Научная статья на тему 'Синтез традиций в оформлении дореволюционных татарских сатирических журналов'

Синтез традиций в оформлении дореволюционных татарских сатирических журналов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
49
Поделиться
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИКА / ЖУРНАЛЬНАЯ ГРАФИКА / КАРИКАТУРА / МОДЕРН / ПОЛИТИПАЖ / САТИРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / GRAPHICS / MAGAZINE GRAPHICS / CARICATURE / MODERN / SOCIAL TYPE / SATIRICAL MAGAZINE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вагапова Фирдаус Гумаровна

В статье впервые в искусствоведении Татарстана сатирические журналы рассматриваются как часть татарского дореволюционного книжного искусства. В статье отмечается роль русских сатирических журналов в формировании местных традиций сатирической журнальной графики и выявляется влияние татарского рукописного книжного искусства в оформлении сатирических журналов на татарском языке в Казани. Анализируется творчество конкретных художников, внесших вклад в развитие татарской журнальной графики.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вагапова Фирдаус Гумаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SYNTHESIS OF TRADITIONS IN THE DESIGN OF PREREVOLUTIONARY TATAR SATIRICAL MAGAZINES

For the first time in the study of art of Tatarstan the author considers satirical magazines as part of the Tatar pre-revolutionary book art. The author focuses on the role Russian satirical magazines played in the formation of local traditions of satirical magazine graphics. The influence of the Tatar manuscript art on the design of satirical journals in the Tatar language in Kazan is determined. The author analyzes the works of the authors who contributed to the development of the Tatar magazine graphics.

Текст научной работы на тему «Синтез традиций в оформлении дореволюционных татарских сатирических журналов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 75/76

СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ В ОФОРМЛЕНИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ТАТАРСКИХ САТИРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

© Ф.Г.Вагапова

В статье впервые в искусствоведении Татарстана сатирические журналы рассматриваются как часть татарского дореволюционного книжного искусства. В статье отмечается роль русских сатирических журналов в формировании местных традиций сатирической журнальной графики и выявляется влияние татарского рукописного книжного искусства в оформлении сатирических журналов на татарском языке в Казани. Анализируется творчество конкретных художников, внесших вклад в развитие татарской журнальной графики.

Ключевые слова: графика, журнальная графика, карикатура, модерн, политипаж, сатирический журнал.

После революционных событий 1905-1907 годов в России наблюдается всплеск издания сатирических журналов, быстро откликавшихся на все злободневные политические вопросы и события. В этот период издается около ста сатирических журналов на русском языке в разных городах России, среди которых можно назвать московские - "Жупел", "Свобода", "Будильник", "Стрекоза", "Гудок", казанские - "Застенок", "Метеор", "Казанский раешник" и т.д. Журналы пользовались большим спросом у читателей всех слоев общества, как бы они ни относились к революции - сочувственно или враждебно [1: 74]. На страницах журналов звучали призывы к борьбе за землю и волю, выдвигались лозунги национального единства, прекращения войны.

Передовая часть татарской интеллигенции, осознавая надобность просвещения народа, приходит к необходимости организации органа сатирической печати на родном языке. В Казани в 1908 году, в период "возмужания татарской прессы" [2: 16], начинается издание журнала "Янеш", который функционировал недолго - выпустив всего десять номеров, в июне 1909 года авторы его закрывают. Это была вынужденная мера, так как журнал, представлявший революционно-демократическое направление, оказался опасным для властей и, не выдержав цензуры, был запрещен. Его эстафету подхватывает "Ялт-Юлт", издававшийся с 1910 по 1918 годы.

Появление печатных периодических изданий сатирического направления на татарском языке было не случайным, так как в самой культуре народа, его фольклорных произведениях (пословицах, поговорках, сказках, частушках) средствами юмора и сатиры бичевались негативные явления, проявлявшиеся в обществе. До появления печатных изданий в среде шакирдов медресе выпускались рукописные экземпляры газет и жур-

налов, где в сатирической форме велась борьба против действия правительства или священнослужителей [3: 11].

Печатались журналы в типографиях города Казани: "Яшен" - в типографии Каримовых, "Ялт-Юлт" - в типографии Харитонова, позже -в "Умид". Журналы представляют сшитые из нескольких страниц (15 страниц) тетради, где первая - титульная страница, далее страницы с текстом и карикатурами (либо фотографией), на последней - представлены объявления и реклама.

"Яшен" и "Ялт-Юлт" являются иллюстрированными изданиями. Под иллюстрацией мы понимаем не только содержащиеся в журналах рисунки-карикатуры, но "использование любых изображений, сопровождающих или дополняющих текст, например фотографии, виньетки и орнаментальные заставки-политипажи" [4: 5].

Графика татарских сатирических журналов развивалась под влиянием русской карикатуры не только казанской, но прежде всего столичных изданий. Например, в некоторых номерах "Ялт-Юлт" (1914, №78, 79, 82; 1915, №84) рисунки были перепечатаны из журналов "Русское слово" и "Стрекоза" (1913, №47), "Будильник" (1913, №50), заимствовались клише с рисунком орнаментальных заставок, использовалась тематика карикатур.

В то же время в оформлении татарских сатирических журналов проявляются черты, характерные для традиционного татарского, в основе своей мусульманского, искусства. Особое значение в оформлении журналов уделялось титульному листу. "Яшен" издавался недолго, рисунок и конструкция его титула на протяжении всех 10 номеров оставались неизменными. Существует восемь непохожих ни по сюжету, ни по тематике вариантов титульного листа "Ялт-Юлт".

В структуре титулов всех журналов доминирует каллиграфически исполненное название издания на татарском языке арабским шрифтом и кириллицей, выделенное масштабом букв, использованием разных видов почерков, орнаментальным обрамлением - традиционные приемы в оформлении татарских рукописных фолиантов. Рукописные книги отличает и особая живописность, достигаемая использованием красок разного цвета при выведении букв, ключевых слов по тексту и орнамента. Колористическое оформление, наряду с графическим, использовали и художники татарских сатирических журналов, применяя для печати каждого следующего номера определенный цвет краски (черную, красную, зеленую, реже синюю), иногда при выпуске одного номера использовалось до двух-трех различных цветов.

В оформлении титульного листа большую роль играют политипажи в виде орнаментальных заставок. Композиция распределения политипажа на титуле заимствована из традиции оформления рукописной книги элементом, получившим название унван - орнаментальная заставка в начале главы или раздела, занимающая одну треть верхней части страницы. В рисунке орнаментальных заставок-политипажей прочитываются черты, характерные для стиля модерн, нашедшего свое проявление в начале XX века в искусстве России, в том числе в книжной и журнальной графике, и отразившегося в культуре оформления татарских сатирических дореволюционных журналов.

В орнаменте модерна особую роль играет линия, где она приобретает значение самостоятельного художественного образа. Доминирует манерно-капризная линия рамки в оформлении обложки журнала "Ялт-Юлт" (1915, №86.). В верхней части формата, где традиционно вписано название журнала, извивающаяся линия дополнена ответвлениями - усиками, переходящими в абрис лепестков кувшинки. Мотив волнообразного побега, обогащенный различными отростками, листьями, характерен для татарского орнамента и использовался в различных видах декоративноприкладного искусства. Некоторые его вариации встречаются в вышивке, ювелирном искусстве, в резной орнаментации надгробных камней в бул-гарскую эпоху и прослеживаются в орнаменте эпохи Казанского ханства [5: 58].

В оформлении титула журнала "Ялт-Юлт" за 1912 год (№39) художник использует рисунок причудливо изгибающейся ветки растения. Напряженный изгиб в сочетании с извивающимися побегами, переплетающиеся листья и цветы создают характерный для барокко мотив рокайль.

Здесь же, уравновешивая композицию, изображена ласточка, рисунок которой имеет символическое значение и который использовался еще в татарских рукописных книгах, где каллиграфы на последней странице рисовали ласточку - символ, несущий добро.

В сюжетных политипажах-заставках, оформляющих страницу титульного листа, художники используют язык символов и аллегории, что также характерно для искусства модерна. Например, символ Молнии на титуле журнала "Яшен" приобретает значение "силы, поражающей врагов" [6: 318-319]; фигура античной богини правосудия Фемиды ("Ялт-Юлт", 1911 г.), символизирующая беспристрастность в разоблачении пороков общества, что было главной целью авторского коллектива журналов; змея ("Ялт-Юлт", 1913 г.) - амбивалентный символ которой может быть прочитан и как мудрость, и как бессмертие [6: 155]. Изображение змеи было традиционно в искусстве казанских татар; так, в эпоху Казанского ханства крылатый змей Зилант украшал герб города Казани.

В оформлении журналов, прежде всего в определении тематики карикатур, принимали участие многие члены авторского коллектива, но главная роль в этом процессе оставалась за художниками, среди которых были как профессиональные, так и непрофессиональные мастера.

Художником (одновременно редактором) был Г. Камал, создававший карикатуры по собственным замыслам и темам, предложенным Г.Тукаем [7: 275]. Будучи выдающимся татарским драматургом и публицистом, Г.Камал внес большой вклад в развитие татарского печатного книжного искусства. В начале XX века он специально изучал полиграфию и типографское дело [8: 59]. В период работы в типографии И.Н.Ха-ритонова Г. Камал стал автором рисунков новых шрифтов на основе арабской графики (впоследствии шрифты гравировал И.И.Юзеев). Будучи не профессиональным художником (здесь мы говорим о том, что он не имел специального художественного образования), Г.Камал выполнил почти все карикатуры в журнале "Яшен" и первых номерах журнала "Ялт-Юлт".

Работы художника можно характеризовать как документальный источник эпохи, они достаточно достоверны, узнаваемы улицы, пейзажи, ставшие местом действия описываемых и изображаемых событий: стены и башни казанского Кремля и здание бывшей Городской Думы, украшенное четырехстолпным портиком - в карикатуре на бывших членов Думы, уносящих домой имущество перед новыми выборами ("Яшен", 1908, №4); минарет одной из казанских

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

мечетей, на фоне которой происходит беседа муллы и мужчины-прихожанина мечети ("Яшен", 1908, №3); старая школа с соломенной крышей и покосившейся трубой ("Яшен", 1908, №3). Художник акцентирует внимание зрителя на некоторых деталях быта татарского народа: висящий на стене шамаиль, подушки в интерьере комнаты, мебель, резные наличники на окнах; он передает неповторимость элементов традиционного татарского народного и городского костюма. Каждая деталь значима, помогает передаче образа или содержания текста статьи.

Рисунки Г.Камала легко узнаваемы, для них характерен свой неповторимый стиль, который читается в мягкой линии, очерчивающей светлые, словно прозрачные фигуры персонажей, в его работах редко встречаются темные пятна-силуэты. Именно линия является в работах Г.Камала главной выразительницей формы, особую пластичность приобретает она в тех работах, где автор не придает фигурам объем (здесь линия становится более обрывистой). Широкоплечие фигуры его "героев" слегка приземисты. Можно предположить, что он намеренно использует данный прием, чтобы придать рисункам характер карикатуры.

В работах Г. Камала прочитывается влияние не только стилистики русской и европейской карикатуры, что выразилось, например, в преднамеренном искажении и преувеличении форм, но и татарского, в основе своей мусульманского, искусства, что проявилось в композиционном построении рисунка, когда сюжет прочитывается справа налево, что соответствует канонам прочтения арабописьменного текста.

Круг художников, привлеченных редактором А.Урманчеевым к работе в журнале "Ялт-Юлт", был значительно шире. Все карикатуры и политипажи к обложке с тринадцатого по тридцатый номера выполнены художником, подписавшимся инициалами "И. А.". Художник для передачи остроты сюжета прибегает к способу гротеска, когда действующими персонажами сюжета становятся животные; например, два дерущихся петуха являются прообразами для передачи конфликта между Астраханскими изданиями "Бурхан" и "Идель" ("Ялт-Юлт", 1911, №23). Способ преувеличения, иногда даже сублимирования отдельных элементов (например, антропоморфное существо человек-мельница в "Ялт-Юлт", 1911, №19), все приемы помогают художнику достичь одну из главных задач - подчеркнуть пороки общества и отдельного человека.

Для художника характерна собственная манера исполнения рисунка, где доминирует линия, отличающаяся особым изяществом, гибкостью,

она всегда закрепляется в осязаемый контур, в рисунке ощущается твердая рука мастера. Прозрачные штрихи моделировки выдают его приверженность к чистому линейному рисунку. Мастерство исполнения проявляется в знаниях закона линейной перспективы, умении передать строение человеческой фигуры и мимические выражения. Знание структуры графики, характерной для карикатуры, и ее основополагающих задач говорит о том, что рисунки выполнены профессиональным художником. Работая в татарском журнале, он использует традиции, характерные для национального, мусульманского изобразительного искусства, что отчетливо отразилось в прочтении сюжета рисунка.

В оформлении журнала "Ялт-Юлт" принимали участие и художники, чьи имена восстановить чрезвычайно сложно в силу того, что вместо подписи под рисунками они оставляли либо псевдоним, либо монограмму. Из числа последних можно назвать интересные работы художника, поставившего под рисунками монограмму в виде жучка. Впервые его работа появилась в №64, с №85 по 97 он оформил все номера "Ялт-Юлт".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В некоторых работах художника прочитываются черты искусства экспрессионизма, в них ярко выражен "индивидуальный протест против пороков окружающей действительности" [9: 91]. До уродливого состояния гипертрофированное, скорчившееся в конвульсиях тело, как гласит подпись представителя богатого сословия, "ни копейки не пожертвовавшего в пользу нации", изображено на титульном листе журнала "Ялт-Юлт" (1915, №86). Художник словно предупреждает, какие муки ожидают в аду этих сытых в земной жизни людей, и за всем происходящим в преисподней наблюдает черт. Исчадия Ада, утопающие в море крови человеческие тела - жертвы войн и голода, слетающаяся стая хищных птиц и пролетающая над этим бытием Смерть -это не только фрагменты работ, это видение действительности глазами художника, его философия, что сближает его творчество с искусством экспрессионизма. Мы не думаем, что он был знаком с данным направлением искусства модернизма и его идейным содержанием. Здесь нашли отражение его индивидуальные поиски, проявился свой неповторимый стиль для изображения чувства обреченности и ужаса, царившие в обществе и особенно чутко понимаемые представителями интеллигенции.

В целом, мы можем отметить, что в оформлении татарских сатирических журналов, изданных в Казани, отмечается влияние традиций русской журнальной графики. В то же время облик

журналов впитал черты, характерные для рукописного татарского книжного искусства, что проявилось в использовании традиционных мотивов орнамента, в приемах построения композиции в рисунках-карикатурах, колористическом решении. Многофигурность, прорисовка деталей, условное пространство, в которое помещены персонажи, прочтение композиции справа налево, что соответствует движению глаз при чтении арабописьменного текста, указывают на влияние восточных, мусульманских традиций изобразительного искусства.

В журналах работали художники, творчество которых отличается своим неповторимым стилем. Разные по уровню профессиональной подготовленности, они, тем не менее, владеют основами карикатуры, работы выдержаны в рамках стилистики данного искусства. Художники используют самые разные способы выражения от явного преувеличения и гиперболизации до гротеска. В манере исполнения карикатур проявляются индивидуальные черты художников - от явных реалистичных композиций до использования черт, характерных для искусства экспрессионизма.

1. Аристов В., Ермолаева Н. Все началось с путеводителя. - Казань: Казан. гос. ун-т, 1975. - 222 с.

2. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте "Восток - Запад" (на примере развития русской культуры). - Казань: Татар. книж. изд-во, 2002. - 240 с.

3. Нафигов Р.И. Наш Тукай. Новые страницы из жизни поэта. - Казань: Фикер, 1998. - 167 с.

4. Каск А.Н. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России ХУШ-ХІХ веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -М., 2011. - 21 с.

5. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань: Татар. книж. изд-во, 1969. - 204 с.

6. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / К.Ко-ролев. - М.: Эксмо; СПб.: Тегг-РаШаБЙса, 2003. -525 с.

7. Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - 352 с.

8. Хамматов Ш.Х. Камал и татарская печать // Га-лиаскар Камал: сб. ст., посвященных 100-летию со дня рождения писателя. - Казань, 1981. - С. 58 -68.

9. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 221 с.

SYNTHESIS OF TRADITIONS IN THE DESIGN OF PREREVOLUTIONARY TATAR SATIRICAL MAGAZINES

F.G.Vagapova

For the first time in the study of art of Tatarstan the author considers satirical magazines as part of the Tatar pre-revolutionary book art. The author focuses on the role Russian satirical magazines played in the formation of local traditions of satirical magazine graphics. The influence of the Tatar manuscript art on the design of satirical journals in the Tatar language in Kazan is determined. The author analyzes the works of the authors who contributed to the development of the Tatar magazine graphics.

Key words: graphics, magazine graphics, caricature, modern, social type, satirical magazine.

Вагапова Фирдаус Гумаровна - старший преподаватель кафедры философии Института философии Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: vagap.art@mail.ru

Поступила в редакцию 31.1G.2G11

2SG