия инновационного развития предприятия АПК представляет собой ряд последовательных мероприятий с обратными связями, которые позволяют вести корректировку целей, задач, а также формировать результирующие показатели экономического состояния производственного комплекса предприятия (рис. 1).

Разработка стратегии развития предприятия АПК на основе инноваций начинается с формирования принципов и стратегических целей инновационного развития предприятия. Важность этого положения определяется необходимостью построения пути, плана развития, стратегии и тактики его реализации. Предприятие без цели как «корабль без маршрута». Исходя из поставленной цели, определяются идеи и ценности, которые проповедует предприятие, определяются ресурсы (финансовые, производственные, человеческие и т.п.), которые требуются для её реализации. Далее проводится анализ экономического и инновационного состояния предприятия АПК, определяется готовность предприятия к внедрению инноваций, этап кривой жизненного цикла предприятия (в соответствии с теорией И. Адизеса). Также проводится стресс-тестирование и анализ воздействия факторов внутренней и внешней среды на инновационное развитие предприятия.

При разработке инновационной стратегии развития предприятия АПК, важно четко определить:

- цели и задачи, которые ставят акционеры перед менеджментом (желаемый размер прибыли, уровень возврата на капитал, доля

рынка, лидерство на рынке и т.п.);

- ситуация на рынках сбыта, наличие или отсутствие конкурентной среды;

- инвестиционные возможности, ситуация на рынках капитала и кредитования и т.п.

Разработанная стратегия инновационного развития предприятия АПК не является данностью на века. Необходимо проводить постоянный мониторинг предварительных результатов реализации стратегии и, если надо, вносить коррективы. В условиях высокой во-латильности на региональном и мировом рынке, от скорости адаптации инновационной стратегии к изменяющейся внешней среде зависит не только успешность реализации стратегии, но и способность предприятия АПК справляться с теми трудностями, которые как «снежный ком» накапливаются во внешней и внутренней среде и могут, возникнув разом, нанести существенный финансовый и производственный убыток.

Инновационная стратегия направлена на формирование креативной среды внутри предприятия АПК. Вопреки тезису «инициатива наказуема», стимулирование создания уникального знания внутри предприятия превращается в его уникальное конкурентное преимущество, за счет которого может быть осуществлен технологический рывок. Для этого важно, чтобы ответственные сотрудники могли отстаивать мотивированные профессиональные суждения, а в среде руководителей практиковалась открытая дискуссия по широкому кругу производственно-хозяйственных вопросов развития предприятия. Только демократические доверительные отношения в коллективе сотрудников могут привести к появлению нового знания. Это является одной из условий успешной реализации инновационной стратегии, которой присущи лидерство, а не администрирование как тип управления.

и о

я

н

<

Рч 1-П

о

I этап Формирование принципов и стратегических целей инновационного развития предприятия АПК *

II этап Анализ экономического и инновационного состояния предприятия -АПК. Определение готовности предприятия к внедрению инноваций

III этап Анализ воздействия факторов внутренней и внешней среды на инновационное ра звитие предприятия АПК

------------------4

IV этап Разработка мероприятий по изменению инновационного состояния предприятия АПК на основе управления инновационной деятельностью

V этап Формирование бизнес-плана инновационного развития предприятия АПК

VI этап Оценка результатов выполнения мероприятий. Выявление и устранение возможных отклонений

VII этап Реализация стратегии иннов ационного развития предприятия АПК

VIII этап Мониторинг инновационного развития предприятия АПК

__I

__I

и о

я

н

<

Рч 1-П

о

__I

Рисунок 1 - Схема разработки стратегии инновационного развития предприятия АПК [5]

Знание как фактор инновационного развития АПК России неразрывно связано с формированием инновационной среды в АПК, переходом предприятий АПК на инновационный

тип развитии, модернизацией сельскохозяйственного производства, повышением качества и уровня жизни сельского населения, уровня использования пространственного потенциала

России. Поэтому ускоренное распространение знания является важной предпосылкой структурного поворота экономики АПК России в сторону инноваций.

Источники

1. Путин В. О наших экономических задачах. Ведомости. 30.01.2012. №15 (3029).

2. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Не-кипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., митяев Д. А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева. - М.: ООН РАН, 2011. - С. 8.

3. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление

знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 5.

4. Погосов И.А. Формирование инновационной системы и конкурентоспособность российской экономики // Модернизация и конкурентоспособность российской экономики: Монография / Под ред. д.э.н. И.Р. Курнышевой и д.э.н. И.А. Погосова; науч. ред. С.Н. Сильвестров. - СПб.: Алетейя, 2010. - С. 200-201.

5. Разработано на основании: Касс М.Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва. - 2008. - С. 10.

ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ АПК: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ

М.Н. Осовин, к.э.н., зав. лабор. Института аграрных проблем РАН

В последнее время принцип, что знание является основным критерием формирования и развития личности, все чаще считают устаревшим. Согласно современным концепциям, знание - прежде всего товар и единственная ценность экономики новой волны. На рынке труда специалист тем более востребован, чем большей способностью к обработке информации он обладает. Не случайно, Дениэл Белл [1] в своей концепции постиндустриального общества доминирующим классом обозначил класс профессионалов - специалистов, способных трансформировать сырые данные в полезную для принятия решений информацию.

Осознавая это факт, в 1997 г., на заседании ООН, в Берлине впервые был введен термин «информационная бедность» - бедность по принципу возможности доступа к современным информационным телекоммуникационным технологиям. Преодоление данного вида информационного неравенства подразумевает движение по двум направлениям:

— технологическое: развертывание широкополосной сети доступа к Интернет, популяризация точек доступа к информационным продуктам и услугам и т.д.

— интеллектуальное: развитие когнитивного доступа, то есть наличия у пользователей необходимых для работы в сети интеллектуальных способностей и образовательной подготовки.

К сожалению, как показывает практика, в нашей стране в последнее время уделяется достаточно много внимания первому аспекту, зачастую игнорируя второй.

В этой связи уместно сослаться на рейтинг готовности стран мира к использованию электронного правительства (E-Government Development), который ежегодно рассчитывается Департаментом экономического и социального развития ООН на основе сопоставления индексов развития этих возможностей в 191 стране. С 2008 г. Российская Федерация поднялась в рейтинге с 60 до 27 места. Такой резкий скачок обусловлен в первую очередь ростом показателей подиндексов развития правительственных Web-сайтов (Online service index and its components) и развитием информационной инфраструктуры (Telecommunication infrastructure index and its components) .

Блок официальной статистической информации, отражающей процесс информатизации нашей страны, только начал формироваться, поэтому проверить данные международных экспертов не представляется возможным. Тем не менее, согласно ежеквартальному анализу российской Интернет-аудитории, проводимому Фондом исследования общественного мнения, годовым отчетам Минкомсвязи, иным независимым экспертным опросам - 52,9 млн граждан России (37% от общего числа населения) в 2011 г. выходили в глобальную сеть хотя бы раз в месяц [3], на 100 домашних хозяйств 37 единиц (16,104 млн чел.) обладали возможностью использования широкополосного доступа к сети Интернет [2], 16,736 млн человек являются активными абонентами фиксированного доступа в глобальной сети [4], число квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования составило 22,7 штук (в расчете на 100 человек на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.