Научная статья на тему 'Знаки фасцинации в педагогической коммуникации'

Знаки фасцинации в педагогической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшов Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаки фасцинации в педагогической коммуникации»

УДК 370 (046)

ББК 431 Ш 64

ЗНАКИ ФАСЦИНАЦИИ В ПЕДАГОИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

В. А. Ширшов

В настоящее время стало аксиомой положение о том, что знаковая информация лежит в основе педагогической коммуникации. Со знака и знаковых систем начинается научное познание.

Под термином «знак» мы понимаем пометку, изображение, предмет или явление, которыми отмечаются, обобщаются какие-либо чувственно воспринимаемые, материальные объекты. Как многочисленны и разнообразны знаки и знаковые системы, так многочисленны и разнообразны их функции. В психо-лого-педагогической литературе называются следующие специальные функции педагогической коммуникации:

• познавательная функция, способствующая пониманию и изучению окружающего мира;

• экспрессивная функция, позволяющая доступно, интересно и эмоционально передавать знания, навыки и умения;

• управляющая функция, способствующая адекватному воздействию учителя на учащихся [4, с. 33];

• контактоустанавливающая;

• аппелятивная или призывающая;

• конативная - ориентированная на адресата;

• волюнтативная, организующая воздействие на других людей;

• эмотивная, связанная с проявлением и восприятием эмоций и чувств, и т. д. [см. 5].

К известным в науке функциям знаков в настоящее время прибавилась еще и фасцинационная. Понятие «фасцинация» (от лат. /авсЛпо - околдовывать, зачаровывать, завораживать) довольно многозначно и толкуется как очарование, обольщение, колдовство, магия, обман, манипуляция. Нам представляется, что знаки фасцинации появились и развивались в длительном эволюционном процессе сначала в виде невербалики у животных и человека, например, сигналы опасности или предупреждающие о предстоящем нападении, а уж потом закрепились в речи и письме человека.

Ученый-этнограф Юрий Кнорозов обозначил фасцинацию как сигнал, который не оставит равнодушным, пробивает любые фильтры и захватывает мозг, нервную и гормональную системы. Фасцинация порождает мгновенную реакцию, панику, минуя сознание, критичность, так как воздействует на

древнейшие участки нашего мозга. Знаки фасцинации опираются на самые сильные эмоции: восторг, испуг, шок и т. д. Они сулят получение удовольствия и наслаждения или предупреждают об опасности [см. 2].

Знаки фасцинации широко используются в живой природе в виде песни соловья, в схватке самцов, в ярком окрасе животных и птиц. Эти знаки несут не только положительное содержание (выживание, размножение), но и часто предупреждают об опасности, предостерегают от контакта или каких-то действий. Так, собака своим лаем предупреждает хозяев о появлении во дворе чужого человека и о готовности к нападению, если человек не остановится. Живая природа полна коварства обольщения: яркий цветок оказывается ядовитым, самцы некоторых видов насекомых, рыб сразу после спаривания погибают, так как фасцинация сильнее ума, она очаровывает, «сводит с ума», лишает воли представителей разного пола, в том числе и человека. Слишком бросающаяся в глаза яркая внешность, чрезмерная общительность, «свободные» манеры поведения проститутки - это знак, притягивающий мужчин, но и остерегающий, предупреждающий: «Не лезь в знакомые, если не хочешь неприятностей!».

Мы не знаем, почему мы влюбляемся и за что любим близкого нам человека. Зигмунд Фрейд справедливо утверждал, что любовь дышит фасцинаци-ей. Мы инстинктивно выделяем в толпе знакомого человека, а голос любимого отличаем из тысячи голосов. Мы пока не знаем, по каким признакам один человек нас очаровывает, а какой раздражает.

В политической деятельности, особенно в предвыборной кампании, используются различные фасцинационные знаки вплоть до «черного пиара». Не обходится без использования элементов фасцинации любая реклама: броских заголовков, рисунков, каламбурчиков, различных «завлекушек», умопомрачительных лозунгов. Так, в рекламе сигарет изображены счастливые курящие люди, а предупреждающая надпись о вреде употребления табака почти не воспринимается. Главная цель - отвлечь от обыденных мыслей, привлечь внимание, вызвать ответную реакцию без раздумий и критики.

Существуют массовые фасцинации: праздники, фейерверки, военная строевая музыка, массовые танцы, ритуалы, хоровое пение, молитвы, клятвы и т. д. В. М. Соковнин предлагает «определять фасцинацию более широко - как способность внешней формы, демонстрационного коммуникативного сигнала или даже природного явления (закат или восход солнца, северное сияние, причудливые формы скал и т. д.) приковывать внимание, вызывать повышенный интерес, удивление, радость, восхищение, восторг, симпатию, очарование, шок, испуг, экстаз, минуя или отключая какое-либо логико-вербальное объяснение, интеллектуальное аргументирование и тем более критику» [3, с. 9].

Нельзя сказать, что в педагогической коммуникации приемы, элементы фасцинацинационного воздействия на учащихся не применяются, однако используются они, как правило, на интуитивном уровне и зависят от мастерства конкретного учителя или преподавателя. Таким образом, появление новой науки - фасцинологии открывает еще малоизученные перспективы теоретического осмысления и практического использования приемов манипулирования сознанием, подсознанием, сверхсознанием и поведением учащихся главным образом через их эмоциональную сферу.

Элементы фасцинации помогают манипулировать образовательным процессом, поведением и поступками учащихся. Но тут не все однозначно, так как часто манипуляцию признают негативным приемом, который нельзя использовать в педагогике. Слово «манипуляция» происходит от латинского слова manus - рука. Оно имеет несколько значений:

• действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы;

• как проделка, махинация;

• как система идеологических и духовно-нравственных способов воздействия, направленных на изменение сознания человека.

В ходе образовательного процесса учителю и преподавателю приходится манипулировать предметами или явлениями, различными приспособлениями и приборами для достижения познавательных целей, используя весь организм учащихся в целом и, в частности, органы их чувств. Высшими психическими процессами, где применяется манипулирование, является мышление и речь, когда используется сравнение, анализ и синтез каких-либо фактов, когда классифицируются какие-то признаки, качества и свойства предметов и явлений и происходит обобщение в словесной или образной форме.

Элементы манипуляции поведением и деятельностью учащихся просматриваются при поддержании режима труда и отдыха, при проведении занятий и во внеучебное время. Так, на уроке учитель выстраивает свой материал в соответствии с логикой, с учетом жестких алгоритмов или технологических приемов, прямо направленных на манипуляцию элементами рационального и эмоционального усвоения учащимися знаний, навыков и умений. В учебнике по любому предмету также присутствуют определенные требования к яркости, привлекательности и доступности подачи учебного материала.

Нельзя отрицать, что в явлении манипуляции имеются отрицательные оттенки. Так, в конфликтных ситуациях педагог иногда применяет элементы фасцинации, которые помогают ему получить сиюминутный, односторонний выигрыш с помощью скрытого принуждения или обмана. Средствами такой фасцинации в воспитании и обучении являются:

• полное (откровенная ложь) или частичное (подтасовка фактов, подмена понятий) искажение информации;

• утаивание информации, от полного умолчания о каких-либо фактах и значимых событиях до частичного их освещения. Иногда это делается для создания имиджа активиста, отличника;

• применяется особая компоновка сведений так, чтобы следовал однозначный и нужный для педагога вывод. Замечена такая закономерность: если человек ответил «да» на три вопроса, то он автоматически ответит «да» и на четвертый;

• используется выбор конкретного момента подачи информации, когда ученик напуган, расстроен или, наоборот, благодушен;

• подача большого материала в «сыром», несистематизированном виде или мелкими порциями, где трудно проследить связь;

• воздействие на психологические автоматизмы, которые запускают типичное поведение какого-то ученика («настукал», «ябеда», «выскочка» и т. д.).

Если такие и подобные средства фасцинации допустимы для бизнеса, деловых отношений, политики, рекламы и пропаганды, то они не должны использоваться в педагогической коммуникации с близкими людьми, с друзьями и учениками. Манипулятивный стиль с применением фасцинации в каких-то экстремальных ситуациях может быть востребован, но он опасен как для окружающих людей, так и для личности педагога-манипулятора [см. 4, с. 4849]. Здесь можно заключить так: «Личная осторожность - основа безопасности!».

Фасцинационные элементы разнообразно проявляются в знаках кинеси-ки (от греч. kivm - двигать) - системы движений как средств невербальной педагогической коммуникации, которые выражаются в перемещениях предметов и явлений во времени и пространстве, в позах, жестах и манерах субъектов, в телодвижениях и т. д. Все кинетические средства имеют ту особенность, что они отражаются человеком мгновенно со скоростью света через зрение. Внезапное появление какого-либо предмета или явления (звук, свет и т. д.), как правило, вызывают ответную реакцию. Организация движений оказывает значительное влияние на действия индивида и коллектива. Музыканты знают, что хаотичные движения дирижерской палочки в ходе исполнения произведения могут сорвать голос у некоторых участников хора.

К фасцинационным знакам кинесики среди 20 тысяч смыслов, выражаемых на лице, относятся такие проявления эмоциональности: выражение суровости на лице, поджатые губы, холодный блеск глаз и т. д., которые отражают отрицательные отношения между учителем и учащимися. И наоборот, доброжелательные улыбки, приглашающие и приветственные жесты, движения навстречу друг к другу создают радостную атмосферу.

Научные исследования показывают, что способность улыбаться - врожденное качество. Это установлено при изучении слепых и глухих людей. Но отдельные элементы улыбки поддаются тренировке. Отсюда совет педагогам: «Ищите свою самую лучшую улыбку и чаще улыбайтесь!».

Внешность учителя и ученика - еще один признак фасцинации. Известно, что военная форма учителя в школе, профессорская мантия преподавателя в вузе, деловая одежда, по особенному исполненная прическа учительницы никого не оставят равнодушным и сразу настраивают окружающих людей на конкретное отношение и поведение. От людей в военной форме ожидают выразительных телодвижений: отдание чести, уверенную походку, подтянутость и т. д. Профессорская мантия подчеркивает торжественность ситуации. А тонко подобранные предметы туалета учительницы всегда оставят яркое впечатление у девочек, тогда как мальчики этого просто не заметят.

Фасцинационное значение имеют различные значки, медали на лацкане пиджака или на блузе. Из жизни школы и вуза, к сожалению, ушли традиции награждать выдающихся учеников и студентов различными значками. Золотые и серебряные медали к ношению на груди не предусмотрены. Да и «красный диплом» выпускники вуза на шее не носят.

Помнится, что до Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания были значки: «Ворошиловский стрелок», «Осовиахим», БГТО, ГТО разного достоинства. Как хотели ребята заслужить и носить эти значки! В настоящее время эта хорошая традиция должна быть восстановлена в целях патриотического воспитания и для создания здоровьесберегающей атмосферы в российском обществе.

Отличная выпускная работа студента, великолепный научный реферат, приз какого-либо конкурса, олимпиады должны выражаться не только в бумажной грамоте, но и во внешнем выражении - пусть это будет маленький, но золотой, серебряный или бронзовый значок, который можно показать всем, вызвать у окружающих не только внимание, но и желание подражать. А все это поднимет уважение других и самоуважение человека, которого нам порой явно не хватает. Значок «живет» дольше грамоты, благодарственного письма, диплома, сертификата. Эти знаки можно показать ограниченному кругу лиц, а значок увидят все и отношение к его носителю, как правило, будет положительным.

Фасцинационное влияние просматривается и при использовании знаков проксемики (от лат. propius - ближе), которые изучают физическое расположение предметов, явлений и людей в конкретном пространстве, дистанцию между общающимися, временные факторы и т. д. Здесь изучаются акустические, визуальные, тактильные, обонятельные и другие особенности пространства

и их влияние на образовательный процесс. Замечено, что у каждого ученика в классе есть «личная территория», где он чувствует себя комфортно и переживает, если меняется его «насиженное место» или удобный партнер по парте. Поэтому вторжение учителя, одноклассника в «интимную» зону (от физического контакта до 40 см) носит фасцинационный характер. Каждый может вспомнить первую встречу коленками между юношей и девушкой - как будто электрический ток пробежал! Но «интимная» дистанция иногда имеет и отрицательное воздействие, так как нарушает защитный барьер человека, обостряет чувство пространственной автономии, куда не каждый хотел бы пускать другого, а тут и до конфликта недалеко. Скученность людей, в том числе и учеников, всегда плохо, поэтому их нужно рассаживать, распределять в пространстве по возможности изолированно.

Для личностно ориентированного образования благоприятной дистанцией между учителем и учащимися можно считать «личную» (от 40 см до 1,5 м), которая характерна для друзей и коллег. При этой дистанции оптимально организуется общение, взаимопонимание и взаимодействие людей.

При «общественной» дистанции (от 1,5 м до 4 м) фасцинационное влияние учителя, докладчика или отвечающего у доски ученика ограничено и проявляется через их ораторские и актерские способности.

«Открытая» дистанция (от 4 м и более) в образовательных учреждениях реализуется при коммуникации с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми и используется в ходе массовых акций: публичных лекций, встреч с ветеранами и специалистами, конференций разного вида, олимпиад, конкурсов и т. д. Также, как при «общественной», «открытая» дистанция требует от педагога специальной подготовки и наличия у него обязательного опыта общественного деятеля.

Определенную фасцинационную нагрузку несет расположение предметов и учащихся во время дискуссий: «круглый стол», «колесо», которые предопределяют, что в центре находится руководитель и предусмотрены разные варианты размещения участников. В любом случае для руководителя лучшее расположение, когда обеспечивается визуальный контакт со всеми участниками.

Учащихся очаровывают сложные, но красивые наглядные пособия, когда какое-то явление представлено в движении, используется «игра» света и цвета. Однако фасцинация уменьшается, когда в ходе занятия вывешиваются или выставляются сразу все пособия. Поэтому существует правило: «Работать отдельно с каждым наглядным пособием!», уделяя определенное время на обдумывание содержания и фиксацию его в конспектах учащихся. Любая иллюстрация, необычное фото, карикатура, значок на доске, как правило, заносятся в тетради и остаются в образной памяти, которая гораздо продуктивнее

в образовании, чем речевое содержание. Особую фасцинацию содержат многомерные образы.

Фасцинация в проксемике проявляется также в быстрой, энергичной подаче учебного материала, что успешно практиковалось с 1275 г. в Сор-бонском университете для усиления мыслительной деятельности студентов.

Фасцинационные свойства такесических знаков (от греч. ®vyw - прикоснуться) слабо изучены в теории педагогики.

Такесические знаки связаны с различными прикосновениями, коими являются поглаживания, отталкивания, обнимания, рукопожатия, поцелуи, похлопывания, удары, почесывания, танец как комплекс невербальных знаков и т. д. Можно утверждать, что любая такесика содержит элементы фасцина-ции. Это происходит в результате мгновенной обратной связи (реакции) на прикосновение. Некоторые исследователи приводят данные о том, что нервная система человека передает информацию со скоростью 100 метров в секунду, а у животных - 30-40 метров. Кроме того, знаки такесики выражаются в физическом давлении, несут тепловое, электромагнитное, сакральное (еще не изученное) воздействие.

Такесика может будоражить, радовать, усмирять, успокаивать, пробуждать воспоминания, давать надежду и т. д. Поэтому в школе нужно думать не только о цвете, но и о фактуре (гладкая, теплая, мягкая поверхность) предметов и всей обстановки - что будет чувствовать ученик при прикосновении? Иногда мы слышим: «Не верю глазам своим, дай пощупать!».

Учителя младших классов, воспитатели интернатов и детских садов отмечают сильное фасцинационное воздействие поглаживаний, поцелуев, обниманий детей. Дети буквально ждут этих воздействий и стараются при случае продлить их действие во времени. Не все знаки такесики несут положительное воздействие. Например, студентка социально-педагогического факультета Уральского государственного педагогического университета Ирина К. рассказывала, что бабушки, с которыми она работала на практике, постоянно прикасались к руке девушки, что ей было не совсем приятно. Об отрицательных видах фасцинации, какими являются отталкивания, удары, чрезмерные по силе рукопожатия и т. д. знают многие по своему витагенному (жизненному) опыту.

Многочисленными фасцинационными свойствами обладает речь человека. Фасцинационным воздействием отличается общение юриста, врача, авторитетного педагога, крупного специалиста, священника и т. д. Вспоминается такой исторический факт: в Морской собор двое дюжих мужиков ввели больную, вырывающуюся, кричащую молодую женщину. Настоятель собора Иоанн Кронштадтский быстро подбежал, ударил женщину золотой причащальной ложкой в лоб и громко воскликнул: «Изыди, нечистый дух!» Женщина дико вскрикнула, упала, а через мгновение поднялась здоровым человеком.

Речевая фасцинация также используется в образовательном процессе, а приемы ее у каждой личности индивидуальны и зависят от способностей и педагогического мастерства. Ребята разбаловались. Учительница громко призывает к порядку и обещает наказать буянов. Но дети смотрят на веселые глаза учительницы и, хотя не так активно, но включаются в предложенную деятельность. Одна из учительниц, начиная занятие, использовала такой фасци-национный прием - тихонько прикрывала дверь в классе и торжественно говорила: «А теперь мы наконец-то займемся ма-те-ма-ти-кой!».

Громкий или тихий (шепотом) голос педагога обязательно привлечет внимание учащихся. А «мальчик-хулиганчик» всегда перекричит всех своих одноклассников, так как он обладает яркой фасцинацией: у него нет внутренних тормозов, но зато его речь и поведение носят явно агрессивный характер. И если его вовремя не остановить, много бед в будущем он принесет себе и окружающим людям. Ни крик, ни угрозы не подействуют в такой ситуации, а уважительное, спокойное обращение (лучше ласково - по имени и отчеству) почти автоматически вызывает уважительную реакцию ребенка и взрослого с проблемным поведением.

Смешной вопрос, «прозрачный» анекдот, крепкое слово, упоминание об отдельных частях тела (ножки, животик, задница и т. д.) на занятиях создают благожелательную обстановку, позволяют перейти к более трудным вопросам. Мы любим тех, кто шутит, использует неожиданные сравнения, меткие словечки, каламбурчики, проявления артистических способностей. Все это семантические (смысловые) и прагматические (ценностные) знаки фасцинации.

Политикам и педагогам известно, что упорное повторение каких-либо фактов несет фасцинирующую нагрузку. А развитие определенной идеи в разных вариантах ее произнесения действует не только на сознание, но и на подсознание людей и прочно ими усваивается.

Известный врач А. А. Дубровский использовал интересный прием фасци-нации. В детском санатории он организовал комнату размышлений, на дверях которой была надпись: «Зайди и призадумайся - выполняешь ли ты 10 «нельзя»?» Эти «нельзя» были выстроены для самоанализа и налаживания этических отношений молодого человека с другими людьми [см. 1].

В заключение можно сказать, что все вербальные и невербальные приемы фасцинации нужно знать не только педагогам, но учащимся и студентам, так как это лучше подготовит их к жизни в обществе.

Литература

1. Дубровский А. А. «Жемчужина России». Из опыта воспитательной работы пионерской здравницы в г. Анапа. М., 1985.

2. Собеседование по общей теории сигнализации с Ю. В. Кнорозовым // Структурно-типологические исследования // Сб. статей / Отв. ред. Т. Н. Мо-лошная. М., 1962.

3. Соковнин В. М Фасцинация как наука // Фасцинология. 2003. № 1.

3. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2001.

4. Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 1982.

УДК 377 (470.53-22)

ББК Ч 446.4 (2р36)

СЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В. И. Шкиндер

Опыт развития российской школы уже сейчас позволяет сделать вывод о том, что рынок образовательных услуг в крупных городах и сельской местности складывается по-разному. Городские школы в большинстве случаев ориентируются на узкую профилизацию старшей ступени (гуманитарные, экономические, юридические, военные, физико-математические, коммерческие, художественно-эстетические и другие направления), т. е. тяготеют содержательно к образованию по типу колледжей.

Сельская средняя школа является, как правило, единственным образовательным учреждением в границах муниципального образовательного пространства. Узкая профилизация старшей ступени неизбежно приводит сельских школьников к лишению возможности выбора, к навязыванию единого образовательного профиля детям, обладающим самыми разными склонностями, способностями и жизненными планами. Односторонняя ориентация сельской школы лишь на сельскохозяйственный труд, как это было в недавнем прошлом, явилась одной из причин массовой миграции сельской молодежи в города.

В обозримом будущем сельской средней школе предстоит решить важную и довольно сложную задачу, которая будет определять перспективы ее развития на ближайшие десятилетия. Она должна обрести способность предоставлять учащимся широкий спектр профилей обучения, сохранив при этом высокий уровень общеобразовательной подготовки. Только в этом случае сельские школы смогут выдержать конкуренцию с городскими и предотвратить отток наиболее сильных, способных и одаренных учащихся. Решение этой задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.