Научная статья на тему 'Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственной отсталостью'

Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИОННЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ТИПОЛОГИЯ / АГРЕССИВНО-ДИСФОРИЧЕСКИЙ / АСТЕНО-ГИПОБУЛИЧЕСКИЙ / АДДИКТИВНЫЙ ТИП ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ / DISADAPTATION DISORDERS / DEPRIVATION FACTORS / SOCIALIZATION / MENTAL DEFECTIVENESS / ORPHANED CHILDREN / TYPOLOGY / AGGRESSIVEIY-DYSPHORIC / ASTHENIA-HYPOBULICAL / ADDICTIVE TYPES OF DISADAPTATION DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гузанова Д. Ю., Рычкова Л. С., Супрун A. Stanislav

Установлена типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью; выделены типы: агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический и аддиктивный. Представлены психологические и клинико-психопатологические характеристики каждого типа. Определено влияние социально-демографических и возрастных характеристик на проявление типа дезадаптационных расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гузанова Д. Ю., Рычкова Л. С., Супрун A. Stanislav

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the deprivation dysontogenesis for the disadaptation disorders manifestations of the children with mental defectiveness

The typology of disadaptation disorders manifestations of orphaned children with mild mental defectiveness is determined; the types are pointed out: aggressiveiy-dysphoric, asthenia-hypobulical, addictive. The psychological and clinic-psychopathological characteristics of each type are presented. The influence of the sociodemographic and age-specific characteristics for the manifestation of the disadaptation disorders type is determined.

Текст научной работы на тему «Влияние депривационного дизонтогенеза на проявления дезадаптационных расстройств у детей с умственной отсталостью»

Психология развития и педагогическая психология

УДК 159.922.76-056.313+376.1 -058.862 ББК 4435

ВЛИЯНИЕ ДЕПРИВАЦИОННОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА НА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Д.Ю. Гузанова, Л. С. Рычкова, С.А. Супрун

Установлена типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью; выделены типы: агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический и аддиктивный. Представлены психологические и клинико-психопатологические характеристики каждого типа. Определено влияние социально-демографических и возрастных характеристик на проявление типа дезадаптационных расстройств.

Ключевые слова: дезадаптационные расстройства, депривационные факторы, социализация, умственная отсталость, дети-сироты, типология, агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический, аддиктивный тип дезадаптационных расстройств.

Одной из наиболее значимых проблем в специальной психологии является проблема умственной отсталости (УО) и интеграции лиц с интеллектуальным недоразвитием в общество.

Это связано как с достаточно большой распространенностью У О, составляющей от

0,2 до 3 % популяции, так и с тенденцией к увеличению в последние десятилетия числа лиц с УО [7-10]. Наиболее остро обозначаются проблемы, связанные с трудностями воспитания, трудового обучения, возникает высокий риск дезадаптации лиц с умственной отсталостью. По распространенности нозологических форм психической патологии детского возраста умственная отсталость оказывается на втором месте (31 %), а в подростковом возрасте выходит на первое место (50,3 %, из них 80 % - легкие формы). Это обстоятельство обусловлено как поздней выявляемостью умственной отсталости, так и стабильностью патологических изменений при данных нарушениях. В связи с этим происходит количественное «накопление» лиц с У О, приводящее к преобладанию этой патологии в структуре психических заболеваний [3,4].

Особый контингент составляют дети-сироты, в том числе с умственной отстало-

стью, помощь которым определена государством как одно из основных направлений социальной политики. Это связано с тем, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства. В нашем государстве насчитывается более 730 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5, 8].

Не имея опыта жизни в нормальной семье и психо-эмоциональной поддержки после выхода из детского дома, не получив достаточного образования, значительная часть выпускников оказываются втянутыми в криминальные группировки, у них часто формируются аддиктивные формы поведения. Контингент детей-сирот с легкой умственной отсталостью (ЛУО) можно определить как «группу риска». В связи с тем, что умственно отсталые не в состоянии выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности не только существовать в социальной среде, но и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, они нуждаются в специальной поддержке. В то же время при хорошей адаптации они «растворяются» в жизни, работают, заводят семью, являются полноправными членами общества [1,2, 6, 7, 9].

Следовательно, профилактика и коррек-

ция поведенческих и эмоциональных расстройств в детском и подростковом возрасте у лиц с ЛУО является необходимым условием для предупреждения проявления различных форм дезадаптации детей с проблемами развития [3, 7, 8]. Это, в свою очередь, подчеркивает важность и актуальность изучения дезадаптационных расстройств (ДР) у детей-сирот с легкой умственной отсталостью . Дезадап-тационные расстройства, начинающиеся в различные периоды развития ребенка, при отсутствии адекватной помощи приводят в дальнейшем к выраженной социальной дезадаптации, следовательно, особую значимость приобретает выявление групп риска, ранняя диагностика и адекватная реабилитационная помощь при развитии данных нарушений. Практически неизученными вопросами являются: влияние депривационных условий на формирование ДР у детей-сирот с ЛУО, обучающихся и проживающих в школах-интернатах, а также возрастные особенности

ДР [1, 5, 8].

Целью работы является изучение дезадаптационных расстройств, раскрытие которых позволит дифференцированно подойти к разработке системы мероприятий, необходимых для коррекции и компенсации психических функций, профилактике ДР, что позволит осуществлять успешную интеграцию в социум лиц с УО.

В данной работе было обследовано 112 детей-сирот с ЛУО мужского пола, в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в школе-интернате и обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида (вспомогательной). Все обследуемые имели дезадаптационные расстройства.

Основными методами исследования явились: клинико-психопатологический, клиникопсихологический, параклинический, клиникобиографический, статистический, а также целенаправленно изучалась медицинская и педагогическая документация.

В настоящем исследовании в соответствии с ведущей психопатологической симптоматикой выделены 3 типа ДР [7, 8].

I. Агрессивно-дисфорический - характеризуется повышенной эмоционально-волевой возбудимостью, вспыльчивостью, гневливостью, суетливостью, расторможенностью, склонностью к аффективным разрядам и агрессии.

II. Астено-гипобулический - в структуре ЛУО проявляется в повышенной истощаемо-сти даже при незначительных, в том числе и умственных нагрузках, нарушениях концентрации и переключаемое™ внимания, слабости мнестических процессов.

III. Аддиктивный - наблюдается у детей при ранней алкоголизации и употреблении психоактивных веществ (ПАВ).

Еще до момента наступления сиротства окружающая ребенка микросоциальная среда содержала достаточно большое количество отрицательных воздействий. Сведения о со-циально-демографических характеристиках выборки представлены в таблице.

Данные таблицы свидетельствуют, что 6,3 % (п = 7) детей испытывали раннюю депривацию в связи с тем, что были оставлены в роддоме сразу после рождения и воспитывались вне семьи. Большая часть обследованного контингента (62,5 %, п = 70) до поступления в государственное учреждение росла в семьях с асоциальным и алкогольным бытом

Социально-демографическая характеристика выборки детей-сирот с ЛУО при различных типах ДР

Тип ДР Ранняя депривация (оставлены в роддоме) Сирота из-за смерти родителей Лишены родительских прав Признаны недееспо- собными Родители в местах лишения свободы Всего

Агрессивно- 4 15 35 1 2 57

дисфорический (7 %) (26,3 %) (61,4%) (1,8%) (3,5 %) (50,9 %)

Астено-гипобу- 1 1 17 2 4 25

лический (4 %) (4 %) (68 %) (8 %) (16%) (22,3 %)

Аддиктивный 2 (6,7 %) 8 (26,7 %) 18 (60 %) - 2 (6,7 %) 30 (26,8 %)

Всего 7 24 70 3 8 112

(6,3 %) (21,4%) (62,5 %) (2,3 %) (7,1 %) (100%)

Психология развития и педагогическая психология

в условиях гипоопеки и безнадзорности, что приводило к тому, что родителей лишали прав, они попадали в места лишения свободы (7,1 %, п = 8). В связи со смертью родителей в детский дом было оформлено 21,4 % (п = 24) детей. 2,3 % (п = 3) родителей были признаны недееспособными по решению суда. Следовательно, становление личности ребенка происходило в условиях эмоциональной депривации, отвержения родителями.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что возраст наступления сиротства значительно отличался при различных типах ДР. Наибольшее количество детей с ЛУО при агрессивно-дисфорическом типе ДР становились сиротами в возрасте 7-9 лет (33,3 %) и 4-6 лет (28,1 %). Меньшая распространенность оказалась в возрастных группах 10-12 лет (21,1 %) и 0-3 года (14 %). Наименьший показатель соответствовал возрасту 13-15 лет (3,5 %).

При астено-гипобулическом типе ДР статус сироты определялся преимущественно в 4-6 лет (32 %) и 0-3 года (28 %). В последующие возрастные периоды происходило постепенное снижение количества детей, становящихся сиротами, так в 7-9 лет этот показатель составил 20 %, в 10-12 лет 12 %, в 13-15 лет - всего 8 %.

При аддиктивном типе ДР максимальное количество детей, получивших статус сироты, приходилось на возраст 13-15 лет (33,3 %) и 10-12 лет (30 %). Несколько меньшая распространенность оказалась в возрасте 7-9 лет (26,7 %). В группах 4-6 и 0-3 летних количество детей было наименьшим (6,7 % и 3,3 % соответственно).

Следовательно, при агрессивно-дисфорическом типе ДР у большинства детей время наступления сиротства совпадало с течением первого и второго возрастных критических периодов, при астено-гипобулическом типе ДР была характерна более ранняя депривация, возникавшая в раннем детском возрасте и во время первого критического периода, при аддиктивном типе ДР действие депривационных факторов возникало во время второго критического периода, увеличиваясь в препуберта-те, достигая максимума в третий критический период.

Таким образом, возраст наступления сиротства несомненно играет существенную роль в формировании типа ДР.

Выводы. У детей-сирот с ЛУО установлено три типа дезадаптационных расстройств:

агрессивно-дисфорический, астено-гипобули-ческий, аддиктивный.

Возраст, в котором ребенок поступает в школу-интернат для детей-сирот, влияет на клинико-психологическую характеристику, определяет типологию ДР.

Проведение целенаправленных комплексных психокоррекционных мероприятий следует осуществлять с учетом клинико-психо-логических проявлений типа дезадаптационных реакций детей с ЛУО и влияния деприва-ционного дизонтогенеза, что требует дальнейшего углубленного изучения.

Литература

1. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. - 391 с.

2. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патология психики / Р. Комер. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 640 с.

3. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. -М.: ПЕРСЭ, 2002. -192 с.

4. Макушкин, Е.В. Принципы совершенствования медицинской помощи в области охраны психического здоровья детей / Е.В. Макушкин // Молодое поколение XXI века: актуальные пролемы социально-психологического здоровья: материалы III Междунар. конгресса. -Казань, 2006. — С. 1-2.

5. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

6. Рычкова, Л.С. Многоосевая диагностика и клиническая систематика школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью / Л.С. Рычкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». - 2003. - Вып. 2. -№ 7(23). - С. 57-61.

7. Рычкова, Л.С. Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью.: автореф. дис. ... д-ра мед. наук/Л.С. Рычкова. - Томск, 2004. -42 с.

8. Супрун, С.А. Кпиническая типология дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью: дис. ... канд. мед. наук / С.А. Супрун. - Челябинск, 2006. -191 с.

9. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

Гузанова Д.Ю., Рычкова Л.С., Супрун С.А.___________________

10. Шпек, О. Люди с умственной отста- пер. с нем. А.П. Голубева. - М.: ИЦ «Акаде-

лостъю: обучение и воспитание / О. Шпек; мия», 2003. - 432 с.

Поступила в редакцию 9 февраля 2011 г.

Гузанова Д.Ю. Аспирант ГОУ ВПО ЮУрГУ; [email protected]

Guzanova J. Darya. Postgraduate student of department of general psychology of South Ural State University; [email protected]

Рычкова Л.С. Д-р мед. наук, профессор ГОУ ВПО ЮУрГУ.

Rychkova S. Lydia. Doctor of medical sciences, professor of department of general psychology of South Ural State University.

Супрун C.A. Канд. мед. наук, ассистент кафедры детской, подростковой психиатрии и медицинской психологии ГОУ ВПО УГМАДО.

Suprun A. Stanislav. Candidate of medical sciences, assistant to chair of children’s, teenage psychiatry and medical psychology, Ural State medical academy of an additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.