Научная статья на тему 'Значимость развития кадрового потенциала для туристской отрасли в Оренбургской области'

Значимость развития кадрового потенциала для туристской отрасли в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
110
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В ТУРИЗМЕ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ДЕФИЦИТ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кислова И. А., Бурдюгова О. В.

Статья посвящена вопросам развития кадрового потенциала для туристской отрасли в Оренбургской области. Анализируется место России в мировом туризме и ее перспективы. Рассматривается вопрос о развитии инвестиционных проектов в туризме, которые привели к увеличению потребности в профессионалах в этой сфере. В данной статье говорится о необходимости серьезных изменений в подходах к формированию кадровой политики в туристическом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость развития кадрового потенциала для туристской отрасли в Оренбургской области»

Новый университет. 2014. № 4(38)

ISSN 2221-7347

УДК 330

И.А. Кислова, О.В. Бурдюгова

ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена вопросам развития кадрового потенциала для туристской отрасли в Оренбургской области. Анализируется место России в мировом туризме и ее перспективы. Рассматривается вопрос о развитии инвестиционных проектов в туризме, которые привели к увеличению потребности в профессионалах в этой сфере. В данной статье говорится о необходимости серьезных изменений в подходах к формированию кадровой политики в туристическом бизнесе.

Кючевые слова: показатели занятости в туризме, программы развития туризма, дефицит высококвалифицированных специалистов.

Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики. Туризм оказывает огромное воздействие на целый ряд отраслей народного хозяйства и экономики. Во многих странах доля туризма в валовом внутреннем продукте, в создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения весьма велика.

«Показатели занятости в туризме - очень важный индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в туриндустрии сильно стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей - строительства, инфраструктуры и всего сектора услуг», подчеркнул вице-президент Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) Ричард Миллер [1]. По расчетам WTTC, одно рабочее место в сфере туризма ведет к появлению порядка двадцати рабочих мест в сопутствующих отраслях.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) по количеству международных туристских прибытий в мире [2], Российская Федерация вошла в десятку стран-лидеров по данному показателю, заняв девятое место, тем самым серьезно увеличив данный показатель в 2012 году на 13,4 %. Однако, если посмотреть показатель соотношения количества иностранных прибытий в страну к величине населения страны, то в Российской Федерации это число является одним из самых низких (18 %), не считая показателя Китая (4 %).

Согласно прогнозу развития мирового туризма ЮНВТО до 2030 года, количество международных туристов во всем мире, как ожидается, будет увеличиваться в среднем на 3,3 5 в год [3]. Для России также прогноз довольно позитивен. Субрегион «Центральная и Восточная Европа», в который входит также и Российская Федерация, демонстрирует минимальный спад темпа роста и, будет способствовать приросту туристского потока в Европу в ближайшие десятилетия.

Можно выделить основные возможности для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. В первую очередь это высокие темпы роста въездного туристского потока и вхождение России в десятку лидеров по приему иностранных граждан. В ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий не только сохранится, но и имеет тенденцию развития. Темп роста показателей въездного туризма прогнозируется для России на период 2010-2020 г.г. 3,7% в год [4].

С целью продвижения туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках постоянно реализуются и разрабатываются программы поэтапного развития и стимулирования туризма в Оренбургской области.

© Кислова И.А., Бурдюгова О.В., 2014.

126

ISSN 2221-7347

Экономика и право

В 2010 году закончила свое действие областная целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2007-2010 годы». В рамках данной программы были разработаны инвестиционные проекты:

парк отдыха на Ириклинском водохранилище;

туристский комплекс в районе Бузулукского бора;

Кувандыкская горнолыжная база;

санаторий «Тихая долина» в Тюльганском районе;

Соль-Илецкий оздоровительный комплекс «Сарматская обитель».

Для осуществления единой политики в сфере развития туризма разработан подраздел «Туристско-рекреационный комплекс» в рамках проекта «Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года».

В рамках Постановления Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года была утверждена Областная целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» [5]. Цели программы - развитие индустрии туризма с целью удовлетворения потребностей населения в туристических услугах посредством повышения инвестиционной привлекательности экономики области, сохранения и развития культурного наследия, распространения лучших традиций многонациональной культуры области, улучшения торговых и иных экономических связей с зарубежными странами.

На территории Оренбургской области предполагается создание туристскорекреационного кластера «Соленые озера». В связи с этим разработан план, включающий два этапа. Целью первого является принципиальное повышение качества услуг туристам посредством строительства новых объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры. К концу второго этапа планируется перевод курорта в круглогодичный режим функционирования [6].

Значительные изменения на туристском российском пространстве, развитие инвестиционных проектов в туризме привели к увеличению потребности в профессионалах данной отрасли. Следовательно, возникла необходимость создания институтов, колледжей, учебных центров предприятий, образовательных курсов для различных сфер туризма. По данным Министерства образования РФ, в России около 300 вузов (различного профиля) [7], которые в какой-то степени «работают на отрасль».

В Оренбургской области всего два вуза и колледж, выпускающие бакалавров и магистров специальностей и направлений подготовки «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм». В их число входят Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный институт менеджмента и Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса.

Исходя из вышесказанного, в Оренбургской области ощущается потребность в квалифицированных кадрах в сфере туризма. Необходимо формирование модели подготовки кадров для отрасли туризма, учитывающее многопрофильность и многоуровневость системы и включающее все виды обучения специалистов от среднего до высшего профессионального образования, постоянно действующую систему переподготовки кадров и повышения квалификации, так как кроме количественной нехватки кадров в сфере туризма существует еще качественный дефицит. Поэтому подходы к формированию кадровой политики в туристическом бизнесе за последние годы претерпели серьезные изменения. Дефицит высококвалифицированных специалистов, способных работать по-новому, обусловил отказ от понимания работы с персоналом только с точки зрения административной работы.

Необходима система управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой, персонал представляет собой один из ценнейших ресурсов предприятия, которым необходимо грамотно управлять, создавать максимальные условия для его развития, вкладывать в него средства. Существует потребность создания условий для саморазвития, повышения профессионального уровня будущих специалистов, реализации процесса подготовки студентов данного направления к рынку туристских услуг на базе инновационных программ, образовательных технологий и организации дополнительной профессиональной подготовки студентов для получения квалифицированных специалистов в этой области.

127

Новый университет. 2014. № 4(38)

ISSN 2221-7347

По словам ректора Российской международной академии туризма, профессора, доктора исторических наук Квартальнова В.А., выпускник должен знать конъюнктуру туризма, складывающуюся как в России, так и за рубежом. Также для специалиста, работающего в сфере туризма, необходимы коммуникабельность, изучение и знание рынка, непроизводственной сферы экономики, информационных систем и технологий. Кроме того, необходимо хорошее знание иностранных языков.

В ближайшие годы необходимо совершенствование существующих и создания новых учебных заведений для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, дающих практические знания и навыки, а также возможность периодического прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов из других отраслей, начинающих работать в индустрии туризма, давать как базовые теоретические, так и практические знания и навыки, взаимодействовать с работодателями [8]. Один из важных аспектов этого взаимодействия - организация и проведение различных видов практик и стажировок.

Аттестация персонала, проведение курсов повышения квалификации и бизнес-тренинги, чтение профессиональной литературы, проведение дистанционных семинаров и курсов, обмен знаниями между сотрудниками фирмы, использование профессиональных электронных ресурсов.

Так же стоит сказать, насколько подготовленными и квалифицированными будут кадры в индустрии туризма, настолько увеличится поток туристических направлений внутрь страны, что в свою очередь повлечет за собой приток капитала. Образовательные стандарты, отвечающие реалиям современной экономики, система подготовки квалифицированных кадров, стажировки и практики, непрерывная система повышения квалификации, развитие гостиничного бизнеса и туризма, все это в комплексе будет способствовать развитию данной индустрии.

Библиографический список

1. Российский деловой портал перспективы [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.allmedia/ru/newsistem/asз. - 19.12.2013

2. International tourism demand exceeds expectations in the first half of 2013: World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://media.unwto.org/ja/node/39324.

3. UNWTO Tourism Highlights, 2013 Edition. URL: http://www.rea.ru/hotel/TourMaterials/ WTO/unwto_highlights 13_en_hr.pdf.

4 Белозерова Ю.М. Анализ современных тенденций в сфере международного туризма: Возможности и угрозы для развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №10 (337).

5. Программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://minsportturizm.orb.ru/turizm/-programma-razvi/.- 19.12.2013

6. Михалин А. Соленый берег, крутая гора / Региональный общественно-политический журнал. Вертикаль. - 2013. - №7. 67 с.

7. Лукьянова А.Л. Переход к постиндустриальному обществу: исследование занятости в сервисном секторе экономики России / А.Л. Лукьянова. - М.: EEERC, 2009. - 72 с.

8. Кислова И.А. Проблемы подготовки кадров в сфере туристического бизнеса / Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. / Сборник научных статей по результатам тринадцатой научно-практической конференции с международным участием 30-31 октября 2013 г. Томск, 2013. - 270 с.

Статья поступила в редакцию 17.04.2014.

КИСЛОВА Ирина Александровна - магистрант факультета экономики и управления, Оренбургский государственный университет.

БУРДЮГОВА Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет.

128

ISSN 2221-7347

Экономика и право

UDC 330

I.A. Kislova, O. V. Burdyugova

THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL FOR TOURIST BRANCH IN THE ORENBURG REGION

Article is devoted to questions of development of personnel potential for tourist branch in the Orenburg region. The place of Russia in world tourism and its prospects is analyzed. The question of development of investment projects in tourism which led to increase in requirement for professionals in this sphere is considered. In this article it is spoken about need of serious changes for approaches to formation of personnel policy in travel business.

Keywords: employment indicators in tourism, programs of development of tourism, deficiency of highly qualified specialists.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.