Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна

В статье раскрыта актуальность внедрения передовых достижений информатизации и циф-ровизации обучающего процесса в высшей школе, освещены вопросы преимущества в учебном процессе инновационных компьютерных технологий и актуальность их применения на занятиях по физической культуре и спорту. Качественный образовательный процесс немыслим без знаний персонального компьютера, цифровых технологий в подготовке учебно-тренировочного процесса, а также перспективы его развития в образовательной среде. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные факторы в сфере повышения профессионального уровня преподавателей ФКиС в сфере компьютерных технологий, значимость их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишнева Светлана Данисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the relevance of the introduction of advanced achievements, informatization and digitalization of the learning process in higher education. The issues of the advantages of innovative computer technologies in the educational process and the relevance of their applications in physical education and sports classes are highlighted. A high-quality educational process is unthinkable without the knowledge of a personal computer, digital technologies in the preparation of the training process, as well as the prospects for its development in the educational environment. Both positive and negative factors in the field of improving the professional level of teachers of physical culture and sport in the field of computer technology and the importance of their implementation are considered.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378.147

ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Светлана Данисовна Мишнева, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В статье раскрыта актуальность внедрения передовых достижений информатизации и циф-ровизации обучающего процесса в высшей школе, освещены вопросы преимущества в учебном процессе инновационных компьютерных технологий и актуальность их применения на занятиях по физической культуре и спорту. Качественный образовательный процесс немыслим без знаний персонального компьютера, цифровых технологий в подготовке учебно-тренировочного процесса, а также перспективы его развития в образовательной среде. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные факторы в сфере повышения профессионального уровня преподавателей ФКиС в сфере компьютерных технологий, значимость их внедрения.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, персональный компьютер, учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, физическая культура и спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p206-209

IMPORTANCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

Svetlana Danisovna Mishneva, the senior teacher, Ural state University of Railway Transport,

Ekaterinburg

Abstract

The article reveals the relevance of the introduction of advanced achievements, informatization and digitalization of the learning process in higher education. The issues of the advantages of innovative computer technologies in the educational process and the relevance of their applications in physical education and sports classes are highlighted. A high-quality educational process is unthinkable without the knowledge of a personal computer, digital technologies in the preparation of the training process, as well as the prospects for its development in the educational environment. Both positive and negative factors in the field of improving the professional level of teachers of physical culture and sport in the field of computer technology and the importance of their implementation are considered.

Keywords: informatization, physical culture and sports, information technologies, educational process, teaching staff, personal computer.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается глобальный прогресс информационного образования в педагогике и всего общества в целом. Профессорско-преподавательский состав, использующий данный программный продукт в этой области, обязан ориентироваться в информационных потоках, получать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных интернет-источников. Тема на сегодняшний день является актуальной, так как в высших учебных заведениях предъявляются высокие требования и к специалистам в области физкультурного образования. Цель исследования: изучение и практическое применение преподавателями высшей школы современных информационных технологий в сфере физической культуры и спорта.

Современное общество не может обходиться без роли компьютеров, которая ведет к росту вычислительных средств и к эпохе «Информационного общества». Интернет-пространство уже не имеет границ, увеличиваются возможности доступа хранения и передачи информации. Современные компьютерные технологии (IT) неизбежно влияют на судейство в различных видах спорта, где «человеческий фактор» может отразиться на ре-

зультате всей многолетней подготовки спортсмена. Физкультурное движение подвержено влиянию ^-технологий и результаты выступлений национальных сборных команд также зависят от новейших разработок в области компьютерных технологий. Поэтому данная тема является одной из приоритетных задач, она предполагает использование идей развивающего обучения на всех уровнях учебно-тренировочного процесса и является стратегией развития информационных технологий во всех видах спорта.

Целью информатизации образовательного процесса является преобразование и совершенствование всей системы образования. Подготовленному профессорско-преподавательскому составу необходимо сформировать знания, умения и навыки в этой области, поддержать использование передовых технологий и обеспечить доступность к любым компьютерным программам. Решением данных задач возможно добиться так называемой «информационной культуры», где каждый педагог будет владеть эффективными и прогрессивными электронными устройствами, применять их в своей профессиональной деятельности.

В физической культуре и спорте (ФКиС) можно выделить следующие направления использования информационных и компьютерных технологий:

• Средства совершенствования и повышения эффективности учебного процесса

• Автоматизация процессов контроля и корректировки результатов компьютерного тестирования

• Обработка результатов научных исследований и результатов соревнований

• Развивающие игры

• Предпринимательская деятельность в сфере ФКиС

• Контроль состояния здоровья [1].

Самое большое количество созданных программ ориентированно на спортивную тренировку, в них есть возможность проводить имитационное моделирование, контролировать двигательную активность и психофизическое состояние атлета. Для спортсменов высшего мастерства доступны такие программы, где есть возможность совершенствовать технические элементы подготовки, также разработчики подготовили программно-аппаратные комплексы, которые позволяют повысить эффективность тренировочного процесса и избежать ошибок в технике выполнения двигательного действия.

Самое частое использование современных технологий применяется на спортивных соревнованиях высокого уровня. На таких массовых мероприятиях необходимо ежесекундно обеспечивать оперативный сбор, обработку, хранение и передачу большого количества информации. На сегодняшний день появилась техническая возможность транслировать соревнования любого уровня в режиме он-лайн. Также в помощь тренерам и спортсменам создана программа Dartfish, при помощи которой возможно провести видеоанализ и видеографику каждого эпизода. Эта программа помогает анализировать любые двигательные действия, не прерывая тренировку [2].

В оздоровительной физической культуре использование ^-технологий направлено на диагностические, рекомендательные и управляющие разработки. С их помощью специалист может диагностировать и дать рекомендации по сохранению здоровья человека. В данном случае существует программа «Персональный тренер».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наше исследование по использованию информационных и цифровых технологий в учебной деятельности проводилось на профессорско-преподавательском составе нескольких высших учебных заведений города Екатеринбурга. В интернет-опросе приняли участие 48 преподавателей таких университетов как УрГУПС кафедра «Физвоспитание», РГППУ «Кафедра теории и методики физической культуры», УрЮИ МВД России «Кафедра специальных дисциплин и физической подготовки» и УрФУ «Кафедра физической культуры». Педагогам было предложено ответить на вопросы, непосредственно связан-

ные с применением на практике современных компьютерных технологии при подготовке к занятиям. В анкете представлен один вопрос и 12 вариантов ответа. Для определения уровня практического применения IT-технологий среди профессорско-преподавательского состава бы проведён опрос. Им было предложено отметить те варианты, которые они используют в своей практике: электронные учебные пособия, интернет, web страницы, URL-адреса, интерактивный диалог, технологии мультимедиа, компьютерные базы данных, компьютерный хронометраж в судействе соревнований, системы компьютерного контроля знаний, компьютеризацию в научно-исследовательской работе, использование базы данных нормативно-правовых документов и проведение теоретических занятий в виртуальных классах (рисунок 1).

Виртуальный диалог 66,7%

База данных нормативно-правовых документов 50,0%

Научно-исследовательская работа 58,3%

Системы комп. контроля знаний 62,5%

Обслуживание соревнований, комп. хронометраж 58,3%

База данных для учебного процесса 54,2%

Технология мультимедиа 62,5%

Интерактивный диалог URL-адрес Web страница Интернет (WWW)

Электронные учебные пособия 70,8%

Рисунок 1 - Использование информационных технологий в педагогической практике

Анализируя статистические данные нашего исследования, мы видим, что все специалисты в области физической культуры и спорта используют в своей работе все вышеперечисленные экспертные системы, активно применяют их при подготовке к учебно-тренировочному процессу. Наибольшее количество педагогов (70,8%) помимо печатной научно-методической литературы активно пользуются электронными учебными пособиями. 66,7% учителей высшей школы ведут занятия во время дистанционной формы обучения в виртуальных классах на различных образовательных платформах. И это говорит о том, что преподаватели смогли быстро приспособиться к вынужденным условиям и вести учебный процесс в полном объеме. На третьем месте рейтинга находятся сразу два компонента диаграммы: первое - это такое направление как мультимедиа, второе - система компьютерного контроля знаний. Эти позиции в рейтинге набрали по 62,5%, что также говорит о владении педагогами в области ФКиС данными знаниями и умениями. Следующими по результатам опроса (58,3%) стоят два пункта анкеты о применении экспертных систем в научно-исследовательской работе и компетентном обслуживании спортивных соревнований с помощью специальных компьютерных программ и хронометража. В высших учебных образовательных учреждениях тренеры-преподаватели активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, данные экспериментов заносятся в специальные программы и обрабатываются с помощью современных спортивных приложений. Педагоги принимают активное участие в организации и судействе спортивных соревнований разного уровня, как это мы видим по шкале опроса. На пятом месте анкеты (54.2%) закрепился вопрос о создании компьютерных баз данных учебного процесса, пользование Интернет-ресурсами. База данных, это создание дневников здоровья, паспорта спортсмена, внесение всех контрольных точек в одну единую базу данных. Ровно половина педагогов (50%) используют нормативно-правовые документы при подготовке к занятиям, и мы считаем, что это очень маленький результат. Возможно, наш вопрос был

поставлен не очень корректно, так как с этих важных документов начинается профессиональная подготовка в педагогике. На седьмую (45,8%) и девятую строку (37,5%) диаграммы вышли Web-страница и URL-адрес. И то, как часто их применяют на практике, знание этих адресов в интернет-пространстве делает его популярным и общедоступным. И на восьмое место (41,7%) встал интерактивный диалог, где во время дистанта большинство учителей вели диалоги в различных социальных сетях и других средствах обмена информацией.

ВЫВОДЫ

В заключении делаем вывод, что развитию информационных технологий в физической культуре и спорте уделяется особое внимание в федеральных целевых программах по «Развитию единой образовательной информационной среды» и данная задача входит в государственную программу «Электронная Россия». И как показали результаты нашего исследования, профессорско-педагогический состав высшей школы внедряет программно-педагогические программы, использует их в совокупности с накопленным профессиональным опытом и применяет их в учебном процессе. Мы видим, что информатизация играет важную роль в ФКиС, использование информационных и цифровых технологий способствует совершенствованию педагогического процесса, повышению эффективности учебных занятий, становлению профессиональной подготовки специалистов и влияет на результат всего образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Использование информационных технологий в спорте и физической культуре / Е.Н. Анжурова, Е.В. Егорычева, М.В. Шлемова, И.В. Чернышова // Международный журнал экспериментального образования. -2014. - №7 (150). - С. 92-93.

2. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / П.К. Петров. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия». - 2013. - 288 с.

REFERENCES

1. Anurova, E.N., Egorycheva, E.V., Shlemova, M.V. and Chemysheva, I.V. (2014) "The use of information technologies in sports and physical culture", International Journal of Experimental Education, No. 7 (150), рр. 92-93.

2. Petrov, P.K. (2013), Information technologies in physical culture and sports, textbook for students. institutions of higher education, 3rd ed., ster, publishing Center "Academy", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

УДК 378:796.035

ПРОФИЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ирина Анатольевна Мокрушина, кандидат педагогических наук, доцент, Алиса Валерьевна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный

институт физической культуры

Аннотация

Одной из ключевых требований к подготовке специалиста является четко выраженная профессиональная направленность непрерывного процесса формирования у студентов навыков, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности. Профессиональная деятельность, состоит из комплекса специфической деятельности: гностической, конструктивной, проектировочной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.