Научная статья на тему 'Знаковые функции татарского костюма в иллюстрациях театральных и неизвестных художников начала XX века'

Знаковые функции татарского костюма в иллюстрациях театральных и неизвестных художников начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САТИРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / SATIRICAL MAGAZINE / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / NATIONAL COSTUME / МОДА / FASHION / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ILLUSTRATION / КАРИКАТУРА / ХУДОЖНИК / CARICATURE ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вагапова Ф.Г., Донина Л.Н.

Впервые в искусствоведении Татарстана иллюстрации, созданные неизвестными и театральными художниками для сатирических журналов «Яшен» и «Ялт-Юлт», издаваемых в Казани в начале XX века, рассматриваются как иллюстративный источник для изучения процессов становления татарской общенациональной культуры в контексте дискретности костюма как знака. В отличие от визуальной информации другого типа в иллюстрациях, включающих бытовую историю в круг интересов читателей, персонажи в костюмах с акцентом на отдельных деталях выступают как текст с определенным, сознательно заданным автором смыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаковые функции татарского костюма в иллюстрациях театральных и неизвестных художников начала XX века»

УДК 75/76

Ф. Г. Ваганова, Л. Н. Донина

ЗНАКОВЫЕ ФУНКЦИИ ТАТАРСКОГО КОСТЮМА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ТЕАТРАЛЬНЫХ И НЕИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ НАЧАЛА XX ВЕКА

Ключевые слова: сатирический журнал, национальный костюм, мода, иллюстрация, карикатура, художник.

Впервые в искусствоведении Татарстана иллюстрации, созданные неизвестными и театральными художниками для сатирических журналов «Яшен» и «Ялт-Юлт», издаваемых в Казани в начале XX века, рассматриваются как иллюстративный источник для изучения процессов становления татарской общенациональной культуры в контексте дискретности костюма как знака. В отличие от визуальной информации другого типа в иллюстрациях, включающих бытовую историю в круг интересов читателей, персонажи в костюмах с акцентом на отдельных деталях выступают как текст с определенным, сознательно заданным автором смыслом.

Key words: satirical magazine, national costume, fashion, illustration, caricature artist.

For the first time in art criticism of Tatarstan the illustrations created by unknown and theatrical artists for the satirical magazines "Yashen " and "Yalt-Yult" issued in Kazan at the beginning of the XX century are considered as an illustrative source for studying ofprocesses offormation of the Tatar national culture in the context of discretization of a suit as sign. Unlike visual information of other type in the illustrations including household history in a focus of interest of readers, characters in suits with emphasis on separate details act as the text with certain, consciously set by the author sense.

Вторая половина XIX начало XX столетия характеризуются процессами становления общенациональной культуры. Одним из источников усиления условно-традиционного характера городской культуры казанских татар было воздействие на неё европейской культуры, в том числе и моды. Национальный костюм нового утончённого стиля формировался в период, характеризующийся «свободным творческим подходом к традициям, процессом утраты местных специфических черт одежды». [1].

Смена устоев и традиций, подмена их преходящими ценностями непременно проявляется в контрастах, противоречиях и конфликтах «старого» и «нового». История показывает, что во всех странах процессы, происходящие в переломные периоды, становились объектом для интерпретаций художников, писателей и драматургов. Различные стороны действительности во всех её проявлениях нашли отражение в литературе, искусстве, в театре, а также на страницах журналов, начавших активно издаваться в Казани в преддверии Октябрьской революции. Значительное число периодических изданий приходилось на сатирические журналы, в частности, в Казани печатались «Яшен» и «Ялт-юлт». [Прим. 1]. Необходимо отметить, что издатели в прошениях на имя губернатора не обозначали их как «сатирические» [2], мы предполагаем, что это определение закрепилось благодаря рисункам-карикатурам, сопровождающим тексты. Журналы представляли собой сшитые тетради из пятнадцати страниц: первая - титульная, далее шли тексты с иллюстрациями, на последней странице помещались объявления и реклама. «Яшен» и «Ялт-юлт» придерживались революционно-демократического направления, что определяло выбор тематики публикаций. В результате ужесточения контроля со стороны цензуры «Яшен» был закрыт, а «Ялт-юлт» всё «больше тяготел к радикально-демократическому направлению» [3], вследствие чего акцент в содер-

жании сместился на внутренние национальные проблемы. Организаторами, издателями, авторами и редакторами журнала «Яшен» были, поэт Габдулла Тукай и драматург, режиссёр и художник Галиаскар Камал. Последний в начале XX века специально изучал полиграфию и типографское дело. [4].

До настоящего времени журналы анализировались исследователями как письменный источник. Однако тот факт, что тематические статьи в этих журналах сопровождались работами художников, даёт нам возможность рассматривать их и как визуальный источник, отражающий различные аспекты жизни начала XX столетия, в том числе и национальный костюм. Данный ракурс анализа является особенно актуальным в настоящее время, когда формы традиционного костюма рассматриваются сквозь призму требований современной моды и являются объектом изучения и интерпретации профессиональных и начинающих дизайнеров. [5].

Разумеется, каждый художник, сотрудничавший с редакцией журнала, имел индивидуальный почерк, в восприятии ими действительности нельзя исключать большую долю субъективности. Необходимо заметить, что искусство журнального сатирического рисунка имеет свои эстетические нормы и критерии. Графика татарских сатирических журналов развивалась под сильным влиянием столичных журналов («Русское слово», «Стрекоза», «Будильник») и сатирических журналов, выходящих в Казани на русском языке («Застенок», «Метеор»). Согласно нашим исследованиям с «Ялт-юлт» сотрудничали восемь художников, в журнале «Яшен» автором всех рисунков являлся Г.Камал [6]. Г.Камал оставил заметный след в становлении журнальной иллюстрации, общее количество его рисунков превышает две сотни [7]. М.Гали отмечал: «Нет сомнения, в будущем историки татарского изобразительного искусства должным образом оценят этот труд

Г.Камала и назовут его отцом татарского карикатурного дела». [8].

Творчество Г.Камала приобретает особое значение в силу многогранности его таланта и уникальности его личности, стоявшей у истоков формирования критериев ценности национальной культуры. Его иллюстрации в журнале «Яшен» своеобразная редкая документальная хроника жизни Казани начала XX века, отразившая с позиций сатиры нравы, обычаи, этикет и национальный костюм. Подобная, только условная реальность параллельно создавалась и в пьесах Г.Камала-драматурга, составлявших большую часть репертуара дореволюционных татарских трупп. Аналогичность принципов осмысления, интерпретации и образной передачи действительности допускает проведение таких параллелей. Так, в иллюстрации-карикатуре, каждая деталь служит художнику для передачи характера самодостаточного художественного образа и опосредованно раскрывает смысл нравоучительного содержания публикации. Пьесы Г.Камала с их социальной направленностью, фактурными сценическими образами также отличались мастерской лепкой характеров, взятых из действительности, и построением драматического действия по образцу комедии просветительского реализма. В комедиях, одноак-товках и миниатюрах, как и на страницах сатирического журнала, писатель «обличал пороки татарского семейно-патриархального уклада, купеческо-мещанского общества» [9]; «косное духовенство, старорежимные купцы и их невежественные отпрыски годились для использования в комедии в «готовом» виде». [10]. Драматург лично принимал участие в репетициях. Правдоподобие и убедительность на сцене достигались за счёт наблюдений актёров за поведением людей в той или иной ситуации, за внешними проявлениями характера: походкой, жестами, манерой говорить, держаться и носить одежду. Основная художественная выразительность спектакля решалась посредством образности костюма, включавшего в себя как социальную, так и индивидуальную характеристику героев. Этнографические и музейные разыскания, экспедиции в различные районы Татарии с целью сбора материала к готовящимся спектаклям принимались в строящемся театре как принципиальная установка. Г.Камал сам выезжал на Макарьевскую ярмарку, «собирал для представления костюмы у знакомых казанских кустарей и мастеровых» [11]. Тема «Ма-карьевской ярмарки» нашла множественное отражение в иллюстрациях журнала «Яшен».

В ряду сатирических иллюстраций рисунки Г.Камала стоят особняком. Для них характерен свой неповторимый стиль, который читается в мягкой линии, очерчивающей светлые, словно прозрачные фигуры персонажей, в его работах редко встречаются темные локальные пятна-силуэты. Анализ его работ в контексте используемых им таких приёмов как характер композиционного построения, манера заполнения пространства штриховкой, передача материальности предметов за счёт моделировки фактуры, тональное решение первого и второго планов, даёт нам возможность впервые выдвинуть гипотезу,

что в качестве иллюстраций Г.Камал иногда использовал авторские зарисовки с натуры. Особенно убедителен в этом отношении рисунок в журнале «Яшен» № 1, 1908. (рис. 1.) На веранде, в тени дерева, сидят девушки богатого сословия. Однако их позы и жесты передают, что они не увлечены беседой, а кокетливо позируют художнику. Они одеты в костюмы, представляющие собой своего рода региональный вариант европейских мод. Девушка на первом плане - в шёлковом платье с чуть завышенной талией, лиф которого украшен тюлем или кружевом по форме, напоминающей изY. [Прим. 2]. Вторая девушка одета в закрытое платье с пышными рукавами и подрукавниками в форме пагоды, лиф платья отделан накладным тёмным шитьём. Волосы обеих заплетены в две косы и традиционно украшены калфачком-наколкой. Надо сказать, что формирование костюма, называемого исследователями общенациональным, пришлось на рубеж XX столетия. Женский костюм стал более функциональным, утратил многие архаичные черты, в нём нивелировались этнические, социальные и возрастные особенности, при этом он приобрёл свойства, обусловленные модой. Изменение его функциональности напрямую зависело от политики, женщина стала занимать всё более активные позиции. Татарские женщины также стремились к образованности, пытались освободить себя от рабской зависимости. Камал, рисуя сидящих дома в визитных костюмах девушек, мечтающих лишь о том, «какие украшения и модные наряды привезут им мужья с Макарьевской ярмарки», высмеивает их лень и невежественность. Характер человека выражается в том, где и как он носит костюм; цветовое сочетание в костюме человека, как правило, свидетельствует о его вкусе, умеренность в количестве выбранных украшений считается хорошим тоном. Эти особенности этикета Г.Камал использует в иллюстрации журнала «Ялт-Юлт», № 6, 1910, рисуя девушку, сетующую по поводу того, что у нее только десять, а не двадцать пальцев на руках и нет возможности одеть еще одно колечко.

ли ■

Рис. 1 - «Яшен» № 1, 1908

В журнале «Яшен», № 6, 1908 (рис. 2.), Г.Камал использовал иной художественный метод: фигура женщины, вероятно, срисована с журнала мод. Достоинство данной карикатуры в том, что Г.Камал критически подмечает ещё одну характерную примету времени: согласно этикету, «дама с изящным вкусом избегала обзаводиться туалетом во время каждого сезона» [12]. Средствами художественной выразительности художник передаёт фактуру дорогих материалов костюма: драп, тафту, мех разного достоинства; чёткий силуэт фигуры подчёркивает сложный европейский крой. Изображая шикарно одетую по последней моде даму, Г.Камал подчёркивает её статус «доступной женщины». Сарказм звучит и в словах, которыми обмениваются персонажи карикатуры: «Я готова идти за вами хоть на край света» - «Нам идти недалеко».

. — слг'

Рис. 2 - «Яшен», № 6, 1908

Необходимо отметить, что прочные мусульманские устои татарского общества способствовали сохранению традиций. Процессы формирования новой культуры принимались не во всех слоях общества. Так, веяния моды охотнее принимала городская молодёжь, демонстрируя наряды в публичных и общественных местах, тогда как жители деревень, представители городской татарской интеллигенции старшего поколения дома и на улице продолжали ходить в традиционных одеждах. Подтверждением тому служит ряд иллюстраций. («Ялт-Юлт» № 6, 1908; «Ялт-Юлт» № 3, 1910; «Ялт-Юлт» № 4, 1910.)

Традиционно поездка на ярмарки было событием в семье, и входила в обязанности мужчин. («Ялт-Юлт» № 77, 1914) Женщины должны были ждать их дома. Эмансипированная часть татарских женщин могла посещать торговые частные лавки самостоятельно. («Ялт-Юлт» № 59, 1913.) Страницы газеты «Казанский телеграф» пестрели объявлениями о наличии модных товаров, тканей, аксессуаров, швейной фурнитуры и парфюма в частных магазинах, о продаже швейных машин; в газете же разме-

щались и адреса белошвеек, отшивающих платья по индивидуальным заказам. Женские иллюстрированные отечественные и иностранные журналы, в которых описывались и обсуждались новые аспекты жизни женщин, свободно продавались в книжных магазинах.

Как правило, новинки моды, прежде всего, апробировались в кругу так называемой богемы -людей искусства. Первая татарская актриса труппы «Сайяр» С. Гизатуллина-Волжская отличалась передовыми взглядами, фото сохранили её образ всегда в уникальных и экстравагантных костюмах. Без сомнения, поклонницы таланта актрисы копировали фасоны её платьев для себя. В Казани театр, вероятно, также являлся той площадкой, где богатая молодёжь высшего света демонстрировала свои наряды Карикатура неизвестного художника в журнале «Ялт-Юлт», № 76, 1914, сопровождаемая надписью «Один мулла, побывав в театре, видит себя во сне», своеобразно отражает эту особенность времени. На голове дамы в платье с глубоким декольте - головной убор - мегез калфак. [Прим. 3]. Калфачки в форме небольших декоративных наколок, орнаментированные жемчугом и бисером, носили все татарки, даже при европейском костюме. Калфаки исполнять роль этнических стереотипов. Интересно, что карикатуры Г.Камала имеют многоуровневое прочтение, напрямую и опосредованно касаясь разных сторон действительности, противоречащих традиционным устоям общества. Здесь: тема и содержание сна муллы, который видит себя в светском костюме. Интересна композиция: лаконичные силуэты фигур персонажей размещены в центре и удалены в перспективу пустой картинной плоскости, создавая иллюзию сна. Используя как художественный приём - обрамление рамкой, художник ограничивает пространство, в котором живут пороки общества, отделяя его от мира идеального и справедливого. Эта карикатура, скорее всего, сделана по представлению.

Удивительно образное выражение эта проблема нашла в работе также неизвестного художника, оставлявшего под рисунками вместо подписи монограмму в виде жучка. На обложке журнала «Ялт-Юлт» № 85, 1915 (рис. 3.) он изображает фигуру женщины, одетую одновременно в татарский и европейский костюм, что символизирует тенденции периода начала XX века. Иллюстрация сопровождается стихами: «Татарские женщины уже забывают свои традиции и обычаи, забыли о пятничном дне и перенимают европейские традиции. Половина у них традиционная, половина уже в шляпе». Используя приём зеркальной симметрии, художник сопоставляет традиционные элементы (платье с оборками, камзол, головное покрывало, сарык ката) с заимствованными (юбка, жакет с поясом, шляпа, башмачки на каблучке), выявляя сущностное - изменение силуэта костюма. Мусульманские традиции в одежде предписывали скрывать фигуру женщины, в то время как мода XIX века подчёркивала её достоинства. Работам этого художника также свойственен неповторимый стиль. В отличие от работ других художников мы наблюдаем отход от традиции прочтения

сюжета справа налево, характерной для мусульманского искусства. В ряде его работ прочитываются черты экспрессионизма. Попытка передачи объёма за счёт положенной по форме штриховки говорит о полученных им первоначальных навыках рисования. В угоду художественной выразительности рисунка художник не дифференцирует детали на главные и второстепенные, но в контексте использования иллюстраций в качестве визуального источника такой «любительский» подход является несомненным достоинством.

Рис. 3 - «Ялт-Юлт» № 85, 1915

Та же тема нашла отражение и в карикатурах, подписанных С.Г. Якшибаевым, единственным из художников, кто подписывал свои рисунки. Первоначально он иллюстрировал исключительно рекламные объявления («Ялт-Юлт», 1912, № 4; 1913, №№ 49, 50). Полностью им оформлен лишь «Ялт-Юлт», 1913, № 57. С.Якшибаев приехал в Казань 1912 году, где познакомился с Г.Камалом, был приглашен в труппу татарского театра и стал одним из первых художников татарского театра. В его рисунках, выполненных для сатирических журналов, влияние театра очевидно: композиционное решение и внимание к деталям интерьера напоминает макет, изображаемый сюжет - выстроенную режиссёром мизансцену. Элементы одежды персонажей помогают определить действующих лиц сюжета. («Ялт-Юлт», 1912, № 48. Рис. 4.) Так же, как и в театре периода становления, когда в спектаклях использовались типовые декорации, основная задача художественной выразительности решалась посредством костюмов. Женщина в рубахе городского типа с верхним воланом, на голове - калфачок-наколка, поверх которого наброшена шаль с кистями - мать. Девушка, одетая в модный костюм, состоящий из блузы и юбки на поясе, завершающийся также кал-фачком, и мальчик в кэлэпуш - её дети. [Прим. 4]. В деревенском костюме - платье, украшенном по подолу воланом и вышивкой, камзоле, переднике и платке, вероятно, прислуга. Подпись под иллюстра-

цией передаёт диалог матери и детей, сидящих за столом: «Мама, папа сегодня колбасу купит? <...> Хорошие колбасы у Габдуллы Кельдишева!» На другой иллюстрации «по поводу месяца рамадан» изображён мужчина, как кукловод, несущий на спине ящики и корзины, из которых «выглядывают» сопровождаемые надписями «продукты», запрещённые по законам шариата: «водка, пиво, насвай под язык, мясо харам». («Ялт-Юлт», 1913, № 57)

Рис. 4 - «Ялт-Юлт», 1912, № 48

Анализ иллюстраций в сатирических журналах даёт возможность увидеть в другом, новом ракурсе многогранность процессов становления татарской общенациональной культуры. Карикатуры журналов «Яшен» и «Ялт-Юлт», выполненные художниками с натуры, могут быть введены в научный оборот как ещё один иллюстративный источник для изучения особенностей формирования национального костюма. В отличие от визуальной информации другого типа, как-то этнографические костюмы, фотографии, письменные источники, в иллюстрациях, включающих бытовую историю в круг интересов читателей, персонажи в костюмах с акцентом на отдельных деталях выступают как текст с определенным, сознательно заданным смыслом.

Примечания

1. «Ялт-юлт» («Сверкание»), сатирический журнал, издавался в Казани с 1910 по 1916 гг., один номер вышел в 1918 году (всего 123 номера). До марта 1915 г. журнал печатался в типографии Н.И.Харитонова, а в дальнейшем в типографии «Умид». Редактором журнала был А.Урманчеев, но руководство по изданию осуществляли Г.Тукай и Г.Камал. В журнале печатались произведения Г.Камала, Г.Тукая, Ф.Амирхана, Н.Думави, Т.Мирвалиев, И.Биккулов и других. [13]

«Яшен» («Молния»), сатирический журнал, издавался в Казани с августа 1908 по июнь 1909 гг. (всего 10 номеров). Печатался в типографии братьев Каримовых. С журналом сотрудничали известные татарские поэты и писатели: Г.Камал, Г.Тукай, Ф.Амирхан. [13]

2. Изу - съемное украшение, надеваемое поверх платья.

[14]

3. Мегез калфак - маленький колфачок-наколка. [14]

4. Кэлэпуш - головной убор, вид тюбетейки с плоским верхом и твердым околышком. [14]

Литература

1. Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда. - Казань: Таткнигоиздат, 1997. - С. 8.

2. НА РТ: Ф. 1, оп. 1, ед.хр. 3757. - Л. 1-9.

3. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток - Запад» (на примере развития русской культуры). - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - С. 67.

4. Хамматов Ш.Х. Камал и татарская печать // В кн. Га-лиаскар Камал: сб. статей: посвященных 100-летию со дня рождения писателя. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1981. - С. 58.

5. Муртазина С.А., Перова Л.Н. Декоративное решение современных костюмов в этническом стиле с использованием полимерных материалов // «Вестник Казанского технологического университета», № 2, 2013. - С. 129132;

Хамматова Э.А. Метод отделки национальных костюмов с использованием полимерных нитей и вышивального оборудования // «Вестник Казанского технологического университета», № 2, 2013. - С. 132-134;

Хамматова Э.А. Декор современных нацйиональных татарских костюмов на основе применения полимерных вискозных нитей // «Вестник Казанского технологического университета», № 9, 2013. - С. 155-158.

6. Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - С. 281-284.

7. Гайнуллин М.Г. Галиаскар Камал (1879-1933). Очерк жизни и творчества. К 100-летию со дня рождения. -Казань, 1978. - С. 13.

8. Гимадиев У.И. Г.Камал и «Яшен». 75-76. // В кн. Галиаскар Камал. Сборник статей, посвященных 100-летию со дня рождения писателя. / ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР.- Казань, 1981. - С. 75-76.

9. Губайдуллин Х.Х. Первое десятилетие татарского профессионального театра. - Казань, 1957. - С. 3.

10. Игламов Р.М. Выдающийся драматург. - Казань: Таткнигоиздат, 1897. - С. 9.

11. Арсланов М.Г. Татарское режиссёрское искусство (1906-1941). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. - С. 27.

12. Гоппе Г. Что мне к лицу? - СПб., 1891. - С. 127-128.

13. Гимадиев У. И. Сила сатирического слова (Роль и значение татарских сатирических журналов дооктябрьского периода в развитии национальной литературы). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. С. 47-52, 53-60.

14. Донина Л.Н., Рамазанова Д.Б. Словник названий элементов татарского костюма: Учебное пособие. - Казань: «Алма-лит», 2007. - С. 60, 37, 38.

© Ф. Г. Ваганова - ст. преп. каф. музеологии, культурологии и туризма КФУ, vagap.art@mail.ru ; Л. Н. Донина - канд. искусствоведения, ст. науч. сотр. отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, lis.art@mail.ru.

© F. G. Vagapova - Senior Lecturer, Department of Museology, culture and tourism, KFU, vagap.art@mail.ru; L. N. Donina - candidate of Art, senior researcher at the Department of Ethnology Institute of History n. a. S. Mardzhani Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, lis.art@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.