Научная статья на тему 'Значения и смыслы гражданской идентичности личности: результаты ассоциативного эксперимента'

Значения и смыслы гражданской идентичности личности: результаты ассоциативного эксперимента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / личность / самосознание / молодежь / преподаватели / ассоциативный эксперимент / ассоциаты / civic identity / personality / self-awareness / youth / faculty / association experiment / associates

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Владимировна Бугайчук

Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Владимировна Бугайчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meanings and ideas of civic identity of personality: results of association experiment

The author of the article presents a study of the problem on formation of a civil identity of a person, which is relevant for the current situation of sociocultural transformation, which means a developing structural organization, including components: value-motivational, cognitive and activity components. The components are interconnected and determine the overall development of the civic identity of the individual. The study of the meaning and ideas of the phenomenon of «civil identity» for a specific personality is a complex process in diagnostic and explanatory terms. One of the optimal research procedures for identifying the specifics of personality identity is a free associative experiment, which is presented in the article. The results of this experiment, conducted by teachers of a higher educational institution, made it possible to determine the semantic features of the phenomenon of «civic identity» both for the teachers and for modern youth in their presentation. Having systematized the answers of teachers and their associations with the concept of «civil identity» by category, the author identified the following semantic groups (each semantic group determined the content of the structural component of civil identity): «Rational attitude to identifying oneself as a citizen» (cognitive component), «Emotional attitude to identifying oneself with a citizen of the country» (affective component), «The social situation of development that determines the development of civic identity» (value motivational component), «Individual's own civic activity» (activity component). Faculty self-identified groups and faculty sense groups about youth civic identity differ in the associations represented. Unfortunately, as a result of the study, negative associations of teachers about the civic identity of young people, disbelief in their formation and civic engagement were identified.

Текст научной работы на тему «Значения и смыслы гражданской идентичности личности: результаты ассоциативного эксперимента»

Научная статья УДК 159.9.072.432

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-163 EDN: JPNGMZ

Значения и смыслы гражданской идентичности личности: результаты ассоциативного

эксперимента

Татьяна Владимировна Бугайчук

Доктор политических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

mischenko@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-6936-613X

Аннотация. Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности - это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно -мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.

Ключевые слова: гражданская идентичность; личность; самосознание; молодежь; преподаватели; ассоциативный эксперимент; ассоциаты

Для цитирования: Бугайчук Т. В. Значения и смыслы гражданской идентичности личности: результаты ассоциативного эксперимента // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 163-170. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-163. https://elibrary.ru/JPNGMZ

Original article

Meanings and ideas of civic identity of personality: results of association experiment Tatyana V. Bugaychuk

Doctor of political sciences, candidate of psychological sciences, associate professor at department of general and social psychology, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. Yaroslavl mischenko@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-6936-613X

Abstract. The author of the article presents a study of the problem on formation of a civil identity of a person, which is relevant for the current situation of sociocultural transformation, which means a developing structural organization, including components: value-motivational, cognitive and activity components. The components are interconnected and determine the overall development of the civic identity of the individual. The study of the meaning and ideas of the

© Бугайчук Т. В., 2024

phenomenon of «civil identity» for a specific personality is a complex process in diagnostic and explanatory terms. One of the optimal research procedures for identifying the specifics of personality identity is a free associative experiment, which is presented in the article. The results of this experiment, conducted by teachers of a higher educational institution, made it possible to determine the semantic features of the phenomenon of «civic identity» both for the teachers and for modern youth in their presentation. Having systematized the answers of teachers and their associations with the concept of «civil identity» by category, the author identified the following semantic groups (each semantic group determined the content of the structural component of civil identity): «Rational attitude to identifying oneself as a citizen» (cognitive component), «Emotional attitude to identifying oneself with a citizen of the country» (affective component), «The social situation of development that determines the development of civic identity» (value -motivational component), «Individual's own civic activity» (activity component). Faculty self-identified groups and faculty sense groups about youth civic identity differ in the associations represented. Unfortunately, as a result of the study, negative associations of teachers about the civic identity of young people, disbelief in their formation and civic engagement were identified.

Key words: civic identity; personality; self-awareness; youth; faculty; association experiment; associates

For citation: Bugaychuk T. V. Meanings and ideas of civic identity of personality: results of association experiment. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 163-170. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-163. https://elibrary.ru/JPNGMZ

Введение

Исследование особенностей становления гражданской идентичности личности является одним из приоритетных направлений в общественных науках. Сейчас, в эпоху социокультурной трансформации, глобалистких тенденций и трансгуманизма, говорить об идентичности в целом и различных ее личностных и социальных аспектах, в том числе и гражданской идентичности, стало важно и даже необходимо, так как перечисленные новые социальные условия оказывают сильнейшее влияние не только на развитие общества, но и на развитие личности, на формирование представлений человека о себе, на его сознание и самосознание. Как говорил А. Н. Леонтьев: «Психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид» [Леонтьев, 1975, с. 64].

Здесь важно понимать, что идентификационные особенности личности формируются только в социуме, их формирование занимает длительное время, так как в механизмах идентификации задействованы, с одной стороны, такие компоненты самосознания, как рефлексия, Я-концепция, самопознание, самоопределение, а с другой стороны, - окружающие личность социальные группы, в первую очередь референтные, и социально-психологические условия, влияющие на формирование личности как члена социальной группы [Поваренков, 2021]. Как отмечают В. С. Мухина и С. В. Мелков, процесс гражданской идентификации определяется внутрен-

ней позицией личности и заключается в идентификации с идеями, утверждающими ценность человека как гражданина своего Отечества [Мухина, 2022]. Таким образом, идентичность как личностное образование определяется социальными факторами. Если применить этот вывод к определению гражданской идентичности, то можно сказать, что она представляет собой компиляцию как личностной идентичности, так и социальной. Гражданская идентичность предопределяет формирование гражданственности, патриотизма, общественно-политической активности и отвечает за общий национальный суверенитет страны и развитие российской цивилизации [Бугайчук, 2023]. Становление Гражданина невозможно без взаимодействия с социальной средой, отвечающей за формирование личности. [Коряковцева, 2023].

Гражданская идентичность личности имеет структурное строение и представлена тремя компонентами: ценностно-мотивационным, когнитивным и деятельностным, эти компоненты развиваются неравномерно, гетерохронно, обуславливая особенности формирования друг друга. Вся описанная выше специфика затрудняет исследование особенностей гражданской идентичности [Борисов, 2016; Беловол, 2021], проявлений ее в общей структуре личности, специфики формирования и развития [Накохова, 2016].

Методы исследования

Мы применяли разные исследовательские методы при изучении гражданской идентичности личности: экспертную оценку, анкетирование, психосоматическую методику, ассоциативный

эксперимент. В статье представлены результаты исследования гражданской идентичности личности с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Именно ассоциативный эксперимент, по мнению ученых, занимающихся, в том числе и изучением особенностей отражения в общественном сознании, в общественном мнении такого концепта как «идентичность», является одним из оптимальных инструментов психологической науки [Головашина, 2015]. А. И. Назаров и Р. В. Соколов отмечают, что «ассоциация - это не изначальный и не единственный механизм формирования и функционирования психических явлений, как это полагали классики ассоцианизма, а одна из конечных или промежуточных форм их протекания, сложившаяся в составе целостной предметной деятельности индивида... ассоциации - следствие образованности, а не её причина» [Назаров, 2007, с. 126]. Суть метода в том, что респондентам предлагается подобрать ассоциативный ряд или ассоциа-ты с понятием «гражданская идентичность». Причем мы предлагали нашим респондентам подобрать ассоциативный ряд, как находясь на своей собственной позиции, так и с позиции современной молодежи. Молодежь мы изучаем, с одной стороны, как субъекта, определяющего будущее российской государственности, а с другой стороны, важно говорить о том, что именно в период взросления личности происходит формирование мировоззрения, активной гражданской позиции, собственного мнения по поводу развития страны, поэтому считаем важно направлять исследовательскую деятельность на изучение молодого поколения нашей страны. Благодаря подбору респондентом ассоциатов для понятия «гражданская идентичность» мы получаем информацию о собственном восприятии испытуемым себя как гражданина, его личном опыте и тех значениях и смыслах, которые он вкладывает в это понятие, а также получаем информацию о его представлении о современной молодежи и ее гражданской идентичности [Паутова, 2007]. Как писал А. А. Леонтьев, «на ассоциации, полученные при проведении свободного ассоциативного эксперимента, одновременно оказывают влияние два фактора: лингвистический (определенные характеристики слова-стимула) и прагматический (личность самого испытуемого и его жизненный опыт)» [Леонтьев, 1977, с. 7].

Результаты исследования

Психологическое исследование методом свободных ассоциаций проводилось на преподавателях педагогического вуза. Так как ассоциатив-

ный эксперимент предполагает качественную обработку понятий, то не было необходимости в проведении исследования на большой выборке. Для исследования мы взяли 30 человек. Возрастной диапазон испытуемых от 27 до 75 лет. Выборка представлена как мужчинами (6 человек), так и женщинами (24 человека). При проведении исследования и работе испытуемых с ассоциациями мы не использовали временную категорию. Преподаватели как респонденты нам были интересны с двух профессиональных позиций. С одной стороны - с позиции собственной гражданской идентичности, так как именно они являются основным источником информации для студентов - будущих педагогов о государственной политике образования, о технологиях передачи системы ценностей молодому поколению россиян, в том числе и тех, которые определены в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Указ]. С другой стороны - с позиции восприятия преподавателями молодого поколения, так как преподаватели вуза непосредственно работают с молодежью и хорошо знают и понимают специфику возраста, особенности их личностного и профессионального самоопределения.

Итак, рассмотрим более подробно отношение преподавателей к понятию «гражданская идентичность», выраженному в их ассоциатах к этому феномену, определим его общие значения и смыслы для исследуемой выборки. Ассоциативный ряд для понятия «гражданская идентичность» в представлении преподавателей определяется так: ответственность, долг, патриот, Родина, государство, общество, Конституция, гражданин, Отечество, Россия, совесть, порядочность, польза для страны, общность, принадлежность, идентификация, сплоченность, одна идея, отвага, обобщение, совокупность, социальная среда, самореализация, социализация, страна, толерантность, активная жизненная позиция.

Этот список представлен обобщенно, но хотелось бы отметить две анкеты, в которых ассоциативный ряд был представлен не типично. В первой анкете гражданская идентичность представлена как «осознание себя гражданином именно своего государства, желание не просто жить в этой стране, но и приносить пользу ей, понимание того, что ты хочешь, чтобы и твои дети жили в этой стране». Вторая анкета, отличающаяся от

других, была представлена собственными вопросами респондента: «Кто я в этом мире? Какова моя роль в этом мире? Что я могу сделать, чтобы измениться самой и мир вокруг меня стал лучше?» Хотелось бы отметить, что представленные вопросы больше характеризуют личностное самоопределение, чем процесс гражданской идентификации.

Если систематизировать представленный выше список ассоциаций преподавателей для понятия «гражданская идентичность» по категориям, то можно выделить следующие смысловые группы:

- рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина: долг, государство, гражданин, обобщение, совокупность, Конституция, Россия, одна идея, страна;

- эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны: патриот, Отечество, Родина;

- социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности: общество, общность, принадлежность, социальная среда, сплоченность, социализация;

- собственная гражданская активность личности: активная жизненная позиция, совесть, отвага, самореализация, польза для страны, толерантность, ответственность, порядочность, идентификация.

Как можно отметить, выделенные при помощи анализа понятий смысловые категории могут лежать в основе компонентов гражданской идентичности. «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» больше характеризует когнитивный компонент гражданской идентичности, «социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности», показывает особенности ценностно-мотивационного компонента гражданской идентичности, «собственная гражданская активность личности» представляет деятельностный компонент в структуре гражданской идентичности. Также проявился еще один компонент в категории «эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны», который ряд авторов определяют как эмоциональный, конно-тативный или аффективный компонент гражданской идентичности. Например, академик А. Г. Асмолов выделяет коннотативный компонент в структуре гражданской идентичности и считает, что формирование гражданской идентичности предполагает развитие следующих структурных компонентов:

- когнитивного (познавательного) - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочного (коннотативно-го) - рефлексия знаний и представлений, собственное отношение к общественно-политическим событиям;

- ценностно-ориентировочного (аксиологического) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- поведенческого - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия [Асмолов, 2011].

В работе С. Т. Актуганова выделены следующие структурные компоненты гражданской идентичности:

- когнитивно-деятельностный компонент (осознание и представление педагога о своей гражданской позиции и роли; знание и владение средствами, которые он сможет использовать в гражданском образовании обучающихся; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения; способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения);

- эмоционально-ценностный компонент (позитивное, негативное или двойственное отношение к своей гражданской принадлежности; наличие политических установок и убеждений; уважение прав других людей, толерантность; принятие и уважение правовых основ государства и общества) [Актуганов, 2017].

Л. С. Белозерова представляет следующую структуру гражданской идентичности, которая

также включает эмоциональный компонент:

- когнитивный компонент (знание о принадлежности к данной социальной общности);

- ценностно-смысловой компонент (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

- эмоциональный компонент (принятие или неприятие своей принадлежности);

- деятельностный компонент (поведенческий или гражданская активность) [Белозерова, 2005].

Говоря об этнической идентичности, Т. Г. Стефаненко также выделяет аффективный компонент, помимо когнитивного и поведенческого [Стефаненко, 2004].

На основе представленного анализа результатов исследований в различных общественных науках можно говорить о многогранности и ин-тегративности понятия гражданской идентичности. Именно интегративный подход, очень подробно изучаемый В. А. Мазиловым, позволяет нам рассмотреть структуру гражданской идентичности комплексно, с позиции разных научных подходов [Мазилов, 2023]. Одной их основных отличительных характеристик рассмотренных нами структур гражданской идентичности являются различия в семантическом и смысловом понимании значения гражданской идентичности для гражданского общества и роли самой личности в формировании идентичности.

Осмыслив разные варианты структуры гражданской идентичности, мы пришли к выводу, что оптимально наличие трех компонентов:

- когнитивного - знание идентифицирующих признаков принадлежности к сообществу граждан определенного государства;

- ценностно-мотивационного - ценностные ориентации по отношению к своей принадлежности к гражданам определенного государства, эмоциональное принятие (непринятие) своей принадлежности к гражданам определенного государства;

- деятельностного - поведение субъекта как гражданина, его гражданская активность, патриотизм.

Как мы уже писали выше, данные компоненты находятся в постоянной взаимодинамике, что обуславливает непрерывность процесса формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. В результате усвоения знаний у человека складываются убеждения, которые служат основой формирования ценностей. Так,

ценностно-мотивационный компонент определяет мотивы и характер поведения в той или иной ситуации, в него входит эмоциональный компонент. Деятельностный компонент активизирует познавательные усилия человека и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении. Базовый способ становления деятельност-ного компонента - социальные упражнения, в ходе которых осуществляется стимулирование индивида к сознательному, ответственному выбору той или иной линии поведения. При формировании ценностного и когнитивного компонентов необходимо учитывать как интересы, потребности самих субъектов, так и традиции, потребности гражданской общности.

В нашем исследовании методом свободных ассоциаций аффективный компонент появляется с позиции оценки испытуемыми гражданской идентичности, для себя же мы видим, что сама гражданская идентичность -как компонент гражданского самосознания - этап аффективного принятия проходит в самом начале своего пути становления для конкретной личности, дальнейшее же становление гражданской идентичности происходит на основе трех компонентов, заявленных выше, - ценностно-мотивационном, когнитивном и деятельностном.

На следующем этапе нашего ассоциативного эксперимента преподавателям было предложено встать на позицию современной молодёжи и также написать ассоциаты с понятием «гражданская идентичность».

Ассоциативный ряд категории «гражданской идентичности» для молодёжи, по мнению преподавателей, будет включать в себя такие ассоциа-ты как: безответственность, на первом месте права - на последнем обязанности, нетрудолюбивая, волонтер, гражданин, страна, общество, Родина, человек, молодежь, патриот, русский, патриотизм, честность, ответственность, Россия, право, гражданский долг, похожесть, образованность, активная жизненная позиция.

Если систематизировать представленный выше список ассоциатов преподавателей о восприятии гражданской идентичности молодежью по тем же категориям, а, следовательно, структурным компонентам гражданской идентичности личности, что и у преподавателей о самих себе, то можно выделить следующие смысловые группы:

- рациональное отношение к отождествлению молодежи с гражданами: на первом месте права - на последнем обязанности, нетрудолю-

бивая, страна, человек, молодежь, Россия, право, гражданский долг, образованность;

- эмоциональное отношение к отождествлению молодежи с гражданами страны: честность, патриот, Родина;

- социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности: общество, русский, похожесть;

- собственная гражданская активность молодежи: безответственность, волонтер, гражданин, ответственность, активная жизненная позиция.

Как мы видим, преподаватели достаточно критично и противоречиво настроены по отношению к гражданской идентичности современной молодежи, к сформированности гражданской идентичности, особенно, что касается смысловых категорий «рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» и «собственная гражданская активность личности», то есть когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов гражданской идентичности - базовых компонентов идентичности. В некоторых ассоциациях мы можем отметить отрицательное, негативное отношение преподавателей к подрастающему поколению граждан. В подтверждение этого можно увидеть в анкетах такие формулировки - «на первом месте права - на последнем обязанности», «нетрудолюбивая», «безответственность». Об этом говорит и то, что 9 человек из опрошенных не стали писать ассоциации про восприятие гражданской идентичности молодежью, поставив в анкете прочерк, мы можем предположить, что они находятся в позиции отрицания и нежелания думать, писать, рассуждать о гражданской идентичности молодежи, что также, возможно, свидетельствует о негативном мнении преподавателей в оценке гражданской идентичности молодежи.

Позиция ряда преподавателей о несформиро-ванной гражданской идентичности российской молодежи, представленная в исследовании с помощью ассоциативного эксперимента, подтверждается и другими научными исследованиями. Например, в работе политического психолога А. В. Селезневой мы можем увидеть такую характеристику: «молодежь имеет очень размытые и фрагментарные представления о России, ее ци-вилизационной сущности, социокультурных характеристиках и особенностях политического устройства. Поэтому в своих взаимоотношениях с государством и обществом она ориентируется не столько на собственные убеждения и принципы, сколько на стереотипные образы из медиа-

пространства. Это снижает ее политическую субъектность и делает процесс ее политического самоопределения непоследовательным и противоречивым. Даже моральные категории, нормы и ценности перестали быть для молодежи абсолютными ориентирами в жизни вообще и политике в частности. Политические предпочтения молодежи все более относительны и ситуативны» [Селезнева, 2022. с. 126].

Здесь возникает два закономерных вопроса. Если молодежь без гражданской идентичности, то сможет ли они в будущем сформировать ее у своих детей? Ответ будет однозначный - нет. Еще один вопрос: если сам преподаватель не верит в гражданскую идентичность молодежи, то будет ли он готов к развитию его гражданственности в рамках собственной педагогической деятельности с молодежью? Скорее всего, что такая готовность будет на низком уровне. Конечно, не у всех преподавателей наблюдается неверие в современную молодежь и отрицательное к ней отношение. 6 человек из опрошенных преподавателей написали те же ассоциаты молодежи, что и себе. Это говорит о том, что преподаватели признают гражданскую идентичность студентов, так же как и у себя, соответственно, они будут готовы к совместной гражданской активности, общественной деятельности, развитию гражданской идентичности на благо своей страны, будущего России.

Заключение

Таким образом, результаты ассоциативного эксперимента показали необходимость целенаправленной работы с преподавателями по организации работы с молодежью, в первую очередь, необходимость формирования психологических основ развития гражданского самосознания и гражданской идентичности личности с опорой на российские традиционные духовно-

нравственные ценности, так как именно гражданская идентичность является важным фактором единения общества и государства. Молодежь - это стратегический ресурс становления России, поэтому от того, какую гражданскую позицию выбирает подрастающее поколение, зависит развитие российской цивилизации, а социализация молодого поколения, в том числе его гражданское образование, относится к ряду приоритетных задач, стоящих перед учеными и практиками.

Библиографический список

1. Актуганов С. Т. Особенности гражданской идентичности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 2. С. 6-13.

2. Асмолов А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии : монография в 2 ч. Ч. 1. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская // под ред. А. Г. Асмолова. Москва : Федеральный институт развития образования, 2011. 112 с.

3. Беловол Е. В. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности» / Е. В. Беловол, С. В. Мелков, Е. Б. Пучкова, Т. Н. Сахарова, Н. А. Подымов // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 101-123.

4. Белозерова Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. С. 54-58.

5. Борисов Р. В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. № 4. С. 95-99.

6. Бугайчук Т. В. Проблемные аспекты формирования гражданской идентичности (на примере студенческой молодежи Ярославской области) / Т. В. Бугай-чук, О. А. Коряковцева // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18. № 3. С. 33-51.

7. Головашина О. В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 64-71.

8. Коряковцева О. А. Феноменологическая модель формирования гражданской идентичности молодого поколения россиян: роль образования // Феноменология наставничества в гуманитарных и общественных науках: тенденции и перспективы развития : сб. по мат. Всероссийской научной конф. Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2023. С. 187-188.

9. Лазуткина Е. В. Общественное сознание, общественное мнение: ассоциативный эксперимент среди студентов Сибирского федерального университета // Социодинамика. 2015. № 6. С. 80-112.

10. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. Москва : МГУ 1977. С. 5-17.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Политиздат, 1975. 304 с.

12. Мазилов В. А. Коммуникативно-интегративный подход в психологической науке / Научные подходы в современной отечественной психологии. Москва : Институт психологии РАН, 2023. С. 273-289.

13. Мухина В. С. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности / В. С. Мухина, С. В. Мелков // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. C. 105-112.

14. Назаров А. И. Ассоциация и ассоциативный эксперимент: разные судьбы / А. И. Назаров, Р. В. Соколов // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 125-138.

15. Накохова Р. Р. Социально-психологические особенности формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи : монография / Р. Р. Накохова, Д. Х. Тлисова. Москва : ИД «Международные отношения», 2016. 207 с.

16. Паутова Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2007. № 24. С. 149-168.

17. Поваренков Ю. П. Психология деятельности профессионала. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 243 с.

18. Селезнева А. В. Российская молодежь: политико-психологический портрет на фоне эпохи. Москва : Аквилон, 2022. 288 с.

19. Стефаненко Т. Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. 2004. № 3. С. 38-43.

20. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022 11090019/ (дата обращения: 08.07.2023).

Reference list

1. Aktuganov S. T. Osobennosti grazhdanskoj identichnosti studentov pedagogicheskih i nepedagogicheskih napravlenij podgotovki = Peculiarities of the civic identity of students of pedagogical and non-pedagogical areas of training // Vestnik nauchnogo obshhestva studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. 2017. № 2. S. 6-13.

2. Asmolov A. G Kak rozhdaetsja grazhdanskaja identichnost' v mire obrazovanija: ot fenomenologii k tehnologii = How civic identity is born in the world of education: from phenomenology to technology : monografija v 2 ch. Ch. 1. / A. G. Asmolov, O. A. Karabanova, T. D. Marcinovskaja // pod red. A. G. Asmolova. Moskva : Federal'nyj institut razvitija obrazovanija, 2011. 112 s.

3. Belovol E. V Teoreticheskie podhody k razrabotke i aprobacii oprosnika «Profil' grazhdanskoj identichnosti lichnosti» = Theoretical approaches to the development and testing of the questionnaire «Profile of civic identity of a person» / E. V Belovol, S. V Melkov, E. B. Puchkova, T. N. Saharova, N. A. Podymov // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2021. № 4. S. 101-123.

4. Belozerova L. S. Teoreticheskie podhody k obosnovaniju problem grazhdanskogo vospitanija v sovremennyh uslovijah = Theoretical approaches to substantiating the problems of civil education in modern conditions // Teorija i praktika obuchenija i vospitanija v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

obrazovatel'nyh uchrezhdenijah. Kostroma : KGU im.

H. A. Nekrasova, 2005. S. 54-58.

5. Borisov R. V Grazhdanskaja identichnost' v terminah psihodiagnostiki = Civic identity in terms of psychodiagnosis // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2: Gumanitarnye nauki, 2016. T. 31. № 4. S. 95-99.

6. Bugajchuk T. V Problemnye aspekty formirovanija grazhdanskoj identichnosti (na primere studencheskoj molodezhi Jaroslavskoj oblasti) = Problematic aspects of the formation of civil identity (on the example of student youth of the Yaroslavl region) / T. V. Bugajchuk, O. A. Korjakovceva // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2023. T. 18. № 3. S. 33-51.

7. Golovashina O. V Associativnyj jeksperiment dlja izmerenija grazhdanskoj identichnosti = Associative experiment to measure civic identity // Sociologicheskie issledovanija. 2015. № 7. S. 64-71.

8. Korjakovceva O. A. Fenomenologicheskaja model' formirovanija grazhdanskoj identichnosti molodogo pokolenija rossijan: rol' obrazovanija = Phenomenological model in forming the civil identity of the young generation of Russians: the role of education // Fenomenologija nastavnichestva v gumanitarnyh i obshhestvennyh naukah: tendencii i perspektivy razvitija : sb. po mat. Vserossijskoj nauchnoj konf. Elec : Eleckij gosudarstvennyj universitet im.

I. A. Bunina, 2023. S. 187-188.

9. Lazutkina E. V Obshhestvennoe soznanie, obshhestvennoe mnenie: associativnyj jeksperiment sredi studentov Sibirskogo federal'nogo universiteta = Public consciousness, public oinion: an associative experiment among students in Siberian Federal University // Sociodinamika. 2015. № 6. S. 80-112.

10. Leont'ev A. A. Obshhie svedenija ob associacijah i associativnyh normah = Overview of associations and associative norms // Slovar' associativnyh norm russkogo jazyka. Moskva : MGU, 1977. S. 5-17.

11. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activity. Consciousness. Personality. Moskva : Politizdat, 1975. 304 s.

12. Mazilov V. A. Kommunikativno-integrativnyj podhod v psihologicheskoj nauke = Communication-integrative approach in psychological science / Nauchnye podhody v sovremennoj otechestvennoj psihologii. Moskva : Institut psihologii RAN, 2023. S. 273-289.

13. Muhina V S. Vnutrennjaja pozicija lichnosti kak osnova razvitija grazhdanskoj identichnosti = The inner position of the individual as the basis for development of civic identity / V. S. Muhina, S. V. Melkov // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2022. T. 18. № 1. C. 105-112.

14. Nazarov A. I. Associacija i associativnyj jeksperiment: raznye sud'by = Association and associative experiment: Different fates / A. I. Nazarov, R. V. Sokolov // Voprosy psihologii. 2007. № 4. S. 125-138.

15. Nakohova R. R. Social'no-psihologicheskie osobennosti formirovanija grazhdanskoj identichnosti u studencheskoj molodezhi = Socio-psychological features in formation of civic identity among student youth : monografija / R. R. Nakohova, D. H. Tlisova. Moskva : ID «Mezhdunarodnye otnoshenija», 2016. 207 s.

16. Pautova L. A. Associativnyj jeksperiment: opyt sociologicheskogo primenenija = Associative experiment: experience in sociological application // Sociologija: metodologija, metody, matematicheskoe modelirovanie (Sociologija:4M). 2007. № 24. S. 149-168.

17. Povarenkov Ju. P. Psihologija dejatel'nosti professionala = Psychology of professional activity. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 243 s.

18. Selezneva A. V Rossijskaja molodezh': politiko-psihologicheskij portret na fone jepohi = Russian youth: a political and psychological portrait against the background of the era. Moskva : Akvilon, 2022. 288 s.

19. Stefanenko T. G Komponenty jetnicheskoj identichnosti: kognitivnyj, affektivnyj, povedencheskij = Components of ethnic identity: cognitive, affective, behavioral // Mir psihologii. 2004. № 3. S. 38-43.

20. Ukaz Prezidenta RF ot 9 nojabrja 2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» = Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 № 809 «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211 090019/ (data obrashhenija: 08.07.2023).

Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 15.01.2024; approved after reviewing 13.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.