9. Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система об- учно-практической конференции. - Краснодар,
разования в Дагестане // Ислам и исламская куль- 2009. - С. 265-271.
тура в Дагестане. - М., 2001. - 116-129. 11.Тайхлер У. Многообразие и диверсификация
Ю.Сидоров В.Г. Особенности образовательного высшего образования: тенденции, вызовы и ва-
дискурса в условиях нанотехнологической стра- рианты политики // Вопросы образования. - 2015. ф
тегии//Россия и Запад: проблемы и перспективы - №1. - С. 14-38. «—i
взаимодействия : материалы Международной на- ®
Q-
COGNITIVE CULTURE END COMMON SENSE AND HUMANITARIAN COGNITION
Magomedbekova Jamila Abdurahimovna, Under-graduate Student, Faculty of Psychology and Philosophy, Dagestan X State University, Makhachkala E-mail: magomedbekova- 1994@mail.ru
This article examines the humanitarian knowledge, which as a holistic system includes the following types of knowledge: ordinary knowledge, common sense, scientific knowledge, religious knowledge etc. In his study, the author comes to the conclusion that it is not unimportant for the human cognition is a cognitive culture as an integral way of receiving different types of knowledge.
Keywords: humanitarian cognition; cognitive culture; common sense; knowledge; philosophy; education.
U
О CU
CO
ПОЗНАВА ТЕЛЬНАЯ КУЛЬ ТУРА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ УДК 130.9 В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
В статье исследуется гуманитарное познание, которое, будучи целостной сис- © Магомедбекова Д.А., 2016 темой, включает в себя такие виды знания, как: обыденное познание, здравый смысл, научное познание, религиозное познание и др. В своем исследовании, автор приходит к мысли, что не маловажным для гуманитарного познания является познавательная культура как интегральный способ получения различных видов знания. 73 Ключевые слова: гуманитарное познание; познавательная культура; здравый смысл; знание; философия, образование.
S
Когда Сократ своим изречением, дошедшим до наших времен, "Знаю, что ничего не знаю", сам того не подозревая, открыл эру гуманитарного познания, ведь именно гуманитарное познание может быть представлено в таких парных категориях, как знание-незнание, знание-предчувствие, предвосхищение не постигнутого, непонятого. Сократом впервые открывается "знание - не". Мы, согласно Сократу, еще не представляем, что из себя представляет данный предмет, но мы постепенно определяем для себя область, в которой возможно или невозможно его существование и его реальное обнаружение. Нам не известно, что есть данный предмет, но мы должны, по крайней мере, четко обозначить границы ответа на вопрос, что он не есть [13].
Под познанием, в самом общем смысле подразумевается совокупность суждений о действительности, различающаяся по степени их общности, глубине ее раскрытия и степени достоверности полученных заключений. В понятии "познание" раскрываются различные смыслы.
Во-первых, говоря о познании с практической точки зрения, мы подразумеваем способность что-то творить или совершить определенное действие. Умение, повторяющееся на протяжении долгого времени, перерастает в навыки, которые основываются на определенных знаниях стихийно-эмпирического характера и опираются на здравый смысл повседневного опыта. Однако эти умения необходимы не только в стихийно-эмпирическом познании, но и в рациональной научной деятельности, связанной с приемами и навыками обращения с приборами и установками, способами измерения
МА ГОМЕДБЕКОВА Джамиля Абдурахимовна,
магистрант, факультет
Психологии и философии,
Дагестанский
государственный
университет, Махачкала
magomedbekova-
1994@mail.ru
величин, обработки результатов измерений. М. Полани,уделявший внимание философским проблемам науки, писал следующее: "То большое количество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику" [12]. Исходя из чего, мы можем вывести, что в самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно.
Во-вторых, понятие "познание" часто отождествляется при характеристике научного познания, важнейшей характеристикой которого является ценностная установка, направляющая усилия каждого ученого в поиске объективной истины. Именно ценностный ориентир в поиске новых истин о мире, в котором мы живем, является главной целью любого научного исследования.
В-третьих, иногда говоря, о познании, имеют ввиду мнение, веру и убеждение, в котором значительная роль отводится субъективному фактору. Мнения выражают отношение субъекта к действительности, которое может оказаться ошибочным и противоречащим другим мнениям, а иногда и просто иллюзией. Вера в нерелигиозном смысле слова представляет собой субъективную оценку какого-либо факта, утверждения, предположения, догадки и т.п.
Гуманитарное познание есть знание "субъективно-объективного типа", в котором внешнее, сливаясь с внутренним, становится внутренним и начинает существовать в форме внутреннего. Ницше подчеркивал, что истина имеет субъективный характер, взвалив ее на свои плечи, субъект берет на себя всю ответственность за нее. Скорее, и следующее замечание относится к социогуманитарному познанию. Серен Киркегор пишет об истине и ее поиске следующее:"... истина то, что вызывает экзистенциальный "страх и трепет", что повергает меня в отчаяние и таким катастрофическим путем ведет к вере" [16,170].
Философия XX века является кладезем, который открыл то, что гуманитарное знание прокладывает путь ксущности через герменевтическое знание, являющее собою не только истолкование священных текстов, но и знанием-истолкованием, знанием-пониманием, знанием-переживанием как метод понимания культуры.
При получении нового познания немаловажным, как считает современная методология науки, оказывается социокультурный фактор. На этом настаиваются многочисленные разновидности социальной эпистемологии. На это обстоятельство обращает внимание и М.И. Билалов, акцентируя исследование на важной составляющей познания как познавательная культура, при помощи которой происходит постижение истины, помогающая индивиду стремиться к намеченной цели и шаг за шагом осваивать новые высоты в познании. Познавательная культура - единство объективного и субъективного, аккумулирует свое содержание через "традиции, нормы, идеалы преимущественно обыденного, повседневного познания и, не сводясь к когнитивным аспектам познания, включает в себя также отображения социальных факторов бытия общностей, имеет характер национальной, половозрастной, религиозной и т. п. культуры" [7,28-29].
Рассматривая русскую познавательную культуру, автором дается характеристика нерационального способа постижения истины у философов, в основном от Киреевского и Хомякова через такие термины, как "живозна-ние", "цельное мировоззрение" и "цельное познание".
В своем другом научном труде М.И. Билалов объясняет, что из себя представляет религиозная познавательная культура, в которой фиксируются "гносеологические идеи о диалектическом характере познания, как бесконечность постижения абсолютной истины, дифференциацию познавательной деятельности на чувственный, разумный, интуитивный и т.п. этапы" [9,46] и как наиболее яркий пример религиозного познания рассматривается суфийское мировоззрение, как мощное философское учение, не имеющее аналогов среди различных религиозных учений. Главным в религиозной познавательной культуре философ считает познание сердцем,через которое он познает Бога, все остальные органы и разум относятся к второстепенным способам познания [5,177-180].
Е.С. Толстокоров познавательную культуру рассматривает во взаимодействии студента и преподавателя в образовательном процессе. Преподаватель, интегрируя свои навыки, умения и знания, передает студенту и, познавая их, студент переходит на новую ступень знаний и через их взаимодействие происходит "процесс обучения, содержащий каку преподавателя,так и у студента познавательный процесс, содержащий преобразовательный и ценностно-ори-ентационный компоненты" [14, 142].
А.Ф. Григорьев и другие автороы предлагают приобщать к познавательной культуре молодое поколение уже в школах, где, согласно заведенной традиции, не забывать, а наоборот, всячески сохранять предметы, "направленные на формирование и развитие в школьной среде консолидирующих общество ценностей: нравственность, духовность, патриотизм, который обеспечивается, в огромной степени, средствами приобщения детей к народной традиционной культуре и искусству" [10,129].
Познавательная культура, являя собой целое, включает различные элементы: "мышление, методологическую культуру, традиции познания и ее разновидности в истории познания, в которых обязательно найдется место для таких видов, как: религиозная, этнона-циональная, философская, научная, вне научная и т.д." [10,30-32].
В информационном обществе XXI века возникает проблема взаимодействия с особым типом познания, которое вырабатывается обыденным сознанием и которое, в свою очередь, по мнению М.И. Билалова, является ключевым элементом познавательной культуры. Это знание выражено естественным, бытовым языком, хранится обычно в виде расхожих выражений и штампов, умозаключения делаются в виде коротких цепочек с упрощенной логикой. Это познание, систематизирующее и совершенствующееся в рамкахздравого смысла, являет собою более развитую и строгую часть обыденного сознания. Обобщая опыт и закрепляя его в традиционных суждениях, на наш взгляд, здравый смысл консервативен, что прослеживается в отсутствии выработки блестящих и оригинальных решений, надежно предохраняющих от наихудших решений, что в большинстве случаев ставится в вину здравому смыслу. Также здравым смыслом подавляется дух новаторства, по причине уважения истории, что проявляется в частом обращении к истории в построении своих умозаключений.
Тем не менее, основой всех форм сознания считается здравый смысл, который, как известно, из истории философии, имеет разные формулировки, встречаются и позитивные и негативные его толкования. Позитивная интерпретация здравого смысла исходит от Дж. Беркли, Д. Юма, шотландской школы, в философии прагматизма, позитивизма, позднего Витгенштейна, а негативная интерпретация исходит в основном от немецкой классической фило-
софии И. Канта, Ф. Гегеля, Ф. Ницше, 3. Фрейда, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля.
Один из самых влиятельных философов науки XX столетия К. Поппер в своих рассуждениях науку вообще соотнес со здравым смыслом: "Наука, философия, рациональное мышление - все они должны начинать со здравого смысла" [11]. Он считает, что здравый смысл является исходным пунктом любого знания в виде критического мышления. А значит, как сказал когда-то Сократ, "в споре рождается истина" или в нашем случае наука. Поппер как представитель позитивизма видел науку в постоянной фальсификации.
В поисках понимания "здравого смысла" нами выявлено, что оно имеет два понимания. Одно понимание уходит во времена Аристотелевской философии и связана с понятием общего чувства, которое являет собою интеграцию всех чувств, присущих людям. В его известном труде "О душе" Аристотелем обозначаются способности: во-первых, синтезирующей данные пяти чувств в единое представление о предмете; во-вторых, воспринимающей общие свойства предметов (движение, форма, величина и др.); в-третьих, различающей данные разных чувств; в-четвертых, воспринимающей сам факт того, что мы воспринимаем (мы воспринимаем то, что мы видим и что мы слышим); в-пятых, посредством выявления полезного и вредного, доброго и злого,указывающей к чему стремиться и чего избегать[3,407-408,437-438]. Для Вико здравый смысл является также основанием практической познавательной способности и некой культуры в познании индивидом действительности. В продолжение сказанному Вико следует добавить, что культура в познании или Принципы здравого смысла обеспечивают возможность для человека выносить суждения относительно любых сфер жизни, даже если он не является ученым, философом или экспертом.
Исходя из размышлений Аристотеля, М.А. Гарнцев роль общего чувства видит в том, что оно является "важнейшим фактором, задающим единство самосознания эмпирического Я".
X. Арендт высоко оценивает Аристотелевское понимание общего чувства и указывает: "Здравый смысл, по-другому говоря, - это способность, благодаря которой человеку открывается общность реального мира, и благодаря которой он "настраивается на других участников этого мира""[4]. Ослабление здравого смысла сопровождается разрастанием суеверий и легковерия, и все это указывает на то, что общ-
со
1-й
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
75
ность мира внутри какой-либо группы распадается, оказывается нарушенным "чувство действительности", люди отчуждаются от мира и уходят в свою субъективность [2,276].
"Здравый смысл" в философии обычно ассоциируется с именем Томаса Рида и шотландской школы философии, хотя оно встречается довольно часто в этических сочинениях и является одним из главных понятий в философии морали. У Т. Рида "здравый смысл" выражается в двух значениях: это способность суждения, которой обладает каждый человек и это совокупность изначальных (врожденных) первых принципов, структурирующих человеческое сознание и определяющих восприятие человеком мира, а также его культуру поведения и отношение к другим людям. И. Кант трактовку здравого смысла видит не в общем чувстве, а в общем рассудке связывающих людей через структуры сознания. У гуманистической философии "здравый смысл" есть практическая способность достойно существовать в обществе и воспитывать детей в гуманистическом русле.
К.К. Абасов под здравым смыслом понимает "фундамент, как основу для принятия разумных решений. Здравомыслие необходимо, но недостаточно. Оно - лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок" [1,248].
А М.И. Билалов видит здравый смысл в "пересмотре устоявшихся стандартов и незыблемых истин,экзистенциализации познаваемых ситуаций, смещении в них реального и ирреального, субъективизация отражаемого до личностного видения и индивидуального самовыражения как неотъемлемые элементы методологических новаций науки могут быть доведены до подрыва и релятивизации универсалий, норм, канонов и индивидуализации ценностей познавательной культуры, что существенно влияет на современное осмысление здравого смысла"[6,4-6].
Подводя итоги своим размышлениям о познавательной культуре и здравом смысле в гуманитарном познании, заметим, что и познавательная культура, и здравый смысл оказываются составляющими гуманитарного познания, которые аккумулируют в познании человека, истории и культуры иррациональный и рациональный способы познания. Рациональное познание ответственно преимущественно
за научно-теоретические компоненты познавательной культуры, тогда как иррациональное - за здравый смысл, религиозный, мистический, т.п. способы в познавательной культуре. Гуманитарное познание являет собою целое, состоящее из множества различных способов познания.
Литература:
1. Абасов К.К. Двойственная роль здравого смысла в познании // Вестник ДГУ. - 2011. - Вып. 5. - С. 248.
2. Арендт X. Vita Activa, или о деятельной жизни. -СПб. : Алетейа, 2000. - С. 276.
3. Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. T. 1. - М. : Мысль. - 1976. - С. 407-408; 437-438.
4. Артемьева О.В. О здравом смысле. [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/ seminar/10_04_2012/ (дата обращения 18.04.2016).
5. Билалов М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании // Вопросы философии. - 2011. -№8.-С. 177-180.
6. Билалов М.И. Дагестан в культуре и цивилизации. - Махачкала : Дагестанское книжное издательство, 2010. - С. 4-6.
7. Билалов М.И. Детерминанты познавательной культуры // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2009. Том 7. Выпуск 3. - С. 28-29.
8. Билалов М.И. О типах и видах познавательной культуры //Успехи современного естествознания. - 2009. - № 7. - С. 30-32.
9. Билалов М.И. Суфийская познавательная культура как стратегия социалього поведения // Каспийский регион: политика, экономика и культура. - 2005. - №1(6). - С. 46.
Ю.Григорьев А.Ф., Близниченко М.В., Острико-ва И.Н. Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? // Kant. - 2013. - № 1 (7). - С.129. П.Поппер К. Объективное знание. [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/ 4291/4294 (дата обращения 10.07.2016).
12.Розов М. Философия науки и техники. [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ basis/5348/5351 (дата обращения 8.07.2016)
13.Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М., Философия науки и техники. [Библиотека Гумер] URL: http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/Science/Step/ 04.php (дата обращения 8.07.2016).
14. Тол сто ко ров Е.С. Воспитание познавательной деятельности студента дисциплинами музыкального цикла // Kant. - 2013. - № 1(7). - С.142.
15.Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. [Электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/frank/nepost/ 00.html (дата обращения 8.07.2016).
16.Шор Ю.М. К характеристике поля гуманитарного знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Выпуск 12. / К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции (18 мая 2001 г. Санкт-Петербург). - 2001. -С. 170.