Научная статья на тему 'Значимые сферы социального функционирования и удовлетворенность базовых потребностей пациентов подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от формы проживания'

Значимые сферы социального функционирования и удовлетворенность базовых потребностей пациентов подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от формы проживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ЗНАЧИМЫЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ВЕДУЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОПРОСНИК ILK / ВОСЬМИЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Афонина А.К., Володин Б.Ю.

В статье представлены результаты изучения взаимосвязи между значимыми сферами социального функционирования и удовлетворенностью ведущих потребностей 120 подростков с легкой умственной отсталостью (ЛУО) в возрасте от 12 до 18 лет с различной формой проживания (школа-интернат и семья). Исследование проводилось с помощью методики ILK и восьмицветового теста Люшера. В результате проведенного исследования были отмечены достоверные корреляционные связи между удовлетворенностью своим качеством жизни и удовлетворенностью базовых потребностей, в которых выявлены различия, связанные с формой проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Афонина А.К., Володин Б.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимые сферы социального функционирования и удовлетворенность базовых потребностей пациентов подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от формы проживания»

УДК 616.899-053.2 © Афонина А.К., Володин Б.Ю., 2014 ЗНАЧИМЫЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ПРОЖИВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты изучения взаимосвязи между значимыми сферами социального функционирования и удовлетворенностью ведущих потребностей 120 подростков с легкой умственной отсталостью (ЛУО) в возрасте от 12 до 18 лет с различной формой проживания (школа-интернат и семья). Исследование проводилось с помощью методики ILK и восьми-цветового теста Люшера. В результате проведенного исследования были отмечены достоверные корреляционные связи между удовлетворенностью своим качеством жизни и удовлетворенностью базовых потреб-

© Afonina A.K., Volodin B.Y.,

2014

SIGNIFICANT AREAS OF SOCIAL FUNCTIONING AND SATISFACTION OF THE BASIC NEEDS OF ADOLESCENT PATIENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION, DEPENDING ON THE FORM OF THE STAY

Abstract. The article presents the results of studying the relationship between relevant spheres of social functioning and satisfaction leading needs 120 adolescents with mild mental retardation aged from 12 to 18 years with different forms of accommodation (boarding

school and family). The study was conducted using methods ILK and Luscher color test. The study showed a significant correlation between satisfaction with their quality of life and satisfaction of basic needs, which revealed differences associated with the form of stay.

ностей, в которых выявлены различия, связанные с формой проживания.

Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, значимые сферы социального функционирования, ведущие потребности, опросник ILK, восьмицветовой тест Люшера.

Key words: adolescents with mental retardation, significant social functioning, leading needs, questionnaire ILK, Luscher color test.

Введение. В настоящее время отмечается тенденция к активному изучению качества жизни и значимых сфер социального функционирования, как в медицине, так и в психиатрической науке [1, 2, 3, 5, 10]. Число исследований, посвященных качеству жизни, умственно отсталых пациентов, взрослого и детского возраста достаточно велико [7, 8, 9]. Несмотря на столь активный интерес к данному вопросу, анализ зарубежных и отечественных источников, позволяет отметить, что исследования, посвященные изучению влияния формы проживания на качество жизни и его взаимосвязь с удовлетворенностью базовых потребностей пациентов подросткового возраста с легкой умственной отсталостью немногочисленны.

Цель настоящего исследования - изучить влияние формы проживания у пациентов подросткового возраста с легкой умственной отсталостью на взаимосвязь между значимыми сферами социального функционирования и удовлетворенностью базовых потребностей.

Материал и методы. Исследование проводилось на базе ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и ОГБОУ «Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 г. Рязани» в 2010-2013 гг. Нами было обследовано 120 пациентов, в возрасте от 12 до 18 лет. Все подростки, находившиеся в школе-интернате, поддерживали отношения со своими семьями. Исследуемые группы, состояли из 60 чело-

век и были разделены на возрастные подгруппы от 12 до 14 лет и от 15 до 18 лет, каждая из подгрупп включала в себя 30 человек. Для изучения значимых сфер социального функционирования использовался опросник ILK [6, 11]. Он позволяет получить субъективные оценки со стороны пациента в таких сферах жизни как: школа, семья, досуг, контакты со сверстниками, физическое здоровье, психическое здоровье, общая удовлетворенность качеством жизни, временная и моральная загруженность подростка имеющимся у него психическим заболеванием и связанная с этим загруженность диагностическими и лечебными мероприятиями. Оценка удовлетворенности базовых потребностей проводилась восьмицветовым тестом Люшера [4]. Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы STATISTICA 7.0. Использовались методы описательной и непараметрической статистики. Оценка, полученных результатов проводилась с помощью метода ранговой корреляциии Спирмана, статистическая достоверность располагалась на уровне p<0,05.

Результаты. Нами были установлены как общие для всех групп взаимосвязи так и характерные только для конкретной возрастной группы пациентов с определенной формой проживания. Основные виды выявленных нами взаимосвязей в группе подростков 12-14 лет представлены в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязи между значимыми сферами социального функционирования и ведущими потребностями у подростков с ЛУО 12-14 лет

Базовые Значимые сферы социального функционирования

потребности Школа-интернат Семья

Прямые Обратные Прямые Обратные

взаимосвязи взаимосвязи взаимосвязи взаимосвязи

1 2 3 4 5

Красный цвет Школа Контакты со

(Активность и успешность) Досуг Загруженнос ть подростка заболеванием сверстникам и

1 2 3 4 5

Синий цвет (Любовь, привязанность) — — — Общая оценка КЖ

Зеленый цвет (Самореализац ия) — Школа Загруженнос ть подростка заболевание м Психическое здоровье —

Желтый цвет (Надежда на будущее) Школа Физическое здоровье Школа —

Анализ корреляций в группе подростков 12-14 лет с ЛУО, проживающих в интернате, показал, что существует обратная корреляция между удовлетворенностью базовой потребности в самореализации (зеленый цвет) с удовлетворенностью в сферах школы и загруженности подростка в связи с имеющимся у него психическим заболеванием. Значимые положительные корреляции выявлены между удовлетворенностью базовой потребности в активности и успешности (красный цвет) и сферами школы, досуга, загруженностю подростка в связи с имеющимся у него психическим расстройством. При этом присутствует обратная взаимосвязь между удовлетворенностью в активности и успешности (красный цвет) и сферой социальных контактов со сверстниками. Степень удовлетворенности в надежде на будущее (желтый цвет) имеет прямую корреляцию со сферой школы и обратную корреляцию со сферой физического здоровья.

В группе подростков 12-14 лет с ЛУО, проживающих в семье, выявилось наличие обратной корреляции между удовлетворенностью в любви и привязанности (синий цвет) и общей удовлетворенностью качеством жизни. Установлено наличие прямой корреляционной зависимости между степенью удовлетворенности в самореализации (зеленый цвет) и удовлетворенностью своим

психическим здоровьем, также прямая взаимосвязь выявлена между удовлетворенностью потребности в надежде на будущее (желтый цвет) и школой.

Взаимосвязи, выявленные в старшей возрастной группе умственно отсталых подростков, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязи между значимыми сферами социального функционирования и ведущими потребностями у подростков с ЛУО 15-18 лет

Базовые потребности Значимые сферы социального функционирования

Школа-интернат Семья

Прямые взаимосвязи Обратные взаимосвязи Прямые взаимосвязи Обратные взаимосвязи

Красный цвет (Активность и успешность) — Общая оценка КЖ Физическое здоровье Общая оценка КЖ

Синий цвет (Любовь, привязанность) Контакты со сверстниками — Общая оценка КЖ Школа Загруженность подростка заболеванием

Зеленый цвет (Самореализац ия) Контакты со сверстниками — Психическое здоровье Семья Общая оценка КЖ —

Желтый цвет (Надежда на будущее) — — Школа Психическое здровье Общая оценка КЖ —

В группе подростков 15-18 лет с ЛУО, проживающих в интернате, была выявлена прямая корреляционная зависимость между удовлетворенностью потребностей в любви, привязанности и самореализации (синий и зеленые цвета) и сферой социальных контактов со сверстниками. Так же выявлена

обратная корреляция между удовлетворенностью в стремлении к успешнрости и активности (красный цвет) и общей удовлетворенностью качеством жизни.

Корреляционный анализ в группе подростков 15-18 лет, проживающих в семье, показал, что удовлетворенность потребности в любви и привязанности, имеет обратную корреляцию со сферами школы и загруженностью подростка в связи с имеющимся у него психическим заболеванием, а также положительную корреляцию с общей оценкой качества жизни. Удовлетворенность в самореализации (зеленый цвет) имеет положительную корреляцию со сферами семьи, психического здоровья, общей оценкой качества жизни. Удовлетворенность в активности (красный цвет) положительно коррелирует с физическим здоровьем и отрицательно коррелирует с общей удовлетворенностью качеством жизни. Потребность надеяться и строить планы на будущее (желтый цвет) имеет положительную корреляцию с такими значимыми сферами социального функционирования как школа, психическое здоровье, общая удовлетворенность качеством жизни.

Резюмируя изложенные выше результаты, следует отметить, что у пациентов 12-14 лет нами выделена общая как для подростков, проживающих в интернате, так и для находящихся в семье, прямая взаимосвязь между удовлетворенностью в надежде на будущее и оценками в сфере школы. Для группы пациентов 15-18 лет общей является обратная корреляционная зависимость между удовлетворенностью в активности и успешности и общей оценкой качества жизни подростков. У подростков с ЛУО как старшей, так и младшей возрастной группы, проживающих в семье, отмечена прямая корреляция между удовлетворенностью в самореализации и удовлетворенностью сфере своего психического здоровья.

Выводы. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что различия в форме проживания у подростков с легкой степенью умственной отсталости приводят к существованию различий во

взаимосвязанных сферах социального функционирования и ведущих потребностях, что необходимо учитывать при проведении мероприятий по социальной адаптации данной категории пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Шашкова Н.Г. Социальное функционирование и качество жизни психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. № 4. С. 38-45.

2. Корень Е.В., Марченко А.М., Дробинская А.О. К проблеме оценки качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами для выбора «мишеней» психосоциальной терапии и реабилитации // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. № 4. С. 26-30.

3. Крыжановская И.Л., Сухотина Н.К. Результаты психолого-психиатрического обследования воспитанников одного из детских психоневрологических интернатов // Вопросы психического здоровья детей и подростков.

2003. № 5. С. 44-48.

4. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: АСТ, 1996. 121 с.

5. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Нева, 2002. 320 с.

6. Оценка качества жизни подростков с психическими нарушениями / Т.Н. Дмитриева [и др.] // Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000. С. 121-122.

7. Цыганков Б.Д., Туманов Н.А. Сравнительный анализ уровня качества жизни и клинической картины у лиц с легкой степенью умственной отсталости при различных формах обучения // Социальная и клиническая психиатрия.

2004. № 3. С. 23-26.

8. Eisenhower A.S., Baker B.L., Blacher J. Preschool children with intellectual disability: syndrome specificity, behaviour problems, and maternal well-being // J. Intellect Disability Research. 2005. Vol. 49. № 9. P. 71.

9. Graham P. The future of quality of life in pеdiatrics and psychiatry // J. European Child and Adolescent Psychiatry. 1999. Vol. 8. № 2. P. 172.

10. Katsching H. Quality of life in mental disorders: challenges for research and clinical practice // J. World Psychiatry. 2006. Vol. 15. № 3. P. 139-145.

11. Mattejat F., Remschmidt H. Zur Erfassung der Lebensqualitat bei psychisch gestorten Kindern und Jugendlichen - eine Ubersicht // Zeitschrift f. Kind-er-u. Jugendpsychiatrie. 1998. Bd. 26. S. 183-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.