Научная статья на тему 'Значимость изучения теории Анны Фрейд о психологических защитных механизмах'

Значимость изучения теории Анны Фрейд о психологических защитных механизмах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2232
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
ANNA FREUD / SIGMUND FREUD / DEFENSIVE MECHANISMS / PSYCHOLOGICAL ALARMS / INTELLECTUALIZATION / PRОJECTION / RATIONALIZATION / АННА ФРЕЙД / ЗИГМУНД ФРЕЙД / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕВОГИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКЦИЯ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Талипов Жахангир Батирович

В этой статье широко освещена жизнь и творчество дочери «отца» психологии Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, а также защитные механизмы, которые тщательно изучаются в психологии. Анна Фрейд возможно, самый известный из создателей такого важного направления психологии, как детский психоанализ; она внесла огромный вклад в изучение психологии детей, разработав ряд лечебных методик. В 1923 году, даже без университетского диплома, Анна открыла в Вене собственную психоаналитическую практику и стала председателем Венского психоаналитического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF STUDYING ANNA FREUD'S THEORY ABOUT PSYCHOLOGICAL PROTECTIVE MECHANISMS

In this article was described about the life and work period of daughter Sigmund Freud Anna Freud and defensive mechanisms which was searching in psychology. Anna Freud perhaps the most famous of the creators of such an important area of psychology as child psychoanalysis; She made a huge contribution to the study of the psychology of children, developing a number of therapeutic methods. In 1923, even without a university degree, Anna opened her own psychoanalytic practice in Vienna and became chairman of the Vienna Psychoanalytic Society.

Текст научной работы на тему «Значимость изучения теории Анны Фрейд о психологических защитных механизмах»

SIGNIFICANCE OF STUDYING ANNA FREUD'S THEORY ABOUT PSYCHOLOGICAL PROTECTIVE MECHANISMS Talipov J.B. (Republic of Uzbekistan) Email: Talipov451@scientifictext.ru

Talipov Zhahangir Batirovich - Master Student, SPECIALTY: INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF SOCIAL SYSTEMS AND PROCESSES, INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article was described about the life and work period of daughter Sigmund Freud — Anna Freud and defensive mechanisms which was searching in psychology. Anna Freud - perhaps the most famous of the creators of such an important area of psychology as child psychoanalysis; She made a huge contribution to the study of the psychology of children, developing a number of therapeutic methods. In 1923, even without a university degree, Anna opened her own psychoanalytic practice in Vienna and became chairman of the Vienna Psychoanalytic Society.

Keywords: Anna Freud, Sigmund Freud, defensive mechanisms, psychological alarms, intellectualization, projection, rationalization.

ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ АННЫ ФРЕЙД О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМАХ Талипов Ж.Б. (Республика Узбекистан)

Талипов Жахангир Батирович — магистрант, специальность: информационная и психологическая безопасность социальных систем и процессов, Международная исламская академия Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье широко освещена жизнь и творчество дочери «отца» психологии Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд, а также защитные механизмы, которые тщательно изучаются в психологии. Анна Фрейд — возможно, самый известный из создателей такого важного направления психологии, как детский психоанализ; она внесла огромный вклад в изучение психологии детей, разработав ряд лечебных методик. В 1923 году, даже без университетского диплома, Анна открыла в Вене собственную психоаналитическую практику и стала председателем Венского психоаналитического общества.

Ключевые слова: Анна Фрейд, Зигмунд Фрейд, защитные механизмы, психологические тревоги, интеллектуализация, проекция, рационализация.

Анна Фрейд родилась 3 декабря 1865 года в Австрии, в городе Вене. Младшая из шестерых детей Зигмунда Фрейда. Девочка была не слишком близка с матерью, братьями и сестрами, но с отцом у нее сложились теплые отношения. В детстве она ходила в хорошую частную школу, однако, по ее собственному признанию, там научилась совсем немногому; все, что она знала, Анна знала благодаря общению с отцом, его друзьями и коллегами.

После школы Анна занялась тем, что редактировала работы своего отца и преподавала в начальной школе, где и заинтересовалась детской психологией. В 1918 году она заболела туберкулезом и была вынуждена уйти с работы. В этот тяжелый период жизни Анна часто рассказывала отцу о своих снах, а пока тот их анализировал, у девушки креп интерес к профессии отца. В итоге Анна решила и сама заняться психоанализом. Дочь известного ученого разделяла большинство основных идей и теорий отца, ее меньше интересовала структура подсознательного и больше - Эго и динамика, или мотивация человеческой психики. Этот интерес со временем привел к публикации поистине революционной книги Анны Фрейд под названием «Эго и механизмы психологической защиты», которая увидела свет в 1936 году [1].

Анна Фрейд - возможно, самый известный из создателей такого важного направления психологии, как детский психоанализ; она внесла огромный вклад в изучение психологии детей, разработав ряд лечебных методик. В 1923 году, даже без университетского диплома, Анна открыла в Вене собственную психоаналитическую практику и стала председателем Венского психоаналитического общества.

В 1938 году, когда Австрию оккупировали фашисты, Анна Фрейд с семьей уехала в Англию. В 1941 году вместе с Дороти Барлингем и Элен Росс она основала в Лондоне приют для бездомных детей под названием Хэмпстедский детский дом, в котором реализовывались

95 ■ European science № 2 (51). Part II

программы детского психоанализа. Ее работа в этом воспитательном заведении привела к публикации трех книг, посвященных психологическим проблемам детей во время войны: YoungChildreninWartime («Маленькие дети во время войны», 1942 год); InfantsWithoutFamilies («Подростки без семьи», 1943 год); WarandChildren («Война и дети», 1943 год). В 1945 году детский дом был закрыт, и Анна Фрейд основала и возглавила Хэмпстедскую клинику и курсы детской терапии; она оставалась главой этих учреждений вплоть до самой смерти. Скончалась Анна в 1982 году, оставив после себя, вероятно, единственное долговечное и всестороннее научное наследие в области психоанализа, способное в некоторой мере затмить монументальное влияние ее отца и других психологов.

Чтобы понять вклад Анны Фрейд в развитие теории защитных механизмов, для начала стоит упомянуть о работах ее отца на эту же тему. Зигмунд Фрейд описывал разные защитные механизмы, используемые нашим Эго при конфликте с Ид и Супер-эго. Психоаналитик утверждал, что главным мотивом для большинства людей служит снятие напряжения, которое преимущественно порождается тревогой. Фрейд подразделял тревогу на три типа:

1. Объективная, или реалистическая тревога - страх перед воздействиями внешнего мира. Например, человек боится, что его покусает собака, потому что поблизости находится злой пес. Простейший способ снять напряжение, вызванное реалистической тревогой, - выйти из сложившегося положения.

2. Невротическая тревога - безотчетный страх перед наказанием за утрату контроля над импульсами и побуждениями Ид.

3. Моральная тревога - страх перед нарушением моральных принципов и попиранием ценностей, вызывающий чувство стыда или вины. Этот тип тревоги зарождается в Супер-эго.

По теории Зигмунда Фрейда, когда возникает тревога, в нашей психике срабатывают защитные механизмы, призванные ослабить ее и защитить наше Эго от реальности, Ид и Супер-эго. Он утверждал, что эти механизмы зачастую искажают реальность и человек, чтобы избежать проблемы, использует их слишком активно. Таким образом, чтобы управлять тревогой правильнее и эффективнее, очень полезно выявить и понять, как работают эти механизмы [2].

Итак, в чем же заключается вклад Анны Фрейд в развитие этой теории? Прежде всего, именно она идентифицировала конкретные защитные механизмы, с помощью которых его ослабляет тревогу.

• Отрицание - отказ признавать случившееся или происходящее в данный момент.

• Замещение - перенос чувств и разочарования на кого-то или что-то менее угрожающее.

• Интеллектуализация - рассмотрение проблемы с рассудочной и объективной точки зрения с целью перестать фокусироваться на ее стрессовой и эмоциональной составляющих.

• Проекция - перенос негативных чувств на другого человека, в результате чего кажется, будто последний испытывает эмоции вместо тебя.

• Рационализация - стремление не думать о реальной причине своего чувства или поступка и придумывание им правдоподобного, но ложного оправдания.

• Реактивное образование - выбор противоположного образа действий с целью скрыть свои истинные чувства.

• Регрессия - возврат к «детскому» поведению. Анна Фрейд считала, что человек выбирает разные формы такого поведения исходя из того, на какой стадии психосексуального развития у него произошла фиксация. Например, человек с фиксацией на оральной стадии слишком много ест, или курит, или становится чрезмерно агрессивным в словах.

• Подавление - вытеснение мыслей, заставляющих нас испытывать дискомфорт, в область подсознательного.

• Сублимация - преобразование неприемлемого поведения в более приемлемую форму. Например, чтобы выпустить пар, человек, охваченный яростью, отправляется в спортзал и боксирует грушу. Фрейд считала сублимацию свидетельством зрелости личности.

Список литературы / References

1. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: АСТ. Астрель. Харвест, 2008.

2. Клейман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты. Фербер. Москва, 2015.

European science № 2 (51). Part II ■ 96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.