Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОТВРАТИТЬ НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ДЕЙСТВИЯМИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И НАСТУПИВШИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лосев Павел Александрович

Рассматриваются актуальные вопросы производства автотехнических судебных экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов. Существующим методиками исследования для решения вопроса о соответствии действий водителя транспортного средства установленным требованиям Правил дорожного движения предусмотрено решение вопроса о наличии либо отсутствии технической возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода, в том числе с учетом возможности выхода пешехода за пределы опасной зоны при своевременном принятии необходимых мер водителем. В некоторых дорожно-транспортных ситуациях, несмотря на установленное в ходе исследования отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить факт наезда на пешехода, в случае, если водитель до момента контактирования с пешеходом не применял мер к торможению, либо применил указанные меры с некоторым опозданием относительно момента возникновения опасности для движения, экспертным путем возможно определить значение фактической скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода и гипотетическое значение скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода в случае своевременного применения водителем мер к торможению. Указанные значения скоростей могут служить основой для дальнейшего исследования обстоятельств ДТП, в том числе методами судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей между действиями водителя транспортного средства и наступившими последствиями (тяжестью травм, полученных пешеходом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лосев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE FORENSIC EXAMINATIONS FOR ROAD ACCIDENTS INVOLVING PEDESTRIANS

This article deals with current issues of production of automotive forensic examinations on road accidents involving pedestrians. Existing research methods for solving the question of whether the actions of the driver of a vehicle meet the established requirements of traffic rules provide for the solution of the question of whether or not the driver has the technical ability to prevent a pedestrian from hitting, including taking into account the possibility of a pedestrian leaving the dangerous zone if the driver takes the necessary measures in a timely manner. In some road traffic situations, despite the fact that the driver of the vehicle does not have the technical capability to prevent the fact of hitting a pedestrian, if the driver did not apply braking measures before contacting the pedestrian, or applied these measures with some delay relative to the moment of danger to traffic, it is possible to determine the actual speed of the vehicle at the time of the pedestrian collision and the hypothetical speed of the vehicle at the time of the pedestrian collision if the driver applies timely braking measures. These speed values can serve as a basis for further investigation of the circumstances of the accident, including by forensic medical examination and establishing causal relationships between the actions of the driver of the vehicle and the consequences (the severity of injuries sustained by the pedestrian).

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ»

УДК 34.096 ББК 67.73

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10383 © П.А. Лосев, 2020

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА АВТОТЕХНИЧЕСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ

Павел Александрович Лосев,

эксперт отделения автотехнических исследований ЭКЦ УМВД России по Тверской области (170005, Тверь, пл. Мира, д. 1/70)

E-mail: cross.keng@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы производства автотехнических судебных экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов. Существующим методиками исследования для решения вопроса о соответствии действий водителя транспортного средства установленным требованиям Правил дорожного движения предусмотрено решение вопроса о наличии либо отсутствии технической возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода, в том числе с учетом возможности выхода пешехода за пределы опасной зоны при своевременном принятии необходимых мер водителем.

В некоторых дорожно-транспортных ситуациях, несмотря на установленное в ходе исследования отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить факт наезда на пешехода, в случае, если водитель до момента контактирования с пешеходом не применял мер к торможению, либо применил указанные меры с некоторым опозданием относительно момента возникновения опасности для движения, экспертным путем возможно определить значение фактической скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода и гипотетическое значение скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода в случае своевременного применения водителем мер к торможению. Указанные значения скоростей могут служить основой для дальнейшего исследования обстоятельств ДТП, в том числе методами судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей между действиями водителя транспортного средства и наступившими последствиями (тяжестью травм, полученных пешеходом).

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, автотехническая судебная экспертиза, наезд на пешехода, исследование технической возможности предотвратить наезд на пешехода, причинно-следственная связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями.

ABOUT SOME ASPECTS OF THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE FORENSIC EXAMINATIONS FOR ROAD ACCIDENTS INVOLVING PEDESTRIANS

Pavel A. Losev,

Expert of the Department of Automotive Research ECC of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Tver region (Tver, Tver', pl. Mira, d. 1/70)

Abstract. This article deals with current issues of production of automotive forensic examinations on road accidents involving pedestrians. Existing research methods for solving the question of whether the actions of the driver of a vehicle meet the established requirements of traffic rules provide for the solution of the question of whether or not the driver has the technical ability to prevent a pedestrian from hitting, including taking into account the possibility of a pedestrian leaving the dangerous zone if the driver takes the necessary measures in a timely manner.

In some road traffic situations, despite the fact that the driver of the vehicle does not have the technical capability to prevent the fact of hitting a pedestrian, if the driver did not apply braking measures before contacting the pedestrian, or applied these measures with some delay relative to the moment of danger to traffic, it is possible to determine the actual speed of the vehicle at the time of the pedestrian collision and the hypothetical speed of the vehicle at the time of the pedestrian collision if the driver applies timely braking measures. These speed values can serve as a basis for further investigation of the circumstances of the accident, including by forensic medical examination and establishing causal relationships between the actions of the driver of the vehicle and the consequences (the severity of injuries sustained by the pedestrian).

Keywords: road traffic accident, auto technical forensic examination, hitting a pedestrian, investigation of the technical ability to prevent hitting a pedestrian, cause-and-effect relationship between the actions of road users and the resulting consequences.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лосев П.А. О некоторых аспектах производства автотехнических судебных экспертиз по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):202-4.

Наезд автомобиля на пешехода - один из самых стическим данным ГИБДД по итогам 2019 года на

распространенных видов дорожно-транспортных территории Российской Федерации зарегистрирова-

происшествий. В нашей стране наезды на пешехода но 164 358 дорожно-транспортных происшествий,

составляют примерно 35-40%, а в городах и круп- из них 48 734 происшествий произошли с участи-

ных населенных пунктах - до 50-60% всех проис- ем пешеходов, в которых 4 917 человек погибло,

шествий [1, с. 2]. Так, согласно официальным стати- 45 940 получили ранения [4]. При этом в подавля-

202_ - Вестник экономической безопасности - № 6 / 2020

ющем большинстве случаев наезды вызваны недисциплинированностью и невнимательностью пешеходов [1, с. 2]. Однако, в ряде случаев, водители транспортных средств также проявляют невнимательность к постоянно меняющейся дорожной обстановке и начинают принимать необходимые меры для предотвращения ДТП с некоторым опозданием, либо вообще не применяют какие-либо меры.

Установление всех обстоятельств дорожно-транспортных происшествий возложено на специализированные подразделения органов ГИБДД и следственных органов. Одним из ключевых результатов расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов является оценка соответствия действий водителя (водителей) транспортного средства и пешехода (пешеходов) требованиям, установленным Правилами дорожного движения Российской Федерации, а также установления наличия причинно-следственной связи между выявленным несоответствием в действиях участников дорожного движения и наступившими последствиями. Зачастую, для решения данной задачи требуются специальные технические знания.

Основной формой применения специальных технических познаний при расследовании ДТП является производство автотехнической судебной экспертизы. Предметом ее является установление на основе познаний в автотехнике состояния причастных к дорожно-транспортному происшествию систем «водитель-автомобиль-дорога-среда» (ВАДС), их элементов, связей в системах и между ними [2, с. 45-46].

В соответствии с имеющимися в настоящее время методиками исследования автотехническая судебная экспертиза при наличии необходимых данных позволяет решить вопрос о наличии либо отсутствии технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить наезд на пешехода путем торможения в заданных дорожных условиях, в том числе и возможность выхода пешехода за пределы опасной зоны при своевременном применении необходимых мер водителем.

В некоторых дорожно-транспортных ситуациях, несмотря на установленное в ходе исследования отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить факт наезда на пешехода, если водитель до момента контактирования с пешеходом не применял мер к торможе-

нию, либо применил указанные меры с некоторым опозданием относительно момента возникновения опасности для движения, экспертным путем возможно определить значение фактической скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода и гипотетическое значение скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода в случае своевременного применения водителем мер к торможению.

Следует указать, что эксперт не может исследовать причинную связь между несоответствием действий водителя требованиям Правил и наступившими последствиями, поскольку последнее понятие включает в себя степень вреда и величину ущерба, причиненных в результате ДТП, оценить изменение которых при изменении параметров взаимодействия ТС (транспортного средства) и пешехода при наезде не представляется возможным методами автотехнической экспертизы [3, с. 6]. Однако, указанные значения скоростей могут служить основой для дальнейшего анализа и исследования обстоятельств ДТП, в том числе методами судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей между действиями водителя транспортного средства и наступившими последствиями (тяжестью травм, полученных пешеходом).

Рассмотрим следующий пример из экспертной практики. На регулируемом перекрестке произошло дорожно-транспортное происшествие. Перекресток представлял собой пересечение двух проезжих частей, состоящих из шести полос движения, по три полосы в каждом направлении, также на проезжую часть по границам перекрестка была нанесена дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» и установлены дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». В материалах доследственной проверки имелась видеозапись, перекопированная из карты памяти видеорегистратора, установленного на транспортном средстве марки А. государственный регистрационный знак ХХХ (далее по тексту -транспортное средство А.). В результате просмотра указанной видеозаписи было установлено, что перед происшествием транспортное средство А. осуществляло движение по средней полосе прямо, в момент проезда регулируемого перекрестка на светофоре был включен разрешающий сигнал. Пешеход В., находившийся до происшествия на тротуаре, в неко-

№ 6/2020

Вестник экономической безопасности

203

торый момент времени начал пересекать проезжую часть, по которой двигалось транспортное средство А., по регулируемому пешеходному переходу справа налево относительно направления движения транспортного средства на запрещающий сигнал светофора перпендикулярно относительно направления движения транспортного средства А. В результате произошел наезд транспортного средства А. на пешехода В. передним правым углом кузова и пешеход получил телесные повреждения. Впоследствии от полученных травм пешеход скончался.

Проведенной автотехнической экспертизой было установлено, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации при заданных исходных данных у водителя транспортного средства А. значение остановочного пути несколько превышало значение удаления транспортного средства от места наезда на пешехода в момент возникновения опасности для движения. Однако, превышение расчетного значения остановочного пути над расчетным значением удаления транспортного средства в указанный момент составило всего 0,8 м. В соответствии с экспертной методикой исследования на основании полученных результатов экспертом был сделан вывод о том, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации у водителя транспортного средства техническая возможность остановить управляемое транспортное средство до линии движения пешехода могла отсутствовать, следовательно, возможно сделать вывод о том, что несоответствий в действиях водителя транспортного средства А. требованиям абзаца 2 пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ при возникновении опасности для движения может не усматриваться.

Вместе с тем, при просмотре предоставленной видеозаписи можно сделать вывод, что водитель транспортного средства применил торможение только после наезда на пешехода. Если произвести расчет значения гипотетической скорости движения транспортного средства А. в момент наезда на пешехода при условии принятия водителем мер торможения в заданный момент возникновения опасности для движения, то получим, что гипотетическая скорость транспортного средства А. в момент наезда на пешехода при своевременном применении водителем мер к торможению могла составить около 1,5 км/ч. При этом установленная по видеозаписи

скорость движения автомобиля А. перед наездом на пешехода составляла около 55 км/ч.

Таким образом, несмотря на то, что в указанной дорожно-транспортной ситуации водитель транспортного средства не имел технической возможности остановить управляемое транспортное средство до линии движения пешехода, тем не менее при своевременном применении мер к торможению, он мог значительно снизить скорость движения управляемого транспортного средства в момент пересечения линии движения пешехода.

На основании вышеизложенного, несмотря на то, что методами автотехнической экспертизы исследовать причинную связь между действиями водителя и наступившими последствиями происшествия не представляется возможным, а возможно лишь установить взаимосвязь между действиями водителя транспортного средства и фактом дорожно-транспортного происшествия, тем не менее в отдельных случаях, если водитель транспортного средства до момента контактирования с пешеходом не применял мер к торможению, либо применил указанные меры с некоторым опозданием относительно момента возникновения опасности для движения, экспертным путем возможно определить значение фактической скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода и гипотетическое значение скорости движения транспортного средства в момент наезда на пешехода в случае своевременного применения водителем мер к торможению. Указанные значения скоростей могут служить основой для дальнейшего анализа и исследования обстоятельств ДТП, в том числе методами судебно-медицинской экспертизы и установления причинно-следственных связей между действиями водителя транспортного средства и наступившими последствиями (тяжестью травм, полученных пешеходом).

Литература

1. Шапоров Ю.И. Применение специальных технических познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Минск: НИИСЭ, 1989. 73 с.

2. Мальцев С.А., Семенов Ю.Н., Семенова О.С. Влияние антропометрических данных пешеходов на скорость их передвижения. Кемерово, 2005. 10 с.

3. Экспертная практика № 76. М., ЭКЦ МВД России. 2014.

4. URL:/http://www.stat.gibdd.ru

204

Вестник экономической безопасности

№ 6/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.