СИСТЕМАТИКА РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Л.С. Рычкова, С.А. Супрун ЮУРГУ,
ГУЗ Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница N9 1, г. Челябинск
Комплексное клинико-психопатологическое исследование 108 детей-сирот с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-18 лет позволило выделить 3 варианта расстройств адаптации: агрессивно-дисфорический, дидактогениче-ский, аддиктивный. Систематика может быть использована для дифференцированной психосоциальной реабилитации.
Актуальность исследования
Необходимость изучения возможных направлений реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью (УО) определяется тенденцией к увеличению в последние десятилетия как числа лиц с У О, особенно ее легких форм, так и количества детей-сирот, число которых увеличивается ежегодно более чем на 100 тысяч человек [6]. Дети-сироты с умственной отсталостью составляют особый контингент, так как имеют специфические отличия, которые включают не только недоразвитие всех психических функций, но наряду с этим у них отмечается неэффективный уровень межличностных отношений, нарушение речемыслительной деятельности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, преобладание защитных форм поведения, снижение критических способностей. Все это в целом определяет трудности их воспитания и обучения [1,4, 7]. Сочетание и взаимодействие «органического», дизонтогенетическо-го, депривационного, личностного факторов у детей-сирот с легкой умственной отсталостью (ЛУО) обусловливает как легкость возникновения, так и стойкость проявлений непсихотической психопатологической симптоматики, способствующей и определяющей возникновение дезадаптационных состояний, что позволяет определить данный контингент как «группу риска» по фактору нарушения социализации [3, 7]. В связи с этим, особенно важной является проблема реабилитации и интеграции в социум детей-сирот с умственной отсталостью, имеющих признаки нарушенной адаптации [5]. Для настоящей работы особенно важно, что в последнее время реабилитация рассматривается преимущественно в психосоциальном аспекте, когда на первый план выступает именно социальное восстановление пациентов [2]. Психосоциальная реабилитация предполагает восстановление или формирование недостаточных или утраченных в условиях нарушенных в результате болезни когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегии совладания у психически больных
с изъянами социальной адаптации, обеспечивающих их интеграцию в общество [2]. Основной задачей становится стремление обеспечить равновесие между психической жизнью человека и социальными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
Цель исследования.
Установление типологии расстройств адаптации у детей-сирот с легкой умственной отсталостью, позволяющей осуществлять раннюю диагностику и дифференцировать подход к психосоциальной реабилитации с учетом клиникопсихопатологической структуры дезадаптационных состояний.
Задачи исследования
- изучить клинико-психопатологические и психолого-педагогические проявления, а также причины нарушений адаптации у детей-сирот с легкой умственной отсталостью;
- установить основные варианты дезадаптационных состояний у исследуемого контингента, определить их связь с клиникофизиологическими формами У О в соответствии с систематикой Д.Н. Исаева (2003) и соотнести обнаруженные расстройства с МКБ-10;
- определить направления профилактических и психореабилитационных мероприятий, в зависимости от установленных дезадаптационных состояний.
Материал и методы исследования
Было обследовано 108 детей-сирот с легкой умственной отсталостью экзогенно-органического генеза, принадлежащих к мужскому и женскому полу (77 мальчиков, 31 девочка), в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в интернате и обучающихся по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида (вспомогательной). Все дети имели те или иные нарушения адаптации. Исходя из поставленных задач, основным методом исследования явился клинико-психопатологический, позволяющий определять феноменологическую
Рычкова Л.С., Супрун С.А.
Систематика расстройств адаптации у детей-сирот с легкой умственной отсталостью
сущность дезадаптационных состояний. Для дифференцированного подхода к выявлению клиникофизиологических особенностей исследованного контингента использовалась классификация Д.Н. Исаева (2003), которая дает возможность увидеть весь спектр психопатологических расстройств у детей с ЛУО и включает 4 формы умственной отсталости: астеническую, дисфориче-скую, атоническую, стеническую [4]. Кроме того, анализировалась медицинская документация, находящаяся в психоневрологическом диспансере и стационаре, психолого-педагогические характеристики, использовалась информация, полученная из бесед с учителями, воспитателями. Церебральноорганический генез умственной отсталости у исследованного контингента был верифицирован всесторонним анализом всех сведений, а также данными неврологических и нейрофизиологических исследований. Для обработки полученных результатов использовался метод математической статистики.
Результаты
При проведении исследования обнаружено, что нарушения адаптации у детей-сирот с ЛУО проявлялись различными формами девиантного поведения, включая аддиктивные расстройства. Анализ полученных результатов обнаружил необходимость систематизировать выявленные нарушения, которые определяли сущность дезадаптационных состояний. В соответствии с ведущими клиническими проявлениями, обследованный контингент был распределен по трем группам, которые обозначены в виде трех вариантов нарушения адаптации: агрессивно-дисфорический, ди-дактогенический и аддиктивный.
Агрессивно-дисфорический вариант составил наибольший удельный вес 56,4 %, (п = 61). Декомпенсация по агрессивно-дисфорическому варианту проявлялась различной клинической симптоматикой в виде повышенной эмоцио-нально-волевой возбудимости* вспыльчивости, гневливости, расторможенности, неустойчивости настроения со склонностью к аффективным разрядам, вспышкам гнева и агрессии, сопровождавшимся разрушительными действиями, возникавшими даже по незначительному поводу или без провоцирующих причин. Повышенная агрессивность соответствовала структуре клинико-физиологических форм детей с ЛУО и, вместе с тем, представляла собой закрепленную форму поведения, часто возникавшую по имитационным механизмам, которая отражала слабую социализацию личности и отсутствие более сложных конструктивных коммуникативных навыков.
Агрессивно-дисфорический вариант преобладал в возрастной группе детей 13—15 лет (52,4 %, п = 32), в возрастных периодах 7-9 лет и 10-12 лет по 13,1 % (п = 8) и 26,2 % (п = 16), соответствен-
но, наименьшее количество детей с данным вариантом дезадаптации присутствовало в группе детей 16-18 лет (8,1 %, п = 5).
Наибольшее число обследованного контингента (50,8 %, п = 31) с агрессивно-дисфорическим вариантом принадлежало к стенической неуравновешенной форме ЛУО. Следующей по частоте была группа детей с дисфорической формой ЛУО (29,5 %, п = 18). Наименьшее количество (19,6 %, п = 12) составили дети с астенической формой ЛУО.
В соответствии с МКБ-10 у детей-сирот с ЛУО, имевших нарушение адаптации по агрессивно-дисфорическому варианту, выделены следующие расстройства поведения: расстройство поведения, ограниченное рамками группы (40,9 %, в = 25); несоциализированное расстройство поведения (26,2 %, п = 16); гиперкинетическое (13,1 %, п = 8); вызывающее оппозиционное расстройство (9,8 %, п = 6); социализированное расстройство поведения (9,8%, п = 6).
В возрастной группе 7-9 лет в качестве преобладающего отмечено гиперкинетическое расстройство поведения (62,5 %, п = 5); в возрастных диапазонах 10-12, 13-15 и 16-18 лет - расстройство поведения, ограниченное рамками группы -37,5 % (п = 6), 43,7 % (п = 14) и 80 % (п = 4) соответственно.
Дидактогенический вариант отмечен у 22,4 % (п = 24) детей, он характеризовался неус-пешностью обучения по школьной программе, соответствующей познавательным способностям ребенка, его невозможностью к овладению новыми умениями и навыками в учебной деятельности. Среди причин, приводящих к нарушению адаптации по дидактогеническому варианту, можно выделить полное отсутствие или слабую подготовленность детей к школе, в сочетании с клинико-физиологическими особенностями, преимущественно в виде нарушения внимания, памяти, мотивационной сферы, характеризующиеся также расстройствами речи, мелкой моторики на фоне органического поражения головного мозга.
Дети значительно отставали в учебе от одноклассников или были совсем не способны освоить и усвоить знания, обеспечивающие определенный уровень социализации. Ведущим являлось нарушение познавательных процессов в структуре легкого интеллектуального дефекта, как в сочетании с выраженными задержками психомоторного, речевого развития, так и с эмоционально-волевыми нарушениями в виде отсутствия мотивации к обучению.
Дидактогенический вариант наиболее часто встречался в возрастных группах детей 7-9 лет (29,1 %, л = 7) и 16-18 лет (33,3 %, п=8). В следующих возрастных группах 10-12 лет и 13-15-летних количество дезадаптированных составило 16,6 % (п = 4) и 20,8 % (п = 5), соответственно.
Серия «Образование* здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 1
317
Интегративная физиология, восстановительная и адаптивная физическая культура_______________________________________
Наибольшее число детей-еирот с ЛУО, отнесенных к дидактогеническому варианту, принадлежали к астенической форме (87,5 %, п = 21), второй по частоте оказалась атоническая форма умственной отсталости (12,5 %, п = 3).
Аддиктивный вариант был третьим по распространенности, встречался в 21,4 % (п = 23) случаев, возникал вследствие ранней алкоголизации или употребления психоактивных веществ. Факторами риска формирования наркоманичеекой зависимости являлись изначально дисфункциональные семейные условия с алкогольным бытом, воспитанием в условиях гипоопеки, влиянием сверстников из неформальных групп с уже сформированными аддиктивными формами поведения. В 75 % случаев встречалось сочетанное употребление алкоголя и средств бытовой и промышленной химии, в 25 % в качестве психоактивного вещества выступал только алкоголь.
Аддиктивный вариант не встречался в группах детей 7-9 лет и 10-12 лет, а с наибольшей частотой определялся в возрастной группе 13-15 лет (60,8 %, п = 14), а также в возрасте 16—18 лет отмечен в 39,1 % (п = 9) случаев.
Результаты исследования свидетельствуют, что наибольшее количество детей принадлежало к сте-нической неуравновешенной форме (43,4 %,п= 10), реже встречались астеническая (30,4 %, п = 7) и стеническая уравновешенная формы (26 %, п = 6).
Преобладающими расстройствами поведения при адциктивном варианте в соответствии с МКБ-10 являлось социализированное расстройство поведения, которое встречалось в 82,6 % (п = 13) случаев, а у детей в возрасте 13-15 лет в 92,8 % (п = 13). Менее частыми были расстройства поведения, ограничивающееся рамками группы, и не-социализированное расстройство поведения, составившие каждое по 8,6 % (п = 2).
В связи с разнообразием причин, приводящих к возникновению дезадаптационных состояний у детей-сирот с ЛУО, подход к компенсации нарушений должен быть не только комплексным, основанным на тесном взаимодействии врача-психиатра, психолога, педагога, дефектолога, логопеда, специалиста по социальной работе, но и дифференцированным, учитывающим особенности имеющихся расстройств и социальное окружение ребенка. Помощь детям-сиротам с легкой
умственной отсталостью, имеющим нарушения адаптации, должна представлять собой совокупность социально-профилактических, психокоррекционных и психореабилитационных мер.
Вывод
Установленная систематика клинико-психо-патологической структуры дезадаптационных состояний у детей-сирот с легкой умственной отсталостью окажет значительную помощь в разработке дифференцированных лечебнопрофилактических и психосоциальных реабилитационных программ с учетом выявленных особенностей, что позволит конкретизировать медицинский, психологический и социальный подходы в процессе адаптации и интеграции в социум данного контингента.
Литература
1. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Морозова КБ. Профилактика и реабилитация несовершеннолетних с психическими расстройствами и криминальной активностью (пособие для врачей). - М.: ГНЦ соц. и судеб, психиатрии им. В.П. Сербского, 2004. - 83 с.
2. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожано-ва Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. - М.: ИД Мед-практика, 2004. - 492 с.
3. Дмитриева Т.Б. Основные направления социально-психиатрической помощи несовршенно-летним с проблемами развития и поведения // Росс. псих, журнал, 2001. —№ 4.- С. 4—8.
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Рук-во. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
5. Никишина В.Б. Некоторые аспекты психологической реабилитации детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью // Ярославский пед. вестник, 2000. - № 3. -С. 598-601.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 400 с.
7. Рычкова Л.С. Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью (клинико-психопатологические и социально-психологические аспекты) // Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. — Томск. -2004.-42 с.