Научная статья на тему 'Знание и вера в социально-гуманитарном познании'

Знание и вера в социально-гуманитарном познании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
830
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ВЕРА / ИСТИНА / СОМНЕНИЕ / ДОСТОВЕРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Вячеслав Александрович

В статье анализируются различные точки зрения на проблему знание. Выделяются гносеологические уровни, формы знания, соотношение знания и веры в социально-гуманитарном познании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge and faith in social and humanitarian knowledge

The article analyzes different points of view on the problem of knowledge. Epistemological levels, forms of knowledge, correlation of knowledge and faith in social and humanitarian knowledge are distinguished.

Текст научной работы на тему «Знание и вера в социально-гуманитарном познании»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин

УДК 165.1

DOI 10.34823/SGZ.2020.2.51334

В.А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета'

Знание и вера в социально-гуманитарном познании

В статье анализируются различные точки зрения на проблему знание. Выделяются гносеологические уровни, формы знания, соотношение знания и веры в социально-гуманитарном познании.

Ключевые слова: знание, вера, истина, сомнение, достоверность.

V.A. VASILIEV Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophical Science of the Moscow State Linguistic University

Knowledge and faith in social and humanitarian knowledge

The article analyzes different points of view on the problem of knowledge. Epistemological levels, forms of knowledge, correlation of knowledge and faith in social and humanitarian knowledge are distinguished.

Keywords: knowledge, faith, truth, doubt, reliability.

Ради чего человек стремится к знанию? Ведь увеличивая познание, увеличиваешь скорбь, отмечается в древнем предании. «Что значит - знать? - задает вопрос Фауст.

■ Васильев Вячеслав Александрович, e-mail: prof.Vasiliev@ro.ru

- Вот в чем все затрудненья! Кто верным именем владельца наречет? Где те немногие, кто век свой познавали, Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали, С безумной смелостью к толпе навстречу шли? Их распинали, били, жгли...».

И все же, несмотря на трудности достижения знания, человека всегда интересовало формирование в его сознании идеального мира, который в чем-то соответствует внешнему, а в чем-то ему противоречит. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое знание, воспринимая его как некую реальность, но выразить в виде понятия становится не просто. Это объясняется онтологическими и гносеологическими, психологическими и аксиологическими причинами. С точки зрения онтологии мир многообразен, но един, что требует общеуниверсального определения знания. В то же время оно проявляет себя в естественнонаучном и социально-гуманитарном, техническом познании. Знание также включает в себя сложное взаимоотношение между субъективным восприятием предмета исследования и объективным его содержанием. В познавательный процесс, особенно социально-гуманитарный, включаются потребности, интересы, идеалы, ценности, что значительно затрудняет задачу дать общее определение знанию.

Проблема определения знания продолжает оставаться предметом дискуссий, в которых встречаются различные дефиниции: закодированная информация, выраженная вербальными и невербальными средствами; умение нечто делать; отражение действительности в чувственных образах, рациональных понятиях; совокупность представлений, суждений, теорий, мнений об объективной и субъективной реальности и т. п.

С точки зрения философской методологии знание необходимо рассматривать посредством соотношения субъекта и объекта (предмета), материального (объективного) и идеального (субъективного). Знание - это субъективная реальность, созвучная понятиям «познание», «сознание». Способом существования сознания выступает знание. Познание - процесс достижения знания. Не претендуя на полноту определения (ибо любое определение есть ограничение), полагаем,

что знание есть информация, фиксирующая сведения относительно анализируемого предмета в форме знаковой системы. При подобном определении знания возникает вопрос: животное тоже обладает информацией, в соответствии с которой осуществляется его действие? Ученые записали на магнитофон и расшифровали некоторые возгласы определенного вида птиц. Когда воспроизводили сигнал «опасность», стая птиц взлетала, хотя реальной опасности не было. Магнитофонный звук выдавал информацию, на которую птицы, обладая первой сигнальной системой, соответствующим образом реагировали. Человеку свойственна не только первая, но и вторая сигнальная система - это разум, абстракции, слово, речь. Знание - результат индивидуальной и общественно-трудовой, познавательной деятельности людей, которая позволяет выйти за рамки непосредственного чувственного восприятия, предвидеть событие, формировать идеальный образ объективного мира с помощью естественного и искусственного языка.

Знание есть продукт человеческой культуры, в которой мир природный и социальный, материальный и духовный проявляется в сознании как нечто объективное и субъективное, сомнительное и фантастическое. Действительный состав нашего знания и познания заключается в том, отмечает С.Л. Франк, что все открыто или явно «данное» дано лишь на фоне не-данного, неявного, неизвестного. Сам же этот «фон», не состоя из чего-то явно данного, тем не менее «дан» в смысле совершено непосредственного и самоочевидного его присутствия или наличия. «Мы должны, следовательно, различать в составе «опыта» в широком смысле слова, т.е. непосредственно очевидного, между «данным» («открыто» или «явно» предстоящим)» и «имеющимся» или «присутствующим», содержание которого нам не открыто. Эти два элемента, из которых слагается состав знания, и выражаются в двух необходимых элементах суждения: Х и А. При этом все «А», т.е. вся совокупность явно-данного, есть как бы небольшой островок, со всех сторон окруженный океаном «неизвестного», Х. Во множестве направлений мы можем проследить наличие этого «неизвестного» в составе непосредственного опыта, причем обнаруживается, что даже сравнение с островом, окруженным океаном, не вполне адекватно подлинному существу дела: дело в том, что совокупность «явно-данного» - в отличие от острова - не

имеет определенных «берегов», т.е. отчетливых очертаний, отделяющих ее от океана «неизвестного», а как-то неуловимо и неопределенно «сходит на нет», неразличимо-туманно сливается с неизвестным и переходит в него»1. Подобная сложность знания закрепляется в различных познавательных слоях, оставляя значительное информационное поле неведомого, еще не познанного.

1. Глубинный слой получения знания на основе научного выявления сущности, причинно-следственных связей, закономерностей.

2. Поверхностно-информационное знание, т.е. очевидно-обыденное понимание и усвоение.

3. Скрытое, аморфное знание неявных ассоциаций, намеков, выражающееся в мифах, колдовстве, магии.

4. Интуитивное знание, связанное с нашей способностью постижения истины путем прямого ее усмотрения без, казалось бы, необходимого обоснования. Между тем интуиция осуществляется на уровне подсознательного и бессознательного, и в осознанном виде выдается результат, который иногда называем неким озарением.

5. Экзотерическое (от греч. - внешний) и эзотерическое (от греч. - внутренний) знание, которое еще не обосновано с точки зрения науки, опыта. В античный период в школе Пифагора ученики делились на экзотериков и эзотериков. Первые получали доступные и понятные знания, в которых не было таинственности. Во вторую группу входили избранные ученики. Они стремились выявить скрытые смыслы бытия, используя математику, числа.

6. Художественно-образное знание, которое исторически отражалось в легендах, притчах, народном эпосе и закреплялось в классической литературе, в различных видах искусства.

Можно выделить знания по форме их проявления: теоретическое и эмпирическое, научное и обыденное, чувственно-эмоциональное, рациональное и иррациональное, философское и религиозное, вероятностное и проблематичное, бесполезное и развлекательное. Знания также подразделяются на истинные и неистинные. Наше познание стремится к достижению истинных знаний. Классическое определение истины со времен Аристотеля звучит как соответствие знания

1 Франк С.Л. Непостижимое // Соч. М., 1990, с. 207.

исследуемому предмету. Иными словами, истина - это объективное знание, проверенное практикой. Однако данное понимание истины не оправдывается в гуманитарном познании. На его результат оказывают влияние субъективные факторы: идеалы, ценности, значения, смыслы. Поступать по истине -поступать по правде, по справедливости. Правда выражает аксиологический аспект истины и наполняется нравственным содержанием в противоположность лжи, обману.

Истина и правда семантически различаемые понятия. Во-первых, в истине выражается всеобщее, а в правде - конкретно-единичное. Во-вторых, если истина - рациональное отражение внутренних, существенных связей, то правда фиксирует переживаемое в данный момент. В-третьих, истина по содержанию объективна, правда несет в себе субъективность.

В нашем стремлении понять мир и приспособиться к нему важная роль отводится научному и обыденному знанию.

Научное знание характеризуется гносеологическим проникновением в сущность предмета, которая не поддается чувственному восприятию. Это результат мысленного абстрагирования от предмета исследования, что находит свое выражение в теоретических, фундаментальных, описательных и объяснительных результатах познания. Научному знанию присущи важные признаки: рациональное обоснование истины и выявление закономерностей; всеобщность, возможность многократного повторения; применение специальных технических приборов, понятийно-категориального аппарата, что позволяет исключить многозначность смыслов, нечеткость разговорного языка; использование идеальных моделей, в результате которых мысль выходит за рамки чувственно-конкретного опыта; непротиворечивость, доказательность (логическая и практическая); наличие ученого сообщества, которое в рамках коммуникативно-профессиональных связей обменивается новыми знаниями. Научное исследование может осуществляться независимо от повседневного интереса, в силу чего нечто новое может опережать потребности своего времени. Данный вид знания материализуется в технике, орудиях труда, храмах, т.е. в любом виде материальной и духовной культуры. Фактически весь созданный человеком искусственный мир есть не что иное, как овеществленное человеческое знание в разных его формах и видах.

Наряду с научным знанием выделяется ненаучное (мораль, искусство, религия, мифология и т.п.), в рамках которого важная роль отводится обыденному знанию.

Обыденное знание - это древнейший вид познания человеком природных, социальных и гуманитарных явлений, основанный на повседневном опыте. С его помощью фиксируются внешние признаки, связи предметов, что позволяет формировать элементарные сведения о природе, взаимодействии между людьми. В обыденное знание включаются эмпирические данные, осмысленный многовековой опыт трудовой деятельности людей. Здесь непосредственно отражаются поведенческие интересы, каждодневные потребности, условия жизни в чувственно-эмоциональной форме. В данном случае представлено не столько само знание, сколько его эмоциональная оценка, которая особенно характерна для таких проявлений обыденного знания, как мода, слухи, сплетни. Из чего, например, рождается слух? Есть интерес относительно какого-либо объекта, но нет достаточной информации. Главная функция обыденного знания - это обладать трудовыми навыками, нравственными нормами общежития. Это своеобразный набор опытных фактов, правил-предписаний, личностных предпочтений.

В обыденном знании выделяется «здравый смысл». В статье «Здравый смысл и классическое образование» А. Бергсон отмечает, что повседневная жизнь требует от каждого из нас решений столь же ясных, сколь и быстрых. Их нужно принять, поняв целое и не учитывая всех деталей. Тогда-то мы и взываем к здравому смыслу, чтобы преодолеть сомнение и преграду. Сближаясь с инстинктом быстротой решений, здравый смысл противостоит ему разнообразием методов, уберегая от интеллектуального автоматизма. Он, как

и наука стремится к истине, но к истине не универсальной как

1

наука, а к истине сегодняшнего дня .

Здравый смысл играет важную роль в социально-гуманитарном знании. В нем отражается приобретаемое жизненным опытом чувство истины и справедливости, что предохраняет от ошибок в решении житейских проблем. В рамках здравого смысла добывается и систематизируется, распространяется самый большой объем знаний. В реальной жизни люди пользуются не научными знаниями, а здравым смыс-

1 См.: Бергсон А. Избранные: Сознание и жизнь. М., 2010, с. 245-247.

лом, который порождается исторической культурой со своими сложившимися стереотипами, традициями. Полученные на основе опыта знания могут быть систематизированы и включать в себя убеждение, предчувствие, интуицию, приметы, верование и закрепляться в традициях, преданиях, сказаниях, пословицах, поговорках. Поскольку здравый смысл возникает на уровне обыденной повседневности, то он может впадать в заблуждение и подавлять новаторскую мысль, противоречить научному знанию.

В системе знания важная познавательная, мировоззренческая, аксиологическая роль отводится вере, которая долгое время рассматривалась как суеверие, «вера всуе» и признавалась одна форма веры - религиозная. «Вера -слепая убежденность в существовании сверхестественного мира (богов, духов, демонов и т.д.); характерная особенность всякой религии. Религия считает, что вера не нуждается ни в каких доказательствах, так как покоится не на данных опыта или доводах разума, а на божественном откровении и религиозных догматах. Вера в корне противо-

1

положна научному знанию» .

По определению апостола Павла, «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). В данном суждении признается реальность, которая недоступна ни чувственному опыту, ни рациональной логике. Вера становится мистическим средством, которое не требует какого-либо обоснования. Известное положение раннего Средневековья гласило: «Верую, ибо абсурдно». Считается, что данный тезис исходит из рассуждений христианского теолога Тер-туллиана: умер сын Божий - это вполне достоверно, но нелепо, ибо невозможно объяснить. Но не всех христиан удовлетворяла бездоказательная позиция в отношении существования Творца. Блаженный Августин выдвинул положение: «Верую, чтобы понимать». Религиозная вера, с его точки зрения, может противостоять разуму с его сомнением. Ф. Аквинс-кий усилил рациональную основу веры, выдвинув ряд теоретических доказательств бытия Бога. П. Абеляр поставил разум и опирающееся на него знание перед верой: «Понимаю, чтобы верить». И. Кант разделил веру и разум как две разные сферы познания. По его утверждению, доказать или опровергнуть существование Бога с рациональной точки зрения

1 Вера // Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960, т. 1, с. 240.

невозможно. В разуме складываются антиномии, противоречия. Одна наша мысль утверждает, что Бог существует, а другая - одновременно этот тезис отрицает. Наш выбор того или иного вывода выходит за рамки опыта. Следовательно, по Канту, признание существования Бога берется на веру. Религиозная вера, отмечает русский философ С.Л. Франк, базируется на общезначимости того, во что люди верят. Вера в своей сущности есть не слепое доверие, а непосредственная достоверность. «Всякая вера - послушание, вера - доверие, основанная на подчинении авторитету, в конечном счете опирается на веру достоверность, веру - знание. Таково здесь соотношение по самому его существу; оно поэтому остается в силе независимо от того, сознает ли его сам верующий или нет» . Доверие Богу приводит к готовности исполнить исходящие от него желания. В Ветхом Завете повествуется, что Авраам, получив от Бога указание принести в жертву своего единственного сына Исаака, без сомнения проявил готовность исполнить печальное для него требование.

Вера не ограничивается только религиозным сознанием. Многообразный природный и социальный мир отражается в различных видах знаний, в рамках которых функционируют определенные формы веры: научная и религиозная, обыденная и игровая, художественная и историческая, нравственная и философская и т. п. Вера - это состояние сознания, не испытывающее сомнение относительно какого-либо знания, принимающее нечто (высказывание, текст, исторический факт и т. п.) за истину без доказательства и проверки. Вера в системе знания включает в себя предмет и субъект. Предметом выступает то, на что направлена вера. Субъект - это верящий в нечто реальное или сверхреальное человек со своими познавательными и эмоциональными особенностями, ценностными предпочтениями. Вера фиксирует комплексный феномен массового и индивидуального сознания. Мы верим в какое-либо утверждение, считая его правильным на основании соображений, которые представляются нам достаточно обоснованными. Следует отметить, что верить - это не то же самое, что признать за истину. Можно верить, что на других планетах есть жизнь, но из этого не вытекает вывод, что это истинное знание. О вере в те или иные знания мы говорим в том случае, если истина воспринимается глубиной нашей

1 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, с. 224.

души. Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как нечто необходимое в познании, в жизни.

Вера и истина феномены различной природы и сущности. Вера - интуитивно-экзистенциальная, базируется на общезначимости. Истина - рационально-рассудочная, подвергается доказательности и практической проверке. Истинными считаются такие научные знания, как теории, формулы, законы логики, исторические факты. Это так называемые истины, ставшие аксиомами, признанные в теории как объективные и верные. Все эти сведения принимаются и используются не с верой, а с познавательной уверенностью. И, как правило, ученые стремятся предельно ограничить в науке область веры. Это является важным методологическим требованием, о котором в свое время высказался Р. Декарт: «Не бери все на веру, во всем можно сомневаться». Считалось, что верить следует лишь в то, что не обосновано. Если же нечто доказано, то не относится к понятию «вера», а выступает знанием, на основе которого выстраивается убеждение. В конструктивно целенаправленном познавательном процессе вера порой схожа с убеждением, но не тождественна ему. Убеждение есть результат доказательного, эмпирически и рационально обоснованного знания, закрепившегося как понимание в индивидуальном сознании, и становится важнейшим двигателем реализации идей, помыслов. Убеждение покоится на активной мыслительной деятельности, а вера - на эмоциональном, волевом акте. В гносеологическом отношении вера и убеждение могут переплетаться, т.е. в убеждении содержится элемент веры, а в вере есть некоторая убежденность. Так, религиозная вера становится в сознании верующего убеждением, способствуя реализации религиозно-нравственных принципов. Ученый тоже может мыслить и действовать с определенной степенью веры. Уверенность в отстаивании каких-либо гипотез не предосудительна, она неизбежна при обсуждении дискутируемых проблем, особенно в период кризиса знания. Вера может выступать своеобразной рабочей гипотезой, предположением и стать началом нового знания, что придает достоверность результату исследования.

Стремление человека к познанию усиливает роль веры в важнейших наших мировоззренческих вопросах: о Боге и бессмертии души, смысле жизни, начале и бесконечности Вселенной и т. п. Не существует единой системы предс-

тавлений относительно подобных общечеловеческих проблем и большинство людей, даже знакомых с научными достижениями, принимают на веру те или иные модели, недоказанные факты. В научно-исследовательскую деятельность верование входит в такой форме, как личностное неявное знание. Оно представлено в виде индивидуальных навыков и умений, практического знания взаимодействия с миром природным и социальным.

В социально-гуманитарном познании важная роль отводится не только научной, но и бытовой вере. Она составляет фундамент человеческого бытия, присутствует в нас как доверие к органам чувств, здравому смыслу. Вхождение в социальный мир начинается с доверия - родителям, учителям, близким. Накапливаемый личный опыт укрепляет уверенность в информационной правильности, претворяя ее в знание и убеждение. Их достоверностью является общественный опыт, закрепленный в традициях. Вера как условие бытия среди людей - это сфера вполне очевидных взаимоотношений, с которыми мы повседневно сталкиваемся и воспринимаем как данность. Это поведенческие ситуации, которые определяются потребностями, порождаемыми как общественными интересами, так и индивидуальными бытовыми условиями, которые проявляются в чувствах, эмоциях, осознаются разумом. Вера в нашей жизни помогает в производственной практике, в сложных социальных ситуациях.

В социально-гуманитарном познании важное значение имеет нравственная вера, пронизывающая все человеческие взаимосвязи и позволяющая ориентироваться в мире социальных ценностей. В нравственной вере можно выделить гносеологический и социально-культурный аспекты. Моральное знание наполняется не столько познавательным, сколько оценочно-смысловым, социально значимым содержанием. Оно может иметь достаточные обоснования с точки зрения принятых в обществе норм поведения, традиций или не иметь под собой подобных аргументов, которые вызывают недоверие. И не случайно общественные, межличностные поступки оцениваются не как истинные или ложные, а как нравственные или безнравственные, способствующие усилению добра или зла. Нравственная вера выступает в форме доверия, уверенности в порядочности, искренности тех, с кем общаемся. Без веры в добрые намерения других людей общественная жизнь или жизнь отдельного индивида

становится просто невыносимой. Моральные установки, как и научные теории, проверяются общественной практикой, становясь достоянием человечества в статусе ценностей, в которые люди верят и стремятся их отстаивать. Посредством закрепленных в сознании идеалов, норм, долга, чести, совести регулируется поведение человека в общепринятой системе нравственных ценностей. С учетом моральной оценки, мотивации отдаются предпочтения определенному индивидуальному выбору поведения.

Итак, в нашем знании присутствуют истина и сомнение, вера и убеждение, они взаимосвязаны, влияют друг на друга. Вера может подвести к поиску научной истины. Сомнение -важный фактор критического отношения к знанию, стремление к его более достаточному обоснованию. В социально-гуманитарных дисциплинах знание имеет своим базисом социально-культурные факторы. Здесь нахождение истины часто переплетается с верой, доверием, с выявлением смыслов, ценностей, интересов, идеалов. Специфика веры в социально-гуманитарном познании проявляется посредством связи с культурой, с историческими особенностями и ценностями общества, с мировоззренческими и аксиологическими установками людей, что способствует более глубокому пониманию природного и социального бытия в его единстве и многообразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.