Научная статья на тему 'Анализ романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» с применением метода психоаналитической герменевтики'

Анализ романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» с применением метода психоаналитической герменевтики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2653
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / РОМАН / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА / ПОДЛИННЫЙ СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмаевский О.А.

Данная научная статья посвящена одной из множества возможных интерпретаций текста с применением психоаналитической герменевтики на примере романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». Целью исследования является выявление подлинного смысла текста и практическое применение модифицированных идей Фрейда и философской герменевтики к роману. В данной работе использованы методы литературного, герменевтического, сопоставительного и психоаналитического анализа. Результаты исследования могут быть использованы в методологических целях в учебных заведениях и для индивидуального ознакомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» с применением метода психоаналитической герменевтики»

60

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

АНАЛИЗ РОМАНА ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА «ОСТРОВ ДОКТОРА МОРО» С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

© Шмаевский О.А.*

Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Данная научная статья посвящена одной из множества возможных интерпретаций текста с применением психоаналитической герменевтики на примере романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». Целью исследования является выявление подлинного смысла текста и практическое применение модифицированных идей Фрейда и философской герменевтики к роману. В данной работе использованы методы литературного, герменевтического, сопоставительного и психоаналитического анализа. Результаты исследования могут быть использованы в методологических целях в учебных заведениях и для индивидуального ознакомления.

Ключевые слова психоаналитическая герменевтика, роман, интерпретация текста, подлинный смысл.

В 1896 году Герберт Уэллс опубликовал свой роман «Остров доктора Моро». Это история о несчастном, потерпевшем кораблекрушение, который обнаружил себя на острове с безумным ученым и зверолюдьми, которых тот создал. Уэллс написал много литературных произведений в период с 1895 по 1941 г. и считается одним из отцов научной фантастики.

В 1920 году австрийский психолог, психиатр и невролог, Зигмунд Фрейд, опубликовал свою работу « Я и Оно», в которой описал схему психоанализа. Благодаря выявлению различных уровней подсознания и их взаимодействия, Фрейд стал широко известен как отец психоанализа.

Известно, что Зигмунд Фрейд и Герберт Уэллс были хорошо знакомы друг с другом, долгое время они вели переписку, несколько раз Уэллс навещал Фрейда лично. В то время они разделяли социально-политические взгляды и были сторонниками идей, которые были совсем непопулярны среди большинства. В 1938 году Уэллс обращался к британскому правительству с просьбой позволить Фрейду иммигрировать в Англию, но прошение было отклонено.

Маловероятно, что на научные воззрения Фрейда каким-то образом повлияли литературные произведения Уэллса, однако, это не помешает нам взглянуть на роман «Остров доктора Моро» сквозь призму теорий Фрейда.

Фрейд был первым, кто выдвинул идею многоуровневого сознания. Модель сознания Фрейда, напоминает по своему строению айсберг. Сознание

Студент 2 курса магистратуры кафедры Теории и практики перевода.

Литературоведение

61

схоже с верхней частью айсберга, той, которую видно невооруженным глазом. Подсознание же, подобно невидимой части айсберга, той, которая находится под водой. В то время как над водой можно увидеть лишь малую часть айсберга, под водой, находится его основная часть. С фрейдистской точки зрения, подсознание подобным же образом безгранично. Сознание состоит из трех компонентов: Супер Эго, Эго и Оно. И эти три части борются друг с другом за господство, каждая пытается отстоять свое право на главенство.

В романе «Остров доктора Моро» три главных героя, это доктор Моро, Монтгомери и Эдвард Прендика. Помимо этих героев, множество звероподобных людей населяет остров. Каждый, из главных персонажей романа, как и зверолюди, может быть рассмотрен сквозь призму структурного психоанализа Фрейда. Сам по себе остров выступает символом того самого айсберга, который Фрейд использовал для иллюстрации подсознательного. Лишь малая часть острова остается видимой, это кроны деревьев, вершины гор и береговая линия, лежащие же в основе вулканические структуры и геологические материалы остаются невидимыми.

Остров в романе Уэллса символизирует разум. Эдвард Прендик - это невольный наблюдатель работы внутренних механизмов этого разума. Он выступает в роли психоаналитика, пытается уловить смысл того странного «безумия», что творится в голове.

Согласно теории Фрейда, сновидения выражают глубинную работу подсознательного, а значит, природу подсознательного мышления можно понять с помощью толкования снов.

Роман Уэллса настолько фантастичен, что практически подобен сновидению, возможно, что не самому приятному. После своего спасения, Пре-ндик не делится с окружающими подробностями своего путешествия: «Без сомнения, когда меня подобрали, то сочли за сумасшедшего... Ни капитан, ни его помощник не поверили моему рассказу, решив, что я сошел с ума от одиночества и страха перед смертью. Опасаясь, как бы остальные не подумали то же самое, я удержался от дальнейших рассказов, объявив, что не помню решительно ничего, что случилось со мной со дня гибели «Леди Вейн» и до того времени, как меня подобрал бриг, то есть за целый год» [3].

Эдвард Прендик, выступающий на острове в роли наблюдателя и толкователя сновидения, пытается понять значение подсознательного, он схож с психоаналитиком, который выбрал самый легкий путь. Ведь благодаря большому объему информации, которую представляло толкование сновидения, оно считалось основным и самым легким путем к пониманию подсознания. Тем не менее, понимание сна это сложный процесс, требующий много времени. Так и приключения Прендика на острове чреваты трудностями. Он является очевидцем борьбы развернувшейся между Оно, Эго и Супер Эго за господство над разумом.

Остров управляется двумя индивидуумами с совершенно разными личностями. Доктор Моро - ученый одержимый лишь научными исследова-

62

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ниями. С помощью вивисекции, он пытается сделать из животного человека. Монтгомери также ученый, но у него нет желания или стремления к совершенству, которое так присуще Моро. Он помогает Доктору в его занятиях и обеспечивает связь между доктором Моро и существами, которых тот создает. Сами существа, зверолюди, которых создал Моро, путем пыток и болезненных операций, также играют важную роль в толковании.

В структуре психоанализа по Фрейду, зверолюди представляют Оно. Оно - это наши самые примитивные желания, инстинкты, стремления, и желание удовлетворения. Оно - это наш внутренний зверь, наша первобытность, никакого контроля и мысли. Все, что есть в Оно, олицетворяют зверолюди. Они сражаются со своими звериными инстинктами охотиться и таится. Они соблюдают законы, установленные Моро, только чтобы избежать наказания. «Некоторые любят преследовать бегущего, подстерегать и красться, поджидать и набрасываться, убивать и кусать, сильно кусать, высасывая кровь... Это плохо» [3]..

Моро в своей позиции Супер Эго, пытается контролировать Оно. Супер Эго является центром морального рассуждения, интеллектуализма и сознания. Супер Эго жаждет только совершенства и наказывает свое сознательное, чувством вины за неудачи в достижении этого совершенства. Доктор Моро превосходно выполняет функцию Супер Эго. Его извращенная система ценностей является единственной разрешенной на острове. Используя боль и пытки, он внушает свои ценности зверолюдям и жестоко наказывает их за несоблюдение его жестких стандартов: «Всякий раз, как я погружаю живое существо в купель жгучего страдания, я говорю себе: на этот раз я выжгу из него все звериное, на этот раз я сделаю разумное существо» [3].

Эго - это посредничество между подсознательными потребностями, желаниями Оно, и стремлением Супер Эго к контролю. Эго составляет основную часть сознательного, оно изо всех сил старается удовлетворить желания Оно и Супер Эго наиболее социально приемлемым образом. Эта беспрестанная борьба является источником беспокойства для Эго, которое, оно пытается смягчить путем использования защитных механизмов.

Фрейд считал, что защитные механизмы являются психологической стратегией выживания и являются частью нормальной, здоровой психики. Однако когда защитные механизмы, являются основным средством борьбы с любой ситуации, они становятся патологическими, или нездоровым.

На острове доктора Моро, Монтгомери символизирует Эго, будучи посредником между доктором Моро (Супер Эго), зверолюдьми (Оно) и Эдвардом Прендиком (внешний наблюдатель). Монтгомери понимает, что Доктор Моро действует за пределами общепринятой морали, и что звери в настоящее время подчиняются жестокости Моро. Он также осознает, что звери в конечном итоге вернуться к тому, чем природа изначально предназначила им быть, таким образом, восстановив низменные инстинкты Оно. Когда звери

Литературоведение

63

не оправдают надежд и разрушат видение совершенства Моро, он вышвырнет их в лесные дебри и оставит умирать или выжить. Монтгомери, как и подобает Эго, является связующим звеном между зверолюдьми и Супер Эго. Он проявляет к ним живой интерес: «Монтгомери знает их жизнь, так как играет роль посредника. Он приучил нескольких из них служить нам. Мне кажется, хоть он и стыдится в этом сознаться, что он жалеет их» [3].

В качестве Эго, Монтгомери нашел свое место на острове, но борьба между его личными моральными устоями и сложившейся ситуацией создает беспокойство. Его неспособность уладить эту трудность приводит его к злоупотреблению алкоголем, как защитному механизму для борьбы с его окружением. Его состояние усугубляется после появления Эдварда Пренди-ка, внешнего наблюдателя, поскольку во время событий происходящих на острове, недостатки Монтгомери усиливаются на фоне поступков Пренди-ка. Усиленное злоупотребление алкоголем приводит его к принятию плохих решений, худшее из которых дать зверолюдям алкоголь. Нетрезвые зверо-люди забывают о запретах и о подчинении законам, в итоги, во время перепалки, Монтгомери смертельно ранят: «Монтгомери лежал на спине, а сверху на него навалилось косматое чудовище. Оно было мертво, но все еще сжимало горло Монтгомери своими кривыми когтями. Рядом с ним, ничком, совершенно спокойный, лежал Млинг. Шея его была прокушена, а в руке зажато горлышко разбитой бутылки из-под коньяка» [3].

Если Эго не в состоянии поддерживать баланс между Оно и Супер Эго, то, в конце концов, Оно овладеет контролем над Эго и Супер Эго. Согласно психоаналитической теории Фрейда, вероятнее всего жертвой Оно станет Эго, а не Супер Эго, поскольку желание удовольствия и отсутствие вины, является более привлекательным, чем чувство вины и отрицание удовольствия. Сознание людей находится в постоянном состоянии войны с их «базовыми», животных инстинктами, и всегда существует опасность проиграть эту войну.

Пожалуй, это хорошо, что ни один человек не может в полной мере получить доступ к внутренней работе чужого сознания. Фрейд редко обсуждал опасность применения глубинного психоанализа к психоаналитику. Час терапии, сидя на диване рядом с обеспокоенным пациентом, не представляет реальной угрозы для психического здоровья обученного профессионала. Полное погружение в сознание другого, как в причудливый микромир, в котором был заключен Прендик, оставит страшный, неизгладимый отпечаток на психике человека. Наблюдение Эдварда Прендика на острове изменило его восприятие реальности и сделало его неуверенным по отношению к окружающему миру: «Я вовсе не рассчитываю на то, что ужасные картины, виденные на острове, когда-нибудь совершенно изгладятся из моей памяти, но все же они теперь ушли в глубину моего сознания, они далеки, как облачка, и кажутся нереальными; но иногда эти облачка разрастаются, за-

64

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

крывают все небо. И тогда я оглядываюсь на окружающих людей, дрожа от страха. Одни лица кажутся мне спокойными и ясными, другие - мрачными и угрожающими, третьи - переменчивыми, неискренними; ни в одном из людских лиц нет той разумной уверенности, которая отличает человеческое существо. Мне кажется, что под внешней оболочкой скрывается зверь, и передо мной вскоре снова разыграется тот ужас, который я видел на острове, только еще в большем масштабе» [3].

Список литературы:

1. Герменевтика и психоанализ. Сознательное и бессознательное [Электронный ресурс] // Онлайн библиотека - 2016. - Режим доступа: www.plam.ru/ philos/konflikt_interpretacii_ocherki_o_germenevtike/p4.php.

2. Завадовский М.М. Предисловие // Уэллс Г. Остров доктора Моро. -М., 1930.

3. Уэллс Г. Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-неведим-ка. Война миров. - М.: Художественная литература, 1972.

4. Boeree C. George. «SIGMUND FREUD». Psychology Department Ship-pensburg University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webspa-ce.ship.edu/cgboer/freud.html.

5. Red, Leader. «Topics: Freud As An Englishman?»Freud Museum London [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.freud.org.uk/educati-on/topic/10572/subtopic/10577/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.