Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ "ГИПОТЕТИЧЕСКОГО" ЗНАЧЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В МОМЕНТ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВОДИТЕЛЕМ ТОРМОЖЕНИЯ В ЗАДАННЫЙ МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ "ГИПОТЕТИЧЕСКОГО" ЗНАЧЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В МОМЕНТ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВОДИТЕЛЕМ ТОРМОЖЕНИЯ В ЗАДАННЫЙ МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
51
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДОТВРАТИТЬ НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / «ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ» СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лосев Павел Александрович

В некоторых дорожно-транспортных ситуациях с наездом на пешеходов водители применяют предусмотренное Правилами дорожного движения РФ торможение с некоторым опозданием относительно объективного момента возникновения опасности для движения либо не применяют никаких мер по снижению скорости. В таких случаях экспертным путем может быть исследован вопрос о величине «гипотетической» скорости движения ТС в момент наезда, до которой водитель мог снизить скорость управляемого ТС при применении торможения в заданный момент. Величина «гипотетической» скорости может быть использована при решении вопроса о причинно-следственной связи между действиями водителя ТС и наступившими последствиями (степенью тяжести травм, полученных пешеходом в результате ДТП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лосев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE “HYPOTHETICAL” VALUE OF THE VEHICLE SPEED AT THE MOMENT OF HITTING A PEDESTRIAN WHEN THE DRIVER APPLIES BRAKING AT A GIVEN MOMENT OF DANGER OCCURRENCE

In some road traffic situations with a collision with pedestrians, drivers apply the braking provided for by the Traffic Rules of the Russian Federation with some delay relative to the objective moment of danger to traffic, or do not apply any measures to reduce speed. In such cases, an expert can investigate the question of the value of the “hypothetical” speed of the vehicle at the time of impact, to which the driver could reduce the speed of the controlled vehicle when applying braking at a given moment. Such a value of the “hypothetical” speed can be used to solve the problem of causal relationships between the actions of the driver of the vehicle and the consequences that have occurred (the severity of injuries sustained by a pedestrian as a result of an accident).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ "ГИПОТЕТИЧЕСКОГО" ЗНАЧЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В МОМЕНТ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВОДИТЕЛЕМ ТОРМОЖЕНИЯ В ЗАДАННЫЙ МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОСТИ»

УДК 34.096 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-193-195

ББК 67.73 © П.А. Лосев, 2021

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ИССЛЕДОВАНИЕ «ГИПОТЕТИЧЕСКОГО» ЗНАЧЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В МОМЕНТ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ВОДИТЕЛЕМ ТОРМОЖЕНИЯ В ЗАДАННЫЙ МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОСТИ

Павел Александрович Лосев, эксперт отделения автотехнических исследований ЭКЦ УМВД России по Тверской области (170005, г. Тверь, пл. Мира, д.1/70) E-mail: [email protected]

Аннотация. В некоторых дорожно-транспортных ситуациях с наездом на пешеходов водители применяют предусмотренное Правилами дорожного движения РФ торможение с некоторым опозданием относительно объективного момента возникновения опасности для движения либо не применяют никаких мер по снижению скорости. В таких случаях экспертным путем может быть исследован вопрос о величине «гипотетической» скорости движения ТС в момент наезда, до которой водитель мог снизить скорость управляемого ТС при применении торможения в заданный момент. Величина «гипотетической» скорости может быть использована при решении вопроса о причинно-следственной связи между действиями водителя ТС и наступившими последствиями (степенью тяжести травм, полученных пешеходом в результате ДТП).

Ключевые слова: наезд на пешехода, техническая возможность предотвратить наезд на пешехода, причинно-следственная связь, «гипотетическая» скорость движения ТС.

INVESTIGATION OF THE "HYPOTHETICAL" VALUE OF THE VEHICLE SPEED AT THE MOMENT OF HITTING A PEDESTRIAN WHEN THE DRIVER APPLIES BRAKING AT A GIVEN MOMENT OF DANGER OCCURRENCE

Pavel A. Losev, Expert of the Department of Automotive Research

ECC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Tver region (Tver, Peace sq, 1/70)

E-mail: [email protected]

Abstract. In some road traffic situations with a collision with pedestrians, drivers apply the braking provided for by the Traffic Rules of the Russian Federation with some delay relative to the objective moment of danger to traffic, or do not apply any measures to reduce speed. In such cases, an expert can investigate the question of the value of the "hypothetical" speed of the vehicle at the time of impact, to which the driver could reduce the speed of the controlled vehicle when applying braking at a given moment. Such a value of the "hypothetical" speed can be used to solve the problem of causal relationships between the actions of the driver of the vehicle and the consequences that have occurred (the severity of injuries sustained by a pedestrian as a result of an accident).

Keywords: hit-and-run, technical ability to prevent hit-and-run, cause-and-effect relationship, "hypothetical" vehicle speed.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лосев П.А. Исследование «гипотетического» значения скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода при применении водителем торможения в заданный момент возникновения опасности. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):193-5.

Согласно официальным статистическим данным ГИБДД по итогам 2020 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 131776 дорожно-транспортных происшествий, из них 35791 происше-

ствий произошли с участием пешеходов, в которых 3998 человек погибло, 33330 получили ранения1.

При производстве автотехнических экспертиз по

1 URL:/http://www.stat.gibdd.ru.

дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов нередко эксперт в ходе исследования сталкивается с ситуацией, когда водитель применяет предусмотренные Правилами дорожного движения РФ меры к торможению с некоторым опозданием относительно объективного момента возникновения опасности для движения либо не применяет никаких мер по снижению скорости.

В подобных случаях для анализа причинно-следственных связей между действиями водителя транспортного средства и наступившими последствиями (тяжестью травм, полученных пешеходом) может быть исследован вопрос о «гипотетической» скорости движения транспортного средства в момент контакта с пешеходов в случае своевременного применения водителем торможения. Данный вопрос ранее рассматривался автором в статье «О некоторых аспектах производства автотехнических судебных экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов» [2].

В соответствии с имеющимися в настоящее время методиками исследования автотехническая судебная экспертиза при наличии необходимых данных позволяет решить вопрос о наличии (отсутствии) у водителя ТС технической возможности у предотвратить наезд на пешехода при применении торможения в заданных дорожных условиях, в том числе и возможность выхода за пределы опасной зоны пешехода при своевременном применении необходимых мер водителем [1]. Однако методики исследования вопроса о «гипотетической» скорости движения ТС в момент контактирования с пешеходом при своевременном применении водителем торможения в настоящее время отсутствуют.

В настоящей статье предлагается алгоритм определения такого значения «гипотетического» скорости движения ТС в момент контактирования с пешеходом при своевременном применении водителем торможения.

В первую очередь необходимо установить, успевал ли водитель ТС привести в действие тормозную систему автомобиля до момента наезда на пешехода по имеющимся методикам [1].

Для этого необходимо определить время, необходимое водителю на приведение в действие тормозной системы:

где:

^ - дифференцированное значение времени реакции водителя, с;

12 - нормативное время запаздывания срабатывания тормозного привода ТС, с;

113 - нормативное время нарастания замедления ТС, с3.

Если эксперту не задано время движения пешехода в опасной зоне (с момента возникновения опасности), но имеются данные о расстоянии, которое было преодолено пешеходом с указанного момента до наезда, а также известна скорость движения пешехода на указанном участке пути, то при условии равномерного движения пешехода с постоянной скоростью, указанное время можно определить по следующей формуле:

где:

Sп - путь, который преодолел пешеход с момента возникновения опасности до наезда, м;

Vп - скорость движения пешехода на указанном участке пути, км/ч.

Сравнивая полученное значение времени необходимого водителю на приведение в действие тормозной системы ТПР и значение времени движения пешехода в опасной зоне ^ можно сделать вывод о том, успевал ли водитель привести в действие тормозную систему управляемого ТС до момента контакта с пешеходом.

В случае если значение ТПР окажется больше значения можно сделать вывод о том, водитель не успевал привести в действие тормозную систему ТС до момента наезда и, следовательно, не имел технической возможности снизить скорость управляемого ТС путем торможения.

В случае если значение ТПР окажется меньше значения следовательно, можно сделать вывод о том, водитель успевал привести в действие тормозную систему ТС до момента наезда и целесообразно произвести дальнейшее исследование.

Для случая движения пешехода перпендикулярно к оси дороги и наезда на него передней частью ТС в условиях неограниченной видимости, для определения «гипотетического» значения скорости движения ТС в момент наезда на пешехода при применении водителем мер к торможению в заданный момент возникновения опасности необходимо преобразовать следующее равенство:

где:

Sа - расстояние удаления ТС от места наезда на пешехода в объективный момент возникновения опасности, м;

Sприв - расстояние, которое преодолевает ТС за время, необходимое водителю для приведение в дей-

ствие тормозной системы, м;

Sх - расстояние, которое преодолевает ТС в стадии торможения до момента наезда на пешехода, м.

Расстояние, которое преодолевает ТС за время, необходимое водителю на приведение в действие тормозной системы:

TTPMR 41 z 7 -3 '

3,6

где:

^ - дифференцированное значение времени реакции водителя, с;

\.2 - нормативное значение времени запаздывания срабатывания тормозного привода ТС, с;

1;3 - нормативное значение времени нарастания замедления ТС, с;

У - скорость движения ТС в момент возникновения опасности, км/ч.

Расстояние, которое преодолевает ТС в стадии торможения до момента наезда на пешехода:

У - скорость движения ТС в момент возникновения опасности, км/ч;

Ух - скорость движения транспортного средства в момент контакта с телом пешехода, км/ч;

j - значение установившегося замедления ТС, м/с2. После математических преобразований вышеуказанного равенства получим, что для указанных выше условий «гипотетическое» значение скорости движения ТС в момент контакта с пешеходом при применении торможения в момент возникновения опасности будет определяться следующим выражением:

Таким образом, несмотря на то, что методами автотехнической экспертизы исследовать причинную связь между действиями водителя и наступившими последствиями не представляется возможным, а возможно лишь установить взаимосвязь между действиями водителя транспортного средства и фактом дорожно-транспортного происшествия [3], тем не менее, в отдельных ситуациях, если водитель ТС до момента контактирования с пешеходом мер к торможению не применял, либо применил их с некоторым опозданием относительно объективного момента возникновения опасности, экспертным путем возможно установить «гипотетическое» значение скорости движения ТС в момент наезда на пешехода в случае своевременного применения водителем мер к торможению. Сопоставление указанного «гипотетического» значения скорости ТС со значением фактической скорости движения ТС в момент наезда на пешехода может служить основой для дальнейшего анализа причинно-следственной связи между действиями водителя ТС и наступившими последствиями (степенью тяжести травм, полученных пешеходом).

Литература

Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Ч. 1 / под ред. Ю.М. Дильдина. М.: «Интеркрим-Пресс». 2010. Лосев П.А. О некоторых аспектах производства автотехнических судебных экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 202-204. Экспертная практика № 76. М., ЭКЦ МВД России. 2014.

2.

3.

2.

или после преобразования получим следующее выражение:

3.

References

Standard expert methods of investigation of material evidence. Ch. 1 / ed. by Yu.M. Dildin. M.: "Intercrim-Press". 2010.

Losev P.A. On some aspects of the production of automotive forensic examinations on road accidents involving pedestrians // Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2020. No. 6. pp. 202-204.

Expert practice No. 76. M., ECC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.