Научная статья на тему 'Знаково-смысловая регуляция социального поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях'

Знаково-смысловая регуляция социального поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА / РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ / ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алёхин Анатолий Николаевич, Богдановская Анна Борисовна, Королева Наталья Николаевна, Богдановская Ирина Марковна, Кошелева Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаково-смысловая регуляция социального поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях»

мир, личность, ИНФОРМАЦИЯ

А. Н. Алёхин, А. Б. Богдановская, И. М. Богдановская, Н. Н. Королева, А. Н. Кошелева, Ю. Л. Проект

знаково-смысловая регуляция социального поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях1

Социальное поведение представляет собой систему действии человека по отношению к предметному миру, обществу и другим людям, обусловленных знаково-смысловыми образованиями (Журавлев, 2002). Поведение человека в обществе определяется социальными представлениями, которые складываются, передаются и закрепляются в коммуникативных актах через семиотические системы, прежде всего через естественный язык. С помощью социальных представлений конструируется интерсубъективный мир, «разделяемая реальность» социальной группы либо общества в целом (Gergen, 1997 и др.). Знаковость пронизывает социальный и повседневный опыт современного человека, что порождает необходимость постоянной семиотической регуляции поведения (Руднев, 2000 и др.). Механизмы семиотического кодирования опыта и его запечатле-ния в сознании тесно связаны со смысловой регуляцией поведения и деятельности; смысл связывает воедино сознание, личность и поведение (Леонтьев, 1999). Интерио-ризация социокультурных смыслов, выраженных в знаке и символе, опосредованная личностными образованиями, выступает как источник и механизм становления смысловой регуляции социального поведения, адаптации ребенка в предметном и социальном мире.

Ключевой особенностью формирования знаково-смысловых структур социального поведения современных детей и подростков выступает их включенность в сложную и многополярную среду жизнедеятельности. Современная жизненная среда представляет собой многомерную семиотически неоднородную систему, опосредованную социокультурными тенденциями глобализации, информатизации, кросскультурного взаимодействия. Системообразующую роль приобретает ее информационная составляющая, образующая особую семиотическую область — информосферу. В социальных отношениях возрастает роль нелинейной многомерной коммуникации, увеличивается влияние масс-медиа и телекоммуникаций на личность и общество в целом. Социализация детей и подростков человека в усложняющемся и информационно насыщенном поликультурном обществе связана с формированием особых способов и стратегий понимания различных составляющих семиосферы, адаптации к различным областям современной жизненной среды. Интериоризация базовых значений и смыслов, присвоение определенных паттернов социального поведения современными детьми и подростками осуществляется не только посредством общения со значимыми другими, но и через включение в ин-

1 Исследование реализуется при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00511.

формационное и медиапространство (Алёхин, Королева, Литвиненко, 2013; Проект, Богдановская, Королева, 2014). Формирующиеся на различных этапах онтогенеза базовые знаково-смысловые составляющие мировосприятия и социального поведения становятся внутренними регуляторами субъектной активности в различных сферах жизненного мира личности. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление специфики становления знаково-смысловой регуляции социального поведения ребенка в современных условиях.

С целью определения ключевых субъектных характеристик, опосредующих знаково-смысловую регуляцию социального поведения детей и подростков, нами была проведена серия эмпирических исследований с использованием наблюдения, опроса, проективных техник. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста применялись формализованное наблюдение за игровым поведением, анкетирование родителей, проективная методика «Сочини сказку», детский апперцепционный тест — САТ (Беллак, 2005.) Подростки обследовались посредством авторской модификации теста для подростков и молодежи — методики ТАТ-М (Алёхин и др.), теста 20 Я. Куна и Макпартленда, модификации методики незаконченных предложений для подростков, психодиагностической беседы. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), 22 ребенка младшего школьного возраста (8-9 лет), 20 старших подростков (14-16 лет). Все выборки были уравнены по полу.

Анализ рассказов дошкольников, составленных по картинам САТ, позволил выявить наиболее значимые для детей темы (проблемные области жизненного мира), ведущие мотивы поведения и деятельности. Для каждой смысловой единицы была рассчитана средняя частота встречаемости в текстах-рассказах.

Так, актуальными смысловыми сферами жизненного мира старших дошкольников выступают: повседневные жизненные ситуации и виды деятельности (прогулки, еда, сон и т. п.), игровая деятельность, взаимоотношения с родителями, сиблингами, другими сверстниками, одиночество и изоляция, конфликты со взрослыми и сверстниками, поддержка со стороны других людей, наказание, соревнование, нравственные нормы.

Психологическое время дошкольника — это, прежде всего, актуальное настоящее. Основное внимание уделяется ситуациям, проявляющимся «здесь и сейчас». В то же время, в сознании ребенка складывается единая временная линия, включающая в себя прошлые события и будущие перспективы. При этом, будущее является более значимым по отношению к прошлому. Причинности уделяется меньшее внимание по сравнению с описанием следствий, предполагаемого развития происходящих событий.

В рассказах дошкольников практически в равной степени представлены рациональные и эмоциональные оценки — размышления, рассуждения, переживания, что свидетельствует о формирующейся рефлексии в данном возрасте. Однако они менее выражены по сравнению с фактологическим описанием, констатацией действий персонажей картин в настоящем. Наряду со связностью и цельностью описаний картин присутствуют нарушения логики изложения, что, с одной стороны, может отражать особенности когнитивного развития детей, с другой стороны — свидетельствует о высокой значимости и стрессогенности отдельных тем, стремления к их избеганию. Незначительное количество опущенных в рассказах значимых деталей, как правило, связано с адекватностью и реалистичностью смыслового восприятия, эмоциональным благополучием, низким уровнем выраженности защитных механизмов. Наиболее значимыми мотивами социального поведения дошкольников являются: игровая мотивация, поиск помощи со стороны значимых других, опека и помощь другим людям, самостоятельное преодоление трудностей, стремление к поддержке и аффилиации, автономия и самостоятель-

ность, внешний контроль и стремление избежать наказания, избегание опасности, агрессия, доминирование, стремление к взаимопониманию.

На основании качественного анализа сказок, сочиненных детьми, также были выявлены ключевые темы, отражающие значимые области жизненного мира ребенка. В ситуации свободного рассказа был получен более широкий спектр значимых тем. Большинство из них совпали с темами, выявленными посредством анализа рассказов по картинам САТ. Это отношения с родителями, конфликты в семье, отношения с си-блингами, нравственные нормы, отношения со сверстниками. В то же время, в сочиненных сказках появляются темы, в большей степени отражающие социальное взаимодействие взрослых: любовь и отношения с противоположным полом, стремление к познанию нового, богатство и материальные ценности. Наряду с персонажами и сюжетными ходами, характерными для традиционных волшебных сказок («пошел в волшебный лес», «заколдовала злая фея», «встретил принцессу» и т. п.) в содержании сказок появляются современные игрушки, техногенные объекты и действия с ними («замок из Лего», «поехали на машине», «их спасла подводная лодка» и т. п.). Возможно, это отражает воздействие на формирование социального поведения детей современной информационно-коммуникативной среды. Влияние современной информосферы на становление социального поведения проявляется также в игровых сюжетах и действиях старших дошкольников. По данным наблюдения за детьми, а также анкетирования их родителей, все дети используют в игре сюжеты из мультипликационных фильмов. В основном дошкольники смотрят мультипликационные фильмы каждый день. В играх они копируют речь, мимику, позы, жесты персонажей, поют песенки из мультфильмов, часто просят купить игрушку — любимого мультипликационного персонажа, называют именами любимых героев свои игрушки. Дети часто просматривают телевизионную рекламу, фильмы и передачи, предназначенные для взрослой аудитории. Около 70% старших дошкольников играют в компьютерные игры, пользуются компьютером или мобильными устройствами с раннего детства (знакомство детей с компьютерной техникой происходило в возрасте около 2,5 лет).

В младшем школьном возрасте происходит усложнение субъективной временной перспективы, наряду с актуальным настоящим возрастает значимость будущего. Возрастает дифференцированность понимания последствий различных поступков и паттернов социального поведения. В текстах присутствуют рациональные и эмоциональные оценки личностных качеств и поступков людей. Описания имеют более развернутый, детализированный характер, содержат незначительное количество искажений или опущенных значимых деталей. Расширяется спектр тем рассказов. Они включают в себя личные события, отдых, семейные взаимоотношения, морально-этические проблемы, взаимодействие с другими людьми, ситуации учебной и трудовой деятельности, нарушение правил социального взаимодействия и поведения, фантастические сюжеты, страх, болезнь. Социальное поведение младших школьников в большей степени опосредуется такими мотивами, как аффилиация, достижение успеха, соблюдение норм и правил поведения, игровая мотивация, удовлетворение базовых потребностей (еда, сон, отдых, безопасность).

Конфликтные смыслы в дошкольном и младшем школьном возрасте не являются устойчивыми, и не выступают предпосылками социального поведения ребенка. Соответствие/несоответствие социальным нормам воспринимается и переживается ребенком как внешний, межличностный конфликт, либо как наказание ребенка взрослыми за нарушение правил и социальных ожиданий, за которым, как правило, следует осознание неправильного поступка и прощение со стороны взрослого.

Темы сказок, сочиненных младшими школьниками, отражают межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, учебную деятельность, семейные отношения, познавательную активность, ситуации нарушения социальных норм, наказание и прощение, дружбу и взаимопомощь. При этом их содержание, сюжеты, имена отражают в основном влияние телевизионных передач, рекламы, мультипликационных фильмов и компьютерных игр («Русалочка...уплыла за границу, ее искал поисковый отряд»; «колобок был командир их врагов»; «старинная постройка, из которой Багире помахал ее друг Ротогог, банк»; «потом Сюзан и мотылек пошли к ней домой вместе и смотрели мультики» и т. п.). 35% младших школьников в текстах сказок упоминает различные информационные технологии, мобильные телефоны. Придуманные ими сказочные герои общаются посредством современных телекоммуникационных систем, смотрят телепередачи, посещают магазины и развлекательные центры. По всей видимости, данная часть детей наиболее подвержена влиянию информационной среды.

В подростковом возрасте происходят качественные преобразования как самой жизненной среды, так и характеристик социального поведения формирующейся личности. Результаты контент-анализа текстов подростков, полученных с помощью методики ТАТ-М, показали, что в данном возрасте существенно расширяется спектр областей социальной среды, репертуар социальных и личностных отношений, в которые включается подросток. Наибольшей значимостью для подростков обладает отношение к самому себе, на втором месте по значимости находятся социальные отношения, третье и четвертое места занимают соответственно отношения с противоположным полом и семейные отношения. Усложнение системы социальных отношений и интенсивное развитие самосознания подростков проявляется в актуализации конфликтных личностных смыслов, выступающих внутренними источниками поступков. Так, в сфере семейных отношений конфликтные смыслы в основном связаны с переживанием обиды на родителей и недоверия к подростку с их стороны, недостатка родительского внимания и участия в жизни подростков; со стремлением освободиться от гиперопеки и созависимости родителей, стремления к личной автономии, самоутверждению; с неосознаваемым соперничеством с родителем противоположного пола и стремлением к идентификации с родителем своего пола. Отношения с противоположным полом в значительной мере опосредованы влиянием электронных СМИ, в первую очередь, социальных сетей, «глянцевых» журналов и телевизионных фильмов, стереотипов рекламы и современной массовой культуры. Внутренние конфликты подростков в данной сфере связаны, прежде всего, с желанием устанавливать постоянные контакты, основанные на любви, доверии, самореализации, создать собственную семью, и позитивной оценкой ранних сексуальных отношений, в том числе с разными партнерами. В сфере дружеских отношений со сверстниками конфликтные смыслы представлены противоречием между стремлением к аффилиации и отождествлению себя с другими, и осознанием собственной уникальности, желанием «быть не таким, как все».

Образцы и типичные паттерны социального поведения интериоризируются подростками через процессы идентификации во взаимодействии со значимыми другими. При этом наибольшую роль в формировании социального поведения подростков играют значимые взрослые — родители и педагоги, на втором месте по значимости находятся сверстники. Большинство подростков (70%) проявляют такие характеристики зрелого социального поведения, как толерантность, терпимость к другим национальностям, вероисповеданиям, культурам и т. д.; готовность идти на компромисс в сложной ситуации; умение сочувствовать, сопереживать другим; готовность прийти на помощь, в том числе и незнакомому человеку. Их поведение регулируется социально значимыми

ценностями. Наибольшую значимость для подростков имеют такие ценности, как уважение, принятие, общение; материальное благосостояние; развитие, учеба; труд, работа, карьера; удовольствия, увлечения (приведены в порядке убывания значимости). Низкую значимость имеют ценности, связанные с самопознанием и личностным ростом, свободой, безопасностью, стимуляцией, поддержкой религиозных и этнокультурных традиций.

Несмотря на низкую значимость ценностей стимуляции, в круг установок социального поведения подростков попадают и так называемые опасные темы: смерть, самоубийство, тяжелая болезнь, противоправные действия, наркотизация/алкоголизация и т. д. При этом отношение к власти и закону у большей части подростков (75%) имеет нейтральный характер, 15% имеет негативное отношение к существующим в обществе законам, и только 10% — положительное. Это может свидетельствовать о риске развития девиантных, асоциальных форм поведения в подростковом возрасте.

Часть подростков (15%) идентифицируется с виртуальными образами и персонажами, которые становятся для них образцами для выбора форм социального поведения и взаимодействия. Это подтверждают и результаты, полученные посредством методики 20 Я. 13% самоописаний подростков отражают влияние современной информационной и медийной среды. Подростки идентифицируют себя с персонажами популярных фильмов («Звездные войны», «Легенда №17», «Бэтмен», «Мотылек» , «Спарта» и т. п.), известными спортсменами и политическими деятелями, символами рок-культуры, героями популярных телепередач, характеризуют собственное я через подростковые субкультуры, названия компьютерных игр, ролевые позиции в информационной среде («юзер», «геймер» и т. п.).

По данным беседы, современным подросткам наиболее свойственны такие поведенческие реакции, как хобби-реакция (наличие различных увлечений), и реакция гиперкомпенсации, проявляющаяся в заниженной самооценке в сочетании со стремлением к реализации своих способностей и возможностей, самоутверждению, в основном, в глазах родителей. Анализ самоописаний и рассказов подростков показывает выраженную тенденцию к рефлексии, способность к осознанию и выражению разнообразных чувств, мыслей, эмоциональных оценок, к анализу собственных действий и поступков других людей.

Полученные эмпирические данные позволили определить основные тенденции знаково-смысловой регуляции социального поведения на различных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях.

К завершению периода дошкольного детства ребенок осваивает значения базовых нравственных категорий, знаково-символические средства выражения поведенческих сценариев, норм и правил социального взаимодействия, овладевает социальными ролями в процессе игровой деятельности, интериоризирует основные социокультурные ценности — эстетические, этические, познавательные, коммуникативные, прагматические. Безусловно, взрослый является для ребенка образцом для подражания и носителем способов социального поведения. В то же время в этом возрасте впервые формируется система собственных личностных смыслов значимых явлений и событий, складывается совокупность эмоциональных и нравственных оценок людей и их поступков, отношений к самому себе, к взрослым и сверстникам, к жизненным ситуациям. В данный период у ребенка впервые возникает субъективное, психологическое время как целостность, единство прошлого, настоящего и будущего. Прошлое дошкольника является наименее насыщенным личностными смыслами, поскольку жизненный опыт еще невелик. Центром субъективного времени выступает актуальное настоящее. В то же

время, во внутреннем мире ребенка появляется образ возможного будущего, возрастает роль целей, перспектив, планирования и предвосхищения возможных последствий поведения. Важной характеристикой знаково-смысловой регуляции социального поведения старшего дошкольника выступает развитие способности к рефлексии, к словесному выражению собственных мыслей и чувств.

В младшем школьном возрасте ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, среди которых ведущей, бесспорно, является игровая и учебная деятельность, развертывающаяся во взаимодействии со сверстниками. К этому возрасту складывается система ведущих мотивов различных социальных отношений, включающая в себя социально-коммуникативные и нравственные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи. Восприятие знаково-символических форм регуляторного воздействия взрослого служит основой для формирования собственных поведенческих паттернов, становления саморегуляции и самоконтроля, умения регулировать и координировать поведение сверстников. В то же время у современных младших школьников проявляются различного рода социальные страхи и опасения, могут актуализироваться поступки, связанные с осознанным нарушением социальных норм. В этом возрасте складываются базовые смысловые установки социального поведения, связанные с осознанием норм и правил, причин и следствий их нарушения, с проявлением активности и самостоятельности, формированием нравственных критериев оценки поступков, стремлением к позитивным отношениям с другими людьми, ожиданием позитивного разрешения трудностей, ориентацией на взаимопомощь и поддержку.

В подростковом возрасте расширяется жизненное и социальное пространство формирующейся личности, возникает целостная временная перспектива, включающая в себя субъективное прошлое, настоящее и будущее. Наибольшую значимость для подростков приобретает понимание себя как субъекта различного рода социальных отношений. В этот период складывается система ценностно-мотивационных регуляторов социального поведения. Наибольшую роль в регуляции социального поведения современных подростков играют коммуникативные, материальные, познавательные, карьерные, гедонистические ценности. В качестве смысловых регуляторов социального поведения выступают установки, свойственные зрелой личности: толерантность, сотрудничество, сопереживание, готовность к помощи другим. Наряду с этим у большинства подростков прослеживается индифферентное отношение к власти и закону, в их сознании присутствуют установки отклоняющегося поведения, связанные с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ, суицидом, асоциальным поведением, ранними сексуальными контактами, что может выступать фактором риска формирова-

и п и

ния поведенческих девиаций. В этом возрасте впервые ярко проявляются устойчивые конфликтные смыслы, в особенности в сферах отношений к родительской семье, к сверстникам, к противоположному полу.

Современная информационно-коммуникативная среда оказывает существенное влияние на социальное поведение ребенка на различных этапах его развития. При этом на каждой стадии онтогенеза ее воздействие имеет свою специфику, проявляется на определенном уровне смысловой регуляции поведения. У старших дошкольников это влияние проявляется на уровне вербального и невербального игрового поведения (выбор игровых сюжетов, подражание героям мультипликационных фильмов и компьютерных игр). В младшем школьном возрасте информационная среда опосредует регуляцию деятельности и межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками (сами информационные технологии, а также образцы поведения героев рекламы, фильмов, игр актуализируются в общении, игровой и досуговой деятельности, повседневно-

бытовых действиях). В подростковом возрасте составляющие современной информационной среды опосредуют структуры самосознания и личностных отношений подростков. Подростки характеризуют себя через ролевые позиции в виртуальной коммуникации и компьютерных играх, виртуальные образы и персонажи (герои игр, популярных фильмов и телепередач, образы известных спортсменов, музыкантов, актеров, политических деятелей) могут становиться объектами идентификации и образцами для подражания. Влияние стереотипов массовой культуры ярко проявляется в сфере отношений подростков к противоположному полу. Полученные результаты позволяют выявить феномены динамики влияния информационной среды на формирующуюся личность современного ребенка, в соотнесении с закономерностями онто- и социогенеза. Экстенсивное влияние, по всей видимости, в большей степени связано с развитием и распространением новых информационных технологий, с процессами информатизации современного общества. Поэтому наибольшая экстенсивность, или «широта» ее воздействия на социальное поведение ребенка проявляется в дошкольном возрасте: подавляющее большинство современных дошкольников приобретают навыки использования компьютера и мобильных устройств с раннего детства, в своем поведении актуализируют сюжеты и образы, воспринятые в процессе взаимодействия с компьютером и телевидением — просмотра мультфильмов и компьютерных игр. Наибольшая интенсивность и дифференцированность воздействия информационной среды прослеживается в подростковом возрасте. В информационную среду включены практически все современные подростки, однако, в российском обществе прошлых десятилетий, приходившихся на период их дошкольного детства, сам уровень развития информационных технологий был ниже, соответственно, слабее проявлялись социальные эффекты информатизации. В связи с этим влияние информационной среды на поведение подростков имеет дифференцированный характер, что может быть связано с опытом и стажем общения с виртуальной средой. Интенсивный характер такого влияния выражается в том, что оно охватывает наиболее значимые области формирования личности подростка: установки самосознания и межполовые отношения, что отражает основные возрастные закономерности данной стадии развития — половое созревание и развитие самосознания. Указанные тенденции характеризуют формирующуюся систему знаково-смысловой регуляции поведения формирующейся личности в условиях становления информационного общества.

Литература

1. Алехин А. Н., Королева Н. Н., Литвиненко О. А. Ценностно-смысловые ориентации подростков в различные периоды новейшей истории России // Вестник психотерапии. 2013. № 47 (52). С. 98-113.

2. Беллак Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных): Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2005.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

4. Проект Ю. Л., Богдановская И. М., Королева Н. Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89-96.

5. Руднев В. П. Прочь от реальности. М.: Аграф, 2000.

6. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

7. Gergen K. J. Social psychology as social construction: The emerging vision // C. McCarty & A. Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society Oxford: Blackwell. 1997. Pp. 113-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.