SIGNIFICANCE OF STUDYING ANNA FREUD'S THEORY ABOUT PSYCHOLOGICAL PROTECTIVE MECHANISMS Talipov J.B. (Republic of Uzbekistan) Email: Talipov451@scientifictext.ru
Talipov Zhahangir Batirovich - Master Student, SPECIALTY: INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF SOCIAL SYSTEMS AND PROCESSES, INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article was described about the life and work period of daughter Sigmund Freud — Anna Freud and defensive mechanisms which was searching in psychology. Anna Freud - perhaps the most famous of the creators of such an important area of psychology as child psychoanalysis; She made a huge contribution to the study of the psychology of children, developing a number of therapeutic methods. In 1923, even without a university degree, Anna opened her own psychoanalytic practice in Vienna and became chairman of the Vienna Psychoanalytic Society.
Keywords: Anna Freud, Sigmund Freud, defensive mechanisms, psychological alarms, intellectualization, projection, rationalization.
ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ АННЫ ФРЕЙД О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМАХ Талипов Ж.Б. (Республика Узбекистан)
Талипов Жахангир Батирович — магистрант, специальность: информационная и психологическая безопасность социальных систем и процессов, Международная исламская академия Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье широко освещена жизнь и творчество дочери «отца» психологии Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд, а также защитные механизмы, которые тщательно изучаются в психологии. Анна Фрейд — возможно, самый известный из создателей такого важного направления психологии, как детский психоанализ; она внесла огромный вклад в изучение психологии детей, разработав ряд лечебных методик. В 1923 году, даже без университетского диплома, Анна открыла в Вене собственную психоаналитическую практику и стала председателем Венского психоаналитического общества.
Ключевые слова: Анна Фрейд, Зигмунд Фрейд, защитные механизмы, психологические тревоги, интеллектуализация, проекция, рационализация.
Анна Фрейд родилась 3 декабря 1865 года в Австрии, в городе Вене. Младшая из шестерых детей Зигмунда Фрейда. Девочка была не слишком близка с матерью, братьями и сестрами, но с отцом у нее сложились теплые отношения. В детстве она ходила в хорошую частную школу, однако, по ее собственному признанию, там научилась совсем немногому; все, что она знала, Анна знала благодаря общению с отцом, его друзьями и коллегами.
После школы Анна занялась тем, что редактировала работы своего отца и преподавала в начальной школе, где и заинтересовалась детской психологией. В 1918 году она заболела туберкулезом и была вынуждена уйти с работы. В этот тяжелый период жизни Анна часто рассказывала отцу о своих снах, а пока тот их анализировал, у девушки креп интерес к профессии отца. В итоге Анна решила и сама заняться психоанализом. Дочь известного ученого разделяла большинство основных идей и теорий отца, ее меньше интересовала структура подсознательного и больше - Эго и динамика, или мотивация человеческой психики. Этот интерес со временем привел к публикации поистине революционной книги Анны Фрейд под названием «Эго и механизмы психологической защиты», которая увидела свет в 1936 году [1].
Анна Фрейд - возможно, самый известный из создателей такого важного направления психологии, как детский психоанализ; она внесла огромный вклад в изучение психологии детей, разработав ряд лечебных методик. В 1923 году, даже без университетского диплома, Анна открыла в Вене собственную психоаналитическую практику и стала председателем Венского психоаналитического общества.
В 1938 году, когда Австрию оккупировали фашисты, Анна Фрейд с семьей уехала в Англию. В 1941 году вместе с Дороти Барлингем и Элен Росс она основала в Лондоне приют для бездомных детей под названием Хэмпстедский детский дом, в котором реализовывались
95 ■ European science № 2 (51). Part II
программы детского психоанализа. Ее работа в этом воспитательном заведении привела к публикации трех книг, посвященных психологическим проблемам детей во время войны: YoungChildreninWartime («Маленькие дети во время войны», 1942 год); InfantsWithoutFamilies («Подростки без семьи», 1943 год); WarandChildren («Война и дети», 1943 год). В 1945 году детский дом был закрыт, и Анна Фрейд основала и возглавила Хэмпстедскую клинику и курсы детской терапии; она оставалась главой этих учреждений вплоть до самой смерти. Скончалась Анна в 1982 году, оставив после себя, вероятно, единственное долговечное и всестороннее научное наследие в области психоанализа, способное в некоторой мере затмить монументальное влияние ее отца и других психологов.
Чтобы понять вклад Анны Фрейд в развитие теории защитных механизмов, для начала стоит упомянуть о работах ее отца на эту же тему. Зигмунд Фрейд описывал разные защитные механизмы, используемые нашим Эго при конфликте с Ид и Супер-эго. Психоаналитик утверждал, что главным мотивом для большинства людей служит снятие напряжения, которое преимущественно порождается тревогой. Фрейд подразделял тревогу на три типа:
1. Объективная, или реалистическая тревога - страх перед воздействиями внешнего мира. Например, человек боится, что его покусает собака, потому что поблизости находится злой пес. Простейший способ снять напряжение, вызванное реалистической тревогой, - выйти из сложившегося положения.
2. Невротическая тревога - безотчетный страх перед наказанием за утрату контроля над импульсами и побуждениями Ид.
3. Моральная тревога - страх перед нарушением моральных принципов и попиранием ценностей, вызывающий чувство стыда или вины. Этот тип тревоги зарождается в Супер-эго.
По теории Зигмунда Фрейда, когда возникает тревога, в нашей психике срабатывают защитные механизмы, призванные ослабить ее и защитить наше Эго от реальности, Ид и Супер-эго. Он утверждал, что эти механизмы зачастую искажают реальность и человек, чтобы избежать проблемы, использует их слишком активно. Таким образом, чтобы управлять тревогой правильнее и эффективнее, очень полезно выявить и понять, как работают эти механизмы [2].
Итак, в чем же заключается вклад Анны Фрейд в развитие этой теории? Прежде всего, именно она идентифицировала конкретные защитные механизмы, с помощью которых его ослабляет тревогу.
• Отрицание - отказ признавать случившееся или происходящее в данный момент.
• Замещение - перенос чувств и разочарования на кого-то или что-то менее угрожающее.
• Интеллектуализация - рассмотрение проблемы с рассудочной и объективной точки зрения с целью перестать фокусироваться на ее стрессовой и эмоциональной составляющих.
• Проекция - перенос негативных чувств на другого человека, в результате чего кажется, будто последний испытывает эмоции вместо тебя.
• Рационализация - стремление не думать о реальной причине своего чувства или поступка и придумывание им правдоподобного, но ложного оправдания.
• Реактивное образование - выбор противоположного образа действий с целью скрыть свои истинные чувства.
• Регрессия - возврат к «детскому» поведению. Анна Фрейд считала, что человек выбирает разные формы такого поведения исходя из того, на какой стадии психосексуального развития у него произошла фиксация. Например, человек с фиксацией на оральной стадии слишком много ест, или курит, или становится чрезмерно агрессивным в словах.
• Подавление - вытеснение мыслей, заставляющих нас испытывать дискомфорт, в область подсознательного.
• Сублимация - преобразование неприемлемого поведения в более приемлемую форму. Например, чтобы выпустить пар, человек, охваченный яростью, отправляется в спортзал и боксирует грушу. Фрейд считала сублимацию свидетельством зрелости личности.
Список литературы / References
1. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: АСТ. Астрель. Харвест, 2008.
2. Клейман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты. Фербер. Москва, 2015.
European science № 2 (51). Part II ■ 96